КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внутрифирменные формы инновационной деятельности
Межфирменные структуры. Межкорпорационные программно-целевые кооперативные научно-технические предприятия Альянсы, консорциумы и совместные предприятия
Организационно механизм системы управления инновационной деятельностью предусматривает, что службы и отделы, занимающиеся управлением нововведениями, рассредоточены по разным уровням управленческой структуры и между ними действует налаженная система взаимодействий. Элементами такой системы могут выступать: - специализированные подразделения – советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики, которые создаются в крупных предприятиях, выпускающих наукоемкую продукцию. Их задача – определение ключевых направлений инновационного процесса; - центральные службы развития новых продуктов – осуществляют координацию инновационной деятельности, обеспечивающие разработку единой технической политики, контроль и координацию инновационной деятельности, проводимой в различных производственных подразделениях; - отделения новых продуктов – самостоятельные подразделения, осуществляющие координацию инновационной деятельности в рамках предприятия в целом, согласование целей и направлений технического развития, разработку планов и программ инновационной деятельности, наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением, рассмотрение проектов создания новых продуктов;
- проектно-целевые группы по проведению НИР и производству продукции - самостоятельные подразделения, создаваемые для комплексного осуществления инновационного процесса от идеи до серийного производства; - центры развития - самостоятельные подразделения, не связанные с основной сферой деятельности организации. Для центров устанавливаются такие показатели производственно-хозяйственной деятельности, которые на этапе внедрения новой продукции стимулируют расширение объемов производства и способствуют завоеванию рыночных позиций; - отделы НИОКР в производственных подразделениях – поиск и разработка новых перспективных идей и их быстрое доведение до стадии освоения и производства; - венчурные подразделения – организуются в крупных компаниях на основе создания фондов «рискового капитала». Средства венчурных фондов часто вкладываются в небольшие начинающие фирмы, которые впоследствии поглощаются крупными, либо с ними устанавливаются долгосрочные связи; - специализированные централизованные фонды стимулирования нововведений – создаются за счет части прибыли фирмы, используются для ускорения внедрения новой продукции в серийное производство. Из этих средств создаются венчурные фонды; - фонды стимулирования нововведений в производственных подразделениях - создаются для стимулирования НИОКР прикладного характера, связанных с нуждами подразделения; - консультационные и аналитические группы – прогнозирование развития технологии и спроса на новую продукцию, выбор перспективных идей, определение тематики исследования, координация работ.
2 Инновационный процесс, будучи сложным и многоэтапным, охватывающим весь спектр видов деятельности от исследований до реализации нового товара, позволяет различным типам фирм занять в нем соответствующее их особенностям место в инновационной сфере. Чаще всего степень участия малой фирмы в инновационном процессе зависит от жизненного цикла выпускаемого ею продукта. Отрасли с коротким циклом жизни продукта (высокотехнологичные отрасли) требуют регулярной разработки и производства новых видов продукции, что создает предпосылки для деятельности небольших новаторских фирм именно в этих отраслях. Факторы, обуславливающие важную роль малых инновационных фирм в области нововведений: * мобильность и гибкость перехода к инновациям, высокая восприимчивость к принципиальным нововведениям (во главе чаще стоит энтузиаст, сам новатор); * сильный и многоплановый характер мотивации, обусловленный причинами как внеэкономического плана (инновация становится делом жизни и чести инноватора), так и коммерческого, поскольку только успешная реализация такого проекта позволит автору состояться в качестве предпринимателя; * узкая специализация их научных поисков или разработка небольшого круга технических идей, малый управленческий персонал; * ориентация на конечный результат при широком использовании всех видов ресурсов и, прежде всего, интеллектуальных; * готовность нести огромные риски, неприемлемые для крупных и средних предприятий, в силу качеств, присущих пионеру.
Таблица 1 - Итоги сравнительного анализа преимуществ и недостатков малых и крупных фирм в развитии инновационных процессов
Таким образом, недостатки одних нивелируются достоинствами других форм, из чего логически следует вывод о необходимости оптимизации сочетания крупных и малых форм по критерию эффективности осуществления системных инновационных процессов. По характеру инновационной продукции малые фирмы проявляют следующие виды специализации: 1) научно-исследовательская деятельность, разработка и проектирование нововведений; 2) оказание услуг в сфере научного обслуживания (инжиниринг, консалтинг, обучение кадров, обслуживание новой техники). Значительная роль малого инновационного бизнеса определяется также тем, что крупные корпорации приобретают известные преимущества от интеграции с малыми фирмами в этой сфере.
Формы малого инновационного предпринимательства:
1) Новые фирмы в рамках старых компаний – корпорации субсидируют организацию новых фирм для того, чтобы предотвратить уход ведущих специалистов, сманиваемых ищущими таланты вкладчиками рискового капитала, или самим привлечь на работу в свою компанию специалистов из других фирм. Способы образования: - материнская компания берет на себя все финансовые вопросы и становится владельцем по меньшей мере 80% новой фирмы, которая числится как филиал, но фактически является отдельной компанией; - убытки от деятельности новой фирмы ложатся на материнскую компанию, которая к тому же не может получить 100% прибыли. Чтобы обойти данную проблему некоторые фирмы делают новую фирму своей 100% собственностью; - основатели молодой фирмы обычно получают право приобретения в течение ряда лет акций по льготной цене, получая доходы от прироста капитала; акции вскоре выкупаются. 2) Венчурная фирма – предприятие, создаваемое для реализации инновационного проекта со значительным риском. Способы образования: - при организации риск-фирмы группа лиц, располагающих оригинальной идеей в области новой технологии или производства новой продукции, но не имеющих средств для организации производства, вступает в контакт с одним или несколькими инвесторами (венчурными фондами) через посредника, руководителя малого предприятия, убежденного в перспективности идеи. Руководство данного предприятия должно быть компетентно не только в научно-технической сфере, но и в области производства и продвижения нового продукта; - риск-фирма создается на базе существующего малого предприятия. Руководитель риск-фирмы обеспечивает частичное финансирование проекта из средств возглавляемого предприятия и в тоже время непосредственно руководит рядом направлений деятельности проекта до того момента, когда риск-фирма передает наработки более мощной финансовой группе. 3) инкубатор – организация, создаваемая местными органами власти или крупными компаниями для выращивания новых предприятий. Типы – прибыльные, бесприбыльные и филиалы ВУЗов В классическом технопарке его ядро - инкубатор начинающих малых инновационных фирм, в котором размещены сервисные фирмы, оказывающие услуги в области сложного сервиса (лицензирование, стандартизация, сертификация, инжиниринг, патентоведение и т.д.) и в области простого сервиса (социально-бытовые, транспорт, связь, отдых, спорт и т.д.). Инкубатор бизнеса - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Свое предназначение инкубатор бизнеса осуществляет посредством выполнения следующих функций: а) обеспечение систем поддержки фирмам за счет оказания материальной (осязаемая) и нематериальной (неосязаемая) поддержки: n осязаемая - это предоставление на льготных условиях помещений, места в офисе, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства, оказание на льготных условиях правовых, рекламных, информационных консультационных услуг; n неосязаемая - это обеспечение доступа начинающих и неизвестных широкому кругу предпринимателей и малых фирм к интеллектуальному потенциалу университета, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями, рекомендации и гарантии в финансовые источники; б) достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии. Инкубатор за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления фирмы должен подготовить эту фирму к действиям в жестких условиях конкуренции. За время пребывания фирмы в инкубаторе она должна стать успешной, т.е. построить свои каналы товародвижения, разместить производство, найти первых покупателей и получить первые заявки и контракты; в) бизнес-образовательная функция в виде обучения в свободной обстановке или организации бесплатных семинаров, обеспечение условий для овладения практическими навыками бизнеса студентами и выпускниками университета. Высокотехнологичный бизнес ориентирован на квалифицированные кадры, вместе с тем он рискован и непредсказуем и требует от будущего предпринимателя особых личностных и психологических качеств. Участвуя в принятии решений на всех стадиях инновационного процесса студенты получают бесценный жизненный опыт. Перечень потребностей и услуг наиболее часто востребованных отечественными малыми предприятиями в порядке их значимости: * бизнес-планирование, поиск инвесторов и предоставление финансирования; * доступ к средствам информации и связи, информационным источникам; * проведение маркетинговых исследований, изучение рынка и каналов товародвижения; * регистрация, создание команды предприятий и других организационных услуг; * оказание юридических консультаций и правовой защиты; * предоставление помещений офисного и производственного характера; * доступ к научному потенциалу; * предоставление социально-бытовых услуг; * предоставление в аренду оборудования и технологических линий. Инкубатор бизнеса устанавливает критерии отбора для размещения в нем малых фирм, основу которых составляют: ~ технологически обоснованный продукт, под который будет реализован в целом инновационный проект; ~ предпринимательские способности команды, претендующей на поддержку; ~ потенциал менеджмента фирмы; ~ наличие бизнес-плана инновационного проекта, в котором показываются условия успешной реализации проектов и проблемы; ~ потенциал роста на рынке для разрабатываемой продукции - наличие емкого и перспективного рынка; ~ создание рабочих мест в регионе - в какой степени инновационный проект позволит сохранить и создать новые места. Инкубаторы бизнеса могут функционировать и вне технопарков, как самостоятельная организация. В этом случае между данными организационными структурами можно выделить следующие различия: 1) инкубаторы поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы; 2) инкубаторы поддерживают не только фирмы высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра деятельности; 3) инкубаторы не имеют земли, а следовательно, и программ привлечения на нее филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков под строительство офисов и других помещений самими клиентскими фирмами; 4) политика постоянного обновления клиентов в них соблюдается жестче, чем в технопарках.
3 Одним из направлений поддержки малого предпринимательства и интенсивности инновационного процесса является развитие территориальных научно-производственных систем. Научные парки, инновационные технологические центры, инкубаторы нововведений и т.д., ориентированные на ускоренное воплощение результатов научных исследований в новую технику, технологии, материалы, стали важным фактором усиления отдачи науки, интеграции ее основных звеньев с производством. Научно-технологический парк - это самостоятельная организационная структура, создаваемая в сфере науки и научного обслуживания с целью поддержки малого научно-технического предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке высокотехнологичной продукции. Основные задачи создания технопарков: n превращение знаний и изобретений в технологии; n превращение технологий в коммерческий продукт; n передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства; n формирование и рыночное становление наукоемких фирм; n поддержка предприятий в сфере наукоемкого бизнеса. Технопарки позволяют сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства, создание новых малых и средних предприятий, разработку производство и поставку на отечественный и зарубежный рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции. Именно на этой основе достигается согласование интересов высшей школы, крупных технологических институтов, промышленности, города и региона. Регион, способствуя созданию и развитию технопарков, получает возможность формирования и ускоренного развития научно-производственной и социальной инфраструктуры, привлечение в регион высококвалифицированных специалистов, поддержки и развития сектора экономики и, в связи с этим, создания новых рабочих мест. Промышленным предприятиям предоставляется возможность в полной мере использовать потенциал научно-технического комплекса региона для повышения конкурентоспособности своей продукции, ускоренного внедрения новых технологий, целевого отбора выпускников, прошедших хорошую школу работы в малых инновационных предприятиях, рисковых фирмах. Вузы и технологические НИИ получают возможность предоставить своим научным коллективам и отдельным ученым условия для завершения исследований и создания на их основе конкурентоспособной научно-технологической продукции. При этом формируется коллектив с участием автора идеи, разработчиков, аспирантов и студентов, которые в дальнейшем продолжают работать в этом направлении и на производстве. Такие коллективы на практике овладевают навыками активной предпринимательской деятельности, которая осуществляется в условиях жесткой конкуренции в области производства наукоемкой продукции. Парки повышают престиж вуза, НИИ, их роль в развитии региона. Интеллектуальный капитал и физическая инфраструктура университета служит определенным магнитом, притягивающим и поддерживающим интересы промышленности и предпринимательства, стремящихся получить доступ к ресурсам, имеющимся только в вузе (библиотеки, информационные возможности, исследовательские лаборатории, специальное оборудование, научные заделы, высококвалифицированные преподавательские и научные кадры). Классификация научно-технологических кадров: Исследовательский парк осуществляет неприбыльный фундаментально-прикладной научный трансфер, действует от стадии завершения фундаментальных исследований. Его основным объектом являются новейшие научные идеи и вытекающие из них проекты и разработки, имеющие прикладное значение, нередко в долгосрочной перспективе (свыше 10 лет). Поэтому государственная поддержка здесь должна быть определяющей. Научно-технологический парк осуществляет прибыльный или неприбыльный прикладной научно-экспериментальный трансфер, функционирует преимущественно от стадии прикладной НИОКР до стадии производства опытно-экспериментальной партии нового продукта (отработки новой технологии) нередко среднесрочной перспективы (свыше 5 лет). Компании парка тиражируют техническую документацию и готовят продукт (технологию) к освоению в производстве (выпуск первой промышленной партии). Здесь необходима паритетная поддержка государства и бизнеса. Технологический парк осуществляет прибыльный экспериментально-производственный трансфер, действует преимущественно от стадии опытно-конструкторских и экспериментальных работ до организации серийного производства новой продукции (освоения новой технологии), имеющей почти гарантированный спрос на рынке. Компании технопарка реализуют готовую документацию (ноу-хау), производят новый продукт (возможно малыми партиями) или участвуют в его серийном производстве на предприятиях. Здесь очевидна главная роль бизнес-поддержки. Промышленно-технологический парк осуществляет прибыльную деятельность, связанную с предоставлением во временное пользование площадей, помещений и оборудования для организации производства нового продукта по новой технологии. Такого рода парки могут полностью поддерживаться бизнесом. Технопарк отличается от традиционных производственных и внедренческих предприятий тем, что: * его основная функция - непрерывное формирование нового наукоемкого бизнеса; * располагается вблизи источника сырья, которым в данном случае выступает интеллект, но технопарк не столько потребляет интеллект, сколько способствует его развитию, работает на него; * предоставляет комплекс услуг всем, кто в него обращается, чьи предложения и проекты признаются перспективными и направленными на существенное улучшение социально-экономической ситуации в городе; * непостоянство состава фирм технопарка, постоянный их кругооборот, приток новых сил; * исключительно рыночная направленность деятельности технопарка, здесь занимаются только теми технологиями и продуктами, которые имеют спрос на рынке. Для промышленности это взаимодействие выгодно потому, что сокращается разрыв между идеей, ее проработкой и материализованным воплощением в продукте; снижаются затраты и риск создания и производства неконкурентоспособной продукции; обеспечивается выбор технологий, загружаются производственные мощности и сохраняются рабочие места. Взаимодействие через технопарк крупного предприятия и малой фирмы позволяет максимально использовать концентрацию и специализацию, с одной стороны, и гибкость, комбинирование высококвалифицированного и неквалифицированного труда, множество трудоемких операций, готовность к риску и нововведениям - с другой.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |