Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание как педагогический процесс

Содержание уроков трудового обучения

В олигофренопедагогике важнейшими функциями обучения является образование, воспитание, коррекция и как итог - раз­витие. Следовательно, на уроках трудового обучения, как и на всех других, выделяются образовательные, воспитательные и раз­вивающие задачи. Однако уроки трудового обучения имеют ряд особенностей. Одна из них заключается в том, что основное время отводится практической деятельности и ее надо правильно орга­низовать. Вторая - в том, что ученика необходимо подготовить к этой деятельности, вернее, обучить приемам работы.

Третья особенность состоит в том, что у подростка должны быть хорошо развита моторика и сформированы организацион­ные умения и навыки. В программы по трудовому обучению как младших, так и старших школьников заложены эти особенности (требования) обучения. Программы содержат:

· теоретический раздел, включающий технические сведения;

· практический раздел по конкретным видам труда;

· требования к знаниям, умениям и навыкам, а для 5-10-х классов даны темы практических работ, направленных на овладе­ние приемами трудовых операций.

Задачи обучения четко определены в разделах программы «Уме­ния», «Упражнения», «Теоретические сведения», «Самостоятель­ные работы». Таким образом, процесс обучения на каждом конк­ретном этапе носит творческий характер и предусматривает овла­дение навыками измерений, пользования измерительными инст­рументами и приспособлениями. Уже в 1-м классе на занятиях с бумагой выполняются приемы сгибания, разметки по шаблону, резания ножницами, наклеивания.

Учителю-логопеду часто приходится на своих индивидуаль­ных и групповых занятиях совместно с ребенком рассматривать рисунки, сюжетные картинки, рисовать овощи, фрукты, раз­личные геометрические фигуры, дорисовывать пропущенные эле­менты какой-то детали, части целого предмета, подбирать сло­ва, произносить их, анализировать по звукобуквенному составу и вводить в активный словарь. Дети любят рисовать, лепить из пластилина и глины овощи, фрукты, посуду, фигурки живот­ных, человека и т.п. В 5-6-м классах, где занятия по логопедии продолжаются, они создают композиции на темы сказок и бы­товых сюжетов.

Деятельность логопеда будет успешной, если он сам владеет простыми операциями, составляющими элементы трудового обу­чения. Вот почему в работе логопеда важными являются уроки ручного труда. На уроках ручного труда в 1-4-м классах создают­ся условия для исправления недостатков познавательной деятель­ности и вместе с тем воображения, наблюдательности, речи, про­странственной ориентировки. Ручной труд- это свободная, рас­крепощенная форма деятельности, где создаются условия для са­мореализации детей в речевом общении, расширяется и обогаща­ется словарь специальными терминами, выражениями.

Задача учителя начальной школы, логопеда быть вниматель­ными к высказываниям детей, следить за полнотой, последова­тельностью изложения мысли, исправлять недостатки произно­шения, вызывать детей на разговор, поддерживать его.

Каждый урок предполагает выполнение конкретных изделий, имеет определенную структуру, цели и задачи. Методисты по руч­ному труду, известные ученые (; Г.М.Дульнев, 1969; Н.П.Павло­ва, 1988;) отмечали, что подходы к струк­туре урока могут быть разные, но всегда урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Н.П.Павлова предлагает три варианта структуры урока и вы­деляет следующие этапы в каждом варианте:

Вариант А

1.Организация детского коллектива.

2.Организация рабочего места.

3.Сообщение темы урока.

4.Сообщение познавательных сведений.

5.Ориентировка в задании.

6.Выполнение изделия по инструкции учителя.

7.Оценка качества выполнения изделия.

8.Подведение итогов.

Вариант Б

1.Организация детского коллектива.

2.Повторение познавательных сведений.

3.Сообщение темы урока.

4.Организация рабочего места.

5.Упражнения по ознакомлению с работы правильными приемами

1.Ориентировка в задании.

2.Выполнение задания с учетом поступающей информации.

3.Отчет о проделанной работе.

9. Оценка качества выполнения изделия.

10. Подведение итогов.

Вариант В

1.Организация детского коллектива.

2.Сообщение темы урока.

3.Организация рабочего места.

4.Ориентировка в задании.

5.Сообщение познавательных сведений. Лабораторная работа.

6.Предварительное пооперационное планирование выполне­ния изделия.

7.Изготовление изделий по намеченному плану.

8.Отчет о проделанной работе.

9.Оценка качества и анализ результатов работы.

10. Подведение итогов.

Однако нам кажется, что в каждом из представленных Н. П. Пав­ловой вариантов уроков имеются некоторые упущения, в частно­сти:

· нет этапа демонстрации образца изделия, а это очень важно для детей с нарушением интеллекта;

· нет этапа ознакомления учащихся с техникой безопасностина уроке, требованиями к пользованию инструментами, клеем, проволокой, иглой и т.д.

Мы считаем возможным предложить свою схему урока и выде­лить следующие этапы.

1.Организация учащихся на учебно-познавательную деятель­ность.

2.Сообщение темы урока.

3.Сообщение познавательных сведений.

4.Демонстрация образца изделия.

5.Сообщение сведений о технике безопасности и охране труда.

6.Ориентировка в задании. Выбор приемов изготовления изде­лия.

7.Изготовление изделия по инструкции, по пооперационной карте, по намеченному плану (выбор зависит от сложности изде­лия, возраста учащихся и уровня их моторного и психофизичес­кого развития, от темы урока).

8.Отчет о проделанной работе.

9.Оценка качества выполнения изделия.

10. Подведение итогов.

Основными методами трудового обучения в специальной (коррекционной) школе являются:

· методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (словесные методы);

· методы наглядной передачи и зрительного восприятия учеб­ной информации (наглядные методы);

· методы передачи учебной информации посредством практи­ческих трудовых действий и тактильного кинестетического вос­приятия ее (практические методы).

Каждый из перечисленных групп методов трудового обучения в основном используется комплексно.

В соответствии с предложенной схемой урока ниже представ­лены примеры содержания уроков ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

 

ПЛАНЫ УРОКОВ РУЧНОГО ТРУДА

1-й класс

Тема: аппликация «Лодочка».

Цели:

1.Формировать умения анализировать аппликацию частично с помощью учителя и выполнять ее, руководствуясь предметно-операцион­ным планом.

2.Развивать умения осуществлять анализ пространственных отноше­ний между предметами, соблюдать особенности размещения деталей для составления композиции.

3.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, любовь к прекрасному.

Оборудование: плакаты, клеенка, образец изделия, образцы по­этапного выполнения изделия, клей, ножницы, шаблоны, цветная и белая бумага.

Словарь: «флаг», «парус», «лодочка», «корабль».

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Упражнения на анализ пространственных отношений между пред­метами. Учитель демонстрирует несколько композиций (по очереди) и помогает детям определить, как расположены детали.

Рис. 1. Детали (геометрические фигуры) и образец аппликации

3.Сообщение темы и целей урока.

4.Ориентировка в задании.

Анализ образца изделия (частично с помощью учителя). Сначала один ученик говорит об изделии все, что может, потом весь класс отвечает на вопросы учителя.

Внимание детей акцентируются на положение лодочки, поворот пару­са и флага.

5. Выполнение изделия с планированием ближайшей операции.

1.Вырезание деталей аппликации. Повторяются правила техники без­опасности при работе с ножницами.

2.Складывание композиции (учитель обращает внимание детей на образец). Ученики должны называть порядок приклеивания деталей. Повторяются правила техники безопасности при работе с клеем. Для сла­бых учащихся место приклеивания учитель отмечает карандашом.

3.Самостоятельная работа учащихся (под контролем учителя).

6.Оценка качества выполненных работ. Внимание детей акцентиру­ется на взаиморасположение деталей, качество их вырезывания и при­клеивания.

7.Итог урока (см. в приложении работу Насти В., диагноз: олигофре­ния в степени легкой дебильности неясной этиологии).

 

2-й класс

Тема. Изготовление растительного орнамента в прямоугольнике по образцу.

Цели:

1.Познакомить учащихся с особенностями растительного орнамента.

2.Формировать умения анализировать орнамент по вопросам учите­ля, давать пространственные характеристики, отмечая ритм узора.

3.Учить детей выполнять орнамент, планируя ближайшую операцию.

4.Развивать умение резать ножницами по кривым линиям.

5.Развивать глазомер.

6.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, любовь к прекрасному.
Оборудование: таблицы, образец изделия, шаблоны, ножницы, клей, карандаш, клеенка.

Словарь: «цветок», «листья», «красный», «синий», «желтый», «орна­мент».

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Беседа о растительных орнаментах. Демонстрация образцов орна­ментов, объяснение их особенностей.

4.Анализ образца изделия (проводится по вопросам учителя): дети
называют детали, определяют их расположение относительно краев по­лосы и друг друга.

5. Ориентировка в задании и ознакомления с техникой безопасности.

Выполнение изделия с планированием ближайшей операции; учитель знакомит детей с новым для них способом заготовки деталей - вырезыванием сразу нескольких предметов. Дети обводят шаблон и вырезают одновременно два больших листка, два маленьких листка и два цветка. Учащиеся выполняют разметку и вырезают детали. Расположение частей орнамента в прямоугольнике тщательно оговаривается. Учитель требует точного указания их положения (например: «Большой листок приклеим прямо вверху, маленький листок положим вдоль края полосы, цветок при­клеим в углу»). Ориентиры для размещения деталей недостаточно четки.

Дети должны на глаз разместить части узора и несколько раз проверить их положение.

Целесообразно сначала приклеить листья и цветок между ними, за­тем — остальные части орнамента.

6.Оценка качества выполненных изделий.

Учитель обращает внимание детей на правильность расположения деталей орнамента, аккуратность их вырезывания и приклеивания.

7.Итог урока

Вопросы и задания

1.Почему труд является основным видом человеческой деятельности?

2.Что вкладывается в понятия «умение», «навык», «действие»? Како­ва взаимосвязь этих понятий?

3.Выделите этапы трудового обучения. Охарактеризуйте каждый этап.

4.Какие задачи решаются специальной (коррекционной) школой VIII вида в процессе трудового обучения?

5.Познакомьтесь с документацией на ученика с нарушением умствен­ного развития. Составьте трудовой профиль.

6.Назовите основные задачи уроков трудового обучения в 1-4-м клас­сах.

7.Охарактеризуйте коррекционные задачи уроков ручного труда.

8.Перечислите основные этапы уроков ручного труда в 1-4-м классах.

9.Почему работа с древесиной, проволокой и металлоконструктором начинается в 3-м классе, а с картоном, бумагой, глиной, пластилиноми природными материалами - с 1-2-х классов?

10.Какие основные методы используются на уроках трудового обучения?

11.Изготовьте сами любое изделие, проведите анализ совместно с вашим однокурсником.

 

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В

СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Глава 7. ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Воспитание — это целенаправленная, содержательная профес­сиональная деятельность педагога, способствующая максималь­ному развитию личности ребенка, находящегося в контакте с ок­ружающей действительностью в различных ее проявлениях.

Воспитание как педагогическое понятие включает три основ­ных признака:

1.целеустремленность, направленность на какой-то социаль­но-культурный образец;

2.соответствие хода процесса воспитания социально-культур­ным ценностям;

3.наличие определенной системы организуемых влияний.

Исходя из этих трех признаков, можно считать, что воспита­ние как процесс должно быть направлено на достижение ребен­ком такого уровня развития, когда он может жить в обществе, пользоваться его благами, правильно выстраивать свое поведе­ние, осознавать свои отношения с миром.

Под воздействием педагогических, жизненных и социальных факторов любая личность (человек) формируется, изменяется, совершенствуется.

Сущность воспитания заключается в том, что воспитание при­надлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из показателей развития общества. С этих позиций воспитание рас­сматривается как целенаправленная подготовка молодого челове­ка к жизни, трудовой и интеллектуальной деятельности. Такую миссию в стране выполняют учебные заведения различного уров­ня и ранга (дошкольные, школьные, средние, средние профес­сиональные и высшие).

Воспитание относится и к психологической сфере, так как про­цесс воспитания направлен на развитие способности человека отражать в сознании окружающий мир и с позиций психологи­ческого подхода взаимодействовать с ним.

И эту важную миссию выполняет педагогика в содружестве с психологией.

Взаимоотношение ребенка с миром опосредовано личными взаимоотношениями с педагогом. Оба эти субъекта неповторимы и уникальны. Педагог опытен и мудр, он определяет отношения, создает атмосферу доверия, регулирует общение, выстраивает педагогическую технологию.

Ребенок (ученик) доверчив, неопытен, наивен, недостаточно развит, но имеет свое «внешнее» и внутреннее лицо, хочет по­нять педагога, иногда ему помочь, а иногда и сопротивляется воз­действию, если сомневается в искренности педагога.

Так постепенно выстраивается педагогическое руководство ста­новлением личности, которое осуществляется в форме субъект-объектного общения. Эта деятельность служит предпосылкой раз­вития очень важных личностных новообразований: нравственно­го, эстетического, гигиенического, трудового, физического, ин­теллектуального, психического.

Ценность общения заключается в том, что возникает Я двух субъектов. # педагога проявляется различными эмоциональными реакциями, рассуждениями, отношением к ученику. Я ребенка выражается взглядом, улыбкой или молчанием, умением слушать первое Я, проявлять к нему любовь и даже ненависть. Часто школь­ник сопротивляется советам родителей, близких, мотивируя свое несогласие авторитетом учителя, воспитателя. И если учитель, вос­питатель подавляет Я ученика, он наносит непоправимый ущерб своему авторитету и воспитанию в целом. Если педагогу не удает­ся наладить общение с детьми, то вряд ли ему удастся правильно выстроить технологию воспитания.

Педагог способен предвидеть результат деятельности детей, выстраивает ее таким образом, чтобы она была направлена на формирование социально ценных отношений, т.е. доверия, сво­боды, уважения, сопереживания, взаимовыручки и помощи.

Так постепенно складываются цели воспитания, его задачи, принципы и методы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы трудового обучения | Особенности воспитания учащихся с нарушениями интеллектуального развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.