Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прогнозирование изменения финансового положения и банкротства

Сущность и критерии несостоятельности (банкротства)

Тема 20. Финансовая несостоятельность (банкротство) организации

Вопросы для изучения:

20.1.Сущность и критерии несостоятельности (банкротства)

20.2. Прогнозирование изменения финансового положения и банкротства

20.3.Процедуры банкротства

20.4. Мировое соглашение участников процедуры банкротства

20.5. Добровольное объявление о банкротстве

 

Банкротство является одним из необходимых элементов механизма рыночной экономики. Его значение состоит в добровольной или принудительной ликвидации несостоятельных хозяйствующих субъектов. Без банкротства нет конкуренции. В рыночной экономике, как и в природе, действует закон естественного отбора: выживают сильнейшие. Банкротство одних организаций - шанс для развития других. Угроза банкротства заставляет принимать меры по обеспечению финансовой устойчивости, повышению эффективности предпринимательской деятельности.

Федеральном законе, принятом в 1998 г., «О несостоятельности (банкротстве)» дано следующее определение этого юридического термина: «несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Законодатель указал здесь на три существенные черты понятия несостоятельности (банкротства). Во-первых, это не­способность должника удовлетворить в полном объеме требо­вания кредиторов по денежным обязательствам, то есть неспо­собность рассчитаться по долгам со всеми кредиторами. Во-вто­рых, это неспособность должника уплатить налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые опреде­ляются законодательством Российской Федерации. В-третьих, состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после того как арбит­ражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособ­ности должника, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных Законом о банк­ротстве, либо должник добровольно объявит себя банкротом в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Действие Закона «О несостоятельности (банкротстве)» распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, а также на граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Банкротство банков и иных кредитных организаций осу­ществляется в соответствии со специальным Федеральным за­коном «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», принятом в 1999 году.

Процессы банкротства и связанные с ними проблемы затрагивают государственные интересы и влияют на политическую и экономическую стабильность государства, поэтому они являются предметом государственного регулирования и контроля. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» создан государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению - Федеральная служба РФ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДНФО). Создан также Федеральный долговой центр при Правительстве РФ (ФДЦ) - специализированное государственное учреждение по обеспечению принудительного исполнения судебных решений об обращении взыскания на имущество орга­низаций-должников.

В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» определены признаки банкротства юридических лиц и граждан.

Признаком банкротства предприятия считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Для установления признаков банкротства должника определяется размер денежных обязательств и обязательных платежей.

Денежные обязательства включают: задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;

суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств неустойки, штрафы, пени при определении размера денежных обязательств не учитываются.

Размер обязательных платежей определяется без учета установленных федеральным законодательством штрафов и других финансово-экономических санкций.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда.

Заявление о признании предприятия банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств могут подать предприятие-должник, кредиторы и прокурор, а в связи с неисполнением обязательств по обязательным платежам - предприятие-должник, налоговые органы и другие уполномоченные в соответствии с Федеральным законом органы (уполномоченные органы Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда занятости населения, Фонда обязательного медицинского страхования. Фонда социального страхования).

Руководитель должника должен обратиться с заявлением в арбитражный суд о признании должника банкротом в обяза­тельном порядке в случаях:

- когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед дру­гими кредиторами;

- когда органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

- когда органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

- в иных случаях, предусмотренных законом.

Руководитель должника, ликвидационная комиссия обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в пол­ном объеме.

В случае неисполнения обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд руководитель должника, члены ликвидационной комиссии несут установленную законом ответственность.

Если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), должник, подавший указанное заявление, несет перед кре­диторами ответственность за ущерб, причиненный подачей та­кого заявления.

В случае банкротства должника по вине его учредителей (участников) или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия (преднамеренное банкротство), на учредителей (участников) должника - юридического лица или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть воз­ложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом, руководитель должника может быть привлечен к уголовной ответственности и (или) дисквалифицирован за умышленные нарушения Закона о банкротстве.

Правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должни­ка - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.

При проведении процедур банкротства интересы всех кре­диторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, образуемые в соответствии с Законом о банкротстве. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием и комитетом кредиторов.

В отличие от первого российского закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (1992 г.) в Законе 1998 г. отсутствуют указания на такие признаки банкротства, как превы­шение обязательств должника над его имуществом и неудовлетворительная структура баланса (формальные признаки банкротства). Однако необходимость рассмотрения эти признаков представляется бесспорный при проведении экспертиз, анализа хозяйственной деятельности предприятий. Для выявления при­знаков банкротства следует после составления очередного бухгалтерского баланса произвести расчеты и проанализировать динамику финансовых коэффициентов: текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, восстановления (утраты) платежеспособности.

Коэффициент текущей ликвидности (Ктд) характеризует общую обеспеченность оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения срочных обязательств организации (установленный норматив Ктд =2). Рассчитывается как отношение суммы оборотных средств в запасах, затратах и прочих активах к сумме наиболее срочных обязательств.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Кос) характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости, и показывает долю собственных оборотных средств в общей их сумме (установленной норматив Кос =0,1). Рассчитывается как отношение собственных оборотных средств к оборотным активам по балансу.

Эти показатели не в полной мере отражают реальное финансовое состояние предприятия и могут использоваться только для целей анализа, а не для принятия решений об инициировании банкротства.

В современной России проблема регулирования взаимоотношений кредиторов и должников продолжает оставаться острой. Закон 1998 года из-за его несовершенства используется в основном для передела собственности и смены руководителей организаций-конкурентов, а не для их финансового оздоровления. По оценке Федеральной службы России по финансовому оздоровлению, в последние годы (2000-2002 гг.) примерно 30% всех банкротств в России приходится на заказные банкротства, т.е. треть банкротств - это, по существу, грабеж, отъем чужой собственности. Поэтому требуются нововве­дения области регулирования несостоятельности хозяйствующих субъектов. Новый закон о несостоятельности (банкротстве) намечено принять в 2002 году.

 

Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности в разном наборе широко представлены в различных официальных методических материалах. В соответствии с распоряжением №31-р от 12.08.94 Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) утвердило Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса.

Они применяются в обязательном порядке для:

· предприятий доля РФ в капитале которых составляет более 25%;

· предприятия, имеющие в своем капитале долю, принадлежащую субъектам РФ или муниципальным органам.

Но методические подходы используются при принятии решений о несостоятельности (банкротстве) в отношении любых предприятий.

В качестве критериев, на основе которых принимается решение о признании предприятия потенциальным банкротом, в соответствии с Методическими положениями Федеральной службы по делам о финансовом оздоровлении и банкротстве используются 3 показателя:

1. Коэффициент текущей ликвидности (норматив = 2)

2. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами (норматив = 0,1)

3. Коэффициент утраты или восстановления платежеспособности (норматив = 1)

Если фактические величины первых двух показателей меньше норматива, то структура баланса признается неудовлетворительной. Расчеты ведутся на конец отчетного периода. Если не выполняется норматив коэффициента текущей ликвидности, то производится расчет коэффициента восстановления платежеспособности. Если не выполняется норматив только у показателя 2, то производится расчет коэффициента утраты платежеспособности.

; ;

где Кф – значение коэффициента текущей ликвидности на конец периода; Кн - значение коэффициента текущей ликвидности на начало периода; Т – количество месяцев в отчетном периоде.

По существу оба показывают как изменится ситуация через 3 и 6 месяцев при сохранении тенденции, которая проявилась в отчетном периоде. Только на утрату дается 3 месяца, а на восстановление 6 месяцев.

Если КЗв>1 – предприятие может восстановить платежеспособность;

Если КЗу>1 – в ближайшее время платежеспособность не утратит.

В методике рекомендуется оценивать влияние на показатель ликвидности задолженности государства перед предприятием. При этом уточненный коэффициент текущей ликвидности рассчитывается так:

Затраты на обслуживание долга рассматриваются как сумма процентных выплат, которые вынуждено было бы осуществлять предприятие при недостатке средств (по вине государства) в связи с привлечением кредитов. Сумма определяется из расчета каждого дня задолженности государства и годовой ставки рефинансирования Центрального банка на момент возникновения задолженности. Расчет ведется по каждому долгу отдельно, а затем суммируется. Данную методику можно применять и по отношению к другим дебиторам.

В странах с развитой рыночной экономикой для прогнозирования банкротства и оценки перспектив сохранения стабильного финансового положения широко используются модели Альтмана. Эти модели получены на основе обработки обширного статистического материала, описывающего динамику финансового положения множества организаций. Наиболее распространенной является модель:

Для акционерного общества открытого типа

Вероятность банкротства определяется в зависимости от значения Z.

До 1,8 Очень высокая
1,81 – 2,7 Высокая
2,8 – 2,9 Возможная
3,0 и выше Маловероятная

Для организаций закрытого типа формула модернизируется.

До 1,22 Очень высокая
1,23 – 2,89 Возможная
2,9 и выше Маловероятная

В российских условиях применение моделей Альтмана возможно только после преобразования всей отчетности в форматы, отвечающие требованиям международных стандартов финансовой отчетности.

Важной проблемой для диагностики платежеспособности предприятия и оценки перспективы его изменения является проблема точности нормативов, учет в них отраслевой специфики. Например, доказано, что выполнение нормативов по трем коэффициентам ликвидности одновременно невозможно технически. В литературе (Крейнина М.Н.) рекомендуется рассчитывать норматив коэффициента текущей ликвидности для каждого предприятия отдельно.

В рамках внешнего анализа норматив ликвидности можно определить только приблизительно, исходя из того, что для нормальной работы предприятию необходимо иметь такой размер оборотных средств, который после покрытия краткосрочных долгов позволил бы продолжать производство в прежних масштабах. Минимум оборотных средств устанавливается исходя из размера запасов. Тогда норматив ликвидности можно рассчитать на основании формулы:

Естественно, что действительно ликвидным можно считать баланс, если фактическая величина коэффициента текущей ликвидности будет больше норматива.

В ходе внешнего анализа у эксперта нет возможности провести оценку ликвидности баланса более точно. Однако при внутреннем анализе следует получить более точную оценку величины материальные оборотных активов, без которых невозможна нормальная деятельность предприятия. Эта величина может быть определена в ходе нормирования и принята равной нормативу производственных запасов. Она может быть как меньше, так и больше фактической величины запасов по балансу и именно ее рекомендуется использовать для определения норматива ликвидности при уточненных расчетах. Такие расчеты могли бы помочь предприятию прогнозировать ликвидность баланса на ближайшие периоды и обосновать финансовое состояние предприятия перед инвесторами, кредиторами, управлением по банкротствам.

Таблица 15.1.

Оценка и планирование платежеспособности предприятия с использованием расчетного норматива ликвидности

Показатели   Ед. изм. Величина показателя
     
1.Фактическая стоимость запасов без расходов будущих периодов руб.  
Из стр.1:    
2.Неликвидные и труднореализуемые запасы руб.  
3.Ликвидные излишние запасы руб.  
4. Дебиторская задолженность за вычетом руб.  
безнадежной (со сроком погашения в течение 12 мес.)    
5. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения руб.  
6. Краткосрочная обязательства руб.  
7. Фактический общий коэффициент покрытия (пп. 1-2+4+5)/ п.6   1,47
8. Норматив общего коэффициента покрытия (пп.1-2-3+6)/п.6   1,81
9. Нормальная потребность в материальных запасах руб.  
10. Плановый общий коэффициент покрытия (пп.1-2-3+4+5)/(пп.6-3)   1,49
11. Плановый норматив ликвидности (п.9+п.6-п.3)/(п.6-п.3)   1,70

В таблице приведены расчеты по оценке платежеспособности, в которых учтены следующие особенности баланса предприятия:

§наличие расходов будущих периодов, которые не являются запасами

§наличие неликвидов

§наличие дебиторской задолженности с длительным сроком погашения (свыше 1 года)

§наличие безнадежной дебиторской задолженности.

Во второй части таблицы проведен расчет плановых значений с учетом нормальной необходимой потребности в материальных запасах и предполагаемых изменений в структуре баланса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сравнительные расчеты | Процедуры банкротства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.