Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность методологии управления и ее компоненты




Всякую деятельность человека характеризуют такие две характеристики, как методология и организация.

Методология – это логическая схема действий, определяемая целями и возможностями их достижения. В буквальном значении этого слова это есть учение о методах (логос – наука, знание и метод – путь, направление). В настоящее время можно говорить о двух концепциях в понимании методологии. Одна концепция принимает категории «методология» и «метод» как синонимы и объявляет единственной методологией всех наук диалектику. Другая концепция, признавая диалектический метод всеобщим, генеральным методом познания, определяет методологию как систему, реализующую три функции: создание нового знания, структурирование этого знания в виде новых понятий, законов, категорий, гипотез; использование новых знаний в общественно-практической деятельности.

Первая функция методологии реализуется на основе общенаучных методов познания, вторая – на основе логических законов мышления, третья – на основе методологии конкретных наук.

В системе методологии центральное место занимают методы познания. Методы познания – это приемы, способы получения новых и проверки истинности старых знаний; это система правил и приемов подхода к изучению, познанию явлений и закономерностей.

Общенаучные методы познания выступают в качестве промежуточной методологии между философией и специальными методами. Они представлены эмпирико-теоретическими методами: наблюдение, измерение, описание, эксперимент; логико-теоретическими, разделенными на формально-логические: формализация, аксиоматика, аналогия, абстрагирование, моделирование и на мыслительные: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и обобщение; мыслительно-теоретическими методами – гипотезы, доказательства.

Методология управления – это логическая схема управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное понимание целей и ориентиров, средств и способов их достижения. Владеть методологией – это уметь видеть, распознавать, понимать и оценивать зависимости и отношения управления.

Методология управления строится на следующих компонентах: парадигма управления, концепция управления, приоритеты в управлении, ориентиры достижения целей, цель управления, подходы в управлении, критерии оценки результатов, альтернативы решений, методы управления. Рассмотрим кратко суть каждого из компонентов.

Парадигма – ключевая идея, лежащая в основе построения концепции. Парадигмой управления является акцентирование отдельных свойств и элементов, это система понятий, отражающая осмысление существенных черт действительности, которые господствуют в течение определенного исторического периода. Можно говорить о парадигме управленческого рационализма Тейлора, парадигме человеческого фактора и т.д.

Концепция – комплекс ключевых идей, дающих целостное представление о явлении, процессе. Теоретическая концепция предназначена для объяснения, практическая – для действия. Концепция управления – комплекс ключевых идей, принципов и т.д., используемых для осуществления управления.

Приоритет – предпочитаемое, акцент на данный момент времени. Приоритеты в управлении – предпочитаемые на данный отрезок времени элементы системы управления для реализации, регулирования, совершенствования. Это может быть приоритет личности работника, приоритет сохранения численности аппарата управления и т.д., то это есть последовательность решения проблем во времени.

Ориентиры – хорошо воспринимаемые показатели, ориентирующие путь развития. Ориентиры в управлении – хорошо воспринимаемые управленцами количественные и качественные показатели, позволяющие ориентироваться относительно того, насколько достигнута цель управления. Ориентация – умение быстро и правильно разобраться в окружающей обстановке и найти ближайший, короткий и рациональный путь решения проблемы, то есть с успехом выйти из сложившейся сложной ситуации, мешающей достижению целей.

Цель – идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния, это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий. Цель управления – идеальный образ необходимого состояния управляемой системы.

Подход – это наиболее принципиальный элемент методологии, определяющий состав ее остальных компонентов. Подход – это направление рассмотрения того или иного процесса, явления, в котором применительно к объекту управления должна быть реализована методология управления. Появляется новая предметная область – может смениться подход к изучению явления в целом. Основой методологии управления являются системный, процессный и ситуационный.

Системный подход – способ мышления по отношению к объекту управления, рассматривающий его в единстве внешних и внутренних связей.

Процессный подход в управлении – рассмотрение его функционирования как серии непрерывных взаимосвязанных действий. Предложен около 90 лет назад административной школой управления, понимающей процесс управления как непрерывающееся исполнение управленческих функций.

Ситуационный подход есть способ решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации. Разработан около 50 лет назад в США Гарвардской школой бизнеса. Считается, что ситуация – это конкретный набор обстоятельств, влияющий на процесс управления в данный момент.

Конкретные обстоятельства требуют от менеджера творческого подхода в выборе подходов.

Критерий – это мерило оценки. Критерии в управлении – наиболее существенные показатели, позволяющие оценить аспекты управленческой деятельности, качество управления. Например, по какому критерию можно сказать, что в результате проделанной работы возрос интерес служащих к своей работе?

Альтернативы (одно из двух) – взаимоисключающие друг друга варианты будущих действий, выбор между ними. В практике управление редко бывает одно единственное решение, в выбор решения закладываются критерии.

Рассмотренные составляющие методологии позволяют вернуться к более глубокому рассмотрению методов управления.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.