Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статус, предмет и объект социологии образования

План

1.Статус, предмет и объект социологии образования.

2.Образование как социальный институт. Функции образования в обществе.

3.Свойства и модели современного образования. Концепция беспрерывного образования.

 

Социология образования - отраслевая социологическая дисциплина, предметом которой есть образование как социокультурный институт, ее взаимодействие с другими институтами и обществом, а также социокультурные процессы в сфере образования.

Социологию образования начали выделять из общефилософской, педагогической проблематики и исследовать специфическими методами на рубеже XІХ-XXст. Начало его становления связано с творчеством Э.Дюркгейма во Франции, Г.Спенсера - в Англии. Толчок ее развития в США дали научные исследования Лестера Уорда (1841-1913) "Динамическая социология"(1883) и Джона Дьюи (1859-1952) "Школа и общество" (1899). Накануне Первой мировой войны здесь начали появляться исследовательские учреждения по социологическим проблемам образования. В 1927 г. было создано Американское национальное общество, увидел мир специальный журнал по социологии образования. В Германии социология образования выделилась в особую область благодаря усилиям М. Вебера и К. Манхейма.

После Второй мировой войны социология образования окончательно выделяется в отдельную область, все больше социологов выделяют ее как основу своей профессиональной деятельности. При национальных социологических ассоциациях основываются секции социологии образования, специальные журналы. Возрастает внимание к социальным проблемам образования со стороны Международной социологической ассоциации, которое, начиная с ІІІ Международного социологического конгресса 1956 г., постоянно обсуждает их на своих заседаниях. С 1971 г. при ассоциации действует исследовательский комитет "Социология образования".

Становление социологии образования в бывшем СССР усложнялось отрицательным отношением к социологии в общем, хотя одиночные социологические исследования проблем образования вошли в практику из середины 60-х годов. С течением времени сформировалось несколько подходов во взглядах на статус и предмет социологии образования. Например, представители педагогической науки, которые применили методы социологического исследования, считали ее эмпирической дисциплиной, которая не требует специальной теории, поскольку находится в лоне педагогики. Ощутимые были попытки причислить к предмету социологии образования сопредельные проблемы: влияние образования на экономику, социальную структуру досуга и т.п., вытесняя основную деятельность субъекта в сфере образования за границы предмета социологии образования. А это ограничивало сферу познания, что сразу сказалось на практике. Например, в конце 80-х годов XX ст. в процессе изготовления концепции реформы и демократизации образования встала необходимость учета мысли преподавателей и студентов относительно качества учебного процесса.

Социологи, которым были заказанные соответствующие опросы, оказались не готовыми к их проведению, поскольку до недавнего времени анализ учебного процесса не считался предметом социологии. Большей частью она занималась взаимодействием обучения и работы, обучения и досуга, образования и социальной структуры, образования и т.п. Поэтому анкетирование по своему смыслу не отвечало реальным индикаторам содержания воспитательно-педагогического процесса: акцентировали внимание на внешних аспектах общения преподавателя и студента, не раскрывая качества обучения.

В соответствии с социокультурным подходом учебный процесс как вид социокультурной деятельности принадлежит к предметной сфере социологии образования, которое возникает как общая теория образования и как эмпирическая наука. Это дает, возможность проследить динамику образования, особенности его взаимодействия с другими сферами общественной жизни, процесс развития субъекта образования. Социокультурное направление зародилось в 30-ые годы XX ст. получило развитие в концепции "реконструкции социальной позиции" французских социологов Бурдьє и Пассерона и стало основной в отечественной социологии образования.

Объект- сфера образования, то есть социальная среда, в которой разворачиваются, функционируют процессы образования, действуют субъекты образования. По мнению представителей социокультурного направления, предмет социологии образования - состояние и динамика социокультурных процессов в сфере образования: законы, принципы, технологии обучения; взаимодействие с другими областями общественной жизни. К сфере образования принадлежат разные по форме компоненты учебной деятельности. Она есть полем взаимодействия обучение с другими формами и видами жизнедеятельности субъектов, которые обеспечивают функционирование образования. Поэтому предметом анализа сферы образования должны быть не только процессы обучения, социокультурного развития человека, а и все то, что влияет на них, сопровождает их. Итак, вообще сфера образования охватывает всю жизнедеятельность людей, социальных групп - тех, кто учится, учит и обслуживает учебный процесс.

Социологи в сфере образования определяют предмет своих исследований по-разному. Одни основное внимание уделяют изучению сути связи системы образования с разными элементами общества. Другие акцентируют на практических проблемах учебных заведений, применяя социологические подходы и исследовательские приемы сначала для выяснения, а потом и для преодоления проблем. Если на предшествующих этапах развития социологии образования преобладал абстрактный подход к изучению сферы образования, то в 90-ые года XX ст. стал доминировать прагматический.

Социология образования вместе с тем есть фундаментальной, прикладной, теоретической и эмпирической наукой, имеет свои методологические принципы, применяет богатый арсенал исследовательских приемов. Опираясь на обширную информационную базу и осуществляя прогностические функции, она призванная обеспечить научное обоснование социальной политики в сфере образования, реформирование системы образования, которое есть важным условием решения многих проблем современности.

Начиная с середины 50-х - 80-х годов на международных социологических конгрессах по проблемам образования большинство докладов сосредоточивалось на анализе взаимодействия образования и социальной структуры общества. Так, на ІІІ Международном социологическом конгрессе 1956 г. было заслушано 16 докладов "Образование и мобильность в индустриальном обществе и слаборазвитых странах". В материалах ІV конгресса из этой тематики опубликовано 12 докладов.

Образование рассматривают как один из важнейших факторов социального развития, которое методологически связано с концепциями "единого индустриального общества", "постиндустриального общества", "технотронной эры" и т.п. В западной социологии, например, довольно распространенным является тезис американского социолога, автора теории "постиндустриального общества" Д. Белла о том, что уровень добытого людьми образования есть решающей предпосылкой их социального положения.

По мнению приверженцев функционального подхода, учебные заведения являются своеобразными фильтрами, которые помогают молодежи сделать выбор будущей деятельности. Представители "морализующих" концепций, развивая идею Э. Дюркгейма о том, что равенство в образовании принципиально невозможно в обществе, основанном на разделении труда, рассматривают систему образования как хранителя и передатчика "ценностей". Они считают, что социальная структура сохраняется и поддерживается школами через принятие и прививание молодежи господствующей системы ценностей.

В 1980 г. американский исследователь М. Арчер попробовал модернизировать социологию образования, превратить ее в социологию систем образования, сосредоточившись на исследовании их происхождения и функций. Социологи активнее начали изучать разные типы этих систем: массовое и элитарное обучения; государственное и частное образование; централизованное и нецентрализованное обучение; техническое и общее образование. Американские социологи достигают значительных успехов в решении проблемы перехода от "валовых" показателей к критериям, которые дает возможность оценить качество образования в вертикальном разрезе, диагностировать реальный его состояние, проследить тенденции.

Современная социология образования в центр своих исследований положила проблему кризиса образования, рамки которого приобрели глобальный характер. Национальные службы анализа образования еще в 60-70-ые года ХХ столетие констатировали значительный спад общеобразовательной подготовки молодежи, массовость функциональной безграмотности, возрастание количества детей, которые не посещают школу, увеличение разрыва просвещения школ между развитыми и отсталыми странами, вымывание из учебных программ гуманитарных дисциплин. Это обусловило активный поиск путей выхода из кризиса, среди которых заметное место принадлежит разработке национальных и международных проектов: "Образование для 2000 г." (ФРГ), "Образование будущего" (Франция), "Модель образования для XXІ столетие" (Япония), "Украина XXІ столетие. Государственная национальная программа "Образование" и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная характеристика профессии «менеджмент» | Лекция 4. Социология конфликта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.