Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и основные проблемы языкознания

Читайте также:
  1. D.2 Идентификация затрат на основные действия
  2. I. Основные задачи обеспечения безопасности и информации в информационных системах
  3. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ
  4. I. Основные теории происхождения государства и права.
  5. IV. Проблемы формирования правового государства в современной России.
  6. N - СПИ данного объекта имущества, выраженный в месяцах.
  7. VBProjects. События объектов Document и Application. Автомакросы
  8. А. Колониальная система: основные этапы.
  9. А1.1. Психологические проблемы поведения экономической личности
  10. Абсолютный показатель, характеризующий объект А
  11. Аварии на химически опасных объектах
  12. Аварии на химически опасных объектах , химическое загрязнение окружающей среды, контроль химической обстановки.

Учение о слове

При определении слова П. указывал на единство звучания и значения. Слово – единство членораздельных звуков и значения, либо звуковое единство представления с внешней стороны и значения – с внутренней. Такая деятельность позволяет слову функционировать. Если у слова отобрать сочетание звуков, то они в отдельности перестают быть словом. Определение слова как единства звучания и значения предполагает наличие 3-го элемента – представления (содержание мысли или способ изображения данного значения). Таким образом, всякое слово без исключения состоит из 3-х обязательных элементов: членораздельных звуков, представлений о нём и значения. Значение и представление не совпадают: значение шире представления. Образ слова предшествует представлению, а значение слова объединяет чувственный образ, обобщает, абстрагирует, следовательно, становится шире представления. Пример: слово «защита» в широком значении стремимся оторвать от узкого представления «щит», т.о. растёт несоответствие между представлением и значением.

В слове П. различает внешнюю форму (звуки), содержание, которое объективировано с помощью звуков, и внутреннюю форму слова(ближайшее этимологическое значение слова). Т.о., П. впервые пытается рассмотреть вопрос об отношении формы и содержания в слове.

П. рассматривает в слове 2 содержанияобъективное, т.е. ближайшее этимологическое значение слова (оно всегда заключает только один признак), и субъективное, в котором признаков может быть множество. В значении слова для каждого человека содержится что-то субъективное, но люди в процессе общения всё-таки понимают друг друга, т.к. в словах есть нечто общее, понятное всем, говорящим на данном языке. Это «одинаковое» и есть ближайшее этимологическое значение слова, или объективное содержание. П. считает, что ещё на ранних стадиях развития мышления за основу имени любого предмета брался его самый яркий признак.

Внутренняя форма является центром образа, т.е. таким признаком, который преобладает над всеми остальными. Если внутренняя форма ясна для носителя языка, то слово мотивированно (подснежник, подорожник), если нет – немотивированно (ложка, вилка).

Лингвистика - одна из наиболее древних и разветвлённых наук.

Сложности этой науки объясняются такими причинами, как:

a) множеством конкретных языков, на которых говорит человечество;

b) глубиной и различием внешних связей языка с иными системами - природой, обществом, культурой, искусством, наукой, в частности психологией, и поведением человека;

c) различиями в подходе к языку самой науки о нём, различиями принципов, аспектов, методов и методик изучения языка.



В результате всего вышесказанного выделяют несколько «полей» членения науки о языке :

1)структурное членение даёт фонетику и фонологию, лексикологию, морфологию и синтаксис, что является актуальным для любой национальной лингвистики;

2)этноязыковое членение способствует отдельным конкретным языкам; где выделяют науку о русском языке, языке хинди, английском языке, китайском и т.д.;

3)социальное варьирование выделяет науку о литературном языке, диалектологию, учение о стилях языка, наука о языке художественной литературы; учение о языке науки и т.д.;

4)четвёртое членение соответствует направлениям, школам, методам и методикам исследования языка и даёт такие варианты лингвистики , как сравнительно - историческое языкознание, описательную лингвистику, структурное языкознание, дескриптивную лингвистику, трансформационную грамматику, этнолингвистику, психолингвистику и т.д..

Каждая страна, в которой существует своя лингвистическая традиция, даёт свой вариант науки о языке . поэтому выделяют французское яз-е, американское, русское, чешское, индийское и др., каждое из которых отличается друг от друга принципами, методами и методиками изучения языка. Например, в русском языке ( и это одна из сильных сторон нашей науки) очень чётко различаются автономные области науки - фонетика и фонология, лексикология, семасиология, фразеология, словообразование, грамматика с делением на морфологию и синтаксис, учение о стилях. Далеко не вся зарубежная лингвистика, даже европейская и североамериканская, принимает такое членение. Например в 40-60 годы 20 века в американской науке о языке сформировала школы дескриптивной лингвистики (ведущие представители: З.Харрис, Ч.Хоккет, Дж.Трейджер, Б.Блок, К.Пайк, Ю.Найда) и трансформационной грамматики ( З.Харрис, Н.Хомский ). Однако ни та, ни другая не дали чёткого различия структурным областям языка: дескриптивная лингвистика свела почти всё к своеобразно понимаемой морфологии, а трансформационная грамматика - к столь же своеобразно понимаемому синтаксису.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Объект и основные проблемы языкознания

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.248.167
Генерация страницы за: 0.005 сек.