Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллектива в специальной (коррекционной) школе VIII вида

С переходом к юношеству у воспитанников происходят значи­тельные возрастные и индивидуальные изменения. Эти измене­ния могут проходить по-разному. В одних случаях школьники ста­новятся более любознательными, самостоятельными, решитель­ными, в других - апатичными и безразличными. Каждое из этих проявлений возникает в различных ситуациях, может носить бо­лее или менее осознанный характер, протекать продолжительно или, наоборот, кратковременно, учащийся может замкнуться на себе или же, наоборот, проявляет готовность прийти на помощь другому.

Семья и школа были, есть и будут основным звеном воспита­ния. Школьное воспитание отличается от всех остальных своей направленностью, продолжительностью, разнообразностью, це­ленаправленностью, учетом ближних и дальних перспектив и от­носительной завершенностью. Родители, школа должны заложить основы морального образа человека, сформировать нравственные потребности, умение правильно организовать свою деятельность, помочь самоопределиться.

Детский, в том числе и школьный, коллектив — это не какая-то пассивная социальная среда, специально созданная для влия­ния на учеников, «это богатство индивидуальностей» (В.А.Сухомлинский). Сила коллектива определяется теми знаниями, уме­ниями, которые вносятся каждым индивидом в общую коллек­тивную деятельность.

Жизнь и развитие ребенка, в том числе и с нарушениями ин­теллекта, происходит в условиях коллектива. Именно в коллекти­ве закладывается первый опыт общественной социализации, со­существования с окружающими на основе морали.

Формирование детского коллектива, организация его деятель­ности осуществляются системно и планомерно, при сотрудниче­стве воспитателя, воспитанников и их родителей.

Умственное развитие школьника с нарушением интеллекта происходит по тем же законам, что и нормально развивающего­ся, однако особенности психики и свойств личности учащихся с нарушением интеллекта сужают круг их связей с внешним ми­ром, они с трудом ориентируются даже в самых обычных ситуациях, у них снижена критичность, они не способны отстаивать свои убеждения. Вот почему необходимо так организовывать кол­лективную деятельность воспитанников, чтобы развивалась их эмоционально-волевая сфера, тогда можно будет понять их мыс­лительную деятельность. Необходимо помнить, что любое вос­питательное мероприятие в школе должно иметь коррекционную направленность и оказывать корригирующее воздействие на личность.

В специальной (коррекционной) школе организация коллек­тива требует реализации следующих условий:

- изучения личностных возможностей каждого ученика;

- определения места конкретной личности в структуре детско­го коллектива;

- определения доступной коллективной деятельности;

- создания каждому воспитаннику условий успешности, поло­жительного эмоционального настроения;

- включения воспитанника во взаимоотношения со сверстни­ками, воспитателем, а для этого:

изучения структуры личных взаимоотношений; нормализации отношения воспитанника к требованиям вос­питателя;

разъяснения содержания требований коллектива; создания условий для формирования коммуникативных свя­зей;

-вовлечения воспитанников в практическую деятельность, а для этого:

выбора адекватных видов деятельности; определения значимости конкретного вида деятельности в жизни группы (класса);

развития интереса к деятельности, организации посильного участия в деятельности каждого члена коллектива; предъявления поручений с учетом уровня развития уча­щихся.

Детский коллектив, в какой бы структуре он ни существовал, характеризуется:

· постоянным и длительным пребыванием детей вместе, в од­ном и том же составе;

· наличием целей и задач в деятельности коллектива;

· выполняемой деятельностью (учебной, трудовой, игровой, общественной);

· определенной структурой организации самоуправления;

· обязательной для всех дисциплиной, наличием дружеских отношений.

Состав учащихся коррекционных учреждений VIII вида раз­нороден по клиническим проявлениям и интеллектуальному уровню.

В детском коллективе могут быть дети с нарушениями интел­лектуального развития различных клинических вариантов, дети с деменцией и разными формами шизофрении, дети с незначи­тельной умственной отсталостью. Все они составляют контингент учащихся с нарушениями интеллекта.

В отечественной олигофренопедагогике учитываются особен­ности познавательной деятельности детей с нарушениями интел­лекта, но за основу в работе с ними принимается общепедагоги­ческая концепция деятельности коллектива. Считается возможным формирование детского коллектива в системе специального обу­чения и воспитания, при этом коллектив становится определяю­щим фактором в преодолении причин, мешающих объединению детей в коллектив и развитию активности, самостоятельности, общественной зрелости.

Нормативными документами по коррекционному образованию класс определяется как воспитательная группа. Количество вос­питанников должно быть не более 12 человек.

В педагогической практике главным признаком коллектива счи­тается сплоченность (Я.Л. Коломенский, В. П. Сергеева). Сплачи­вая коллектив, необходимо:

· выявить, кто оказывает влияние на учащихся;

· демократизировать сами отношения внутри группы, что бу­дет способствовать созданию доверительных отношений.

Шаги по формированию коллектива многие исследователи рас­сматривают как стадии (А. С. Макаренко, В. П. Сергеева, М. И. Скаткин, З.М.Шилина; в системе коррекционного воспитания - И.Г.Еременко) или как этапы (Л.Я.Коломинский, В.А.Караковский, Е.Н.Степанова; в олигофренопедагогике - А.С.Бел­кин, Г. М.Дулънев, Т. И. Пороцкая). Их четыре.

Необходимо знать, что стадии (этапы) развития коллектива в специальной (коррекционной) школе более длительны, а сам пе­реход от одной стадии к другой намного сложнее, чем в массовой школе. Нередко приходится наблюдать, что по определенным по­казателям коллектив коррекционной школы может находиться на первой стадии, по другим — на третьей, а в некоторых случаях - и на четвертой. Вот как может быть представлена характеристика этапов развития коллектива в общеобразовательной и специаль­ной системах воспитания.

Коррекционно-воспитательные возможности коллектива уча­щихся школы VIII вида велики, они обусловлены личностными качествами членов данного коллектива, что, естественно, надо учитывать при работе с воспитанниками.

Наиболее действенно на личность ребенка влияет трудовая и игровая деятельность. Именно в процессе трудовой и игровой дея­тельности создаются условия, способствующие формированию у детей с нарушениями интеллекта чувства дружбы, взаимопомощи, умения выполнять требования коллектива, у них развивают­ся коммуникативные возможности. Но нет готовых рецептов ра­боты воспитателя с детским коллективом, тем более в условиях коррекционного воспитания.

Ученический коллектив специальной (коррекционной) шко­лы VIII вида имеет довольно сложную структуру. Это опреде­лено двумя причинами:

· разновозрастным составом учащихся в классном коллективе;

· неодинаковой тяжестью и структурой дефекта.

Основной формой ученического коллектива специальной (коррекционной) школы VIII вида является учебная или воспитатель­ная группа- класс с небольшим количеством детей.

Микрогруппы среди детей с умственной недостаточностью воз­никают редко, в основном в старшей школе на основе бытовых, социальных объединений (живут в одном доме, занимаются в од­ном кружке, родители работают на одном предприятии, а иногда закончили ту же школу, где учатся в данный момент дети). Воз­никновение микрогрупп в условиях коррекционной школы не имеет никакого ценностного значения, обусловлено чисто эмо­циональными факторами. Действия микрогруппы не всегда совпа­дают с действиями классно-группового коллектива. Задача воспи­тателя — как можно раньше выявить эти микрогруппы, особенно возникающие в старшей школе, выяснить причины объединения и включить юношей и девушек в коллективные действия класса, группы, параллельно выяснив у родителей мотивы организации конкретной микрогруппы, причины объединения.

В условиях специального обучения встречаются дети, которые по объективным причинам не могут находиться в детском кол­лективе, дети-одиночки (И. Г. Еременко). В основном это дети со сложной структурой дефекта, резкими нарушениями поведения, расстройствами эмоционально-волевой сферы. Но это не значит, что эти дети не имеют права быть членами детского коллектива. Именно воспитатель должен создать такую обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, мог общаться со сверст­никами, радоваться своим успехам и успехам товарищей.

В условиях обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта так же, как и в общеобразовательной школе, хоро­шим средством сплочения ученического коллектива является школьное самоуправление, где вся деятельность осуществляется детьми, а учитель (воспитатель) берет на себя педагогическое руководство. Структура самоуправления в коррекционной школе VIII вида включает две подсистемы: внутриклассную и общешколь­ную. Внутри классное управление осуществляют избранные уче­ническим коллективом или назначенные учителем учащиеся под руководством старосты класса (группы). Каждому избранному на соответствующий пост определены обязанности, которые согласовываются со всеми учащимися, учителем, воспитателем и вы­вешиваются в классном групповом уголке.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
План воспитательной работы | Структура ученического самоуправления в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.