КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование воспитательного процесса по четвертям
Направления и содержание воспитательной работы в 5-7-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Этот возраст является переходным. Учащиеся понимают, что они учатся в школе, которая значительно отличается по содержанию от общеобразовательной. Они хотят получать хорошие оценки, быть замеченными учителями, воспитателями. Любят похвалу, стараются выполнять просьбу, пожелание воспитателя. По-прежнему основным видом деятельности является игра. Играют, обучаясь, играют, воспитываясь. Вот почему воспитатель должен вдумчиво использовать игру в процессе реализации всей программы воспитания. Дети пытаются дружить друг с другом, но не знают, как выбрать друга, какие качества ценить в избраннике. Некоторые воспитанники не желают включаться в общие виды деятельности, мотивируя свое отношение усталостью. В такой ситуации воспитателю необходимо переключить детей на другой вид деятельности и, самое главное - изменить отношение к ней. Тогда учащиеся среднего звена «прощают» воспитателя, они думают: нежелательная ситуация была случайной и больше она не возникнет. Доверие - главное условие воспитания в этот период. Подростки 11-13 лет более демонстративно проявляют свое Я. Любая жизненная позиция им небезразлична, они делают вид, что все могут. Но им нужен воспитатель, а в какой мере воспользоваться его помощью, они не знают. Потребность действовать в коллективе снижается, учащиеся требуют индивидуальной помощи в каждом индивидуальном проявлении. Именно этот возраст детей с нарушениями интеллекта требует открытой помощи, но без ущемления личностного Я. У подростков-акселератов наступают соматические изменения. Они могут угрожать своим сверстникам, пытаются завоевать авторитет с позиций силы. Меняется отношение к учебе, характер реакции на совет, просьбу, приказание - вплоть до агрессии. Такие изменения происходят и у подростков с нормальным интеллектом, но у школьников этого возраста с нарушениями интеллекта негативные проявления носят стойкий характер. Особенно их раздражают замечания по поводу их внешности. Опасность этого возраста заключается еще и в том, что в этот период наступает интеллектуальная лень. Многое из того, что они делают, носит импульсивный характер. Особенно это сказывается на отношении к поручениям: подросткам хочется что-то выполнять, но они, считая, что результат будет все равно отрицательным, часто вместо себя предлагают кого-то другого, подчас того, кому хотят за что-то отомстить. Непослушание, неподчинение выливаются в форму беспринципного упрямства, каприза; из ситуационных они превращаются в интеллектуально-агрессивные или безразличные. В этот трудный период подростку нужна помощь педагога, который осуществляет анализ его действий с позиции уровневого подхода, где четко определяются личностные показатели поведения и деятельности — учебной и трудовой. Г. М.Дульнев отмечал: «Ничто так положительно не влияет на подростка, как деятельность, особенно трудовая»1. Чувство взросления у подростков с нарушением интеллекта возникает лишь тогда, когда воспитатель «советуется» с ними, уважая в них личность, просит выступить в роли самовоспитателя, помогает в планировании режимных моментов, организации школьного самоуправления. Основные направления и содержание воспитательной работы в 5-7-м классах специальной (коррекционной) школы VIII вида:
Содержание воспитательной работы расширяется за счет более подробного планирования по четвертям.
Развитие личности 1-я четверть · В мире вежливых, терпеливых, воспитанных. · Азбука взросления. · Уважай других, заслужишь внимание и ты. · Справедливость и сочувствие. · Доверием надо дорожить. 2-я четверть · Здесь интересно, весело. · Дела необходимые, полезные. · Будь внимателен к советам. · В чем ты сомневаешься? · Спрашивай, советуйся. 3-я четверть · Твои успехи и неудачи. Как их упрочить и преодолеть? · Кому и как помочь? · Какие книги тебя интересуют, есть ли у тебя личная библиотека? · Советуйся с близкими, друзьями. · Во всех делах ты утверждаешь себя. 4-я четверть · Итоговые беседы, праздники, боры.
Человек и окружающий мир. Реальность и жизнь 1-я четверть · Мир счастья, тревог и надежд. · Сильный и слабый, научись уставать. · Взаимоотношения человека с окружающим миром. · Познай себя. · Твой день, его содержание. 2-я четверть · Школа, твои дела. · Что тебя интересует (по выбору). · Что потерял, то не вернуть. · Умей устоять перед соблазном. 3-я четверть · Проверь себя. Чем ты полезен природе. · Ты в транспорте, кино, в походе. · В природе все взаимосвязано. · Жизнь человека, его отношение к природе, животным, птицам. · Человек — творец мира. 4-я четверть · Твое поведение в различных ситуациях. · Человек творит, создает, умножает (экономические праздники, ·Один день с природой.
Охрана и укрепление здоровья, физическое развитие 1-я четверть · В мире игр, спорта, побед. · В чем секрет молодости и здоровья. · Гигиена - важное условие занятий физической культурой и спортом. · Гимнастика - жизнь и успех. · Выбери сам, посоветуйся 2-я четверть ·Праздник здоровья, твое участие. ·Чаще смотри в зеркало. ·Обувь - красота, здоровье, удобство. ·Умей себя представить. ·В мире игры. 3-я четверть · Погода не терпит слабых. · Эх ты, зимушка-зима (снежный праздник). · Ты взрослый. Предметы личной гигиены. · Готовь себя к лету. · Гармония развития, ее слагаемые. 4-я четверть · Солнце, воздух и вода - наши друзья. · Гигиенические требования в условиях весны, лета. · Уход за телом в разных погодных условиях. · Летняя спартакиада. Твое участие.
Трудовое обучение и воспитание 1-я четверть · Смотр результатов труда. Итоги обучения в мастерских за прошедший учебный год. · Ты не ошибся в выборе профессии? · Как ты представляешь себя взрослым - рабочим? · Как ты провел трудовое лето? 2-я четверть · Твоя помощь школе. · Труд - основа жизни. · Твое отношение к обслуживающему, бытовому труду. · Успехи учебного труда, радости и огорчения. 3-я четверть · Наш субботник, участие в нем. · Участие в празднике труда. · Профессия - серьезный выбор. · Что ты знаешь о близлежащих предприятиях? Экскурсии. · Твой трудовой день. 4-я четверть · Физический и интеллектуальный труд. · Труд женщин и мужчин. · Поможем школе. · Трудовая деятельность - основа жизни человека.
Человек как общественная личность. Условия жизни и деятельности человека 1-я четверть · Мы хорошо знаем друг друга. · Мое первое поручение. Тревога. Справлюсь ли я? · Содержание прожитого дня. · Достоинство и недостатки человека. · Наши общие дела. 2-я четверть · Каким он человеком был (о Ю.Гагарине). · Как познакомиться с человеком. · В мире трудовых дел. · Наш гражданский долг. 3-я четверть · Чем мы похожи и чем отличаемся. · Понятия «бедный», «богатый», «обеспеченный» и «счастливый». · Красота человека, в чем она. · Праздник Труда. 4-я четверть · Человек человеку. Дружба, выручка, помощь. · Мужчина в обществе. Его трудовые дела. · Женщина в обществе. Ее важное предназначение. · Профессиональный труд как средство жизни и созидания.
Отечество - Родина. Твои родители. В чем заключается счастье человека 1-я четверть · Моя семья. Взаимоотношения в семье. · Родственники. Родословная. · Дом, где ты родился, вырос. 2-я четверть · Все, что вокруг нас, - общее. · Ты гражданин своей страны. · Забота о Родине. · Приумножить славу Родины. · С чего начинается Родина. 3-я четверть · Человек и его положение в обществе. · Правовые отношения в обществе. · Человек как патриот Родины. · Край, город, село, дом, улица - моя Родина. · Подвиг, его проявления. 4-я четверть · Умей гордиться, сопереживать и проявлять участие. · Люди, их история. · Самое дорогое для тебя место на планете Земля. · Страна, отчизна - Родина. · Праздник «В семье дружбы и равенства».
Результат воспитательного воздействия педагога - развитие личности учащегося. Это возможно только при взаимном доверии, участии педагога в делах класса, группы. Педагог должен быть ласков с воспитанниками и вместе с тем требователен. Его просьбы, советы должны быть понятны, доступны ученику. Он вместе с ним играет, трудится, радуется и огорчается, переживает неудачи. Воспитатель просит: «Проведи утреннюю зарядку», «Проверь чистоту кабинета, спальни», «Составь график дежурства по классу, обсуди его с ребятами». Эти на первый взгляд простые поручения помогают формировать у подростков правильные взаимоотношения в коллективе, потребность в общении, такие качества, как ответственность, терпение, пунктуальность и т.д. У мальчиков появляется интерес к девочкам, иногда даже конфликтный. Взаимоотношения у детей складываются в большинстве случаев на основе подсказок родителей или даже воспитателей. Например, родители могут сказать своей дочери: «Не дружи с ним, он плохо учится», — хотя и их дочь учится неважно. Или воспитатель говорит девочке: «Ты же знаешь, что на школьной линейке Витю чаще всех ругают за нарушение дисциплины на уроках». Культура общения у детей с нарушениями интеллекта часто бывает низкой. Осложнение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми обусловлено не только условиями семейного и школьного воспитания, но и свойственной таким детям потребительской жизненной позицией, а также сложившимися стереотипными отношениями дефектологов к детям. В системе специального образования школьников с нарушениями интеллектуального развития настоящий учитель, воспитатель — тот, кто нашел путь к уму и сердцу таких детей, кто помог ему поверить в то, что он человек. Вот почему учителей, воспитателей дети коррекционных школ делят на хороших и добрых, честных и злых, невыдержанных и безразличных. Нравственным отношение между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида может быть лишь при постоянной заботе о детях, теплом отношении к ним. Учителей и воспитателей в системе школьного специального обучения можно разделить на два типа: автократический и авторитетный. Учителя и воспитатели первого типа сдерживают проявление самостоятельности ученика, их требования сводятся лишь к соблюдению определенных правил. Их типичные команды: «Делай, как говорю!», «Меньше рассуждай!», «Работу, задание надо выполнить срочно». Они конфликтуют с учащимися, раздражение возникает обоюдно, дети не подчиняются их требованиям, особенно ученики 7-9-х классов (старший школьный возраст - 14-16 лет). Учителя и воспитатели второго типа действуют с учетом личностных данных учащихся. «Делай, как я, - говорят они. В чем ты сомневаешься, прислушайся к моему совету, просьбе, предложению!» Они ласковы к детям и вместе с тем требовательны. Их просьбы, советы понятны, доступны ученику. С такими педагогами дети чувствуют себя защищенно, комфортно. И это очень важно, ведь подростковый возраст у умственно отсталых детей - пора взросления, меняются их интересы, оценка собственного Я, взаимоотношения со сверстниками. И совершенно необходимо помочь им преодолеть неуверенность и страх, развить коммуникативные способности и самостоятельность.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |