Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о знаках

Учение о синхронии и диахронии

Соссюр рассматривал язык и речь с двух точек зрения – синхронии и диахронии, т.е. о языке можно говорить и в данный момент, и в историческом развитии.

«Синхронно всё, что относится к статическому аспекту нашей науки, диахронично всё, что касается эволюции».

С. определил задачи лингвистики. Синхроническая лингвистика должна заниматься логическими и психическими отношениями, связывающими элементы языка, которые воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием. Эти связи – объект изучения.

Диахроническая лингвистика должна изучать отношения, которыми связаны элементы в порядке последовательности и которые не воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием. Система языка на каждом витке своя (старославянский, древнерусский, современный русский язык – своё понимание системы языка ). Язык как дерево: можно сделать два среза – поперечный и продольный; поперечный – синхрония, продольный – диахрония.

Язык как система

Заслуга Соссюра заключается и в том, что в начале 20 века он обратил внимание на изучение языка как системы. Системность – сопоставление элементов языка друг с другом.

«В языке нет ничего, кроме различий. В языке нет ничего, кроме сходств».

Синтагматические и ассоциативные отношения. Синтагматические – линейные отношения. Элементы выстраиваются последовательно друг за другом (например, слова в предложении).

Сочетания, которые опираются на протяжённость, называются синтагмами. Это позволяет выделить словосочетание (синтагму).

Ассоциативные отношения соединяют элементы в потенциальный и мнемонический ряд (т.е. находятся в мозгу). Возникнув в мозгу, эти отношения объединяют слова по общности корня (обучаю – обучение).

«Вся совокупность установившихся (узуальных) отношений и составляет язык, определяя его функционирование».

Все члены системы находятся в равновесии, поэтому система является замкнутой. Язык социален. Чем он отличается от других социальных факторов? Ответ: язык имеет знаковый характер. «Язык есть система знаков, выражающих идеи».

 

 

«Мы называем знаком комбинацию понятия и акустического образа».

Акустический образ – не материальный звук, а представление, которое получает человек органами чувств. Акустический образ – психический отпечаток звука. Акустический образ и понятие обладают психическими свойствами, из чего следует, что «языковой знак есть двусторонняя психическая сущность». Центральным знаком в механизме языка является слово. У знака есть свойства, которые его отличают:

1) языковой знак всегда произволен (нет прямой связи между знаком и предметом, который он обозначает), например, слово «солнце» в каждом языке звучит по-разному;

2) производность знака (всегда ограничен законами развития конкретного языка);

3) линейность, изменчивость (неизменчивость), значимость.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение языка. Теория языка и речи | Лингвистические взгляды А.А.Потебни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.