Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы трудового обучения

Проблема интеграции лиц с нарушениями интеллектуального развития является государственной и определяется нормативны­ми актами, правами и возможностями данной категории детей. Эта проблема решается с участием всех институтов образования в создании безбарьерной среды, в которой каждый конкретный ин­дивидуум мог бы обучаться, воспитываться и развиваться.

Такой средой (моделью) является специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида, в которой обучаются уча­щиеся и воспитанники с умственной отсталостью двух степеней снижения интеллекта: незначительной, когда IQ равно 50-70 (дебильность), и умеренной, когда IQ равно 35-49 (имбецильность). Среди детей с умеренной умственной отсталостью выделя­ются две подгруппы: обучаемые имбецилы и необучаемые.

Согласно концепции развития специального образования для лиц с умственной отсталостью модель школы VIII вида рассчита­на на одиннадцатилетний срок обучения.

Трудовое обучение, как часть образовательных технологий, ре­шает задачу подготовки учащихся к трудовой деятельности через систему специально организованных уроков трудового обучения по конкретному виду труда (Федеральный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями (спе­циальном образовании)» (извлечение)). В качестве таких занятий могут выступать уроки:

·по столярному делу;

·слесарному делу;

·картонажно-переплетному делу;

·швейному делу;

·сельскохозяйственному труду (животноводству, овощеводству, цветоводству, декоративному цветоводству и т.д.);

· профессиям строительного направления (штукатура, маля­ра, плотника).

Весь процесс трудового обучения носит коррекционно-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сгла­живание психофизических недостатков развития учащихся.

Трудовая деятельность детей с нарушением интеллекта рассмат­ривается в олигофренопедагогике как одно из самых активных средств подготовки к жизни, а обучение — как средство вооруже­ния учащихся знаниями, умениями и навыками по определенной специальности.

Проблемой трудового обучения, как и воспитания, в разные периоды развития олигофренопедагогики занимались Д.И.Азбукин, А. Н.Граборов, Г.М.Дульнев, и др. Все они отмечают, что знания, полученные учащимися на уроках тру­дового обучения, повышают уровень их интеллектуального разви­тия и являются базой формирования у них рабочих умений и на­выков.

Формирование трудовых умений и навыков помогает подрост­ку с нарушением интеллекта в овладении профессией на уровне первой-второй степеней профессиональной квалификации лиц с нормальным интеллектом.

Возможность овладения профессией учащимися специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида часто зави­сит от наличия сопутствующих физических нарушений и той кор­рекционной работы, которая проводится учителями трудового обучения и школой в целом.

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляются поэтапно. Выделяются несколько эта­пов. На каждом конкретном этапе решаются общие учебные зада­чи и специальные, характерные для конкретного этапа.

Первый этап обучения реализуется в 0-4-х классах. Уроки руч­ного труда в 0-4-х классах - база для подготовки мальчиков, девочек к обучению в учебных школьных мастерских.

Таким образом, первый этап трудового обучения на уроках руч­ного труда в 0-4-х классах является избирательным и направлен на формирование у учащихся начальных классов первоначального трудового опыта.

На этом этапе решаются следующие задачи:

· формирование знаний о материалах, с которыми учащиеся будут работать на уроках ручного труда;

· коррекция интеллектуальных и физических недостатков уча­щихся, развитие мелкой моторики рук;

· обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно-гигиенических требований при использовании различных материалов;

· обучение знаниям об устройстве и назначении ряда инстру­ментов, безопасных при работе с ними;

· формирование организационных умений и навыков, в том числе по организации рабочего места;

· выполнение учащимися различных заданий (выполнить сю­жетную композицию, используя геометрические фигуры, например: построить «жилой квартал»; создать растительный орнамент и т.д.);

· ознакомление учащихся, особенно учеников 3-4-х классов, с некоторыми профессиями;

· проведение трудовой и моторной диагностики и определе­ние у учащихся трудового профиля;

· изучение индивидуальных трудовых возможностей учащих­ся, готовности их трудиться в мастерских по конкретному трудо­вому профилю.

Решение этих задач возможно при условии, что в школе име­ется хорошо оборудованный кабинет ручного труда с полным тех­ническим оснащением и методическим обеспечением (образец из­делия, предметная, пооперационно-инструкционная карта, «шаб­лоны», натуральные объекты, макеты).

Учитель должен знать индивидуальные возможности учеников, учитывать уровень доступности для них заданий.

На трудовое обучение в 0-4-х классах отводится 2 часа в неде­лю. По каждому классу в программе представлен минимум требо­ваний к знаниям и умениям учащихся.

На уроках трудового обучения в 0—4-х классах расширяются познания учащихся о праздниках и событиях исторического ха­рактера (см. в приложении работы Оли К., рис. 1 вклейки и Кати В., рис. 2. Диагноз: олигофрения в степени дебильности). Учащи­еся изготавливают композиции по сюжетам этих событий, ска­зок, у них расширяются представления о явлениях природы, быте людей, их труде. В процессе изготовления поделки у учащихся вос­питываются аккуратность, находчивость, трудолюбие, настойчи­вость в труде, бережливость, дисциплинированность. Воспитатель­ные задачи уроков ручного труда должны реализовываться в тес­ной взаимосвязи с образовательными и коррекционными задачами.

Коррекционные задачи:

· развитие умений ориентироваться в задании;

· развитие умения анализировать образцы и их графическое изображение;

· осуществление контроля за выполнением конкретной опера­ции;

· развитие умения сравнивать готовое изделие с образцом, да­вать словесный отчет о порядке изготовления;

· развитие умения ориентироваться в пространстве, правиль­но размещать на листе изделие.

Программой трудового обучения в 0-4-х классах предусмат­ривается проведение уроков на основе использования различных видов поделочных материалов. Это глина и пластилин, бумага и картон, текстильные материалы, древесина, природные материа­лы, проволока, металлоконструктор. Преимущество отдается ра­боте с бумагой и картоном, а знания и первоначальные навыки, которые приобретают дети с нарушением интеллекта при работе с бумагой, закрепляются во 2-4-х классах на других материалах, изделиях. Особое место занимают уроки ручного труда с исполь­зованием растительного материала (2-4-й классы). Это листья различных деревьев и кустарников, семена ясеня и клена, шелуха подсолнечника, соломка, еловые и сосновые шишки, желуди, каштаны, скорлупа грецких орехов, персиковые косточки, бере­ста, мох и другие материалы (см. приложение).

Такие занятия являются питательной средой для закрепления понятий о цвете, форме и величине предметов, у детей развива­ются наблюдательность, воображение. Учащиеся знакомятся с предметами в их естественном виде, а в процессе изготовления изделия стараются воспроизвести их форму и цвет.

Уроки с использованием древесины, проволоки и металлоконструктора проводятся в 3-4-х классах.

Второй этап - профориентационный. Это общетехническое тру­довое обучение в 5-м классе на базе профессиональных мастер­ских. Задачи этого периода более конкретны и преследуют две основные цели:

· адаптацию учащихся к измененным условиям обучения, пе­реход к самостоятельной деятельности под строгим контролем и с помощью учителя-предметника;

· отбор учащихся по видам трудового обучения с учетом их возможностей, уровня развития двигательных и интеллектуаль­ных способностей.

На школьной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), куда в обязательном порядке приглашаются классный руководитель и учителя трудового обучения, заслушиваются данные, собранные на ученика. После подробного обсуждения вы­носится решение о возможности его обучения по предложенной школой специальности. Если члены комиссии устанавливают, что способности учащегося 5-го класса не соответствуют требовани­ям изучаемой профессии, он переводится в мастерскую с более легким трудовым профилем. В существующих программах специ­альных (коррекционных) образовательных школ VIII вида пре­дусмотрен набор разнопрофильных специальностей.

Третий этап - профессиональное обучение в школьных мастер­ских (6-8-е классы) при девяти-десятилетнем сроке обучения. На данном этапе увеличивается количество учебных часов, путем упражнений осуществляется формирование и совершенствование профессиональных навыков.

В процессе профессионального обучения особое внимание уде­ляется правильности выполнения учащимися трудовых приемов, а в дальнейшем - темпу работы и степени овладения трудовыми навыками. Кроме изучения основного программного материала проводится практическое повторение, во время которого учащиеся изготавливают товарную продукцию (С. Л. Мирский, 1988). В конце каждой учебной четверти учащиеся выполняют само­стоятельные практические работы, которые оцениваются по пя­тибалльной системе.

Третий этап - это активное обучение труду, которому надо учиться, как и всякому другому виду творческой деятельности1. Степень успешности обучения детей с умственной отсталостью зависит от сложности знаний, умений и навыков, составляющих содержание специальности; от методов и приемов обучения; от индивидуальных качеств обучающегося, его психофизических осо­бенностей2.

Нужно учитывать и качественные особенности трудовой дея­тельности, являющейся социальной в своей основе. В трудовой деятельности сконцентрировано все специфически человеческое: социальная мотивация, опосредованное воздействие на окружа­ющий мир для удовлетворения человеческих потребностей, ак­тивное использование всего опыта человечества в труде, постоян­ная необходимость решать самые разнообразные аналитико-синтетические задачи.

В состав трудового обучения входит формирование систе­мы рабочих движений, трудовых навыков со словесной ос­новой их организации. Формирование этих движений имеет свои закономерности и теснейшим образом связано с формирова­нием умственных действий в труде. Ведущим фактором в умственном развитии школьника при трудовом обучении будут те условия, которые обеспечивают формирование у подростка об­щей способности самостоятельно и целесообразно организовать свою трудовую деятельность. А это, очевидно, связано с тем, на­сколько трудовое обучение направлено на формирование у детей системы умственных действий в процессе труда. К числу умствен­ных действий относятся ориентировка в задании и предваритель­ное планирование хода выполнения задания, различные измере­ния, вычисления и разметки, ряд контрольных действий. Умствен­ные действия, входящие в состав трудовой деятельности, прояв­ляются в различных умениях, в частности в умениях:

пользоваться различного рода инструкциями (устными, пись­менными, рисунками и чертежами, образцами и моделями изде­лий и т.п.);

· спланировать порядок рабочих операций;

· производить разметку, необходимые измерения;

· постоянно контролировать свою работу;

· устанавливать различные причинные зависимости в процессе изготовления изделия.

Большое количество ученых, занимающихся проблемой трудо­вого обучения (Г.М.Дульнев, 1968; Б.И.Пин­ский, 1980; Е.Н.Ковалева, 1986), сделали вывод, что наиболее типичной, характерной особенностью для большинства учеников старших классов специальной школы яв­ляется низкий уровень самостоятельности в преодолении специ­фических затруднений, возникающих при выполнении практи­ческих работ. Большая часть учеников нуждаются в помощи. Неко­торые обращаются за помощью к учителю по своей инициативе, а часть учеников прекращают работу, пребывают в пассивном ожидании, и лишь немногие ученики могут продолжать работу, не замечая явного брака в своем изделии. Почти все затруднения у учащихся возникают тогда, когда они сталкиваются с какими-либо умственными задачами, для решения которых необходимо произвести некоторые мыслительные операции, проявить умения интеллектуального порядка.

Следует заметить, что к концу профессионально-трудового обучения почти все ученики специальной школы овладевают в достаточной мере рабочими операционными навыками и в состо­янии выполнять довольно сложные комплексные работы (шитье одежды, изготовление слесарного инструмента, простенькой ме­бели, например стола, табуретки и т.п.). Очевидно, что затрудне­ния, которые испытывают ученики при выполнении контрольных заданий, как правило, не связаны с уровнем развития их трудо­вых, операционных навыков.

Четвертый этап — это профессионально-трудовое обучение в 9-10-х классах с производственной практикой на предприятиях или в специально организованных условиях в школе, близких к произ­водственным, под руководством школьного учителя трудового обучения.

Трудовое обучение на этом этапе направлено на подготовку школьников к работе по определенной профессии, желательно уже подобранной ученику. В соответствии с действующими в настоя­щее время типовым учебным планом и программами значительно увеличено количество учебных часов на весь период обучения и отдельные темы. Половина времени отводится на повторение, что позволяет подготовить подростков к практике на предприятиях и сдаче экзамена по трудовому обучению. Это единственный экза­мен, который сдают учащиеся с нарушением интеллектуального развития за весь период обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Квалификационный экзамен на присвоение началь­ного разряда по изучаемой в школе профессии проводится по при­казу директора школы с участием специальной квалификационной комиссии. Экзамен состоит из теоретической и практической частей.

Ученики, успешно сдавшие экзамен, получают удостоверение установленного образца, что дает право трудоустройства по при­обретенной профессии.

От квалификационного экзамена решением педагогического совета школы могут освобождаться ученики, которые по своим психофизическим особенностям не овладели полностью програм­мой или обучались по индивидуальным программам.

На этом этапе обучения учителю разрешается вносить измене­ния в программу трудового обучения. Он составляет свою экспе­риментальную программу, обсуждает ее на методическом объеди­нении учителей трудового обучения, утверждает на педагогичес­ком совете. После прохождения экспертизы у учредителей эту про­грамму запускают в учебный процесс.

Из сказанного можно сделать вывод, что четвертый этап тру­дового обучения — это период взросления юноши (девушки), когда он (она) начинает осознавать свою значимость. У него формиру­ются мотивы трудовой деятельности, потребность трудиться, а школа выполняет при этом задачу включения умственно отсталых в общественно полезный производственный труд.

Пятый этап - производственное обучение. Он завершает трудо­вую подготовку школьников с нарушениями умственной деятель­ности. В этот период учащиеся должны овладеть навыками выпол­нения заданий, близких к квалификации рабочих. Обучение на этом этапе протекает в условиях производственной практики, которая проводится три раза в неделю по 6 часов. Учащиеся 10-11-х классов последовательно осваивают различные виды работ на одном рабочем месте. Кроме учителя трудового обучения ог­ромную помощь оказывают наставники из числа рабочих.

В практике работы специальных школ, школ-интернатов этот этап получил название послешкольного, постинтернатского со­циально-трудового реабилитационного и адаптационного. Опыт такой работы имеется во многих регионах РФ (Махачкале, Росто­ве-на-Дону, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Москве).

Трудовая подготовка на этом этапе осуществляется как в шко­лах, так и в специальных комплексах, профессионально-техни­ческих училищах, где комплектуются группы из выпускников спе­циальных (коррекционных) школ VIII вида.

Сравнительный анализ результатов обучения в 10-11-х клас­сах школы и ПТУ показал, что выпускники училищ в большин­стве случаев трудоустраиваются по полученной специальности зна­чительно быстрее и лучше адаптируются на производстве по срав­нению с выпускниками общеобразовательных массовых школ.

Таким образом, выделенные этапы трудового обучения, завер­шенность и логическая последовательность их целей, а также требования к содержанию каждого конкретного этапа определяют основные принципы коррекционной педагогики, в том числе и олигофренопедагогики: воспитывающий и развивающий харак­тер обучения, связь теории с практикой, коррекционная направ­ленность трудового обучения, индивидуализация и дифференци­ация процесса трудового обучения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка знаний учащихся | Воспитание как педагогический процесс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.