КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитание как педагогический процесс
Содержание уроков трудового обучения В олигофренопедагогике важнейшими функциями обучения является образование, воспитание, коррекция и как итог - развитие. Следовательно, на уроках трудового обучения, как и на всех других, выделяются образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Однако уроки трудового обучения имеют ряд особенностей. Одна из них заключается в том, что основное время отводится практической деятельности и ее надо правильно организовать. Вторая - в том, что ученика необходимо подготовить к этой деятельности, вернее, обучить приемам работы. Третья особенность состоит в том, что у подростка должны быть хорошо развита моторика и сформированы организационные умения и навыки. В программы по трудовому обучению как младших, так и старших школьников заложены эти особенности (требования) обучения. Программы содержат: · теоретический раздел, включающий технические сведения; · практический раздел по конкретным видам труда; · требования к знаниям, умениям и навыкам, а для 5-10-х классов даны темы практических работ, направленных на овладение приемами трудовых операций. Задачи обучения четко определены в разделах программы «Умения», «Упражнения», «Теоретические сведения», «Самостоятельные работы». Таким образом, процесс обучения на каждом конкретном этапе носит творческий характер и предусматривает овладение навыками измерений, пользования измерительными инструментами и приспособлениями. Уже в 1-м классе на занятиях с бумагой выполняются приемы сгибания, разметки по шаблону, резания ножницами, наклеивания. Учителю-логопеду часто приходится на своих индивидуальных и групповых занятиях совместно с ребенком рассматривать рисунки, сюжетные картинки, рисовать овощи, фрукты, различные геометрические фигуры, дорисовывать пропущенные элементы какой-то детали, части целого предмета, подбирать слова, произносить их, анализировать по звукобуквенному составу и вводить в активный словарь. Дети любят рисовать, лепить из пластилина и глины овощи, фрукты, посуду, фигурки животных, человека и т.п. В 5-6-м классах, где занятия по логопедии продолжаются, они создают композиции на темы сказок и бытовых сюжетов. Деятельность логопеда будет успешной, если он сам владеет простыми операциями, составляющими элементы трудового обучения. Вот почему в работе логопеда важными являются уроки ручного труда. На уроках ручного труда в 1-4-м классах создаются условия для исправления недостатков познавательной деятельности и вместе с тем воображения, наблюдательности, речи, пространственной ориентировки. Ручной труд- это свободная, раскрепощенная форма деятельности, где создаются условия для самореализации детей в речевом общении, расширяется и обогащается словарь специальными терминами, выражениями. Задача учителя начальной школы, логопеда быть внимательными к высказываниям детей, следить за полнотой, последовательностью изложения мысли, исправлять недостатки произношения, вызывать детей на разговор, поддерживать его. Каждый урок предполагает выполнение конкретных изделий, имеет определенную структуру, цели и задачи. Методисты по ручному труду, известные ученые (; Г.М.Дульнев, 1969; Н.П.Павлова, 1988;) отмечали, что подходы к структуре урока могут быть разные, но всегда урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Н.П.Павлова предлагает три варианта структуры урока и выделяет следующие этапы в каждом варианте: Вариант А 1.Организация детского коллектива. 2.Организация рабочего места. 3.Сообщение темы урока. 4.Сообщение познавательных сведений. 5.Ориентировка в задании. 6.Выполнение изделия по инструкции учителя. 7.Оценка качества выполнения изделия. 8.Подведение итогов. Вариант Б 1.Организация детского коллектива. 2.Повторение познавательных сведений. 3.Сообщение темы урока. 4.Организация рабочего места. 5.Упражнения по ознакомлению с работы правильными приемами 1.Ориентировка в задании. 2.Выполнение задания с учетом поступающей информации. 3.Отчет о проделанной работе. 9. Оценка качества выполнения изделия. 10. Подведение итогов. Вариант В 1.Организация детского коллектива. 2.Сообщение темы урока. 3.Организация рабочего места. 4.Ориентировка в задании. 5.Сообщение познавательных сведений. Лабораторная работа. 6.Предварительное пооперационное планирование выполнения изделия. 7.Изготовление изделий по намеченному плану. 8.Отчет о проделанной работе. 9.Оценка качества и анализ результатов работы. 10. Подведение итогов. Однако нам кажется, что в каждом из представленных Н. П. Павловой вариантов уроков имеются некоторые упущения, в частности: · нет этапа демонстрации образца изделия, а это очень важно для детей с нарушением интеллекта; · нет этапа ознакомления учащихся с техникой безопасностина уроке, требованиями к пользованию инструментами, клеем, проволокой, иглой и т.д. Мы считаем возможным предложить свою схему урока и выделить следующие этапы. 1.Организация учащихся на учебно-познавательную деятельность. 2.Сообщение темы урока. 3.Сообщение познавательных сведений. 4.Демонстрация образца изделия. 5.Сообщение сведений о технике безопасности и охране труда. 6.Ориентировка в задании. Выбор приемов изготовления изделия. 7.Изготовление изделия по инструкции, по пооперационной карте, по намеченному плану (выбор зависит от сложности изделия, возраста учащихся и уровня их моторного и психофизического развития, от темы урока). 8.Отчет о проделанной работе. 9.Оценка качества выполнения изделия. 10. Подведение итогов. Основными методами трудового обучения в специальной (коррекционной) школе являются: · методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (словесные методы); · методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы); · методы передачи учебной информации посредством практических трудовых действий и тактильного кинестетического восприятия ее (практические методы). Каждый из перечисленных групп методов трудового обучения в основном используется комплексно. В соответствии с предложенной схемой урока ниже представлены примеры содержания уроков ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
ПЛАНЫ УРОКОВ РУЧНОГО ТРУДА 1-й класс Тема: аппликация «Лодочка». Цели: 1.Формировать умения анализировать аппликацию частично с помощью учителя и выполнять ее, руководствуясь предметно-операционным планом. 2.Развивать умения осуществлять анализ пространственных отношений между предметами, соблюдать особенности размещения деталей для составления композиции. 3.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, любовь к прекрасному. Оборудование: плакаты, клеенка, образец изделия, образцы поэтапного выполнения изделия, клей, ножницы, шаблоны, цветная и белая бумага. Словарь: «флаг», «парус», «лодочка», «корабль». Ход урока. 1.Организационный момент. 2.Упражнения на анализ пространственных отношений между предметами. Учитель демонстрирует несколько композиций (по очереди) и помогает детям определить, как расположены детали. Рис. 1. Детали (геометрические фигуры) и образец аппликации 3.Сообщение темы и целей урока. 4.Ориентировка в задании. Анализ образца изделия (частично с помощью учителя). Сначала один ученик говорит об изделии все, что может, потом весь класс отвечает на вопросы учителя. Внимание детей акцентируются на положение лодочки, поворот паруса и флага. 5. Выполнение изделия с планированием ближайшей операции. 1.Вырезание деталей аппликации. Повторяются правила техники безопасности при работе с ножницами. 2.Складывание композиции (учитель обращает внимание детей на образец). Ученики должны называть порядок приклеивания деталей. Повторяются правила техники безопасности при работе с клеем. Для слабых учащихся место приклеивания учитель отмечает карандашом. 3.Самостоятельная работа учащихся (под контролем учителя). 6.Оценка качества выполненных работ. Внимание детей акцентируется на взаиморасположение деталей, качество их вырезывания и приклеивания. 7.Итог урока (см. в приложении работу Насти В., диагноз: олигофрения в степени легкой дебильности неясной этиологии).
2-й класс Тема. Изготовление растительного орнамента в прямоугольнике по образцу. Цели: 1.Познакомить учащихся с особенностями растительного орнамента. 2.Формировать умения анализировать орнамент по вопросам учителя, давать пространственные характеристики, отмечая ритм узора. 3.Учить детей выполнять орнамент, планируя ближайшую операцию. 4.Развивать умение резать ножницами по кривым линиям. 5.Развивать глазомер. 6.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, любовь к прекрасному. Словарь: «цветок», «листья», «красный», «синий», «желтый», «орнамент». Ход урока. 1.Организационный момент. 2.Сообщение темы и целей урока. 3.Беседа о растительных орнаментах. Демонстрация образцов орнаментов, объяснение их особенностей. 4.Анализ образца изделия (проводится по вопросам учителя): дети 5. Ориентировка в задании и ознакомления с техникой безопасности. Выполнение изделия с планированием ближайшей операции; учитель знакомит детей с новым для них способом заготовки деталей - вырезыванием сразу нескольких предметов. Дети обводят шаблон и вырезают одновременно два больших листка, два маленьких листка и два цветка. Учащиеся выполняют разметку и вырезают детали. Расположение частей орнамента в прямоугольнике тщательно оговаривается. Учитель требует точного указания их положения (например: «Большой листок приклеим прямо вверху, маленький листок положим вдоль края полосы, цветок приклеим в углу»). Ориентиры для размещения деталей недостаточно четки. Дети должны на глаз разместить части узора и несколько раз проверить их положение. Целесообразно сначала приклеить листья и цветок между ними, затем — остальные части орнамента. 6.Оценка качества выполненных изделий. Учитель обращает внимание детей на правильность расположения деталей орнамента, аккуратность их вырезывания и приклеивания. 7.Итог урока Вопросы и задания 1.Почему труд является основным видом человеческой деятельности? 2.Что вкладывается в понятия «умение», «навык», «действие»? Какова взаимосвязь этих понятий? 3.Выделите этапы трудового обучения. Охарактеризуйте каждый этап. 4.Какие задачи решаются специальной (коррекционной) школой VIII вида в процессе трудового обучения? 5.Познакомьтесь с документацией на ученика с нарушением умственного развития. Составьте трудовой профиль. 6.Назовите основные задачи уроков трудового обучения в 1-4-м классах. 7.Охарактеризуйте коррекционные задачи уроков ручного труда. 8.Перечислите основные этапы уроков ручного труда в 1-4-м классах. 9.Почему работа с древесиной, проволокой и металлоконструктором начинается в 3-м классе, а с картоном, бумагой, глиной, пластилиноми природными материалами - с 1-2-х классов? 10.Какие основные методы используются на уроках трудового обучения? 11.Изготовьте сами любое изделие, проведите анализ совместно с вашим однокурсником.
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА Глава 7. ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА Воспитание — это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, способствующая максимальному развитию личности ребенка, находящегося в контакте с окружающей действительностью в различных ее проявлениях. Воспитание как педагогическое понятие включает три основных признака: 1.целеустремленность, направленность на какой-то социально-культурный образец; 2.соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям; 3.наличие определенной системы организуемых влияний. Исходя из этих трех признаков, можно считать, что воспитание как процесс должно быть направлено на достижение ребенком такого уровня развития, когда он может жить в обществе, пользоваться его благами, правильно выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром. Под воздействием педагогических, жизненных и социальных факторов любая личность (человек) формируется, изменяется, совершенствуется. Сущность воспитания заключается в том, что воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из показателей развития общества. С этих позиций воспитание рассматривается как целенаправленная подготовка молодого человека к жизни, трудовой и интеллектуальной деятельности. Такую миссию в стране выполняют учебные заведения различного уровня и ранга (дошкольные, школьные, средние, средние профессиональные и высшие). Воспитание относится и к психологической сфере, так как процесс воспитания направлен на развитие способности человека отражать в сознании окружающий мир и с позиций психологического подхода взаимодействовать с ним. И эту важную миссию выполняет педагогика в содружестве с психологией. Взаимоотношение ребенка с миром опосредовано личными взаимоотношениями с педагогом. Оба эти субъекта неповторимы и уникальны. Педагог опытен и мудр, он определяет отношения, создает атмосферу доверия, регулирует общение, выстраивает педагогическую технологию. Ребенок (ученик) доверчив, неопытен, наивен, недостаточно развит, но имеет свое «внешнее» и внутреннее лицо, хочет понять педагога, иногда ему помочь, а иногда и сопротивляется воздействию, если сомневается в искренности педагога. Так постепенно выстраивается педагогическое руководство становлением личности, которое осуществляется в форме субъект-объектного общения. Эта деятельность служит предпосылкой развития очень важных личностных новообразований: нравственного, эстетического, гигиенического, трудового, физического, интеллектуального, психического. Ценность общения заключается в том, что возникает Я двух субъектов. # педагога проявляется различными эмоциональными реакциями, рассуждениями, отношением к ученику. Я ребенка выражается взглядом, улыбкой или молчанием, умением слушать первое Я, проявлять к нему любовь и даже ненависть. Часто школьник сопротивляется советам родителей, близких, мотивируя свое несогласие авторитетом учителя, воспитателя. И если учитель, воспитатель подавляет Я ученика, он наносит непоправимый ущерб своему авторитету и воспитанию в целом. Если педагогу не удается наладить общение с детьми, то вряд ли ему удастся правильно выстроить технологию воспитания. Педагог способен предвидеть результат деятельности детей, выстраивает ее таким образом, чтобы она была направлена на формирование социально ценных отношений, т.е. доверия, свободы, уважения, сопереживания, взаимовыручки и помощи. Так постепенно складываются цели воспитания, его задачи, принципы и методы.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |