Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охарактеризуйте основные этапы развития науки об управлении




Объектом профессиональной деятельности являются финансово-хозяйственная деятельность предприятия, материальные трудовые ресурсы, нормативная и учетно-распределительная документация.

Контроль.

Мотивация;

Координация;

Организация;

Планирование;

Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления управленческой деятельности.

Управление – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.

В управление всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.

Различают управление техническими системами, экономическое управление, а также социальное, в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.

Цель управления – это желаемое, возможное и не обходимое состояние производство, дела, проблемы, которые обязательно должны быть достигнуты.

Орудие управленческого труда включают: оргтехнику, вычислительную технику, обеспечивающие механизм и автоматизацию управленческого труда.

Предметом управленческого труда являются люди, отношения между ними, которые касаются данного производства.

Продукт управленческого труда является управленческое решение. Цена решения определяется себестоимостью и прибылью. Побочным продуктом в управленческой деятельности является: система управления, психологический климат.

Предпринимательство – означает осуществление новых комбинаций в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов связанные с риском.

Бизнес – это предпринимательская деятельность, дело, занятие в целях получения прибыли в определенной сфере общественного производства.

Бизнес – делание денег из денег, но обязательно по средствам полезной производительной деятельности изготовление продукта или оказания услуги.

Управление бизнесом – это управление коммерческими, хозяйственными организациями.

Вопросы для повторения:

  1. Что такое менеджер?
  2. Что такое менеджмент?
  3. По каким критериям различают менеджмент?
  4. В чём заключается специфика труда менеджера?
  5. Что является предметом труда менеджера?
  6. Что является объектом труда менеджера?
  7. Что является средством труда менеджера?
  8. Что является продуктом труда менеджера?

Лекция №2 Эволюция менеджмента. Основные научные школы менеджмента

Менеджмент (управление) в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трёх сферах человеческого общества:

  1. Политической – необходимость установления и поддержания порядка в группах.
  2. Экономической – необходимость установления и поддержания порядка в человеческих группах.
  3. Оборонительной – защита от врагов и диких зверей

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые могли координировать и направлять деятельность человеческих групп (сбор пищи, строительство жилья и т.д.).

Принято выделять несколько этапов развития науки об управлении:

  1. «Древний период» (9 – 7 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в.). Первые и самые простые формы организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В период образования рабовладельческих государств на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Индия, Китай) формируется государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники – писцы и др.). В средние века функции управления в феодальных поместьях осуществляли управленцы – мажордомы. Некоторые из них сосредотачивали в своих руках огромную власть (например, король франков Пэпин, отец Карла Великого начинал простым мажордомом в поместье короля Дагоберта). На Руси таких управленцев называли тиуны.
  2. Второй период развития науки об управлении – «индустриальный» (1776 – 1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитии управления в этот период принадлежит Адаму Смиту (1723 – 1790). Он проанализировал различные формы разделения труда, описал экономические преимущества, которые организации и общество получат в результате разделения труда, а также внёс значительный вклад в развитие представлений о государственном управлении.
  3. Период систематизации (1890 – 1950 гг.). В этот период формируются основные школы управления.
  4. Информационный период (1950 – по настоящий момент). Происходит постоянная систематизация и информатизация управленческого процесса. В управлении всё чаще применяют компьютеры и новейшие информационные технологии.

Основные научные школы управления:

Научная школа управления (1885 – 1920 гг.)

Основоположником научной школы менеджмента является Фредерик Уинслоу Тейлор 20 марта 1856, Германтаун, Пенсильвания — 21 марта 1915, Филадельфия) — американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента.

Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903г.), «Принципы научного управления» (1911г.)

Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определённой работы (расстановки кадров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и её мотивации.

В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые являются актуальными и по сей день:

1) Чётко выраженные цели – это исходный пункт управления;

2) Главное качество менеджера – здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин;

3) Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;

4) Необходимое условие нормальной трудовой деятельности – дисциплина, обеспеченная чёткой регламентацией деятельности людей, контролем за её исполнением, своевременным поощрением;

5) Справедливое отношение к персоналу;

6) Быстрый, надёжный, точный, полный и постоянный учёт;

7) Диспетчирование (чёткое распределение обязанностей и полномочий);

8) Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;

9) Нормализация условий труда;

10) Нормирование трудовых операций;

11) Письменные стандартные инструкции для персонала;

12) Вознаграждение за производительность.

 

Административно –классическая школа менеджеров (1920 – 1950 гг.)

 

Основоположником данной школы является французский промышленник Анри Файоль (1841 – 1925 гг.) который создал «теорию администрации». Файоль выделяет пять функций менеджмента, представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время связанные с другими направлениями процесса управления.

Функции менеджмента по Файолю:

  1. Планирование
  2. Организация
  3. Мотивация
  4. Контроль
  5. Координация

В 1916 г. вышла его книга «Общее и промышленное управление». Там он раскрыл 14 принципов административного управления:

 

  1. Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
  2. Полномочия и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.
  3. Дисциплина — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
  4. Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.
  5. Единство действий — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.
  6. Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.
  7. Вознаграждение — наличие справедливых методов стимулирования работников.
  8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.
  9. Скалярная цепь — «цепь начальников», организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
  10. Порядок — рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.
  11. Справедливость — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия.
  12. Стабильность персонала — текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.
  13. Инициатива — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
  14. Корпоративный дух — сплочённость работников, единство силы.

Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым по убеждению создателя организация достигнет успеха. Фойоль выделяет в управление производства в группы операций:

1. Технические

2. Коммерческие

3. Финансовые

4. Страховые

5. Учетные

6. Административные

Тесное взаимодействие между данными группами операций и было конечной целью административной школы.

Вклад данной школы заключается в том, что основатели рассматривали управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Они сформировали теорию управления всей организацией.

 

Школа человеческих отношений (с 1950 – ых гг. до настоящего вр.)

 

Основоположниками данной школы принято считать Элтона Мейо (1880 – 1945 гг.) и Мэри Паркер Фоллет (1868 – 1933).

Данная школа появилась на волне многочисленных выступлений трудящихся за свои права по всему земному шару. Исследователи школы человеческих отношений предполагали, что, если руководство проявит большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворённости работников будет возрастать, что приведёт к увеличению производительности труда

Основное содержание теории человеческих отношений составляет обоснование необходимости следующих действий:

  • Развития у рабочих чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности;
  • Создание на предприятии атмосферы «подлинной общности интересов»;
  • Переход от центрального авторитета к «фундаментальному авторитету», т.е. от авторитета должности к авторитету знаний и профессионализма.

Основная цель которую преследовали представители данной школы – повышение эффективности работы организации за счёт лучшего использования человеческих ресурсов. Они провели множество исследований и экспериментов по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т.д. Результатом исследований стали выводы: система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда. Школа человеческих отношений доказала, что разработанные производственные операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к высокой производительности труда. Одновременно с ними важным фактором является сила взаимопонимания между людьми, их потребности. Чтобы эффективно управлять организацией, необходимо осваивать и использовать приёмы управления человеческими отношениями.

В 30-50 гг. 20 века на западе распространились «Неоклассические школы», учитывающие человеческий фактор, как основной элемент эффективного предприятия. Перенос центра тяжести в управление с выполнением задач на отношение между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Характерные производственные эксперименты проводили менеджеры фирмы Бэспипэлектрик (Чикаго, США).

Суть системы человеческих отношений характеризует менеджерские заповеди, разработанные менеджерами этой фирмы:

1. Будь внимателен к чужому мнению, даже если оно не верно. Имей бесконечное терпение.

2. Справедливость к подчиненным.

3. Будь вежлив, не демонстрируй раздражение.

4. Краткость.

5. Не делай замечания подчиненным в присутствие третьего лица.

6. Благодарность за хорошую работу.

 

Вопросы для повторения:

1. Кто является основоположником научной школы менеджмента?

3. Какие принципы управления были разработаны в рамках научной школы менеджмента?

4. Кто является основоположником административно – классической школы менеджеров?

5. Какие принципы административного управления разработал Анри Файоль?

6. Кто считается основоположником «школы человеческих отношений»?

7. Какую цель преследовали представители школы человеческих отношений?

8. Что доказала «школа человеческих отношений»?

 

Лекция № 3.

Американский стиль руководства.

В процессе образования и развития Соединённых Штатов Америки формировался американский стиль управления. Особенности этого стиля обусловлены такими факторами создания американского общества, как отсутствие пережитков феодализма, а также освоение территории и богатств страны энергичными, честолюбивыми и изобретательными иммигрантами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.