Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологический инструментарий современной науки

Научная деятельность людей, как и любая другая, осуществляется с помощью определённых средств, а также особых приемов и способов, т.е. методов, от правильного использования которых во многом зависит успех в реализации поставленной задачи исследования. По этой причине весьма значимой областью философской рефлексии над наукой выступает методология научного познания.

Под рефлексией (от лат reflexio – обращение назад) в философии понимается осмысление своих собственных теоретических установок, постановка их «под огонь» критики. Сама же рефлексия предполагает встраивание теории в определенный теоретический ряд и попытку его наращивания. Исходя из общего определения, категория «методология» представляет собой учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. С философской точки зрения, методология выступает в качестве системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Согласно иному подходу, под методологией науки понимается совокупность принципов, методов и уровней исследования.

Принцип (от лат. pricipium –первоначало, основа) выступает в качестве основного положения теории, позволяющего интерпретировать содержание научных законов и используемых в теории других концептов. Именно по этой причине изложение теории должно начинается с формулировки принципов.

Метод (от греч. methodos – способ исследования, обучения, изложения) выступает в качестве концептуально оформленной программы исследования. В научных методах концентрируется опыт прежних открытий. Вместе с тем, научные методы не должны восприниматься как неизменные, поскольку рост научного знания способствует их трансформации. В широком смысле, под методом познания понимается система принципов, приемов правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Включая в сферу своего рассмотрения методы научной деятельности методология решает поставленные перед ней вопросы с эпистемологической позиции, дает им эпистемологическую оценку. Задачи же методолог и заключаются в исследовании возможностей и перспектив развития соответствующих методов в ходе научного познания.

Таким образом, методология науки представляет собой теорию научного познания, исследующую познавательные процессы, происходящие в науке, формы и методы научного познания. В этом отношении методология науки выступает мета научным знанием философского характера.

В настоящее время наиболее разработанной оказываются общенаучная методология, в рамках которой достаточно широко исследован системный подход. В кругу основных вопросов, изучаемых методологией, относятся:

- описание и анализ этапов, уровней научного познания с пецифичности методов на каждом из этапов.;

- анализ языка науки;

- выявление сферы применимости отдельных процессов (объяснение, доказательство);

- анализ исследовательских принципов и концепций (редукционизм, элементаризм);

- обеспечение взаимодействия и синтеза методов разных наук и разных уровней методологии.

Современная наука представляет собой сложное системное образование, содержательное развертывание которого происходит под влиянием многих факторов, в том числе и в силу действия самых различных методов, в совокупности образующих методологический инструментарий науки. Многоуровневая концепция методологического знания позволяет выделить среди них основные группы с учетом степени общности и широты применения входящих в них отдельных методов. К ним относятся:

1) философские методы, задающие самые общие форматы исследования (диалектический, метафизический, аналитический, феноменологический, герменевтический и многие другие);

2) общенаучные подходы и методы познания, использование которых характерно для целого ряда отраслей научного знания (аксиоматический, гипотетико-дедуктивные методы, эксперимент, описание и т.д.);

3) частнонаучные методы, применение которых не выходит за рамки отдельных научных дисциплин (количественный анализ в химии, спектральный анализ в физике и т.д.).

Научный подход – это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности и генерируется новое знание. Научные методы складываются в результате рефлексии по отношению к уже полученным теоретическим результатам при освоении определенной предметной области исследования.

Каждая научная дисциплина вырабатывает свои специфические приемы и методы исследования, во многом обусловленные особенности осваиваемых объектов, их характеристик и связей. Вместе с тем, в исследовательской практике имеют место эмпирические и теоретические методы, к использованию которых прибегают в разных отраслях научного исследования. Для философии науки первоочередной интерес представляют именно такие общенаучные методы, составляющие важнейшую часть методологического арсенала научного познания.

В соответствии со спецификой исследовательских процедур, применяемых для решения научных задач различного характера, общенаучные методы можно разделить на два класса: методы эмпирического исследования и методы теоретического исследования. Кроме отмеченных методов важную роль в научном поиске играют общелогические методы познания, представляющие собой процедурную адаптацию общелогических приемов к решению научных задач как эмпирического, так и теоретического характера. К общелогическим методам научного исследования относятся процедуры абстрагирования, обобщения, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и моделирования.

Общелогические методы познания играют важную роль в развертывании научного исследования, вместе с тем следует отметить, что специфика методологического инструментария науки в первую очередь обнаруживается при обращении к методам эмпирического и теоретического уровней научного познания.

Основные методы эмпирического уровня – наблюдение, измерение, эксперимент и описание.

Наблюдение представляет собой систематическое и целенаправленное восприятие явлений действительности, в результате которого достигается знание о внешних свойствах, связях и отношениях исследуемой действительности. Наблюдение всегда носит не созерцательный, а активный, деятельностный характер. Оно подчинено решению конкретной научной задачи и всегда отличается целенаправленностью, избирательностью и систематичностью. По мере развития эмпирического познания относящиеся к нему исследовательские процедуры, в том числе и наблюдение, заключающие в себя измерение, в основе которого лежит сравнение объектов по каким-либо параметрам и выраженное численным значением. Выявление количественных параметров обсеваемых предметов, их свойств и отношений предполагает, с одной стороны, введение эталонов, систем и единиц измерения, а с другой – позволяет использовать математические средства и выражать их посредством математических выражений.

Наиболее сложным и эффективным методом эмпирического исследования является эксперимент суть которого сводится к изучению объекта в искусственно созданных для этого условиях. Считается, что классиком, к примеру, физического эксперимента является Г.Галилей, показавший, что изучаемое явление должно быть по возможности изолировано от других процессов. Целью экспериментирования в одних случаях выступает необходимость накопления об изучаемом явлении, в других – заинтересованность в уточнении статуса теорий.

Различают различные виды научных экспериментов: исследовательский, решающий, иллюстративный, модельный и др. Каждый из них представляет собой форму целенаправленного и теоретически детерминированного изменения хода естественных процессов и явлений с целью получения знаний о них в «чистом» виде, т.е. в рамках искусственно смоделированной познавательной ситуации. Несомненная ценность экспериментальных данных заключена в том, что в процессе эксперимента становится возможным получение знания об интересующих исследователя свойствах и отношениях изучаемых объектов без деформирующего влияния на них случайных и побочных фактов.

Закрепление результатов эмпирического исследования и трансляция их в процессе научной коммуникации осуществляются с помощью описания. Научное описание представляет собой фиксацию разнообразных сведений, полученных в ходе наблюдения, измерения (сравнения) или эксперимента с помощью искусственных языков конкретной науки. По мере развития науки меняется и сам характер этой процедуры – она приобретает все большую строгость, все чаще выступает в виде количественного описания при помощи таблиц, графиков, матриц, т.е. в виде так называемых протоколов наблюдения, представляющих собой результаты различных измерительных действий.

Теоретическое исследование, в отличие от эмпирического, стремится к раскрытию глубинной сущности изучаемых процессов и явлений в целях не описания, а объяснения выявленных научных фактов и эмпирических закономерностей. Среди познавательных процедур теоретического исследования важное место принадлежит методу идеализации.

Идеализация выступает в качестве метода, позволяющего сконструировать особые абстрактные объекты, которыми оперирует теоретическое познание, создавая модельные представления об изучаемой предметной области. Другими словами, идеализация выступает в качестве метода познания явлений окружающей действительности посредством абстрагирования от некоторых черт изучаемых явлений или их упрощения.

Полученные в ходе идеализации абстрактные объекты носят название конструкторов, которые могут существовать лишь в языке научной теории. Формирование идеализаций осуществляется различными путями:

1) последовательно осуществляемое многоступенчатое абстрагирование;

2) вычленение и фиксация некоторого свойства изучаемого объекта в отрыве от всех других его свойств;

3) рассмотрение отдельных свойств и характеристик объекта в режиме экстремального состояния или предельного перехода.

В рамках теоретической схемы, собранной из идеализированных объектов, может быть реализован мысленный эксперимент, в ходе которого создаются такие комбинации идеальных объектов, которые в реальной действительности не могут быть воплощены. Метод мысленного эксперимента позволяет ввести в контекст научной теории новые понятия, сформулировать основополагающие принципы научной концепции.

Теоретическое исследование подразумевает эффективные возможности метода формализации, несомненным достоинством которого является возможность ограничения влияния логики здравого смысла и сложившихся

Стереотипов научного исследования. Таким образом, метод формализации позволяет обеспечить генерацию оригинальных результатов.

Метод формализации неразрывно связан с активным применением в области научного познания аксиоматического метода, основания которого были разработаны еще древнегреческими философами Платоном и Аристотелем.

При аксиоматическом построение научного знания изначально задается набор независимых друг от друга исходных аксиом, или постулатов, т.е. утверждений, доказательство истинности которых в данной системе знания не требуется и не обсуждается. Из аксиом по определенным формальным правилам строится система выводов. Совокупность аксиом и выведенных на их основе предложений образуется аксиоматически построенную теорию.

В структуре методологии, наряду с принципами и методами, выделяют также и уровни исследования: описание, классификация, объяснение и критика результатов исследования. Обобщение указанных дефиниций приводит к пониманию методологии как учения об организации деятельности.

Организовать деятельность, означает упорядочить ее в целостную систему: с четко определенными характеристиками; с логической структурой; с явно определённым процессом ее реализации. При этом, под логической структурой системы понимается совокупность входящих в нее компонентов: субъект, объект, предмет, фермы, средства, методы, результат. В данном случае представляется уместным несколько подробнее остановиться на содержании таких дефиниций как субъект, объект, предмет и форма.

Субъект, в самом широком смысле этого сова, представлен в качестве человека сознательного и в силу этого деятельного. В теории познания субъект – это источник познавательной активности. В качестве субъекта выступают не только индивид, но и некоторые мыслительные активности, находящиеся внутри его сознания. Субъектом могут выступать также сверх индивидуальные образования: социальная группа, класс, общество, нация, научная школа.

Объект – это то, на что направлена активность субъекта. Без субъекта нет и объекта: понятие «субъект» и «объект» соотносительны, одно без другого невозможно. В современной философии все большее значение для понимания субъективно-объективных взаимодействий приобретает анализ условий этого взаимодействия.

Предмет – это вещь, объект в самом широком смысле, всякое сущее, которое благодаря наглядному образу или внутреннему смысловому единству выступает как ограниченное и в себе завершенное. В этом смысле предметом является всякое данное простому переживанию (сознанию) нечто, имеющее индивидуальную форму. В логике под предметом понимается все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством.

Предмет науки – референтный, а не ментальный или языковой уровень науки. Данное обстоятельство часто выражается в следующем определении: предметом науки является то, что она изучает.

Форма является внешним выражением содержания, внешней конфигурацией вещи, предмета, их внешних пространственных и временных границ. Кроме того, под формой понимается также внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы: в данном случае понятие формы совпадает с понятием структуры. Нередко концепт «форма» интерпретируется как совокупность конкретных признаков вещи, позволяющих отличить ее от других объектов.

Работа со сложными исследовательскими задачами предполагает использование не только инструментария рассмотренной выше совокупности методов, но и различных стратегий научного поиска. К числу важнейших из них, играющих роль общенаучных методологических программ современного научного познания, относится системный подход, в основе которого лежит исследование объектов как системных образований. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую картину.

Несомненным достоинством системного подхода является не только присущая ему возможность выявления более широкой области познания в сравнении с уже освоенной в науке, но и генерируется им новая схема объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов, определяющих целостность объекта.

Одним из наиболее ярких воплощений системной методологии является системный анализ, базирующийся на утверждении того, что система является комплексом взаимодействующих элементов. При этом системы различаются на: суммативные и целостностные; органичные (человек, общество) и неорганичные (статические – «дом», динамические – «автомобиль»);открытые и закрытые; энтропийные и антиэнтропийные; однозначно-детерменированные и вероятные и др.

В последние десятилетия XX в. происходит становление нелинейной методологии познания, связанной с разработкой междисциплинарных научных концепций – динамики неравновесных процессов и синергетики (наиболее подробно рассмотрено в лекции №3).

Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что методология имеет специфику, отличную от логики, теории познания и философии науки и заключается в технологии синтеза знаний и исследовательских приемов и процедур, относящихся к различным дисциплинам. Выделение методологии из проблемного поля философии объясняется тем, что если философия обращена с решению экзистенциальных проблем, то цель методологии – создание условий для развития и оснащения любой деятельности: научной, инженерной, художественной, методологической и т.д. Другими словами, происходит методологизация всех сфер человеческой деятельности.

Самостоятельный статус методологии объясняется тем, сто она включает в себя моделирующую мир онтологию. Следует заметить, что под онтологией (от греч. ontos – бытие + logos – слово) обычно понимается учение о бытии как таковом, независимом от частных его разновидностей. Термин «онтология» впервые появился в «Философским лексиконе» (1613г.) Р.Гоклениуса. Онтология является одним из важнейших разделов философии наряду с гносеологией, этикой, социальной философией и др., образуя вместе с ними системное целое философского учения. Особенно тесной является связь онтологии с гносеологией. Изучая образы всех видов, типов, форм, способов и стилей мышления, современная методология призвана решать следующие проблемы:

- преодоление натурализма философского и универсальности конкретно-научного мышления;

- обогащение методологического инструментария изучения реальности;

- выработка нового понимания и отношения к символическим системам и реалиям;

- исследование специфики антропологического и психологического подходов;

- исследование связи потенциала мышления и событий реальности.

За методологией закреплена определенная стратегия научного познания, направленная «против подмены методов». Методологический монизм стремился найти один единственно верный и применимый ко всем дисциплинарным областям метод. Однако это не увенчалось успехом. Методы зависят от типа познаваемых объектов, а сам процесс исследования предмета требует адекватных его природе методов. Органическое сочетание предмета и метода оценивается методологией в качестве важного условия научного исследования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2. Методология научного исследования в юриспруденции | Предмет и методология юридической науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.