Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование воспитательного процесса по четвертям




Направления и содержание воспитательной работы в 5-7-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Этот возраст является переходным. Учащиеся понимают, что они учатся в школе, которая значительно отличается по содержа­нию от общеобразовательной. Они хотят получать хорошие оцен­ки, быть замеченными учителями, воспитателями. Любят похва­лу, стараются выполнять просьбу, пожелание воспитателя. По-прежнему основным видом деятельности является игра. Играют, обучаясь, играют, воспитываясь. Вот почему воспитатель должен вдумчиво использовать игру в процессе реализации всей програм­мы воспитания.

Дети пытаются дружить друг с другом, но не знают, как вы­брать друга, какие качества ценить в избраннике. Некоторые вос­питанники не желают включаться в общие виды деятельности, мотивируя свое отношение усталостью. В такой ситуации воспи­тателю необходимо переключить детей на другой вид деятельно­сти и, самое главное - изменить отношение к ней. Тогда учащиеся среднего звена «прощают» воспитателя, они думают: нежелатель­ная ситуация была случайной и больше она не возникнет. Дове­рие - главное условие воспитания в этот период.

Подростки 11-13 лет более демонстративно проявляют свое Я. Любая жизненная позиция им небезразлична, они делают вид, что все могут. Но им нужен воспитатель, а в какой мере восполь­зоваться его помощью, они не знают. Потребность действовать в коллективе снижается, учащиеся требуют индивидуальной помо­щи в каждом индивидуальном проявлении. Именно этот возраст детей с нарушениями интеллекта требует открытой помощи, но без ущемления личностного Я.

У подростков-акселератов наступают соматические изменения. Они могут угрожать своим сверстникам, пытаются завоевать авто­ритет с позиций силы. Меняется отношение к учебе, характер реакции на совет, просьбу, приказание - вплоть до агрессии. Та­кие изменения происходят и у подростков с нормальным интел­лектом, но у школьников этого возраста с нарушениями интел­лекта негативные проявления носят стойкий характер. Особенно их раздражают замечания по поводу их внешности. Опасность это­го возраста заключается еще и в том, что в этот период наступает интеллектуальная лень. Многое из того, что они делают, носит импульсивный характер. Особенно это сказывается на отношении к поручениям: подросткам хочется что-то выполнять, но они, счи­тая, что результат будет все равно отрицательным, часто вместо себя предлагают кого-то другого, подчас того, кому хотят за что-то отомстить.

Непослушание, неподчинение выливаются в форму бесприн­ципного упрямства, каприза; из ситуационных они превращают­ся в интеллектуально-агрессивные или безразличные.

В этот трудный период подростку нужна помощь педагога, ко­торый осуществляет анализ его действий с позиции уровневого подхода, где четко определяются личностные показатели поведе­ния и деятельности — учебной и трудовой.

Г. М.Дульнев отмечал: «Ничто так положительно не влияет на подростка, как деятельность, особенно трудовая»1. Чувство взрос­ления у подростков с нарушением интеллекта возникает лишь тогда, когда воспитатель «советуется» с ними, уважая в них лич­ность, просит выступить в роли самовоспитателя, помогает в пла­нировании режимных моментов, организации школьного само­управления.

Основные направления и содержание воспитательной работы в 5-7-м классах специальной (коррекционной) школы VIII вида:

Направления воспитательной работы Содержание воспитательной работы
Развитие личности 1.Интеллектуальное созревание.
2.Формирование потребностей.
3.Развитие интереса.
4.Культура поведения.
5.Труд - основа развития личности.
Человек и окружающий мир. Реальность и жизнь 1.Деятельность как выражение собственного утверждения
2.Взаимоотношения в мире. Жизнь близких людей.
3.Общение с природой, ценности природы.
4.Забота о сохранении природы
5.Красота природы, отражение ее в искусстве, литературе, кино.
6.Экологические проблемы. Участие школьников в экологической жизни.
Охрана и укрепление здоровья, и физическое развитие 1.Гигиена как условие сохранения
2.Физическая культура - обязательный учебный предмет
3.Использование физических упраж­нений для развития двигательных качеств
4.Погода и занятия в различные вре­мена года.
5.Игры и игровая деятельность школь­ников.
6.Плавание - важнейший компонент здорового образа жизни.
Трудовое обучение и воспитание 1.Кем ты хочешь быть?
2.В труде - счастье человека
3.Физический труд. Основы профес­сионального труда.
4.Отношение людей к труду
5.Трудовые нормы жизни: помощь взрослых в труде; результаты труда
6.Труд как способ удовлетворения бытовых, учебных, интеллектуаль­ных запросов человека
Человек как общественная личность. Условия жизни и деятельности человека 1.Общение людей. Понятия моральных и нравственных критериев
2.Отношения между людьми
3.Выбор друзей
Отечество. Родина. Твои родители. В чем заключается счастье человека 1.Понятие Родины. Люди близкие, родители. В чем заключается счастье человека?
2.Ты и твоя Родина
3.Край, город, село, дом, школа - Родина
4.Труд на благо Родины
5.Гордость за Родину, ее проявле­ния

 

Содержание воспитательной работы расширяется за счет более подробного планирования по четвертям.

 

Развитие личности

1-я четверть

· В мире вежливых, терпеливых, воспитанных.

· Азбука взросления.

· Уважай других, заслужишь внимание и ты.

· Справедливость и сочувствие.

· Доверием надо дорожить.

2-я четверть

· Здесь интересно, весело.

· Дела необходимые, полезные.

· Будь внимателен к советам.

· В чем ты сомневаешься?

· Спрашивай, советуйся.

3-я четверть

· Твои успехи и неудачи. Как их упрочить и преодолеть?

· Кому и как помочь?

· Какие книги тебя интересуют, есть ли у тебя личная библиотека?

· Советуйся с близкими, друзьями.

· Во всех делах ты утверждаешь себя.

4-я четверть

· Итоговые беседы, праздники, боры.

 

Человек и окружающий мир. Реальность и жизнь

1-я четверть

· Мир счастья, тревог и надежд.

· Сильный и слабый, научись уставать.

· Взаимоотношения человека с окружающим миром.

· Познай себя.

· Твой день, его содержание.

2-я четверть

· Школа, твои дела.

· Что тебя интересует (по выбору).

· Что потерял, то не вернуть.

· Умей устоять перед соблазном.

3-я четверть

· Проверь себя. Чем ты полезен природе.

· Ты в транспорте, кино, в походе.

· В природе все взаимосвязано.

· Жизнь человека, его отношение к природе, животным, птицам.

· Человек — творец мира.

4-я четверть

· Твое поведение в различных ситуациях.

· Человек творит, создает, умножает (экономические праздники,
викторины).

·Один день с природой.

 

Охрана и укрепление здоровья, физическое развитие

1-я четверть

· В мире игр, спорта, побед.

· В чем секрет молодости и здоровья.

· Гигиена - важное условие занятий физической культурой и спортом.

· Гимнастика - жизнь и успех.

· Выбери сам, посоветуйся

2-я четверть

·Праздник здоровья, твое участие.

·Чаще смотри в зеркало.

·Обувь - красота, здоровье, удобство.

·Умей себя представить.

·В мире игры.

3-я четверть

· Погода не терпит слабых.

· Эх ты, зимушка-зима (снежный праздник).

· Ты взрослый. Предметы личной гигиены.

· Готовь себя к лету.

· Гармония развития, ее слагаемые.

4-я четверть

· Солнце, воздух и вода - наши друзья.

· Гигиенические требования в условиях весны, лета.

· Уход за телом в разных погодных условиях.

· Летняя спартакиада. Твое участие.

 

Трудовое обучение и воспитание

1-я четверть

· Смотр результатов труда. Итоги обучения в мастерских за прошед­ший учебный год.

· Ты не ошибся в выборе профессии?

· Как ты представляешь себя взрослым - рабочим?

· Как ты провел трудовое лето?

2-я четверть

· Твоя помощь школе.

· Труд - основа жизни.

· Твое отношение к обслуживающему, бытовому труду.

· Успехи учебного труда, радости и огорчения.

3-я четверть

· Наш субботник, участие в нем.

· Участие в празднике труда.

· Профессия - серьезный выбор.

· Что ты знаешь о близлежащих предприятиях? Экскурсии.

· Твой трудовой день.

4-я четверть

· Физический и интеллектуальный труд.

· Труд женщин и мужчин.

· Поможем школе.

· Трудовая деятельность - основа жизни человека.

 

Человек как общественная личность. Условия жизни и деятельности человека

1-я четверть

· Мы хорошо знаем друг друга.

· Мое первое поручение. Тревога. Справлюсь ли я?

· Содержание прожитого дня.

· Достоинство и недостатки человека.

· Наши общие дела.

2-я четверть

· Каким он человеком был (о Ю.Гагарине).

· Как познакомиться с человеком.

· В мире трудовых дел.

· Наш гражданский долг.

3-я четверть

· Чем мы похожи и чем отличаемся.

· Понятия «бедный», «богатый», «обеспеченный» и «счастливый».

· Красота человека, в чем она.

· Праздник Труда.

4-я четверть

· Человек человеку. Дружба, выручка, помощь.

· Мужчина в обществе. Его трудовые дела.

· Женщина в обществе. Ее важное предназначение.

· Профессиональный труд как средство жизни и созидания.

 

Отечество - Родина. Твои родители.

В чем заключается счастье человека

1-я четверть

· Моя семья. Взаимоотношения в семье.

· Родственники. Родословная.

· Дом, где ты родился, вырос.

2-я четверть

· Все, что вокруг нас, - общее.

· Ты гражданин своей страны.

· Забота о Родине.

· Приумножить славу Родины.

· С чего начинается Родина.

3-я четверть

· Человек и его положение в обществе.

· Правовые отношения в обществе.

· Человек как патриот Родины.

· Край, город, село, дом, улица - моя Родина.

· Подвиг, его проявления.

4-я четверть

· Умей гордиться, сопереживать и проявлять участие.

· Люди, их история.

· Самое дорогое для тебя место на планете Земля.

· Страна, отчизна - Родина.

· Праздник «В семье дружбы и равенства».

 

 

Результат воспитательного воздействия педагога - развитие личности учащегося. Это возможно только при взаимном дове­рии, участии педагога в делах класса, группы. Педагог должен быть ласков с воспитанниками и вместе с тем требователен. Его просьбы, советы должны быть понятны, доступны ученику. Он вместе с ним играет, трудится, радуется и огорчается, пережи­вает неудачи.

Воспитатель просит: «Проведи утреннюю зарядку», «Проверь чистоту кабинета, спальни», «Составь график дежурства по клас­су, обсуди его с ребятами». Эти на первый взгляд простые поруче­ния помогают формировать у подростков правильные взаимоот­ношения в коллективе, потребность в общении, такие качества, как ответственность, терпение, пунктуальность и т.д. У мальчи­ков появляется интерес к девочкам, иногда даже конфликтный. Взаимоотношения у детей складываются в большинстве случаев на основе подсказок родителей или даже воспитателей. Напри­мер, родители могут сказать своей дочери: «Не дружи с ним, он плохо учится», — хотя и их дочь учится неважно. Или воспитатель говорит девочке: «Ты же знаешь, что на школьной линейке Витю чаще всех ругают за нарушение дисциплины на уроках».

Культура общения у детей с нарушениями интеллекта часто бывает низкой. Осложнение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми обусловлено не только условиями семейного и школь­ного воспитания, но и свойственной таким детям потребитель­ской жизненной позицией, а также сложившимися стереотипны­ми отношениями дефектологов к детям.

В системе специального образования школьников с нарушения­ми интеллектуального развития настоящий учитель, воспитатель — тот, кто нашел путь к уму и сердцу таких детей, кто помог ему поверить в то, что он человек. Вот почему учителей, воспитателей дети коррекционных школ делят на хороших и добрых, честных и злых, невыдержанных и безразличных. Нравственным отноше­ние между учителем и учеником, воспитателем и воспитанни­ком в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида мо­жет быть лишь при постоянной заботе о детях, теплом отношении к ним.

Учителей и воспитателей в системе школьного специального обучения можно разделить на два типа: автократический и авто­ритетный.

Учителя и воспитатели первого типа сдерживают проявление самостоятельности ученика, их требования сводятся лишь к со­блюдению определенных правил. Их типичные команды: «Делай, как говорю!», «Меньше рассуждай!», «Работу, задание надо вы­полнить срочно». Они конфликтуют с учащимися, раздражение возникает обоюдно, дети не подчиняются их требованиям, осо­бенно ученики 7-9-х классов (старший школьный возраст - 14-16 лет).

Учителя и воспитатели второго типа действуют с учетом лич­ностных данных учащихся. «Делай, как я, - говорят они. В чем ты сомневаешься, прислушайся к моему совету, просьбе, пред­ложению!» Они ласковы к детям и вместе с тем требовательны. Их просьбы, советы понятны, доступны ученику. С такими педагога­ми дети чувствуют себя защищенно, комфортно. И это очень важ­но, ведь подростковый возраст у умственно отсталых детей - пора взросления, меняются их интересы, оценка собственного Я, вза­имоотношения со сверстниками. И совершенно необходимо по­мочь им преодолеть неуверенность и страх, развить коммуника­тивные способности и самостоятельность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.