Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение языка. Теория языка и речи

Фердинанда де Соссюра

Лингвистическая теория

(1857 – 1913)

 

В основе его Л.Т. – критика взглядов младограмматистов, стремление глубже осмыслить структуру языка и сущность его основных единиц. На становление Л.Т. оказали влияние французские социологи Конт и Дюркгейм. Конт считал, что описывать изучаемое явление нужно без проникновение в его сущность, нужно установить внешнее число связей между изучаемыми элементами. Они выявляются при сходстве, последовательного расположения по отношению друг к другу. Проблема сущностей социальных явлений специально рассмотрена Дюркгеймом в работе «Метод социологии». Отрицая существование объектного мира, Д. Считал, что вне человека объективно существует только социальный факт и коллективное сознание – верования, обычаи, образ мыслей, язык. Д. вывел закон, согласно которому каждый человек постоянно вынужден подчиняться каким-либо условиям, которые диктуют человеку определённое поведение. Именно это положение оказало большое влияние на Соссюра. Он говорил, что язык – это грамматическая система, которая существует «в мозгах целой совокупности индивидов». Полная система языка – в массе, которая является его носителем.

Соссюр очень высоко ценил и знал работы Бодуэна де Куртенэ и Крушевского. У Б. де К. – своя теория языка: язык есть совокупность, части которой связаны между собой отношениями, значениями, формами звучания.

Крушевский в системе языка выделяет фонетический, морфологический, семантический уровни. Он постоянно указывает на историческую изменчивость состояния структуры языка. Так же понимал язык и Соссюр. В «Курсе общей лингвистики» С. разбирает понятия «язык» и «речь», пытаясь их противопоставить.

 

(продолжение предыдущего материала)

В основе деления – речевая деятельность в целом. Существует «некий феномен – речевая деятельность», внутри которой выяленяется язык и речь. Речевая деятельность (Р.Д.) выступает как свойство, присущее человеку вообще. Язык – определённая часть речевой деятельности человека.

«Язык для нас – это речевая деятельность минус сама речь».

Основное отличие между языком и речью С. видел в том, что язык – явление социальное, а речь- индивидуальное. Язык – социальный элемент речевой деятельности вообще, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создать язык, ни изменить его. Язык усваивается каждым индивидом уже в готовом виде. С. признавал психологизм природы языка. Это позволило ему определить понятие «речь»: индивидуальный акт воли и понимания. В речи следует различать 1) комбинации, при помощи которых говорящий пользуется правилами, законами, чтобы выразить свою мысль, и 2) акты говорения, которые необходимы для реализации этих комбинаций. В речи нет ничего коллективного, она всегда индивидуальна и мгновенна.

Язык и речь взаимопредполагают друг друга. Язык необходим, чтобы речь была понятна, речь – чтобы установился язык. Исторически речь предшествует языку. Несмотря на их близость, «это две вещи, совершено различные». Почему? Потому что:

- язык – продукт социальный, речь – индивидуальный;

- язык воспринимается таким, каким он завещан предшествующими поколениями;

- язык не есть функция говорящего субъекта, он – продукт, «пассивно регистрируемый индивидом»;

- речь – индивидуальный акт воли и понимания;

- язык потенциально существует в каждом мозгу в виде грамматической системы, а реализацией этих понятийных возможностей является речь;

- язык отличается от речи как существенное от побочного и случайного (под существенным С. понимал закреплённые языковой практикой языковые нормы, а побочным и случайным – индивидуальные колебания, отклонения от нормы;

- в языке есть только норма, а в речи могут быть отступления (например, диалектизмы).

Заслуга С. заключается в том, что он определил внутренние противоречия в речи, обозначил их. Наши учёные считали, что С. был непоследовательным, т.к. не заметил органичной связи между языком и речью. Противопоставление языка как продукта социального, а речи как индивидуального факта не является верным, т.к. противоположности были установлены, а связи – нет.

Язык – средство общения, по С., и этим определяется его социальный характер. Развитие языка обусловлено развитием общества, язык обслуживает нужды общества. Индивидуальная речь не может существовать в отрыве от языка. Речь – реализация языка (в устной и письменной, диалогической и монологической формах).

Язык и речь не только различны, но и немыслимы друг без друга.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Младограмматическая школа в языкознании | Учение о знаках
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.