КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1 Экономическая сущность ценообразования и ценовой политики
Лекция 8 Задачи и политика ценообразования
Вопросы: 1. Экономическая сущность ценообразования и ценовой политики. 2. Факторы ценообразования 3. Стратегии ценообразования 4. Методы ценообразования
Как атрибут товара цена занимает особое положение в маркетинге и ведущее место в его комплексе. Это единственный элемент комплекса маркетинга, который способствует накоплению фирмой денежно-финансовых ресурсов, а следовательно, и всех иных. Вся иная деятельность в рамках маркетинга, включая исследование рынка, рекламу, перемещение товаров, является затратной и осуществляется с расчетом на получение прибыли от вложенных средств. Цена в широком смысле - это все объективные затраты потребителя, которые связаны с приобретением продукта - носителя качества. Для покупателя цена распадается на две части: эквивалент товара определенного качества и сопутствующие покупке затраты. В первом случае один экономический субъект возмещает затраты другого, связанные с производством и распределением продукта. Сумма возмещения отражает обычно соответствие денежного требования продавца и согласие покупателя с ним. Вторая часть возмещаемых затрат в отличие от первой предназначена для создания возможности приобретения продукта или его использования (например, затраты, связанные с приобретением транспорта). Являясь одним из элементов комплекса маркетинга, цена активно используется при выработке маркетинговой политики. При этом если изменение продуктовой политики, планирование и реализация деятельности по продвижению продуктов, создание новых каналов товародвижения требуют достаточно длительного времени, то в ответ на изменение внешних и внутренних возможностей и условий цены могут быть изменены довольно быстро. Экономическая сущность и роль цепы в хозяйственной деятельности, а также ее взаимоотношения с другими экономическими явлениями и категориями находят отражение в функциях цены: · учетная функция, или функция затрат общественного труда, определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости; · выполняя стимулирующую функцию, цена сдерживает производство и потребление товаров или поощрительно воздействует на них; · распределительная функция связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов; суть этой функции - участие цен в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами; · функция сбалансирования спроса и предложения проявляется в том, что посредством цен осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом; · функция цены как средства рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит переход капиталов в секторы экономики с более высокой нормой прибыли под воздействием законов конкуренции и спроса. В торговле используется множество видов цен, что обусловливается различными особенностями организации процесса купли-продажи. Для различения цен применяют специальные термины: «мировые цены», «биржевые котировки», «справочные и прейскурантные цены», «цены заказов и предложений», «цены фактических сделок», «удельные стоимости», «индексы внутренних и внешних торговых цен». Рассмотрим основные виды цен: − мировая -доминирующая на мировом рынке в конкретный период времени. Она отражает средневзвешенный уровень цен, по которым данный товар реализуется на мировом рынке в условиях складывающейся конъюнктуры. Отличие мировых цен от внутренних состоит в том, что в них не учитываются внутренние издержки производства товара. По мировым ценам осуществляются экспортные и импортные сделки на национальных и международных рынках. Они используются в сделках, платежи по которым ведутся в свободно конвертируемой валюте; − базисная, используемая для определенного сорта или качества товара. Ее согласуют на переговорах между продавцом и покупателем, она служит исходной для определения цены фактически поставленного товара, когда свойства последнего отличаются от оговоренных в контракте, при этом в контракте оговариваются скидки и надбавки, которые также могут зависеть от конъюнктуры рынка; − фактурная, или цена купли-продажи, определяется условиями поставки, оговоренными в контракте. Для краткости фактурные цены снабжаются одним из следующих указаний — СИФ, ФОБ, ФОР, ФРАНКО, которые означают: § СИФ (стоимость, страховка, фрахт), когда продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки (фрахт), оплатить таможенные расходы, страховку и взять на себя риск гибели или порчи товара до того момента, когда груз пересечет линию борта судна при погрузке, а покупатель берет на себя все расходы после пересечения товаром линии борта судна; § ФОБ (свободен на-борту) означает, что продавец оплачивает все транспортные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, страхует груз и несет ответственность за его гибель или повреждение; § ФОР (свободен на рельсах) означает, что продавец за свой счет и на свой риск должен отправить груз на железнодорожную станцию и погрузить товар в железнодорожный вагон, а все остальные расходы несет покупатель; § ФРАНКО — условие продажи, при котором продавец должен доставить товар в определенное место за свой счет и на свой риск, а в цену здесь включаются транспортные, страховые и таможенные расходы. Могут быть оговорены следующие условия: «франко-завод поставщика», т. е. в цену входит только стоимость товара на месте его производства без учета надбавок, вызванных перевозкой, страховкой и т. п.; «франко-вагон (судно)» станции (порта) отправления; «франко-грузовик», «франко-граница», «франко-вагон (судно) на станции (в порту) назначения», «франко-склад» и др.; - биржевая, складывающаяся из биржевой котировки (фиксация фактических конкретных цен и выведение средней (типичной) цены по биржевым сделкам за биржевой день. Биржевые котировки публикуются в специальных биржевых бюллетенях) и надбавки или скидки, в зависимости от качества, удаленности от места поставки, предусмотренного правилами биржи, и других отклонений от биржевого стандарта; - спроса, т. е. рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается «рынок покупателя» (ситуация на рынке, когда предложение производителей и продавцов товара превышает спрос на него по существующем ценам, в результате чего цены падают); - предложения, т. е. рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается «рынок продавца» (ситуация на рынке, когда спрос превышает предложение, в результате чего цены повышаются); - контрактная, т. е. фиксируемая в сделке по купле-продаже товара. В зависимости от условий контракта эта цена может быть твердой (зафиксированной на определенном уровне в момент подписания контракта); ценой с последующей фиксацией, которая осуществляется в согласованные сторонами в контракте сроки и на основании определенных согласованных источников; скользящей (изменяемой) в течение периода действия контракта в соответствии с согласованной сторонами формулой скольжения цены; - котировальная, т. е. фиксируемая средняя типичная цена на товар за определенный промежуток времени, определяемая на основе контрактных цен и служащая ориентиром при заключении новых контрактов, в том числе на бирже; - твердая, установленная при заключении договора и остающаяся неизменной в течение всего срока действия; - с последующей фиксацией. Цена устанавливается в ходе исполнения договоров, где определяется правило ее фиксации, право выбора времени фиксации и т. п. Так, контрактом может быть предусмотрено, что цены на проданные товары будут установлены на уровне цен мирового рынка на определенную дату или в день поставки товара покупателю; - скользящая, устанавливаемая на товары с длительным сроком изготовления, рассчитываемая на основе принципа сложения, позволяющего учитывать изменения в издержках производства, которые имели место за период времени, необходимый для изготовления этих товаров. Издержки производства изменяются в результате изменения цен на сырье, материалы, топливо, изменения ставок заработной платы и т. д. Такая цена состоит из двух частей: базовой, устанавливаемой на дату предложения или подписания контракта, и переменной, определяемой на период поставки товара. Базовая цена согласовывается с покупателем при подписании контракта; окончательная, определяемая по договоренности сторон, с учетом влияния на базовую стоимость материалов, рабочей силы, индексов заработной платы в отрасли, производящей товар, индексов цен на материалы, используемые для изготовления проданного товара; - рыночная, т. е. средняя цена, по которой можно приобрести товар на данном рынке, или средняя цена осуществления сделок по данному товару в конкретный период времени; - монопольная — это разновидность рыночной цены товаров при условии господства монополии в сфере производства и обращения товаров. Такая цена может устанавливаться монополистами не только выше, но и ниже стоимости товара в целях получения монопольной прибыли; - прейскурантная, публикуется в прейскурантах, ценниках и используется при срочных поставках небольших партий товаров или как базисная; ' - оптовая, устанавливаемая на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). Обычно такие цены ниже, чем мелкие партии товара, и значительно ниже розничных цен; - производства, равная издержкам производства плюс средняя прибыль на весь авансированный капитал; - розничная, по которой ведется продажа товара определенным покупателям очень малыми партиями; - удельная - средняя цена товарной единицы. Эхо статистический показатель движения цен в международной торговле, который рассчитывается на основе экономической информации, содержащейся в общих статистических источниках, которые указывают на конкретные цены отдельных товаров. Динамика удельных цен изучается с помощью индексов (индекс — отношение двух цен в разные периоды времени). Под ценовой политикой фирмы понимается система представлений, концептуальных положений о том, какие принципы должны составлять основу ценообразования и как маневрировать ценами для достижения генеральных целей фирмы и решения соответствующих маркетинговых задач. Можно выделить следующие цели ценовой политики фирмы: - максимизация (долгосрочная или краткосрочная) прибыли; - экономический рост; - стабилизация рынка; - сохранение лидерства в ценах; - повышение имиджа фирмы, ее товаров; стремление занять доминирующие позиции на рынке; - предотвращение угрозы потенциальной конкуренции; - желание возбудить внимание и интерес покупателя. Ценовая политика предполагает необходимость установления фирмой исходной (базовой) цены на свои товары, которую она обоснованно варьирует при работе с посредниками и покупателями. Общая схема определения такой цены следующая: 1) формулировка задач ценообразования; 2) определение спроса; 3) оценка издержек; 4) анализ цен и товаров конкурентов; 5) выбор методов ценообразования; 6) установление базовой цены; 7) корректировка цены товара.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |