КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Массовые формы организации образовательно-воспитательного процесса
Классификация форм организации образовательно-воспитательного процесса Направления и содержание воспитательного процесса в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Старший подростковый возраст в условиях специального воспитания является критическим, так как происходит бурное развитие всех систем организма, а интеллектуальный потенциал находится на низком уровне. У детей снижается интерес к обучению, возникают новые влечения, появляется отрицательная мотивация. Личностные проявления либо резко проявляются, либо носят скрытый характер. Возникают новые идеалы для подражания, например: подросток из массовой школы, кто-то из членов семьи, учитель, воспитатель. Бурное половое созревание вызывает изменение во внешности, голосе, походке; при этом индивидуальная выраженность очень заметна. У мальчиков возникает интерес к противоположному полу, девочки могут вести себя намеренно грубо, но хотят нравиться. Не владея своими эмоциональными проявлениями, мальчики крайне категоричны, замкнуты; девочки более активны, назойливы. В такой ситуации невнимательное отношение взрослых к подросткам способствует формированию у них дурных привычек. В этот период очень важно быть особенно требовательным к гигиене девочек и мальчиков; помогать им советом, держать под постоянным контролем подростков из неблагополучных семей; постоянно консультироваться с психологом, врачом школы. Возникает проблема с учебой. Дети не желают выполнять домашние задания, их мало интересует оценка, у них формируется отрицательное отношение к учителям, воспитателям, которые требуют выполнения режимных моментов, неадекватное соотношение между уровнем знаний и личностными притязаниями. Единственное средство, с помощью которого подросток может проявить себя как личность, - это трудовое обучение, свободная деятельность. Среди подростков 14-16 лет коррекционной школы встречаются учащиеся с тревожными и навязчивыми состояниями. У одних это защитная реакция, у других - болезненное проявление. Таких учащихся во все дела класса, группы следует вовлекать осторожно. Изучение личности подростка может осуществляться с помощью различных методов: наблюдения, беседы, анализа продуктов деятельности, составления характеристик, изучения медицинских документов. Ниже приводим образец диагностической карты, которую можно использовать при изучении личностных характеристик подростка специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Собрав данные на каждого подростка, можно составить программу воспитания с учетом индивидуальных различий и обобщенных показателей. Следует заметить, что данные группового обследования не всегда бывают объективными. Это вызвано тем, что не все подростки в состоянии проявить коллективные чувства. Общение детей воспитатель должен строить с учетом уровня воспитанности детей, того, какую роль играют в коллективе отдельные личности, социального положения созданного коллектива, участия его в реальных делах школы, класса. Каждая из планируемых программ воспитания носит условный характер и выполняется всем педагогическим коллективом при участии детей конкретного возраста. В программу заложены основы гражданского, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания. Практически она может быть реализована, если каждая конкретная школа правильно выбирает не только направления, но и заполняет ее содержанием. Направления и содержание воспитательной работы в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Большую роль играет формирование у подростков ответственности за порученное, умения доводить начатое до конца.. Интересы подростков зависят от привлекательности самого объекта или от необходимости иметь данный объект в конкретный момент. Известный психиатр Е.А.Личко выделил несколько типов увлечений: интеллектуально-эстетический, телесно-мануальный, накопительный, эгоцентрический, лидерский, азартный и др. У подростков с нарушением интеллекта (умственно отсталых) в этот период проявляются больше всего телесно-мануальный тип увлечений - стремление развить какие-то конкретные двигательные качества, в частности силу, выносливость, а также эгоцентрический тип (стремление к уединению или, наоборот, резко выделиться среди своих товарищей). Первое увлечение определяется недоразвитием познавательной деятельности, второе - снижением самокритики. Поведение подростков в условиях специального обучения и воспитания связано с особенностями его поведенческих реакций. Для них характерна реакция протеста. Подросток не хочет участвовать в жизни класса, заниматься спортом, трудом, он ведет пассивный образ жизни. Часто проявляется реакция имитации - подражание кому-то из взрослых или неуспевающему, но физически сильному сверстнику. Значительные изменения происходят в познавательной сфере. Учебная деятельность резко меняется. Некоторые подростки отдают предпочтение тому учебному предмету, где они могут проявить себя как личности, — трудового обучения, физической культуры, изобразительной деятельности. Происходят изменения в развитии внимания, восприятия, памяти, мышления. Задача учителя, воспитателя - удерживать эти изменения как можно дольше, концентрировать внимание подростка на положительном результате. Резко меняется характер подростка. Упрямство сменяется доброжелательностью, жестокость - отзывчивостью, скупость - добротой. Конфликтных ситуаций становится меньше. Постепенно подросток вживается в коллектив, принимает все замечания, адекватно оценивает себя в системе взаимоотношений. Но некоторые ученики, наоборот, утрачивают свое Я, не проявляют инициативы, решительности, находчивости. В целях коррекции этих состояний воспитателю необходимо создавать такие педагогические ситуации, в которых подросток вынужден проявлять себя по-другому. Вопросы и задания 1. Перечислите признаки воспитания как педагогического процесса. 2. Какие особенности учащихся специальной (коррекционной) школы необходимо учесть воспитателю в процессе воспитания? 3. Раскройте особенности воспитательного процесса в общеобразовательной и коррекционной школах. 4. Дайте характеристику основным закономерностям воспитания. 5. Перечислите общие принципы воспитания. 6. В чем заключается реализация коррекционных принципов воспитания? 7. Почему трудовое обучение и воспитание являются основой комплексного подхода в воспитании? 8. Охарактеризуйте коррекционные принципы. 9. В чем заключаются индивидуальный и дифференцированный подходы в воспитании? 10. Почему метод приучения имеет особое значение? 11. Перечислите основные подходы к классификации методов в об 12. Какую интерпретацию нашли методы воспитания в специальной 13. Почему наказание как метод стимулирования используется осторожно? 14. Какие требования должен выполнять воспитатель, прибегая к наказанию? 15. Какие действия должен предпринять воспитатель в приведенных 1. Ученик пришел на тематическое мероприятие в группе (5-й класс): а) без дневника; б) небрежно одетый; в) с массой личных игрушек, в надежде, что его не допустят к участию в мероприятии. 2. Воспитанник получил замечание на итоговой линейке за неправильное поведение в столовой: а) будете обсуждать поведение; б) поставите неудовлетворительную оценку, сообщите родителям; в) проведете беседу о поведении в процессе приема пищи. 3. Ученик во время самоподготовки действовал неадекватно обычной ситуации: а) увидев гостя, отказался решать примеры и задачу; б) плохо написал, разорвал тетрадь; в) вынул из кармана записной блокнотик и решение записывал в 16. Какие методы или формы воздействия на воспитуемых вы использовали в приведенных выше ситуациях и почему? 17. Почему программа воспитания составлена с учетом возраста детей? 18. Какова роль учителя, воспитателя? 19. Какие основные направления воспитательной работы можно практиковать в начальной, средней и старшей школе? 20. Почему трудовое воспитание считается главенствующим в системе 21. Понаблюдайте за одним из учащихся школы любого возраста, от разите его личностные характеристики в диагностической карте. Глава 8. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Формами воспитания принято называть варианты организации конкретного воспитательного процесса. До сих пор четких мнений и подходов к классификации форм воспитания нет. Одни теоретики выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы (З.К.Шнекендорф и А.А.Елизаров, 1989), другие - способ организации действия коллектива - мероприятия, направленные на конкретные цели (Г.Н.Волков, 1993; П.И.Пидкасистый, 1996; и др.). В теории воспитания детей с нарушениями интеллекта (Г. М. Дулънев, И.Г.Еременко, А.Н.Граборов, Х.С.Замский, Н.Л.Коломинский и др.) считают, что выбор форм и соответственно мероприятий должен определяться: · решением общих и коррекционных задач воспитания; · особенностью нейродинамики воспитанника; · его индивидуальными возможностями и уровнем воспитанности; · практической направленностью каждого конкретного мероприятия. Мероприятия должны реализоваться как целенаправленное взаимодействие воспитанника и воспитателя. Само мероприятие может выступать как форма воспитательной деятельности. В процессе воспитания необходимо создавать такие ситуации, которые выступают как составные части воспитательного процесса. «... Словесные средства воспитания имеют место в практике вспомогательных школ, но необходимо подчеркнуть, что вербализм в воспитательной работе не лучший способ воздействия на ребенка, надо использовать самые разные формы: самообслуживание, шефство, включение в производительный труд». В связи с разнородностью состава воспитанников в коррекционной школе необходимо варьировать массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания. Они реализуются как во внеклассной работе (дни здоровья, утренники тематического характера, викторины, соревнования, вечера отдыха, походы), так и в системе дополнительного образования (кружок бальных танцев, кукольный театр, спортивные секции, студии художественной вышивки, инкрустации, мягкой игрушки). К сожалению, системой дополнительного образования охвачены в основном сильные учащиеся, хотя занятия вне школы являются хорошим средством интеграции ученика с нарушением интеллектуального развития в общество. Дополнительное образование как массовая форма воспитания способствует реализации творческих возможностей умственно отсталых детей. Массовые формы воспитания школьников предполагают участие большого количества воспитанников. Для учащихся коррекционной школы выбираются формы, соответствующие воспитательным задачам, возрасту учащихся, уровню их воспитанности, умению общаться в большом коллективе, уровню профессиональной подготовленности воспитателя. Вот почему в условиях специального воспитания деятельность учащихся необходимо максимально согласовывать с их желаниями и мотивами, заблаговременно готовиться к предстоящему мероприятию, привлекая к подготовительной работе большое количество детей. Огромное значение имеет возраст детей, одно и то же мероприятие может быть недоступно и непонятно учащимся начальной школы, а воспитанникам старшей школы будет казаться слишком простым, что снизит их интерес, спровоцирует пассивность. Например, школьный праздник на тему «Честен тот, кто трудится на совесть». Учащимся 1-4-х классов само название праздника непонятно, так как их трудовая деятельность еще ограничивается формированием бытовых умений и навыков. Воспитанники 5-7-х классов уже имеют опыт коллективного труда в мастерских, на пришкольном участке, у них меняется отношение и к самой деятельности, и к ее результату. Разрабатывается сценарий праздника, все учащиеся 5-9-х классов делятся на группы по 10-12 человек и получают задания. Назначается ответственный и ведущий праздника (желательно из числа воспитанников 8-9-х классов). Праздник становится массовой формой деятельности, его воспитательное значение велико. Примером массовой формы деятельности могут быть также фестивали, сборы, туристические походы, спортивные соревнования. При организации массовых форм воспитательной работы основное внимание уделяется непосредственному участию детей в том же празднике, конференции, фестивале. Главное, чтобы все участники коллективного действия получили эмоциональный настрой, поняли свою ответственность перед участниками мероприятия, почувствовали помощь и взаимовыручку. В процессе групповых занятий у детей формируется положительное отношение к познавательной деятельности, расширяется кругозор, происходит закрепление сформированных умений и навыков, возникают доверительные отношения в группе, классе между членами созданного коллектива. Мероприятия, занятия проводятся в виде произвольной деятельности с учетом возраста воспитанников. Длительность их может быть от 20 до 25 минут в 1-4-х классах и до 45-50 минут в 5-9-х классах. Задача школы - включить в данную форму деятельности как можно большее количество участников с учетом потенциальных возможностей каждой конкретной личности, группы.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |