КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллектива в специальной (коррекционной) школе VIII видаС переходом к юношеству у воспитанников происходят значительные возрастные и индивидуальные изменения. Эти изменения могут проходить по-разному. В одних случаях школьники становятся более любознательными, самостоятельными, решительными, в других - апатичными и безразличными. Каждое из этих проявлений возникает в различных ситуациях, может носить более или менее осознанный характер, протекать продолжительно или, наоборот, кратковременно, учащийся может замкнуться на себе или же, наоборот, проявляет готовность прийти на помощь другому. Семья и школа были, есть и будут основным звеном воспитания. Школьное воспитание отличается от всех остальных своей направленностью, продолжительностью, разнообразностью, целенаправленностью, учетом ближних и дальних перспектив и относительной завершенностью. Родители, школа должны заложить основы морального образа человека, сформировать нравственные потребности, умение правильно организовать свою деятельность, помочь самоопределиться. Детский, в том числе и школьный, коллектив — это не какая-то пассивная социальная среда, специально созданная для влияния на учеников, «это богатство индивидуальностей» (В.А.Сухомлинский). Сила коллектива определяется теми знаниями, умениями, которые вносятся каждым индивидом в общую коллективную деятельность. Жизнь и развитие ребенка, в том числе и с нарушениями интеллекта, происходит в условиях коллектива. Именно в коллективе закладывается первый опыт общественной социализации, сосуществования с окружающими на основе морали. Формирование детского коллектива, организация его деятельности осуществляются системно и планомерно, при сотрудничестве воспитателя, воспитанников и их родителей. Умственное развитие школьника с нарушением интеллекта происходит по тем же законам, что и нормально развивающегося, однако особенности психики и свойств личности учащихся с нарушением интеллекта сужают круг их связей с внешним миром, они с трудом ориентируются даже в самых обычных ситуациях, у них снижена критичность, они не способны отстаивать свои убеждения. Вот почему необходимо так организовывать коллективную деятельность воспитанников, чтобы развивалась их эмоционально-волевая сфера, тогда можно будет понять их мыслительную деятельность. Необходимо помнить, что любое воспитательное мероприятие в школе должно иметь коррекционную направленность и оказывать корригирующее воздействие на личность. В специальной (коррекционной) школе организация коллектива требует реализации следующих условий: - изучения личностных возможностей каждого ученика; - определения места конкретной личности в структуре детского коллектива; - определения доступной коллективной деятельности; - создания каждому воспитаннику условий успешности, положительного эмоционального настроения; - включения воспитанника во взаимоотношения со сверстниками, воспитателем, а для этого: изучения структуры личных взаимоотношений; нормализации отношения воспитанника к требованиям воспитателя; разъяснения содержания требований коллектива; создания условий для формирования коммуникативных связей; -вовлечения воспитанников в практическую деятельность, а для этого: выбора адекватных видов деятельности; определения значимости конкретного вида деятельности в жизни группы (класса); развития интереса к деятельности, организации посильного участия в деятельности каждого члена коллектива; предъявления поручений с учетом уровня развития учащихся. Детский коллектив, в какой бы структуре он ни существовал, характеризуется: · постоянным и длительным пребыванием детей вместе, в одном и том же составе; · наличием целей и задач в деятельности коллектива; · выполняемой деятельностью (учебной, трудовой, игровой, общественной); · определенной структурой организации самоуправления; · обязательной для всех дисциплиной, наличием дружеских отношений. Состав учащихся коррекционных учреждений VIII вида разнороден по клиническим проявлениям и интеллектуальному уровню. В детском коллективе могут быть дети с нарушениями интеллектуального развития различных клинических вариантов, дети с деменцией и разными формами шизофрении, дети с незначительной умственной отсталостью. Все они составляют контингент учащихся с нарушениями интеллекта. В отечественной олигофренопедагогике учитываются особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта, но за основу в работе с ними принимается общепедагогическая концепция деятельности коллектива. Считается возможным формирование детского коллектива в системе специального обучения и воспитания, при этом коллектив становится определяющим фактором в преодолении причин, мешающих объединению детей в коллектив и развитию активности, самостоятельности, общественной зрелости. Нормативными документами по коррекционному образованию класс определяется как воспитательная группа. Количество воспитанников должно быть не более 12 человек. В педагогической практике главным признаком коллектива считается сплоченность (Я.Л. Коломенский, В. П. Сергеева). Сплачивая коллектив, необходимо: · выявить, кто оказывает влияние на учащихся; · демократизировать сами отношения внутри группы, что будет способствовать созданию доверительных отношений. Шаги по формированию коллектива многие исследователи рассматривают как стадии (А. С. Макаренко, В. П. Сергеева, М. И. Скаткин, З.М.Шилина; в системе коррекционного воспитания - И.Г.Еременко) или как этапы (Л.Я.Коломинский, В.А.Караковский, Е.Н.Степанова; в олигофренопедагогике - А.С.Белкин, Г. М.Дулънев, Т. И. Пороцкая). Их четыре. Необходимо знать, что стадии (этапы) развития коллектива в специальной (коррекционной) школе более длительны, а сам переход от одной стадии к другой намного сложнее, чем в массовой школе. Нередко приходится наблюдать, что по определенным показателям коллектив коррекционной школы может находиться на первой стадии, по другим — на третьей, а в некоторых случаях - и на четвертой. Вот как может быть представлена характеристика этапов развития коллектива в общеобразовательной и специальной системах воспитания. Коррекционно-воспитательные возможности коллектива учащихся школы VIII вида велики, они обусловлены личностными качествами членов данного коллектива, что, естественно, надо учитывать при работе с воспитанниками. Наиболее действенно на личность ребенка влияет трудовая и игровая деятельность. Именно в процессе трудовой и игровой деятельности создаются условия, способствующие формированию у детей с нарушениями интеллекта чувства дружбы, взаимопомощи, умения выполнять требования коллектива, у них развиваются коммуникативные возможности. Но нет готовых рецептов работы воспитателя с детским коллективом, тем более в условиях коррекционного воспитания. Ученический коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет довольно сложную структуру. Это определено двумя причинами: · разновозрастным составом учащихся в классном коллективе; · неодинаковой тяжестью и структурой дефекта. Основной формой ученического коллектива специальной (коррекционной) школы VIII вида является учебная или воспитательная группа- класс с небольшим количеством детей. Микрогруппы среди детей с умственной недостаточностью возникают редко, в основном в старшей школе на основе бытовых, социальных объединений (живут в одном доме, занимаются в одном кружке, родители работают на одном предприятии, а иногда закончили ту же школу, где учатся в данный момент дети). Возникновение микрогрупп в условиях коррекционной школы не имеет никакого ценностного значения, обусловлено чисто эмоциональными факторами. Действия микрогруппы не всегда совпадают с действиями классно-группового коллектива. Задача воспитателя — как можно раньше выявить эти микрогруппы, особенно возникающие в старшей школе, выяснить причины объединения и включить юношей и девушек в коллективные действия класса, группы, параллельно выяснив у родителей мотивы организации конкретной микрогруппы, причины объединения. В условиях специального обучения встречаются дети, которые по объективным причинам не могут находиться в детском коллективе, дети-одиночки (И. Г. Еременко). В основном это дети со сложной структурой дефекта, резкими нарушениями поведения, расстройствами эмоционально-волевой сферы. Но это не значит, что эти дети не имеют права быть членами детского коллектива. Именно воспитатель должен создать такую обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, мог общаться со сверстниками, радоваться своим успехам и успехам товарищей. В условиях обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта так же, как и в общеобразовательной школе, хорошим средством сплочения ученического коллектива является школьное самоуправление, где вся деятельность осуществляется детьми, а учитель (воспитатель) берет на себя педагогическое руководство. Структура самоуправления в коррекционной школе VIII вида включает две подсистемы: внутриклассную и общешкольную. Внутри классное управление осуществляют избранные ученическим коллективом или назначенные учителем учащиеся под руководством старосты класса (группы). Каждому избранному на соответствующий пост определены обязанности, которые согласовываются со всеми учащимися, учителем, воспитателем и вывешиваются в классном групповом уголке.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |