Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Екатеринбург 2002 2 страница




Глава 2. Античная философия и первые психологиче ские воззрения

Еще задолго до появления письменности люди проявляли живой интерес к тому, что их окружало. Их знания были обширны. Наиболее полное их представление содержится в мифах: структура общества, моральны кодекс, а также глубоко человеческая потребность в вере, в знании мифы описывали и объясняли Вселенную до того, как была изобретена наука. Сказания о природных явлениях - как бн физические, сказания о человеческой природе - как бы психологические.

"Илиада" и "Одиссея" - это собрания устных преданий, созданных долго до Золого Века Афин. В них представлена обыденная психологи дофилософской Греции. У греков не было слова, соответствующего понятию "личность", но они пользовались понятиями, обозначавшими разные стороны личности. Во-первых, это псюхе - "дыхание жизни", которое покидает человека после смерти. Мы можем интерпретировать "псюхе" к витальную основу жизни, различающую органический и неорганический мир. Другая составляющая личности - "тумос", что, по-видимому, обозначало мотивационные основы, включающие действие и чувство. Современное понятие "эмоция" также выражает идею, что поведение являет результатом мотивапионного возбуждения. И, наконец, "ноус" - психический орган для восприятия истины. Примечательно, насколько герои Гомера мало могли управлять различными частями своево ума. В "Илиаде" боги часто затуманивают "ноус" воина и вселяют безумие в его "тумос", вынуждая его действовать безответственно. И действительно, кража, которую совершает Агамемнон у Ахилла, открывающая "Илиаду", является таким божественным актом. Концепция личной ответственности и объяснение поведения исключительно внутренними причинами не появлялись в работах греческих драматургов до близительно 500 года до н.э. Вследствие этого нам легче принять греческую трагедию, чем "Илиаду", так как действующие лица трагедии совершают поступки под влиянием сильных человеческих страстей, а не прихоти Олимпийских богов.

Илиада и Одиссея сохранили для нас психологию здравого смысла и философию древних греков. Здравый смысл, однако, редко бывает самокритичным и не пытается улучшить себя. Всё это переменилось в У1 в до н.э., когда была изобретена философия.

Довократовские Философы. Людям трудно принять критику своих идей или критически рассуждать о них. Вследствие этого многие системы мысли являются закрытыми - они не критикуют себя, а скорее защищают себя против критики. Мы часто находим закрытые системы мысли в религии или иной идеологии, гда верующие ставят какую-либо "великую" истину выше критики, критиков называют еретиками и часто преследуют.

Закрытые системы, таким образом, являются консервативными, очень медленно изменяющимися. Иногда это неплохо. Китайское общество долго управлялось всеобщей конфуцианской идеологией, что привело Китай к политической стабильности, неизвестной в Европе. Стабильность, однако, может переходить в застой. Во времена крнфуцианства китайская наука очень мало продвинулась вперёд. Изобретение пороха и строительство Великой Стены были сделаны ремесленниками, а не образованным Мандаринами.

В Греции интеллектуальная жизнь приняла другой оборот. Древние Греческие философы были первыми мыслителями, которые продвигались вперёд, применяй критику. Традиция систематического критицизма, цель которого заключалась в улучшении идей, началась с Талеса Милетского(зрелость 585 до н.э.). Талес не обучал своим идеям как истине, которую требовалось сохранить, но как гипотезам, которые должны быть улучшены.

Особая проблема, к которой обратился Талес - это природа реальности. Он считал, что хотя мир и состоит из различных веществ; дерева, камня, воздуха, дыма и т.д., в действительности существует лишь од элемент - вода, принимающий многочисленные формы. Она может быть жидкой, газообразной, твёрдой. Вода по Талесу являлась главной составляющей всех вещей. Он предложил название для единого элемента "физис", и все последователи Талеса, искавшие универсальный элемент, были названы "физиками".

Талес перешёл от религиозных и духовных объяснений вселенной к туралистическим. Он утверждал, что мир доступен человеческому пони нию. Будучи критиком, он признавал, что его гипотеза, являясь чело ческим мнением, подвержена ошибкам, но он также надеялся, что божественное знание может стать человеческим знанием.

Традицию Талеса продолжал его ученик, Анаксимандр Милетский (560 г. до н.э.), который принимал концепцию физиса, но считал им не воду. Вместо этого он предположил существование особого элемента, являющегося основой всех вещей, назвав его "апейрон", что значит "неопрпделённый".

Анаксимандр заслуживает особого упоминания в связи с его интересом к эволюции. Он утверждал, что поскольку человеческие дети нежны и требуют продолжительной заботы, то первобытные формы человека должны были отличаться большей телесной крепостью и скоростью созревания, как и большинство животных. Для потдверждения своих представлений об эволюции Анаксимандр обращался к окаменелым останкам неизвестных живстных. Это один из редчайших примеров того, чтобы греческий философ использовал эмпирические данные для подтверждения своих суждений, поскольку большинство античных греков предпочитали абстрактные рассуждения.

Прямое воздействие на более поздних философов, особенно на Платона оказал Пифагор Самосский (530). Пифагор - это загадочная фигура: одновременно и великий математик, и религиозней лидер. Более всего он известен благодаря своей теореме. Он также сформулировал первые математические законы физики, выражавшие гармонические отношения вибрирующих струн различной длины. Математика для Пифагора была магическим ключом к космосу. Пифагор организовал тайную религиозную секту, обожествлявшую числа. Его сторонники верили, что всё сущее имеет своё число, и без знания этого числа невозможно понять что-либо одним лишь умом. Пифагорианская секта имела тайные ритуалы, правила употребления пищи и значительно пережила своего создателя.

Пифагор проводил резкое различие между душой и телом. Душа не только могла обходиться без тела, более того, Пифагор считал тело тюрьмой, в которую поймана душа. Важной частьго пифагорианской религии было очищение плоти для того, чтобы душа легче могла воспринять истину.

Под большим влиянием пифаворианцев находился Платон. Он также рассматривал душу как чистую, знающую сущность, помещённую в нечистое тело. Его теория познания придерживалась того, что чувственное восприятие, зависимое от тела, не заслуживает доверия. Напротив, разум души направлен на поиск абстрактного знания математической чистоты.

 

Наконец, следует упомянуть Алкмеона Кротонского (500 г. до н.э.) потому, что именно он предвосхитил создание психологии. Алкмеон был врачом и проводил первые вскрытия. Он также интересоваляя философией и направил свои усилия на понимание перцепции. Он препарировал глаз и проследил его нервное соединение с мозгом. В отличие от более поздних мыслителей, таких, как Эмпелокл и Аристотель, Алкмеон верно полагал, что ощущение и мышление происходят в мозге. Работы Алкмеона - это ступень к созданию психологии, попытка ответить на философские вопросы о разуме, используя научные методы, заимствованные из физиологии. Среди создателей психологии, таких, как Вильгельм Вундт, Зигмунд Фрейд, Вильям Джеймс достойное место занимает Алкмеон, врач, ставший эмпирическим философом.

Бытие и развитие. В Западной мысли была и существует интеллектуалъная поляризация между философией бытия и философией развития. Защитники бытия полагают, что есть вечные истины и ценности, существующие вне человечества, истины, которые мы должны искать для того, чтобы строить по ним свою жизнь. Эти истины существуют в области "чистого" бытия. Они существуют неизменно вне изменений физического мира. Сторонники развития напротив, отрицают существование таких истин или области "чистого бытия". Вместо этого во Вселенной существует лишь постоянное изменения. Вещи не просто существуют, они постоянно становятся чем-либо ещё. Для таких мыслителей даже моральные истины изменяются вместе с изменениями в мире.

В досократовском периоде наиболее известным сторонником развития был Гераклит Эфесский /500/. Гераклит был "трудным" философом, известным современником под прозвищем "Мрачный". Он считал, что физисом является огонь, главная характеристика котроого -изменчивость. Это привело Гераклита к заключению, что в мире гораздо меньше постоянства, чем кажется, то, что выглядит как камень, в действительности - уплотнённый шар вечно меняющегося огня. Такая реальность скорее напоминает современные предствления физиков о рое частиц. Его наиболее известный афоризм - о том, что нельзя дважды ступить в одну реку. Тем не менее, Гераклит также верил, что хотя изменение - это единственная постоянная, оно закономерно, а не случайно. Управляет изменениями гармония Вселенной, которая удерживает вещи в равновесии соразмерных сил. Таким образом, философия может придти к пониманию истины только в отношении изменений, а не статики.

Филовофия бытия впервыевые была установлена Парменидом Элейским (475 г. до н.э.), таким же, как и Гераклит "трудны" писателем, который выразил свою философию в стихах. Парменид резко различал Путь Видимого /очевидности/ и Путь Истины /реальности/. Так как для Парменида истина была вечной и неизменной, философ заключил, что изменения - это иллюзия, основанная на наших обманчивых чувствах. В действительности изменений ней. Эта неизменная реальность может быть познана разумом и логикой. Парменид был первым философом, представившим свои доказательства как логические заключения из интуитивно правдоподобных предпосылок. Парменид, таким образом, основатель рационализма.

Со времён Парменида в борьбе между бытием и становлением участвовали многие мыслители. Через своего почитателя, Платона, Парменид властвовал в Западной мысли до новейшего времени. Неоплатонизм был краеугольным камнем средневековой христианской философии. Философия развития начала заявлять о себе только к концу средневековья. Триумфом её стала дарвиновская теория эволюции путём изменений и естественного отбора.

Попытку возразить Пармениду предпринял врач и философ Эмпедокл Акрагасский (450 г. до н.э.), которого можно считать основателем эмпиризма. Основывааясь на идеях Алкмеона, Эмпедокл пытался построить теорию перцепции, которая бы оправдывала опору разума на чувства. Эмпедокл утверждал, что объекты источают флюиды, являющиеся их копиями, и воздействующие на различные сенсорные модальности. Сегодня мы знаем, что обоняние действует именно так. Эмпедокл полагал, что такой принцип распространяется на все виды перцепции.

В отличие от Алкмеона, Эмпедокл верил, что эти эманации попадают в поток крови, где они встречаются и смешиваются в сердце. Колебания эманаций в биениях сердца Эмпедокл считал процессом мышления. Эта теория, хотя и абсурдно звучащая сегодня, была важным шагом к натурализму, поскольку она провозглашала чисто физическую основу умственной активности, которая обычно связывалась с душой.

Взгляды Эмпедокла характерны для эмпиризиа, заявляющего, что мы знаем реальность, наблюдая её, в частности, усваивая копии объектов. Мысль не может создать ни чего нового, будучи способной только перестраивать атомы опыта. Выводы Эмпедокла показывают, почему эмпирики более тяготели к психологии, чем рационалисты. Эмпирик должен показать, как действуют наши чувства, чтобы оправдать использование их в поисках истины, а это обяяательно требует развития психологических теорий функционирования сенсорных систем. Рационалист, напротив, просто отрицает надёжность сенсорной информации и может не обращать внимания на проблемы эмпирической психологии как философски неуместные.

Последние Физики: атомизм. Последними классическими филофофами связанными преимущественно с природой физической реальности, были Левкипп Милетский (430 г. до н.э.) и его более известней ученик Демокрит Абдерейский (420 г до н.э.). После них философы обратились к вопросам о человеском знании, морали и счастии. Как следует из названия их школы, атомисты проповедовали идею, которая оказалась плодотворной в физике, что все объекты состоят из неопределённо малых атомов.

Атомизм может быть метафорически распространён на психологию, он оказался наиболее живучим в различных психологических гипотезах. Психологический атомизм утверждает, что сложные идеи, могут быть проанализированы как совокупности более простых идей или даже ощущений, которые соединились вместе. Такое предположение было составной частью эмпирических теорий ума и до сих пор в том или ином виде включаются в психологические системы за исключением гештальт-психологии.

Атомисты предельно расширили свои гипотезы. Они поддерживали материализм, детерминизм, редукционизм. Любимый девиз Демокрита был, что только атомы и пустота существуют в реальности. Нет ни Бога, ни души, а только материальные атомы и пустое пространство. Если существуют только атомы, то свободная воля должна быть иллюзией. Левкипп говорил: "Ничто не случайно, всё имеет свою причину и необходимость". Душа и свободная воля - иллюзии, которые могут быть сведены к механическим функциям наших физических тел. Демокрит писал: "Мы не знаем ни чего точно о действительности, а только то, что она изменяется соответствии с телесными условиями и конституцией тех предметов, которые приходят в соприкосновение с нашим телом.

Подобно Эмпедоклу, Демокрит проповедовал материалистическое понимание перцепции и мышления. Действительно, теория Демокрита - это только усовершенствование Эмпедокла. Демокрит говорил, что каждый объект испускает особые атомы, названные "эйдола", и являющиеся копией объектов. Когда они достигают наших органов чувств, мы воспринимаем объект непосредственно через его копию. Таким образом, наши процессы мышления сводятся к соединению и разделению образов эйдола в мозгу. Демокрит видел фатальный недостаток этой теории, говоря, что у нас нет способа узнать, что эйдола - верные и точные копии объектов, испускающих их. Если они не точны, то наши знания реальных объектов ошибочны. В дальнейшем увидим, что эта проблема стала камнем преткновения для эмпириков ХУШ столетия Локка, Беркли и Юма.

Демокрит также поддерживал этическую доктрину, которая доставила немало беспокойства этическим философам ХУШ века. Последовательный материализм, отрицающий Бога и душу может предложить одну лишь путеводную нить в жизни: следование удовольствию и избегание боли. Эта доктрина была названа "гедонизм". У Демокрита мы находим: "Человеку лучше всего так прожить жизнь, чтобы иметь побольше радости и поменьше тревог". Это логическое следствие натурализма, поскольку он сводит ценности к естественному телесному опыту удовольвтвий и боли. Для многих, однако, это морально неприемлемо, поскольку если личные удовольствия - единственный критерий добра, какое же право имеем мы обвинять счастливого и удачливого преступника или тирана. Такие вопросы занимали Сократа и Платона, и Платон однажды предложил сжечь книги Демокрита. Собственный ответ Демокрита на эту моральную дилемму поражает большинство людей своей неубедительностью: "Величайшее удовольствие - это философствование, более великое, чем очевидные телесные удовольствия, а счастливая жизнь - это жизнь философа".

Софисты: отношение к современному миру. Перенос интереса с природы физической реальности на природу человека наиболее ярко выражен у софистов. Их известный девиз был выражен величайшим софистом Протагором (490-420 гг. до н.э.): "Мерой всего является человек, того, что есть и того, чего нет". Средоточием интереса стал человек и его потребности, а не физический мир или боги.

Софисты не придерживались определённой философской доктрины. Поначалу они были учителями риторики, которые предлагали за плату обучать честолюбивых молодых людей из Афин как правильно вести спор в суде или на собрании. Их целью, таким образом, был процесс результативного спора, а не поиск верных аргументов.

Девиз Протагора отражает гуманистический релятивизм: Человек -мера всех вещей. Этот афоризм имеет много значений. Узкое толкова! говорит, что человек - лучший судья своего опыта. Софисты старались быть материалистами подобно Демокриту, рассматривая удовольствие и боль как единственные источники поступков. Удовольствие и боль - индивидуальный чувственный опыт. Отсюда следует, что этически каждый человек является единстнным судьёй того, что правильно для него. Любая попытка установить общие правила поведения обязательно оказывается спорной, поскольку законодатель знает только свои собственные удовольствия и боли. Тем менее софисты признавали, что закон необходим для выживания человеческого сообщества и принимали культурный релятивизм, но которому любой человек, живущий в определённой культуре должен жить по правилам этой культуры, но не должен применять эти правила к людям других культур.

Наконец, при более широком обобщении. "Человек - мера всех вещей" - является вселенским утверждением. Не существует ни постоянной вечной истины, ни Божественного закона, ни вечного человеческого кодекса ценностей. Мерой вещей являются человеческие существа, их нужщы и их поиск счастья. Этот взгляд является центральным в гуманизме и предлагает философию развития, совершенно отличную от философии Гераклита.

 

 

Сократ и Платон: Философия рационализма и бытия. Сократ (470-399 г.до н.э.) был странствующим учителем, который интересовался значением таких общих понятий, как Истина, Красота и Справедливость. Его величайшим учеником был Платон, который дал положительные ответы на провокационные вопросы, на которые Сократ сам не мог найти ответа. Платон (428-348 г. до н.э.) написал диалоги, в которых Сократ обсуждает различные темы с жителями Афин. В первых диалогах ранний Сократ задаёт вопросы, а в поздних Платон заставляет Сократа проповедовать палтоновский рационализм.

Эпистемология. Софисты и Сократ были современниками и антагонис ми. Сократ был убеждён, что софисты подорвут мораль своиии реляти­вистскими поучениями. В пику им он старался открыть общие знаменатели Добра, Справедливости и Прекрасного. Палтон расширил этот поиск на все знание.

Платон принимал, однако, одну сторону софистического релятивизм утверждение, что все ощущения зависят от состояния наблюдателя, например, от температуры рук. Попробуйте определить, холодна или горяча вода в сосуде, если перед этим вы окунали одну руку в горячую воду, а другую - в холодную. У вас лишь складывается определённое мнение о ней.

Платон также принимал гераклитианскую доктрину потока, утверждавшую, что объекты постоянно изменяются. Для Платона это означало, что объекты не могут быть познаны. Он пришёл выводу, что восприятие даёт очень неточную релятивистскую картину постоянно меняющегося мира объектов, картину, которая не может быть названа знанием.

Платон, однако, не задавался вопросом о существавании знания, но пытался найти ответ на вопрос о том, как знание может быть палучено. Если мы не можем узнать физический мир, что же мы можем знать? Знание не может быть о том, чего не существует, тогда это не знание. Знание вечно истинно и неизменно, поэтому объекты знания должны быть вечны и неизменными. Платон называл эти объекты знания "Формами" (или "Идеями"). Существует Форма каждого класса объектов, которму мы даёи oбщее название: кошка, кровать, человек, справедливый, хороший. Платон был убеждён, что воспринимаемые объекты - это неточные копии Форм.

В ранних диалогах Платон утверждал, что восприятие конкретных объектов пробуждает воспоминание о внутреннем знании Форм, полученном человеком между перевоплощениями. В своих поздних диалогах и неопубликованных лекциях, о которых мы знаем от Аристотеля, он вернулся к своему раннему убеждению в потенциальном значении чувственного восприятия.

Поблема, которую Платон пытался решить при помощи своей теорий Форм занимала мыслителей средневековья и современных исследователей Например, использовав понятие "кошка" некто не соотносит это со своей собственной кошкой или с какой-то определённой кошкой, но с неким общим понятием "кошачести". Каждая физическая кошка - это совокупность черт, существенных для того, чтобы быть кошкой, таких, как плотоядность или таких черт, как длина шерсти или окрас. Сущностная "кошачесть" определяется первым рядов признаков. Эта универсальная кошачесть была для Платона Формой кошки, а физические кошки были бы несовершенными повторениями этой Формы главным образом из-за их случайных, несущественных признаков. Эта проблема общих понятий как противостоящих частным случаям, стала называться проблемой "универсалий". Она до сих пор существует в психологии научения и развития. Как люди, особенно дети, учатся различать общие концепции, такие, как "треугольник", "кошка" или "ложь" и свои знания частных треугольников, кошек, лжи? Платон был убеждён, что люди должны запоминать эти концепции как воспоминания Форм, познанных до рождения.

Психологические воззрения Платона строятся на извлечениях из разных диалогов Плaтона на психологические темы.

Природа души. Платон разделил душу или ум на три части. Первая бессмертная рациональная душа расположена в голове. Две другие части смертны. Одухотворённая или отважная душа, стремящаяся к завоеванию чести и славы, расположена в груди, а страстная или алчущая дуда, связанная с телесными удовольствиями, - в животе. Рациональная душа близка к Формам и к знанию. Смертная душа связана с телом и, таким образом, способна только к "мнению". Долг рациональной души управлять желаниями двух других как кучер управляет двумя лошадьми. Срастная душа, по Платону, доставляет более всего хлопот и требует обуздания со стороны разума. Столетия спустя мы находим подобную идею у З.Фрейда который подчёркивал превосходство разума над инстинктивными влечениями. Платон был выраженным дуалистом, кторый говорил, что личность определяется рациональным умом, а тело - это неуютная могила, в которую заключена душа и которой душа управляет как марионеткой.

Мотивация. Как и следовало ожидать, Платон, особенно в своих ранних работах туманно касается удовольствия. Поиски удовольствия и избегание боли - очевидные стремления человека - служат лишь тому, чобы подорвать рациональный ум и нарушить разиышления о Добре. Все виды ощущений, включая удовольствия рассматривались как неизбежное зло. В своих поздних работах Платон изменил этот экстремистский вщгляд. Некоторые удовольствия, например, такие как эстетическая радоять, находимая в красоте, рассматривались им как здоровые, и он отрицал чисто интеллектуальную жизнь как слишком ограниченную. Его взгляд на мотивацию стал "фрейдистским": внутри нас бушует поток страстей, который может быть направлен в одну из трёх частей души - на получение физического удовольствия, чести или философского знания добродетели. Наши влечения могут мотивировать или стремление к постоянному удовольствию или философское восхождение к миру форм.

Физиология и перцепция. Платоновская физиология необычна для нас. Он говорил, например, что функция печени состоит в том, чтобы воспроизводить образы, посланные рациональной душой в страстную душу. Эти образы затем стираются поджелудочной железой. Поскольку Платон не верил восприятию, он чаще высказывал традиционно греческие взгляды. О зрении, например, он говорил, что мы можем видеть, поскольку наши глаза испускают "лучи зрения", которые ударяют в объекты на линии нашего зрения. Эта идея присутствует в современном языке в таких выражениях, как "бросить взгляд". Эта теория преобладала в объяснении природы зрения в течение столетий после Платона.

Научение. Платон был первым великим нативистом, так как он утверждал, что все человеческое знание есть внутреннее, присущее от рождения. В наиболее крайних утверждениях Платона это знание может быть оживлено только при помощи размышления. При этом он не придавал ни какой роли восприятию. В некоторых своих высказываниях Платон принимал в расчёт и научение (его теория воспоминаний), которое напоминает определенные современные теории, например, теорию овладения языком современного американского психолога-нативиста Ноэма Хомского. Вспринимаемые объекты, конечно, напоминают Формы, от которых они произошли. Это сходство, если ему на помощь приходит обучение, может стимулировать нашу рациональную душу припомнить, Формы. Говоря современны языком, образ восрпития стимулирует и развивает внутренние когнитивные механизмы. В то же время, Платон подводил основу под доктрину ассоционизма, в дальнейшем - фундаментальную часть эмпирической психологии. Чувственные объекты напоминают нам Формы или потому, что они похожи на Формы, или потому, что два объекта или идеи часто ас циировались в нашем опыте. Это два фундаменталвных закона асоциаций по сходству и смежности - центральные во многих более поздних психологических системах.

Развитие и образование. Платон верил в переселение душ. Во врмя смерти рациональная душа отделяется от дела и становится способной воспринимать Формы. Затем, в зависимости от степени добродетели, в прежней жизни, душа переселяется в какое-либо существо. Когда душа входит в новое тело, полное животных чувств и влечений, она совершенно к этому не готова и должна приспособиться. Это замешательство души объясняет, почему знание Форм не присутсствует в детях. Задача образования помочь рациональной душе приобрести контроль над телом и над другими частями души. Образование имеет три фазы. Во-первых, детей нужно ласкать и успокаивать, чтобы унять их внутренний хаос. Затем начальное образование гимнастике, риторике, геометрии позволяет ребёнку овладеть внешним миром. Наконец, для тех, обладает способностями,- высшее образование в философии ведёт к познанию Форм. Это образование особенно сурово и тербовательно и направлено на то, чтобы создавать руководителей общества.

Платоновская психология фрагментарна и неполна. Первая систематическая психология была разработана его учеником Аристотелем, который высоко оценивал перцепцию и эмпирическую науку в отличие от своего учителя.

Аристотель был первым, кто сделал систематический обзор литературы ранних мв телей. Его вело не внутреннее озарение, а чувство порядка, метода силлогическая логика, которую он изобрел. Платоновский рационализм заставил его принять фантастические идеи, такие, как Формы, враждебные здравому смыслу, но тщательность Аристотеля и приверженность здравому смыслу приводили к тому, что он допускал главным образом простые фактические ошибки. Такие, как убеждение, что сердце - вместилище души и ума. Платон создал волшебный мир бестелесных форм и мистических сил, мир Аристотеля основывался на здравом смысле, в котором тяжёлые предметы падали быстрее, чем лёгкие.

Несиотря на то, что Аристотель в течении 20 лет был учеником Платона, их взгляды во многом противоположны. Платон был чистым философом, чьи отношения основывались на мистицизме и кто не верил в чувственное восприятие. Для него видимый мир не был реальностью. Аристотелъ прежде всего был ученым, который верил в реальность чувственного мира. Тело не было могилой души для Аристотеля. Его основная ошибка была прямо противоположна платоновской: он был убеждён, что математика бесполезна в науке, поскольку не имеет дела с непосредственно воспринимаемым миром.

Психологические воззрения Аристотеля. Душа - это форма, сущность актуальность. Каждое создание отличается своей душой. Каждой индивид отличается душой от другого индивида, тем, что мы называем селф. Без души тело мертво. Жизненный потенциал в живом актуализируется душой. Кроме того, душа является действенной причиной телесных движений, она также является конечной целью действий, поскольку тело служит душе. Итак, у любого животного материальным мотивом является тело, душа - действенная сила движений, формальная причина отличия одного ротного от другого и конечная цель существования тела.

Каковы же отношения между душой и телом? Душа за исключением одной лишь части неотделима от тела. Существует лишь одна материальная реаальность - тело, но эта реальность имеет два аспекта: физический и духовный. Аристотель задавал вопрос о душе как о любом другом органа. Для чего она? Каково её назначение? Он верил, что душа обладает несколькими силами, такими, как питание, движение, разум. Когда в XIX веке американские психологи под влиянием Дарвина вновь обратились к биологии, они образовали и школу, названную "функционализм", подчёркивая, как это делал Аристотелг биологическую значимость духовных функций.

Очевидно, что не все живые существа обладают одинаковыми функциями. Аристотель различил три уровня души, соответствующие различна уровням жизни. На нижнем уровне - питающаяся душа, которой обладают растения, она выполняет две функции: поддержание индивидуального роста через питание и поддержание вида через восприозводство. Животные обладают более сложной сензитивной душой, имеющей как питательные функции, так и иные. Животные, в отличие от растений знают то, что их окружает, у них есть чувства. Обладая чувствами, животные переживают удовольствие и боль, испытывают влечения, толкающие к поискам удовольствия к избеганию боли. Есть два других последствия чувств: воображение и память, поскольку опыт может быть воображён или припомнен; а также движение, как следствие влечений. Высшее место на этой шкале занимает человеческая душа, включающая то, что есть у растений и животных, но имеющая ум и силу мысли. Это рациональная душа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.