Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Саморазвивающие ся синергетические системы и новые стратегии научного поиска

Лекция 3. Синергетика как нелинейная методология познания в юриспруденции.

 

Рассмотрение общества в качестве сложной целостной системы позволяет распространить на общество все те общие и необходимые признаки которыми обладает всякая система. Методология большинства описательных наук, дисциплинарного знания и проблемно-ориентированных междисциплинарных исследований безусловным образом ориентирована на системный подход во многих областях научного поиска. В этой связи целесообразно обратиться к синергетике – одному из новейших научных направлений, связанных с изучением систем.

Исследование саморазвивающихся синергетических систем происходит в рамках междисциплинарных исследований в нескольких направлениях: модель, предложенная родоначальником синергетики Г.Хакеном, модель И.Пригожина, модель российской школы (С.Курдюмов).

Синергетика возникла в 1960-х гг. как физико-математическая теория так называемых диссипативных систем, т.е. систем открытых взаимодействующих с окружающей средой и сохраняющих свое существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией. Термин «диссипативный» происходит от латинского выражения «dissipar» - рассеивать.

Синергетика (от греч. synergia – сотрудничество) – теория самоорганизации сложных систем, а ее начало в качестве новой дисциплины «синергетика» было положено в 1973г. выступлением немецкого физика и математика Г.Хакена. Благодаря усилиям Г.Хакена и особенно бельгийского ученого И.Пригожина к синергетике было приковано внимание широкой общественности. Вместе с тем, следует заметить, что в модели И.Пригожина вместо термина «синергетика» употребляется другой «неравновесная термодинамика».

Таким образом, в качестве синергетики как теории самоорганизации выступает выявление наиболее общих закономерностей спонтанного структурогенеза. Показателем же прогресса как состояния, стремящегося к повышению степени сложности системы, является наличие в ней внутреннего потенциала самоорганизации.

В данном случае самоорганизация мыслится как глобальный эволюционный процесс, а само понятие «синергетика» получило широко распространение в современной философии науки и наиболее часто употребляется в значении «согласованное действие», «непрерывное сотрудничество», «совместное использование».

В последующем генезис синергетических идей стал сопровождаться ростом исследовательского интереса к самоорганизации, которая при определенных условиях происходит в открытых системах и ведет к их закономерности самоорганизации, которые имеют место в самых разнообразных системах. Это вызвало необходимость с новой точки зрения рассмотрения содержание философских представлений о процессах развития, о взаимосвязи случайности и закономерности, о соотношении между порядком и хаосом и т.п.

В свое время Г.Хакен,в числе ключевых положений синергетики, определил следующие:

1) исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом;

2) эти системы являются нелинейными;

3) при рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия;

4) эти системы подвержены внутренним и внешним показателям;

5) системы могут стать нестабильными;

6) в этих системах происходят качественные изменения;

7) в системах обнаруживаются эмерджентные (т.е. ранее отсутствующие – Е.Я.) новые качества;

8) возникают пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры;

9) структуры могут быть упорядоченными или хаотичными;

10) во многих случаях возможна математизация.

В приведенных 10 положениях Г.Хакену удалось в весьма лаконичной форме выразить основное содержание синергетики. В настоящее время синергетика включает в себя новые приоритеты современной картины мира – концепцию нестабильного неравновесного мира, феномен неопределенности и многоальтернативности развития, идею возникновения порядка из хаоса.

Несколько подробнее рассмотрим синергетический подход к обществу как социальному организму. С синергетической точки зрения общество как социальный организм представляет собою сверхсложную диссипативную эволюционирующую систему, которая имеет характерные для подобных систем общие свойства. Следует при этом заметить, что эти свойства проявляются в специфическом для общества виде.

1.Взаимодействие со средой. В отличие от замкнутых стационарных систем, которые сохраняются тем дольше, чем меньше они подвержены внешним воздействиям, общество есть открытая динамическая система. Если стационарные системы разрушаются от взаимодействия с окружающей средой, то динамические, наоборот, могут сохраняться и развиваться только в процессе такого взаимодействия. Непременным условием существования общества является то, что оно извлекает из окружающей среды вещество и энергию, распределяет их между клетками социального организма, перерабатывает и использует, выбрасывая их из себя и рассеивая в окружающей среде.

Специфической для общества формой взаимодействия со средой является материальное производство. Оно служит основой разнообразных форм хозяйственной деятельности людей, направленной на удовлетворение их материальных потребностей. Производство вместе с распределением и потреблением его продуктов образует экономическую сферу общественной жизни. В ходе исторической эволюции общества интенсивность его обмена веществом и энергией со средой («социальный метаболизм») имеет тенденцию увеличиваться. Эта тенденция выражается в росте производства материальных благ (и соответственно отходов их производства и потребления), на основе которого идет развитие экономики общества.

2. Самоорганизация. Система является самоорганизующейся, если ее структура возникает, сохраняется и усложняется в результате происходящих в ней внутренних процессов, а не навязывается ей извне. Структура достаточно сложных систем принимает иерархический характер. Ее элементы объединяются в структурные образования (подсистемы) различного уровня, среди которых могут выделяться структурные образования высшего ранга. Выполняющие функцию управления всей системой в целом.

Самоорганизация человеческого общества исторически происходит в виде развития разнообразных форм управления социальными процессами. Особенности самоорганизации общества связаны с понятием власти. Обладание властными полномочиями является основной для выполнения управленческих функций со всеми вытекающими привилегиями. Борьба за власть на различных уровнях общественной структуры составляет сущность политики в широком смысле этого слова – политической сферы общественной жизни. На высшем уровне структурной иерархии общества находится государственная власть. Исторически образуются и сменяют друг друга различные ее формы. В зависимости от их устройства и переустройства складываются различные варианты режима общественной жизни – от наведения жесткого порядка и сурового пресечения любых попыток его нарушения до анархии, дезорганизации и хаоса.

3.Рост объема используемой информации. Информацию можно понимать как меру порядка, т.е. как противоположность энтропии, которая является мерой беспорядка, дезорганизации, хаотичности. Энтропию трактуют также и как неопределенность микроскопического состояния системы, связанную с тем, что неизвестно, какой именно из всех возможных способов разложения ее элементов реализован в действительности.

У.Р. Эшби связал понятия энтропии и информации с понятием разнообразия. Под разнообразием понимается множество различимых частей системы. Способность системы сохранять информацию тем больше, чем больше ее (системы) разнообразие. Рост энтропии стирает различия между частями системы и делает ее более однородной, т.е. уменьшает ее разнообразие. А это, в свою очередь, ограничивает информационную емкость системы. Кроме того, следует заметить, что разнообразие и сложность системы взаимосвязаны. Сложные системы характеризуются большим разнообразием и потому способны удержать в себе большой объем информации.

Г.Хакен предложил рассматривать хранящуюся в системе информацию как множество сигналов, которыми обмениваются ее элементы при взаимодействии друг с другом. В открытой неравновесной системе при достаточном притоке энергии извне элементы вследствие такого обмена начинают функционировать согласованно, когерентно. В результате внутри системы возникает «информационная среда», характеризующаяся параметром порядка. Этот параметр, с одной стороны, порождает кооперативное поведение частей системы, с другой стороны – сам порождается их совместным. Г.Хакен называет этот параметр информатором, а информацию, порожденную кооперативным системы, - синергетической информацией. Рост синергетической информации является условием самоорганизации системы.

Человеческое общество как сверхсложная система отличается колоссальным количеством сохраняемой в ней информации. Но главная особенность информационных процессов в обществе состоит в том, что у людей, обладающих сознанием и разумом, информация приобретает особое «сверхприродное» качество – смысл.

Наделяя смыслом явления окружающей действительности, люди превращают их в знаки, с помощью которых происходит кодирование информации. Особое место при этом занимает созданный людьми код, специально приспособленный для обмена информацией, в роли такого кода выступает язык. Выраженная в языке и других знаковых средствах, она становится социальной информацией, носителем которой является все общество.

Все члены общества оказываются погружёнными в объединяющую их информационную среду. Информационная сфера в человеческом обществе – это культура.

В человеческом обществе возникают механизм социальной памяти: накопленная предшествующими поколениями информация не исчезает вместе с ними, а сохраняется в культуре, и каждое новое поколение умножает ее. Благодаря этому в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, - ускоренный рост объема информации, находящейся в распоряжение человека как родового существа. Такой рост является фактором, обуславливающим развитие общества. Когда останавливается рост объема используемой им информации, оно застывает и обрекает на вымирание. Из вышесказанного следует, что синергетическая трактовка общества как сверхсложной системы особого типа подтверждает целесообразность различения трех основных сфер общественной жизни – экономической, политической и культурной. Однако необходимо учитывать. Что границы между этими сферами общественной жизни всегда относительны: в социальной действительности экономика, политика и культура нераздельны, они взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга.

Принципиально в теоретических концепциях относительно синергетики выделяют три ключевых положения: нелинейность, бифуркация и хаос. При этом под нелинейностью понимается многовариантность социальных конструкций, имеющих место в действительности. При синергетическом подходе стратегия научного поиска основывается на древовидной ветвящейся графике. При этом выбор будущей траектории развития зависит от исходных условий, входящих в них элементов, локальных изменений, случайных факторов и энергетических воздействий.

Синергетическая стратегия научного поиска предполагает, исходя из принципа нелинейности, учат принципиальной неоднозначности поведения систем и составляющих их элементов, возможность перескока с одной траектории на другую и утраты системной памяти, когда система, забыв свои прошлые состояния, действует спонтанно и непредсказуемо. В критических точках направленных изменений возможен эффект ответвлений, допускающих в перспективе функционирования таких систем многочисленные комбинации их эволюционирования.

Методологический подход с использованием ветвящегося графика анализа применительно к общецивилизационному процессу развития был применен А.Тойнби. По мнению британского ученого, исторический процесс предполагает многовариантность цивилизационного развития, в котором представители одного и того же типа общества по-разному реагируют на так называемые вызовы истории: одни сразу же погибают; другие выживают, но такой ценой, что после уже ни на что не способны; третьи столь удачно противостоят вызову, что выходят не только не ослабленными, но даже создав наиболее благоприятные условия для преодоления грядущих испытаний.

Общество, по мнению А.Тойби, есть пересечение полей активности отдельных индивидов, чья энергия – это жизненная сила, которая творит историю. С синергетической точки зрения для понимания хода истории общества необходимо учитывать, что оно есть нелинейная система. На основании вышеизложенного уместно заметить, что под нелинейностью следует понимать отступления от пропорциональной (описываемой линейными функциями и уравнениями) зависимости между причиной и следствием. Нелинейность означает, во-первых, что малые по своим масштабам события могут породить грандиозные последствия. Во-вторых, для нелинейных процессов характерны ситуации, в которых будущее неоднозначно определяется настоящим (начальными условиями).

Разветвление процесса на несколько возможных траекторий называется бифуркацией. Точка бифуркации – это точка ветвления, развилка. В этимологическом плане термин «бифуркация» восходит к английскому слову «fork», что означает «вилка». В точке бифуркации система должна сделать выбор направления, по которому далее пойдет ее эволюция. Приближаясь к точке бифуркации, система проходит в неустойчивое, «возбужденное» состояние, для которого характерна чувствительность к малейшим изменениям ситуации.

Микроскопическое воздействие на неустойчивую систему может вызвать ее макроскопическое преобразование в одном из нескольких возможных направлений. Это объясняется тем, что имеющиеся в системе энергетическое напряжение готово к разрядке, и чуть заметное смещение какого-то элемента служит «пусковым механизмом», направляющим поток энергии на выполнение той или иной работы. В природных системах выбор направления дальнейшего развития совершается стихийно, «сам собой» и определяется действием объективно сложившихся случайных обстоятельств. Другими словами, в неживой природе системы не обладают свободой воли и подчиняются воле «слепого случая». У людей же есть свобода воли и поэтому при наличии равных возможностей способен выбрать из них любую по своему собственному усмотрению. Таким образом, в дело выбора вмешивается субъективный фактор, которого нет в природе. Принципиальное отличие общества от природных систем состоит в том, что выбор бифуркационной ветви, зависит от субъективного фактора – воли, сознания, разума людей.

Выбор бифуркационной ветви в социальных системах, как и в природных, тоже может определяться случаем – прихотью властителя, оплошностью дипломата, опиской чиновника, выстрелом в политического деятеля и т.п.

Движение по выбранной бифуркационной траектории может быть неустойчивым, и тогда возникают новые локальные (в отдельных частях системы) и глобальные (определяющие эволюцию системы в целом) бифуркации. Но существуют траектории (или узкие «коридоры» траекторий), которые ведут систему к устойчивым состояниям. Такие состояния называются аттракторами (от лат attraction –притяжение). Аттракторы как бы притягивают всю систему. Если система вошла в конус аттрактора (ведущий к нему «коридор»), то это предопределяет ее будущее. Попытки выбраться из конуса аттрактора тщетны – различные траектории, попавшие в конус, неизбежно выводят в систему на аттрактор. Итак, аттрактор – это будущее устойчивое состояние, к которому направляется эволюция системы.

На рис.1 изображена простейшая модель движения системы к аттрактору: шарик на остом гребне, разделяющем впадины. При малейшем случайном толчке шарик скатывается в одну из впадину и как только движение шарика началось, то он движется в сторону аттрактора, т.е. в сторону своего будущего устойчивого состояния.

Точка бифуркации

 

 
 

 


Рис. 1.

Аттрактор 1 Аттрактор 2

 

В историческом процессе в качестве аттрактора может выступать как более высокий уровень организации общества, большой порядок в нем («простой аттрактор») так и наоборот, состояние дезорганизации, анархии и хаоса («странный аттрактор»). В последнем случае возможно «соскальзывание» на ветвь эволюции, которая не была выбрано в предыдущей бифуркации.

В формате стратегии освоении самоорганизующихся синергетических систем понятие бифуркации тесно связано с понятием флуктуации, т.е. возмущения. Возмущения разделяются на два класса: создаваемые внешней средой и воспроизводимые самой системой. При этом флуктуации могут быть столь сильными, что овладеют системой полностью, придав ей свои колебания и по сути изменят режим ее существования. Система, по которой рассеиваются возмущения, называется диссипативной. По сути – это характеристика поведения системы при флуктуациях, которые охватили ее полностью. Основное свойство диссипативной системы – необычайная чувствительность к всевозможным воздействиям и в связи с этим чрезвычайная неравновесность.

Важное место в синергетической теории отводится категории «хаос» и прямо связанной с ней категорией «порядок». Во всякой диссипативной системе происходят два противоположно направленных процесса: один (энтропийный) ведет к разрушению ее структуры, беспорядку и хаосу, а другой (антиэнтропийный) – к структуризации системы, росту ее упорядоченности. Таким образом, порядок возникает и существует во взаимосвязи с хаосом (как во внешней среде, так и внутри системы). Взаимосвязь хаоса и порядка – необходимое условие существования диссипативных систем.

Самоорганизация является результатом синтеза хаоса и порядка: хаос возникает из порядка, а порядок - из хаоса.

Категория «хаос» в античном мировоззрении противопоставлялась Космосу – началу упорядоченному и гармоничному. Возрождение понятия хаоса происходит в XX в. и связано с осознанием исключительной сложности ряда процессов и состояний. В философском смысле категория «хаос» представлена в двух вариантах: 1) беспорядок, перепутанность, образование, лишенное стройности, системы; 2) состояние динамической системы с наименьшей степенью упорядоченности.

Общество, в котором нет никакого порядка, существовать не может. Но не может существовать и такое общество, в котором был бы «абсолютный порядок», не допускающий никакого «самовольного» действия людей. Реальное общество всегда находится где-то между этими предельными состояниями «абсолютного порядка» и «абсолютного хаоса».

В синергетической парадигме признается поведение систем в режиме «с обострением» Критерием «сложности» синергетического объекта является потенциал организации. Синергетика исследует неравновесные системы, или системы, находящиеся «вдали от равновесия», причем неустойчивость означает «случайное движение внутри вполне определенной области параметров».

При определенных условиях в неравновесной системе могут возникать микроскопические явления самоорганизации в виде ритмически изменяющихся во времени пространственных картин, появляться мозаичные структуры, кольца, спирали, концентрические окружности, ячейки. За порогом неустойчивости возникает новая структура.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет и методологические основы учебной дисциплины «Уголовное право России» | Синергетика в юриспруденции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.