Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутрифирменные формы инновационной деятельности




Межфирменные структуры.

Межкорпорационные программно-целевые кооперативные научно-технические предприятия

Альянсы, консорциумы и совместные предприятия

Типовые инновационные роли персонала Типовые новаторские образования
Предприниматель Интрапренер Генератор идей Информационная звезда Деловой ангел Лидер Плановик Вольный сотрудник Золотой воротничок Научно-технический привратник Альтернативный персонал Бригадное новаторство и временные творческие коллективы Рисковые подразделения компаний Новые фирмы в рамках старых компаний Венчурные фирмы (рискофирмы) Инкубаторные программы и сети малых фирм Бизнес инкубаторы в России.

 

Организационно механизм системы управления инновационной деятельностью предусматривает, что службы и отделы, занимающиеся управлением нововведениями, рассредоточены по разным уровням управленческой структуры и между ними действует налаженная система взаимодействий.

Элементами такой системы могут выступать:

- специализированные подразделения – советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики, которые создаются в крупных предприятиях, выпускающих наукоемкую продукцию. Их задача – определение ключевых направлений инновационного процесса;

- центральные службы развития новых продуктов – осуществляют координацию инновационной деятельности, обеспечивающие разработку единой технической политики, контроль и координацию инновационной деятельности, проводимой в различных производственных подразделениях;

- отделения новых продуктов – самостоятельные подразделения, осуществляющие координацию инновационной деятельности в рамках предприятия в целом, согласование целей и направлений технического развития, разработку планов и программ инновационной деятельности, наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением, рассмотрение проектов создания новых продуктов;

- проектно-целевые группы по проведению НИР и производству продукции - самостоятельные подразделения, создаваемые для комплексного осуществления инновационного процесса от идеи до серийного производства;

- центры развития - самостоятельные подразделения, не связанные с основной сферой деятельности организации. Для центров устанавливаются такие показатели производственно-хозяйственной деятельности, которые на этапе внедрения новой продукции стимулируют расширение объемов производства и способствуют завоеванию рыночных позиций;

- отделы НИОКР в производственных подразделениях – поиск и разработка новых перспективных идей и их быстрое доведение до стадии освоения и производства;

- венчурные подразделения – организуются в крупных компаниях на основе создания фондов «рискового капитала». Средства венчурных фондов часто вкладываются в небольшие начинающие фирмы, которые впоследствии поглощаются крупными, либо с ними устанавливаются долгосрочные связи;

- специализированные централизованные фонды стимулирования нововведений – создаются за счет части прибыли фирмы, используются для ускорения внедрения новой продукции в серийное производство. Из этих средств создаются венчурные фонды;

- фонды стимулирования нововведений в производственных подразделениях - создаются для стимулирования НИОКР прикладного характера, связанных с нуждами подразделения;

- консультационные и аналитические группы – прогнозирование развития технологии и спроса на новую продукцию, выбор перспективных идей, определение тематики исследования, координация работ.

 

2 Инновационный процесс, будучи сложным и многоэтапным, охватывающим весь спектр видов деятельности от исследований до реализации нового товара, позволяет различным типам фирм занять в нем соответствующее их особенностям место в инновационной сфере. Чаще всего степень участия малой фирмы в инновационном процессе зависит от жизненного цикла выпускаемого ею продукта. Отрасли с коротким циклом жизни продукта (высокотехнологичные отрасли) требуют регулярной разработки и производства новых видов продукции, что создает предпосылки для деятельности небольших новаторских фирм именно в этих отраслях.

Факторы, обуславливающие важную роль малых инновационных фирм в области нововведений:

* мобильность и гибкость перехода к инновациям, высокая восприимчивость к принципиальным нововведениям (во главе чаще стоит энтузиаст, сам новатор);

* сильный и многоплановый характер мотивации, обусловленный причинами как внеэкономического плана (инновация становится делом жизни и чести инноватора), так и коммерческого, поскольку только успешная реализация такого проекта позволит автору состояться в качестве предпринимателя;

* узкая специализация их научных поисков или разработка небольшого круга технических идей, малый управленческий персонал;

* ориентация на конечный результат при широком использовании всех видов ресурсов и, прежде всего, интеллектуальных;

* готовность нести огромные риски, неприемлемые для крупных и средних предприятий, в силу качеств, присущих пионеру.

 

Таблица 1 - Итоги сравнительного анализа преимуществ и недостатков малых и крупных фирм в развитии инновационных процессов

Малые хозяйственные системы Корпоративные хозяйственные системы
Преимущества
Лучше используют стимулирующие возможности рынка - конкуренцию Монополистическое положение на рынке, совокупные выгоды такого положения для корпорации
“Плодовитее” в создании инноваций “Плодовитее” в создании инновационных факторов
Меньше затраты на создание инноваций Имеют возможность инвестировать больше средств (капитала). Легче доступ к банковскому кредиту.
Проще управление созданием и использованием инноваций Большая устойчивость в случае неудачи инновационного проекта
Мобильнее и гибче в реакции на меняющуюся конъюнктуру рынка Возможность нанять большее число ученых, инженеров, конструкторов, техников
Лучше реализуются индивидуальные особенности изобретателей-предпринимателей Способность обеспечить практически большинство (часто все) стадии инновационного процесса
Проще и полнее могут реализовать предпринимательский ресурс Возможность создавать и эффективно использовать системные базовые инновации
Меньшее или почти полное отсутствие бюрократизма при организации инновационных процессов, реализации инновационных проектов Больший абсолютный рост прибыли от применяемых инноваций за счет совокупности используемых мер
Недостатки
Невозможность создания системных технологий, инноваций в целом, как правило Недостаточная мобильность, гибкость в реакции на конъюнктуру рынка
Недостаток средств для реализации наиболее крупных инновационных проектов, сложность доступа к кредитам банков Слабое использование стимулирующих возможностей предпринимательства
Отсутствие достаточного количества и качества квалифицированных специалистов Стремление к монопольному владению инновацией-фактором, сдерживающее НТП
Опасность разорения и полного краха Длительнее продолжительность цикла создания и использования инноваций

 

Таким образом, недостатки одних нивелируются достоинствами других форм, из чего логически следует вывод о необходимости оптимизации сочетания крупных и малых форм по критерию эффективности осуществления системных инновационных процессов.

По характеру инновационной продукции малые фирмы проявляют следующие виды специализации:

1) научно-исследовательская деятельность, разработка и проектирование нововведений;

2) оказание услуг в сфере научного обслуживания (инжиниринг, консалтинг, обучение кадров, обслуживание новой техники).

Значительная роль малого инновационного бизнеса определяется также тем, что крупные корпорации приобретают известные преимущества от интеграции с малыми фирмами в этой сфере.

 

Формы малого инновационного предпринимательства:

 

1) Новые фирмы в рамках старых компаний – корпорации субсидируют организацию новых фирм для того, чтобы предотвратить уход ведущих специалистов, сманиваемых ищущими таланты вкладчиками рискового капитала, или самим привлечь на работу в свою компанию специалистов из других фирм.

Способы образования:

- материнская компания берет на себя все финансовые вопросы и становится владельцем по меньшей мере 80% новой фирмы, которая числится как филиал, но фактически является отдельной компанией;

- убытки от деятельности новой фирмы ложатся на материнскую компанию, которая к тому же не может получить 100% прибыли. Чтобы обойти данную проблему некоторые фирмы делают новую фирму своей 100% собственностью;

- основатели молодой фирмы обычно получают право приобретения в течение ряда лет акций по льготной цене, получая доходы от прироста капитала; акции вскоре выкупаются.

2) Венчурная фирма – предприятие, создаваемое для реализации инновационного проекта со значительным риском.

Способы образования:

- при организации риск-фирмы группа лиц, располагающих оригинальной идеей в области новой технологии или производства новой продукции, но не имеющих средств для организации производства, вступает в контакт с одним или несколькими инвесторами (венчурными фондами) через посредника, руководителя малого предприятия, убежденного в перспективности идеи. Руководство данного предприятия должно быть компетентно не только в научно-технической сфере, но и в области производства и продвижения нового продукта;

- риск-фирма создается на базе существующего малого предприятия. Руководитель риск-фирмы обеспечивает частичное финансирование проекта из средств возглавляемого предприятия и в тоже время непосредственно руководит рядом направлений деятельности проекта до того момента, когда риск-фирма передает наработки более мощной финансовой группе.

3) инкубатор – организация, создаваемая местными органами власти или крупными компаниями для выращивания новых предприятий.

Типы – прибыльные, бесприбыльные и филиалы ВУЗов

В классическом технопарке его ядро - инкубатор начинающих малых инновационных фирм, в котором размещены сервисные фирмы, оказывающие услуги в области сложного сервиса (лицензирование, стандартизация, сертификация, инжиниринг, патентоведение и т.д.) и в области простого сервиса (социально-бытовые, транспорт, связь, отдых, спорт и т.д.).

Инкубатор бизнеса - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи.

Свое предназначение инкубатор бизнеса осуществляет посредством выполнения следующих функций:

а) обеспечение систем поддержки фирмам за счет оказания материальной (осязаемая) и нематериальной (неосязаемая) поддержки:

n осязаемая - это предоставление на льготных условиях помещений, места в офисе, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства, оказание на льготных условиях правовых, рекламных, информационных консультационных услуг;

n неосязаемая - это обеспечение доступа начинающих и неизвестных широкому кругу предпринимателей и малых фирм к интеллектуальному потенциалу университета, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями, рекомендации и гарантии в финансовые источники;

б) достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии. Инкубатор за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления фирмы должен подготовить эту фирму к действиям в жестких условиях конкуренции. За время пребывания фирмы в инкубаторе она должна стать успешной, т.е. построить свои каналы товародвижения, разместить производство, найти первых покупателей и получить первые заявки и контракты;

в) бизнес-образовательная функция в виде обучения в свободной обстановке или организации бесплатных семинаров, обеспечение условий для овладения практическими навыками бизнеса студентами и выпускниками университета. Высокотехнологичный бизнес ориентирован на квалифицированные кадры, вместе с тем он рискован и непредсказуем и требует от будущего предпринимателя особых личностных и психологических качеств. Участвуя в принятии решений на всех стадиях инновационного процесса студенты получают бесценный жизненный опыт.

Перечень потребностей и услуг наиболее часто востребованных отечественными малыми предприятиями в порядке их значимости:

* бизнес-планирование, поиск инвесторов и предоставление финансирования;

* доступ к средствам информации и связи, информационным источникам;

* проведение маркетинговых исследований, изучение рынка и каналов товародвижения;

* регистрация, создание команды предприятий и других организационных услуг;

* оказание юридических консультаций и правовой защиты;

* предоставление помещений офисного и производственного характера;

* доступ к научному потенциалу;

* предоставление социально-бытовых услуг;

* предоставление в аренду оборудования и технологических линий.

Инкубатор бизнеса устанавливает критерии отбора для размещения в нем малых фирм, основу которых составляют:

~ технологически обоснованный продукт, под который будет реализован в целом инновационный проект;

~ предпринимательские способности команды, претендующей на поддержку;

~ потенциал менеджмента фирмы;

~ наличие бизнес-плана инновационного проекта, в котором показываются условия успешной реализации проектов и проблемы;

~ потенциал роста на рынке для разрабатываемой продукции - наличие емкого и перспективного рынка;

~ создание рабочих мест в регионе - в какой степени инновационный проект позволит сохранить и создать новые места.

Инкубаторы бизнеса могут функционировать и вне технопарков, как самостоятельная организация. В этом случае между данными организационными структурами можно выделить следующие различия:

1) инкубаторы поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы;

2) инкубаторы поддерживают не только фирмы высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра деятельности;

3) инкубаторы не имеют земли, а следовательно, и программ привлечения на нее филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков под строительство офисов и других помещений самими клиентскими фирмами;

4) политика постоянного обновления клиентов в них соблюдается жестче, чем в технопарках.

 

3 Одним из направлений поддержки малого предпринимательства и интенсивности инновационного процесса является развитие территориальных научно-производственных систем. Научные парки, инновационные технологические центры, инкубаторы нововведений и т.д., ориентированные на ускоренное воплощение результатов научных исследований в новую технику, технологии, материалы, стали важным фактором усиления отдачи науки, интеграции ее основных звеньев с производством.

Научно-технологический парк - это самостоятельная организационная структура, создаваемая в сфере науки и научного обслуживания с целью поддержки малого научно-технического предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке высокотехнологичной продукции.

Основные задачи создания технопарков:

n превращение знаний и изобретений в технологии;

n превращение технологий в коммерческий продукт;

n передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства;

n формирование и рыночное становление наукоемких фирм;

n поддержка предприятий в сфере наукоемкого бизнеса.

Технопарки позволяют сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства, создание новых малых и средних предприятий, разработку производство и поставку на отечественный и зарубежный рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Именно на этой основе достигается согласование интересов высшей школы, крупных технологических институтов, промышленности, города и региона.

Регион, способствуя созданию и развитию технопарков, получает возможность формирования и ускоренного развития научно-производственной и социальной инфраструктуры, привлечение в регион высококвалифицированных специалистов, поддержки и развития сектора экономики и, в связи с этим, создания новых рабочих мест.

Промышленным предприятиям предоставляется возможность в полной мере использовать потенциал научно-технического комплекса региона для повышения конкурентоспособности своей продукции, ускоренного внедрения новых технологий, целевого отбора выпускников, прошедших хорошую школу работы в малых инновационных предприятиях, рисковых фирмах.

Вузы и технологические НИИ получают возможность предоставить своим научным коллективам и отдельным ученым условия для завершения исследований и создания на их основе конкурентоспособной научно-технологической продукции. При этом формируется коллектив с участием автора идеи, разработчиков, аспирантов и студентов, которые в дальнейшем продолжают работать в этом направлении и на производстве.

Такие коллективы на практике овладевают навыками активной предпринимательской деятельности, которая осуществляется в условиях жесткой конкуренции в области производства наукоемкой продукции. Парки повышают престиж вуза, НИИ, их роль в развитии региона.

Интеллектуальный капитал и физическая инфраструктура университета служит определенным магнитом, притягивающим и поддерживающим интересы промышленности и предпринимательства, стремящихся получить доступ к ресурсам, имеющимся только в вузе (библиотеки, информационные возможности, исследовательские лаборатории, специальное оборудование, научные заделы, высококвалифицированные преподавательские и научные кадры).

Классификация научно-технологических кадров:

Исследовательский парк осуществляет неприбыльный фундаментально-прикладной научный трансфер, действует от стадии завершения фундаментальных исследований. Его основным объектом являются новейшие научные идеи и вытекающие из них проекты и разработки, имеющие прикладное значение, нередко в долгосрочной перспективе (свыше 10 лет). Поэтому государственная поддержка здесь должна быть определяющей.

Научно-технологический парк осуществляет прибыльный или неприбыльный прикладной научно-экспериментальный трансфер, функционирует преимущественно от стадии прикладной НИОКР до стадии производства опытно-экспериментальной партии нового продукта (отработки новой технологии) нередко среднесрочной перспективы (свыше 5 лет). Компании парка тиражируют техническую документацию и готовят продукт (технологию) к освоению в производстве (выпуск первой промышленной партии). Здесь необходима паритетная поддержка государства и бизнеса.

Технологический парк осуществляет прибыльный экспериментально-производственный трансфер, действует преимущественно от стадии опытно-конструкторских и экспериментальных работ до организации серийного производства новой продукции (освоения новой технологии), имеющей почти гарантированный спрос на рынке. Компании технопарка реализуют готовую документацию (ноу-хау), производят новый продукт (возможно малыми партиями) или участвуют в его серийном производстве на предприятиях. Здесь очевидна главная роль бизнес-поддержки.

Промышленно-технологический парк осуществляет прибыльную деятельность, связанную с предоставлением во временное пользование площадей, помещений и оборудования для организации производства нового продукта по новой технологии. Такого рода парки могут полностью поддерживаться бизнесом.

Технопарк отличается от традиционных производственных и внедренческих предприятий тем, что:

* его основная функция - непрерывное формирование нового наукоемкого бизнеса;

* располагается вблизи источника сырья, которым в данном случае выступает интеллект, но технопарк не столько потребляет интеллект, сколько способствует его развитию, работает на него;

* предоставляет комплекс услуг всем, кто в него обращается, чьи предложения и проекты признаются перспективными и направленными на существенное улучшение социально-экономической ситуации в городе;

* непостоянство состава фирм технопарка, постоянный их кругооборот, приток новых сил;

* исключительно рыночная направленность деятельности технопарка, здесь занимаются только теми технологиями и продуктами, которые имеют спрос на рынке.

Для промышленности это взаимодействие выгодно потому, что сокращается разрыв между идеей, ее проработкой и материализованным воплощением в продукте; снижаются затраты и риск создания и производства неконкурентоспособной продукции; обеспечивается выбор технологий, загружаются производственные мощности и сохраняются рабочие места. Взаимодействие через технопарк крупного предприятия и малой фирмы позволяет максимально использовать концентрацию и специализацию, с одной стороны, и гибкость, комбинирование высококвалифицированного и неквалифицированного труда, множество трудоемких операций, готовность к риску и нововведениям - с другой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.