Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции по организации управления

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п.

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:
1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);
2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);
3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);
4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);
5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);
6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);
7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);
8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива

 

 

Предприятия могут объединяться в:
* ассоциации - договорные объединения, созданные в целях постоянной координации хозяйственной деятельности, но лишь в той области, к которой имеет отношение ассоциация;
* корпорации - договорные объединения, созданные на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников;
* консорциумы - временные уставные объединения промышленного и банковского капитала для достижения общей цели. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование;
* концерны - у ставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на основе полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей;
* картели - договорные объединения предприятий одной отрасли для осуществления совместной коммерческой деятельности;
* синдикаты - разновидность картельного соглашения, предполагающая реализацию продукции через единый совместный сбытовой орган или уже имеющуюся сбытовую сеть одного из участников объединения;
* тресты - монополистическое объединение предприятий, ранее принадлежащих разным предпринимателям, в единый производственно-хозяйственный комплекс. Поскольку здесь интегрируются все направления деятельности, такие предприятия полностью утрачивают свою юридическую и хозяйственную самостоятельность;
* холдинги - специфические организационные формы объединения капиталов. Подобные объединения образуются, когда акционерное общество (товарищество) само непосредственно не занимается производственной деятельностью, а лишь использует свои финансовые средства для приобретения контрольных пакетов акций других акционерных фирм с целью финансового контроля за их работой и получения дохода на вложенный в акции капитал;
* финансовые группы (финансово-промышленные группы) - объединения юридически и экономически самостоятельных предприятий разных отраслей народного хозяйства, при формировании которых в качестве главных ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. Финансовую группу возглавляют один или несколько банков, которые распоряжаются капиталом предприятий, входящих в объединение, координируют все сферы их деятельности. При этом основным доходом деятельности банка должны быть дивиденды от повышения эффективности работы предприятий, а не процент на кредит.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Акофф Р. Искусство решения проблем.— М., 1982. Виханский О.С., Наумов AM. Менеджмент: человек, стратегия эганизация, процесс— М., 1995.

Вудкок M.t Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.— М., 1991. Глухое В.В. Основы менеджмента.— СПб., 1995. Юкаев B.C., Дашков И.К. Управленческое решение.— М, 1999.

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ

Классификация проблем:

по степени важности для фирмы и для партнеров; по масштабам последствия в случаях принятия или непри­нятия решения;

по степени риска и срочности действий менеджера; по возможности структуризации и формализации; по возможности решения проблемы.

Способы разработки проблем:

1) безальтернативный;

2) многовариантный;

3) бинарный;

4) инновационный.
Виды проблем:

стратегические и тактические; долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные; перспективные и текущие;

на уровнях высшего, среднего и низового звеньев управле­ния. Решения могут быть:

1) директивные, рекомендательные и ориентирующие;

2) организационные, регулирующие, активизирующие и
контролирующие;

3) выборочные (один аспект) и систематические (вся про­
блема);

4) общие и специальные, запрограммированные и незапрог-
раммированные;

5) производственные (технические и технологические), сбы­
товые и снабженческие (маркетинговые), финансовые, пла­
новые, кадровые и др.

Методы решения проблем, основанные на: интуиции;

знаниях и здравом смысле; рационализме; комбинации подхЪдов.

Основы принятия рационального решения:

1 этап — анализ ситуации и симптомов (признаков). Форму­
лирование проблемы;

2 этап — причинно-следственный анализ проблемы (нару­
шение принципов, правил, процедур, ошибки в оценке
обстановки, непредвиденные обстоятельства и др.);

3 этап — определение цели принятия решения;

4 этап — определение целесообразности принятия или не­
принятия решения;

5 этап — разработка критериев отбора альтернатив;

6 этап — поиск самих решений и их разработка;

7 этап — выбор альтернативы;

8 этап — согласование решения с исполнителями и заинте­
ресованными лицами;

9 этап — утверждение решения высшим руководством.
Принятие и реализация решения сопряжены с риском.

Риск — это действие на удачу, в надежде на благоприятный исход; угроза полной или частичной потери материальных, финан­совых, кадровых ресурсов и резервов, имиджа; нормальная ситуация для менеджера в условиях неопределенности.

Комплексная оценка риска в управленческих решениях: Общая сумма риска = сумме частных рисков. Частный риск ==нормативной минимальной ставке + по­правка (скидка или добавка) на каждый элемент риска. Критерии оценки решений с тонки зрения риска:

Вальда — «Рассчитывай на худшее»,

Сэвиджа — «Рассчитывай на лучшее»,

Лапласа — «Ориентируйся на лучшее»,

Гурвица — «Компромисс».

ТРЕБОВАНИЯ К АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМ

1. Изучить проблему целиком и по частям.

2. Обсудить проблему со всеми, кого она касается.

3. Определить границы анализа, учитывая, что глубокий анализ
дорог, а поверхностный затруднит решение.

4. Не сводить сложную проблему к сумме простых.

5. Не смешивать проблему и ее симптомы.

6. Учитывать имеющийся опыт.

Управляющий должен упреждать события, а не просто реагиро­вать на них. Примерно 50 % возникающих проблем можно предви­деть.

Цели анализа управленческой работы — выявление потенциаль­ных проблем и благоприятных возможностей.

ЭТАПЫ АНАЛИЗА ПЛАНА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

1. Краткое изложение плана, включая описание желаемого конечного результата.

2. Перечисление и рассмотрение этапов плана и выявление критических моментов (что, кто, когда).

3. Выявление потенциальных проблем и возможностей. Выяв­ление потенциальных следствий: хуже, чем ожидалось, лучше, норма. Какие отклонения возможны и какие выгоды можно извлечь.Проблемы лучше выявлять отдельно от возможностей. Основное внимание надо уделять главным проблемам.

4. Определение наиболее вероятных причин основных потенци­альных проблем и возможностей для совершения упреждающих действий. Нужно рассматривать каждую выявленную потенциальную проблему, определять, что могло ее вызвать, составлять список мероприятий.

5. Выработка предупредительных или сопутствующих меропри­ятий. Они могут быть направлены как на причины, так и наследствия.

6. Выработка подстраховочных мероприятий для нейтрализации или минимизации проблем, если они все же возникают. Подстраховывающие мероприятия против негативных действий очень до­роги, поэтому обычно откладываются на максимально длительное время. Однако в случае благоприятных возможностей они необхо­димы.

7. Предусмотрение условий для введения в действие подстрахо­вывающих мероприятий. Без этого механизма подстраховка не может быть эффективной. Могут быть упущены благоприятные
возможности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И его семье | Последовательность решения проблем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.