КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ показателей платежеспособности страны при предоставлении международных кредитов
Предоставление международных кредитов на уровне стран имеет свои особенности. Если при кредитовании субъекта хозяйствования действуют обычные правила, которые предполагают взыскание кредита за счет имущества заемщика, то при кредитовании стран такое обеспечение кредита в принципе невозможно: государство в отличие от субъекта хозяйствования не может быть ликвидировано, а его активы – распроданы с целью покрытия обязательств. Кроме того, информация о платежеспособности страны менее детализирована, недостаточно оперативна. В связи с этим методы анализа платежеспособности государства значительно отличаются от методов анализа платежеспособности компании. Виду относительности показателей платежеспособности на микроуровне в мировой практике не выработан единый подход к их оценке. Наиболее широко используются две основные группы этих показателей: 1) платежеспособность в широком смысле, или общая платежеспособность страны; 2) платежеспособность в узком смысле, или состояние ликвидности. Общая платежеспособность означает способность страны-заемщика привлекать иностранные заемные ресурсы и обслуживать внешний долг, не нарушая при этом нормальный ход воспроизводственного процесса, что предполагает поддержание определенных стабильных темпов экономического роста. Эти темпы характеризуются следующими показателями: - темп роста ВВП; - ВВП на душу населения и темпы роста этого показателя; - норма накопления; - состояние сальдо платежного баланса; - состояние государственного бюджета (отсутствие дефицита). Кроме того, могут применяться и другие показатели, которые позволяют сопоставить рост внешней задолженности с основными параметрами воспроизводственного процесса. Наиболее часто используется показатель отношения внешнего долга (платежей по нему) к ВВП. Платежеспособность в узком смысле предполагает наличие у страны в данный момент или период времени определенной суммы международных платежных средств, достаточной для погашения текущих долговых обязательств. Оценка ликвидности, таким образом, базируется на сопоставлении размеров текущих (прогнозируемых) платежей по внешнему долгу с наличным (прогнозируемым) объемом ликвидных средств (экспортная выручка, золотовалютные резервы, резервная позиция в МВФ и др.). Международный банк реконструкции и развития для оценки платежеспособности рекомендует использовать следующие соотношения и ориентироваться на следующие значения их критического уровня: СОД/ЭТУ (суммарное обслуживание долга/экспорт товаров и услуг) – 30%; ВПП/ЭТУ (выплаты по процентам/экспорт товаров и услуг – 20%; СВД/ВВП (совокупный внешний долг/ВВП) – 50%; СВД/ЭТУ (совокупный внешний долг/экспорт товаров и услуг) – 275%. Указанные значения характеризуют «тяжесть» внешнего долга страны, предельный уровень кредитной безопасности страны. К числу государств, имеющих высокий показатель «тяжести» внешнего долга, относят те, для которых значения любых трех из четырех перечисленных показателей превышают 60% критического уровня в течение не менее чем трех лет. Для стран с переходной экономикой используют более жесткие показатели предельного уровня внешнего долга. Чаще всего применяется показатель лимита внешнего долга, который рассчитывается как отношение чистого долга (общий долг – валютные резервы) к объему валютного экспорта (общая сумма экспорта – экспорт за белорусские рубли и неденежные формы расчетов). Этот показатель не должен превышать 100%. В последнее время для оценки платежеспособности страны все чаще используется кредитный рейтинг страны. Это оценка, которую дают стране в зависимости от способности ее правительства рассчитываться по долгам. Существует целая система показателей, которая используется для присвоения рейтинга. Присвоение рейтинга проводится либо международными валютно-финансовыми организациями (реже), либо специализированными консалтинговыми фирмами (чаще). Высокий кредитный рейтинг позволяет уменьшить стоимость кредитных ресурсов (обычно иностранные банки включают в процентную ставку «плату за риск», если у государства нет кредитного рейтинга), упростит процедуру получения кредитного рейтинга для субъектов хозяйствования РБ (этот процесс дешевле стоит и проводится в более короткие сроки, если страна уже имеет рейтинг). У Белоруссии есть кредитный рейтинг агентства Dun & Bradstreet. По состоянию на май 2003 года он имел значение DB6, означает очень высокий уровень риска (самый худший рейтинг этого агентства равен DB7). Беларусь рассчитывает в 2004 году (по прогнозу правительства к июлю) получить более высокий инвестиционный рейтинг класса «В» в агентстве Standard & Poor’s. Присвоение рейтинга будет проводиться в несколько этапов: первоначально Беларусь должна выбрать финансового консультанта (по прогнозам это будет Дрезденбанк), затем будет подписан договор о присвоении рейтинга и проведена экспертиза страны-заемщика (базовое исследование), после присвоения рейтинга агентство возьмет на себя его дальнейшее обслуживание. Стоимость этой процедуры оценивается примерно в 100 тыс. долл. США.
5. Формы регулирования международного кредита Функционирование международного кредитного рынка породило проблему внешнего долга и привело к необходимости регулирования кредитных отношений и управления внешним долгом стран. Эффективное управление внешним долгом включает три взаимосвязанные задачи: 1. Определение временного профиля по обязательствам страны в рамках обслуживания внешнего долга. 2. Прогнозирование ожидаемых чистых экспортных поступлений и других источников обслуживания внешнего долга. 3. Прогнозирование внутренних налоговых поступлений, так как государственные доходы должны соответствовать обязательствам государства по обслуживанию внешнего долга. Показатели внешнего долга должны согласовываться со счетами национального дохода, платежного баланса и государственных финансов. Управление международным кредитом и внешним долгом осуществляется: - на уровне международных валютно-финансовых организаций (ВС, МВФ); - на уровне различных межправительственных и неправительственных объединений; - на государственном уровне. В целях гармонизации данных платежного баланса с данными государственного управления внешним долгом МВФ разработал принципы составления Международной инвестиционной позиции страны. МИП – это декларация всех финансовых активов и пассивов страны с нерезидентами, подлежащих уплате в национальной или иностранной валюте. Роль МВФ и ВС заключается в применении системы международного кредитования правительств стран, которые столкнулись с проблемами финансирования национального хозяйства или выплатами внешних займов. Однако предоставление международных кредитов по линии этих организаций связано с необходимостью принять и соблюдать их рекомендации и условия, что не всегда благоприятно сказывается на национальной экономике и приводит к росту зависимости страны-должника. В целях решения проблем мировой задолженности страны-кредиторы объединяются в так называемые «клубы». Наиболее известными являются Парижский и Лондонский клуб. Парижский клуб создан в 1956 г. Он является неформальной организацией, которую создали промышленно развитые страны. Местом проведения встреч членов этого клуба является Париж. Состав клуба не является постоянным. Работа клуба проходит в виде встреч всех заинтересованных сторон. Каждое его заседание посвящено проблеме задолженности 1-й страны. Лондонский клуб создан в 1976 г., он объединяет 600 частных коммерческих банков-кредиторов. Конкретными мероприятиями, которые реализуются в целях регулирования международного кредита на международном уровне, являются: - реструктуризация долга – т.е. увеличение сроков погашения (переход от коротких к длинным кредитам) с отсрочкой выплаты процентов, использование револьверных кредитов (выдача нового кредита для погашения предыдущих обязательств; - конверсия долговых обязательств в ценные бумаги или прямые инвестиции, в том числе и с использованием возможностей еврорынка; - дисконтирование части долга – т.е. списание согласованных сумм под гарантии выплаты оставшейся доли; - продажа долгов на вторичном рынке. На национальном уровне правительства стран также принимают меры по урегулированию внешней задолженности. Они заключаются, прежде всего, в обеспечении устойчивого экономического развития страны. Это позволяет национальному правительству за счет поступлений на внутреннем рынке сформировать резервы для погашения внешней задолженности. Также правительства обычно принимают специальные программы, направленные на особое регулирование сферы ВЭД. К их числу можно отнести программы развития экспорта и сокращения импорта путем реализации импортозамещающих проектов, стимулирование притока иностранных инвестиций в противовес иностранному кредитованию.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |