Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Методология научного исследования в юриспруденции

Постклассическая эпистемология в юриспруденции. Юридическая истина.

Позиции -(по Чунину) – расположение пальцев на грифе и руки относительно грифа, определяемой мелодико-гармонической последовательностью, которую можно исполнить сохраняя хотя бы одну точку опоры.

Личность педагога. Организация учебных процессов в музыкальном училище.

Школьное образование - дополнительное государственное образование, поэтому нельзя работать.

Музыкальное училище – среднее профессиональное образование. ССМШ- жесткий отбор(9 по России)

Делать училище факультативами ВУЗов и ССМШ тоже.

Тамбов: факультет довузовской подготовки (муз.школа)

Факультет средней профессиональной подготовки(училище)

Факультет высшего профессионального обучения (ВУЗ)

Факультет поствузовской подготовки = 70 страниц (диссертация150)

Факультет профессионального повышения квалификации.

Разделение на общее профессиональное и специальное начальное профессиональное образование.

Индивидуальный урок - основная форма.

По педагогической практике индивидуальные занятия и мастер - классы – открытый урок.

Ансамбль – групповые занятия.

Родительские собрания:1) воспитание

2) конкурсы и поездки (добровольная доверенность на ребенка)

3) хозяйственная помощь

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: 3 раза в год.

1) общее собрание, организация учебного процесса

2) исполнение финансирование бюджета

3) воспитание

собрание отдела: - организация учебного процесса

- воспитание рабочего отдела

- установление форм объективности.

- контроль

 

 

артикуляция – характер произношения синтаксического элементов звуков в музыке, определяемый слитностью-раздельностью, ударностью-безударностью сопряженных между собой музыкальных тонов.

Штрих (Круглов) – звуковой художественный результат, получаемый определенной артикуляцией и игровым приемом.

(Имханицкий)-мера, которой определяется слитность –раздельность, и ударность-безударность Деталь артикуляции.

Прием игры - способ звукоизвлечения

Агогика- незначительные отклонения от темпа.

Ритм- последовательность длительностей звуков отвлеченных от их высоты.

Метр – чередование сильных и слабых долей

Интонация- манера музыкального высказывания

Аппликатура – порядок чередования пальцев и обозначение этого порядка в нотах.

Туше – способ прикосновения к струне.

Вибрато – незначительное повышение – понижение основного тона.

Выносливость – длительная непрерывная средняя нагрузка

Сила- мах статической непродолжительной нагрузкой.

Скорость- упражнение на ускорение до максимального возможного времени.

Динамический стереотип -тесно закрепленная последовательность движений.

Свойства: 1.формируется при повторе

2. угорает без повтора

3.возможно изменить.

4.может начаться лишь с начало.

Факторы- качества формирования навыков:

1)мотивация

2) осмысленность

3) яркость ощущений

4) точность и качество повтора

5) количество

6)режим повтора.

 

Грандиозные изменения, произошедшие в области производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, прямо сопряжены с беспрецедентным валянием науки на производство. Феномен доминирующего воздействия науки на область производственных отношений наиболее приемлем для постиндустриального и информационного обществ.

Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и значительного роста доходов населения произошло смещение приоритета от преимущественного производства товаров и преимущественному оказанию услуг. В постиндустриальном обществе: основным производственным ресурсом становятся информация и знание; главной движущей силой экономики становятся научные разработки; наиболее ценными качествами работников являются уровень их образования, профессионализм, обучаемость и креативность. В число постиндустриальных услуг входят те страны, в которых на сферу услуг приходится более половины ВВП (США, страны Евросоюза, Австрия, Япония, Канада, Россия и др.).

Теhмин «постиндустриализм» был введен в научный оборот в начале XXв. Японским ученым А.Кумарасвами. В современном значении данный термин впервые был применен в конце 1950-х гг., а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в трудах американского ученого Д.Белла, в частности, после выхода в 1973г. его книги «Грядущее постиндустриальное общество».

Наиболее видные представители теории постиндустриального общества Г.Кан и О.Тоффлер считают, что главным фактором современного социального развития является научно-технический прогресс, определяющий создание информационных технологий, формирование наукоемкого, энерго- и ресурсосберегающего, экологически чистого производства. В постиндустриальном обществе ведущим становится производство научных знаний и, соответственно качественное образование, научные исследования и разработки. В постиндустриальном обществе, не собственность, а профессиональные различия становятся базой социальной стратификации, т.е. разделения общества на социальные слои и группы.

Достаточно близкими к постиндустриальной теории является концепции информационного общества и постмодернизма.

Информационное общество – это общество, в котором определяющую роль играют информационные технологии. Формирование же самой концепции информационного общества связано с выделением в начале 1960-х гг.из теоретиков постиндустриального общества группы ученых – сторонников информационного общества.

Впервые понятие «информационного общества» было введено в 1962г. австро-американским ученым Ф.Махлупом. В научной литературе широко использование термина связано с именами американского ученого Т.Стоуньера, японского ученого М.Умесао и французского ученого А.Минка. Современный этап в осмыслении концепции «информационного общества» связан с именем японского профессора Й.Масуды, ключевой тезис которого сводится к тому, что «инновации в информационной технологии - это скрытая сила социальной трансформации, которая выражается в радикальном увеличении количества и качества информации, а также в возрастании объемов обмена информацией».

Концепция постмодернизма как правило понимается в двух смыслах: 1) комплекс идей, характерных для новейшей, «постсовременной культуры»; 2) интегральное философское движение. Считается, что в первом значении приоритет в употреблении термина «постмодернизм» принадлежит немецкому ученому Р.Панвицу, подготовившему в 1917г. книгу «Кризис европейской культуры». Наиболее яркими представителями плеяды философов – сторонников постмодернизма явились франзуские ученые Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Деррида, Ж.Бодрийяр, Ж.Делез и др.

В кратком обобщении доминантами философского постмодернизма выступают:

- агонистика языковых игр (а не логика);

- дисконсенсус (а не консенсус);

- множественность (а не единство);

- нестабильность (а не стабильность);

- локальность (а не пространственная всеобщность);

- фрагментарность (а не целостность);

- случайность (а не необходимость);

- открытость (а не замкнутая системность);

- анархия (а не иерархия);

-движение по поверхности вещей и слов (а не в глубь их) и др. концепты. Пальма первенства в конструировании постмодернизма как философского движения принадлежит французскому философу и эстетику Ж.Лиотару.

Самое прямое отношение к современному решению проблем эпистемологии имеет философская концепция постструктурализма, характерная для французской философии 1970-1980-хгг. Основными теоретиками постструктурализма явились французские ученые М.Фуко, Ж.Деррида и Ж.Делез.

По мнению автора краткого энциклопедического словаря «Философия науки» В.А.Канке, между постмодернизмом и постструктурализмом достаточно много общего. Более того, В.А.Канке, к примеру, утверждает, что: «по мере наращивания усилий постструктуралистов конституируется постмодернизм с его агонистикой языковых игр, а различие между поструктурализмом и посмодернимзмом нивелируется».

Применительно к знанию, постструктуралисты исходя из того, что само знание наращивается по следующим дискурсивным порогам:

- порог дискурсивности – порог образования дискурсивной формации и начала ее трансформации;

- порог эпистемологизации – порого появления новых моделей знания, подверженных критике и проверке;

- порог научности – порог формирования критериев аргументации;

- порог форматизации – порог определения аксиом и формальных правил построения дискурсов.

Для юридической науки важным представляется учет основных положений и программ классической и постклассической эпистемологии. Итак, классическая эпистимология исходит из наивного реализма и наивного репрезентатизма, т.е. из веры в объективность существования внешнего мира, естественного порядка (т.н. «предустановленной гармонии») и возможности полного и точного его воспроизведения в сознании человека. Подобного рода субъект –объектное отношение, получив религиозное, а позже и мифо-идеологическое обоснование, постепенно модернизировалось в активистский антропоцентризм. В данном случае под антропоцентризмом понимается возможность и необходимость контроля над природой, окружающем миром, а также над нерациональными аспектами человеческой психики.

Важнейшими программами постклассической эпистемологии являются биопсихологическая, аналитическая, герменевтическая и др., каждая их которых по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения человека к миру, специфически рассматривает задачи и цели познания и обосновывает определенные модели сознания. Отличительными особенностями программ постклассической эпистемологии являются следующие:

- отказ от принципа субъект-объектной оппозиции как исходный эпистемологической установки в исследовании познания;

- акцент на анализе не столько роли и эпистемологического статуса субъекта познания, сколько вопроса о природе субъективности как неотъемлемой характеристики происходящих явлений мира;

- переосмысление проблемы истины в познании и замещении ее конвенционными и инструментально-прагматическими критериями оценки знаний и познавательных процедур;

- исследование прагматических функций языка и речи как наиболее актуальных вопросов современной эпистемологии, пришедших на смену традиционным проблемам субъект-объектного взаимодействия в процессе познания.

Многие постулаты классической и постклассической эпистемологии экстрагируются в юридическую науку. При этом крайне важно заметить, что современная теория и философия права проблемам юридической эпистемологии уделяют еще недостаточное внимание. Отдельные аспекты юридической эпистемологии затрагиваются в работах Д.А.Керимова «Методология права» А.Ф.Закомлистова «Юридическая философия», В.А.Лекторского «Эпистемология классическая и неклассическая», В.П.Малакова «Философия права» и др.

Юридическая эпистемология представлена эпистемологией легизма, естественно-правовой эпистемологией и либертарно-юридической эпистемологией.

Эпистемология легизма. В основе легистской (юридическо-позитивистской) эпистемологии лежит принцип признания (и знания) в качестве права лишь того, что является приказанием, принудительно-обязательным установлением официальной власти.

Базируясь позитивистско-прагматических позициях, легистская эпистемология уясняет и рассматривает два основных эмпирических факта:

1) выявление, классификация и систематизация самих видов (форм) приказаний (принудительно-обязательных установлений) официальной власти, т.е. так называемых формальных источников действующего права (позитивного права, закона);

2) выяснение мнения (позиции) законодателя, т.е. нормативно-регулятивного содержания соотвествующих приказаний власти как источников (форм) действующего права.

Легизм (от лат. lex (legis) – закон) отождествляет право и закон (позитивное право), сводит право к закону, отрывает закон как правовое явление от его правовой сущности, отрицает объективные правовые свойства, качества, характеристики, трактует его как продукт воли (и произвола) законоустанавливающей власти. Истина о праве, согласно легистской эпистемологии, дана в законе, выражающем волю, мнение законодателя.

Естественно-правовая эпистемология. В эпистемологическом плане естественно-правовой подход представляет собой исторически первую попытку теоретического осмысления объективной природы права, постижения его истины.

Под общим наименованием и единым термином «естественное право» понимается различные варианты естественного права, различные смыслы, вкладываемые его прошлыми и современными сторонниками и противниками в это устоявшееся и широко используемое собирательное понятие.

Либертарно-юридическая эпистемология. В основе либертарно-юридической эпистемологии лежит общая теория различения и соотношения права и закона. В теоретико-познавательном плане либертарная концепция выступает как необходимая эпистемологическая (гносеологическая) модель теоретического постижения и выражения знания и истины о законе в виде определенного понятия права.

В центре либертарной эпистемологии стоят проблемы связи права и закона, понимания и трактовки объективных свойств права как сущностных свойств закона и критерия правового качества закона, вопросы разработки понятия правового закона.

Видным приверженцем юридико-либертарной концепции права выступил отечественный правовед и философ юриспруденции В.С.Нерсесянц, утвердивший, что юриспруденция является наукой о равенстве, свободе и справедливости. В отмеченном «триединстве», В.С.Нерсесянц особое значение придает первым двум – равенству и свободе: равенству сообщается статус первопринципа всей юридической науки, а свобода фигурирует как ее предмет.

Истина юридическая – одна из центральных категорий юридической эпистемологии и разновидность прагматической истины. Обоснование научного статуса юриспруденции предполагает непременный анализ ее положений на предмет истинности.

Вопрос об установлении прагматической истины всегда является для юриспруденции сложным. Недостаточно зафиксировать тот или иной юридический факт, поскольку он должен быть осмыслен и должным образом оценен.

В поиске истины юрист обязан возвысится до теоретических горизонтов и уметь оценить тот факт, а также мыслить в горизонтах максимально доступной ему перспективы. Эффективный юрист владеет методологией «встраивания» конкретного факта в известное ему теоретическое и фактической юридическое целое. Неэффективный действующий юрист старается подвести факт под определенный параграф юридического закона.

При установлении юридической истины важное значение имеет, во-первых, теоретическая подготовка правоведа, во-вторых, его жизненный опыт, в-третьих, связь теории и фактов. Применительно к истине юридической практика действительно прокладывает путь к истине, однако эта констатация сама по себе мало что значит. В юриспруденции практика не всегда является критерием истины. Не являются критерием истины в т.ч. и субъективные убеждения юристов: что именно утверждается в качестве истины во многом зависит от соглашения юристов. Более того, юристы приходят к определенным выводам, которые закрепляются убеждениями: эти выводы, а вместе с ними и убеждения вполне могут оказаться ложными. Следовательно, критерий истины заключен не в них. В действительности, подлинным критерием истины предположений прагматической науки всегда является эффективность принятого решения, и не что иное. В момент принятия решения никто не в состоянии гарантировать его истинность. Только будущее позволит судить об истинности принятого решения более обстоятельо, чем в момент его принятия. Поскольку будущее уходит в неопределенность, то оно не в состоянии гарантировать установление абсолютной истины.

Истина юридическая всегда относительна. А сам ее характер таков, что в юриспруденции приходится уделять большее внимание ранее случившимся прецедентам. Рассуждая о настоящем и будучи неудовлетворенным неопределенностью будущего, юрист уподобляет настоящее прошлому. Такой шаг оправдан поскольку, постольку прошлое, аналогичное данному настоящему, уже прошло известную проверку временем. В конечном счете более истинным признается то суждение, которое оказывается более эффективным в юридическом отношении, причем в полном соответствии с принципом ответственности.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7. Честнов И.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подготовка к концертному выступлению | Методологический инструментарий современной науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.