Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Социология конфликта

Образование как социальный институт. Функции образования в обществе.

Система образования - социальный институт, который специфическими методами реализует процесс социализации людей, прежде всего подрастающего поколения (подготовку и привлечение к жизни общества через обучение и воспитание).

Образование как социальный институт отвечает за своевременную и адекватную подготовку людей к полноценному функционированию в обществе. Система образования не единый, но чрезвычайно важный фактор социализации людей. Специфичность процесса социализации людей в системе образования состоит в том, что он происходит целеустремленно, систематически, планомерно, с помощью определенного круга лиц (педагогов), в специальных учреждениях. Этот социальный институт распространяет господствующую в обществе идеологию, отображает в своей структуре и функционировании общественное отношение и есть одним из важных средств обеспечения наследственности поколений, социальной непрерывности. Кроме того, образование осуществляет много других социально-важных функций.

Организованное образование как подсистема общества сложилось исторически. Относительно предпосылок ее возникновения существуют разные точки зрения. Одни ученые определяющими считают социально-экономические факторы, материальное производство, другие систему образования выводят из практики церковнослужения, государственного управления. Учитывая разные взгляды, можно считать, что система образования сформировалось вследствие изменения организации всей общественной жизнедеятельности.

Исторически первыми учебными заведениями были школы жрецов в Междуречье, которые сосредоточивались на изучении звездного неба. Школа шумерского государства существовала при храме и готовила писцов, служителей культа. Стройной и разветвленной была система образования в античных государствах. Большинство свободного населения Древней Греции, Древнего Рима приобретало начальное образование. Особая роль принадлежала высшему уровню образования, которое было связано с развитием науки, возрастающими потребностями общественно-политической и управленческой сфер в просвещенных людях.

Потребности государственного управления обусловили развитие среднего уровня образования (древнегреческие гимназии и древнеримские школы риторов). Именно средние учебные заведения оказывали содействие утверждению идеала калокагатии - всестороннего развития индивида. Система образования античности была связана с представлениями о полноценном гражданине как человека развитого интеллектуально, физически, эстетически и духовно.

В Средневековье образование на Западе и на Востоке характеризовали догматизм, поклонение перед церковными авторитетами. Превосходящее значение воспитательной функции в системе образования сохранялось вплоть до зарождения капиталистических отношений. Планирование, организацию, содержание, контроль обучения и воспитание централизованно осуществляла церковь.

Важная веха в развитии образования - возникновение в XІІ-XІІІ ст. университетов, которые стали центрами интеллектуальной жизни Европы. Они, а также прагматически направленные городские гильдейские цеховые школы обеспечили условия для реформы схоластической системы образования. Окончательные качественные изменения в ней состоялись в XVІ - XVІІІ ст., обусловленные большими географическими открытиями, достижением естествознания, которые радикально изменило видения мира, способствовали осознанию необходимости обновление целей и методов образования. В этот период было основано много специальных учебных заведений - технических училищ, промышленных, коммерческих, военных, навигационных школ. Пренебрежительное отношение к естественным наукам, характерное для аристократии и духовенства, изменила ориентация на усвоение в системе образования необходимых для жизненного успеха знаний.

Наиболее заметными были изменения в системе народного образования, призванные необходимостью подготовки работника нового типа - рабочего большого машинного капиталистического производства. Кроме того, доступ к широкому образованию стал возможной, так ка народ начал влиять на правительство. В индустриально развитых странах во второй половине XІХ ст. было введено бесплатное обязательное начальное образование.

Состоялись радикальные изменения и в методике образования, в особенности в конце XІХ -в начале XX ст. Это проявилось в отказе от господствующих столетиями схоластических утверждений и использовании дидактико-воспитательных методов, выработанных выдающимися гуманистами-мыслителями и педагогами Я.- А. Коменським, Ж.-Ж.Руссо, Й.-Г. Песталоцци, К. Ушинським и др.

Постижению сути и специфики образования как социального института оказывает содействие выяснение его специфических черт, к которым принадлежат;

- социально значимые функции обучения и воспитание подчиненные общественным потребностям;

- формы учебных заведений, их определенная организация и положение в обществе;

-группы лиц, которые профессионально обеспечивают функционирование образования, определенный статус этих лиц в обществе;

- регуляторы функционирования учебных заведений и субъектов просветительской деятельности (законодательные и нормативные акты об образовании, квалификационные характеристики, контрольные учреждения и т.д.);

- специальные методы просветительской деятельности - обучение, воспитание;

- сознательно поставленные цели;

- планомерная, систематическая реализация процесса сознательной социализации;

- определенное содержание образования - наличие учебных программ и планов, соответствующее дозирование материала;

- эффективность просветительской деятельности в формировании многих психических черт человека, развития его мышления;

- использование образования как механизма предотвращения социально нежелательных видов поведения;

- направленность образовательной деятельности в будущее, заангажированость на формирование предпосылок реализации этого будущего.

Сущность системы образования как социального института состоит, прежде всего, в его социальных функциях, которые в разных странах и в разные исторические периоды проявляются неодинаково.

Социальная функция образования - роль, какую образование как социальный институт выполняет относительно потребностей общества или отдельных его сфер.

На ее особенности влияют уровень развития и потребности общества, сформулированные государством социальная цель и принципы образования. Анализ социальных функций образования дает возможность определить свойства, специфику, границы образования как социального феномена.

Функция профессионализации. Она есть одной из основных в системе образования, состоит в подготовке квалифицированных кадров для всех сфер общественной жизни, которая предопределяет профессиональную направленность почти всех степеней и этапов системы современного образования. Профессиональная направленность в разные времена обнаруживалась по-разному, что было обусловлено особенностями общественных и научных потребностей в образовании. Так, сначала единой целью функционирования системы образования был профессионализм. Соответственно школы и содержание обучения были узкоспециализированными. Позднее профессиональная ориентация стала менее выраженной. Профессиональная социализация происходит и в не границах формального (институционального) образования. Определенное время такая форма профессионального обучения преобладала. Так, в Основные области социологического знания средние возрасты все большие мастера ремесел и искусств прошли обучение у подмастерьев. Профессиональная подготовка здесь осуществлялась непосредственно во время трудового процесса. При цеховой организации ученик не только работал у мастера, но и жил в его семье. Тайны профессии и условия будущей жизнь открывались перед ним в реальных обстоятельствах. Более простые профессии наиболее часто передавались от поколения к поколению в пределах семьи.

Школьное образование предусматривало овладения высшими видами духовной деятельности - религиозно-культовым, политическим, философской, математической и др. С появлением потребности в большом количестве образованных работников была значительно расширена сеть учреждений профессионального и научно-технического образования.

Функция взаимодействия образования с социальной структурой общества. В социологической науке существуют разные взгляды на этот процесс. Сторонники концепции меритократии (власти наиболее одаренных) считают, что система образования формирует и определяет социально-классовую структуру общества. С функционалистской точки зрения, образование - это рациональный способ распределения людей соответственно их способностям, если наиболее талантливые наиболее активные люди займут высшие должности. А самая система образования оказывает содействие созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности, поскольку в учебных заведениях оценивают людей по их достижениям, несмотря на классовую принадлежность, расу, пол и т.п.

В соответствии с теорией человеческого капитала образование -это капиталовложения в тех, кто учится. Как и все капиталовложения, в будущем оно принесет прибыль. На основании этого обосновывается неравенство взрослых людей, обусловленное количеством и типом капиталовложений, инвестированных в их образование. Такие аргументы оправдывают неравенство между людьми, поскольку общество осуществило не одинаковые затраты на их подготовку к разным видам деятельности.

Если сторонники теории функционализм подчеркивают положительное значение взаимодействия образования с социально-классовой структурой, то с точки зрения теории социального конфликта это взаимодействие имеет общественно отрицательный характер, поскольку образование таит в себе опасность конфликтных ситуаций, есть воплощением разных групповых конфликтов, оказывает содействие эксплуатации и угнетению групп, которые находятся внеблагоприятных условиях.

В 1971 г.в США появилась книга И.Иллиха с сенсационным названием "Общество отказывается от образования", в которой предлагалось отменить обязательное обучение; школы заменить учебными заведениями с изучением предметов по желанию учеников; запретить работодателям выяснять образование потенциальных работников, обязав учитывать на их способности, а не на бывшие достижения в школе. В отличие от сторонников функционализма и теории человеческого капитала, они отрицали связь между обучением, работой и доходами, активно выступали против системы селективного обучения с очевидным, по их мнению, социал-дарвинистским уклоном.

Двойственными являются марксистские взгляды на эту проблему. При капитализме, в соответствии с ними, влияние социальной структуры на систему образования сохраняется и даже усиливается, тогда как влияние системы образования на социальную структуру слабеет; при социализме система образования должна служить созданию общества полной социальной однородности.

Воспитательная функция системы образования. Состоит в формировании с помощью целенаправленной деятельности определенных социальных черт мировоззрения у подрастающих поколений, признание ними господствующих в обществе норм поведения, ценностных ориентаций, то есть в подготовке молодежи к выполнению определенных социальных обязанностей. С помощью образования сохраняются культурные ценности, которые передаются от одного поколения к другому. Воспитание молодежи в духе конформизма, признание культурных ценностей и идеалов, которые сложились в обществе, оказывает содействие поддержанию существующего социального порядка. Новообразование оказывает содействие и социальным изменениям, которые происходят в связи с переоценкой знаний и ценностей. Если, например, Русская монархия для своего укрепления ввела западную систему подготовки государственных чиновников, то получила и неожидаемый результат - вольнодумство и студенческие волнения, направленные против самодержавия.

Воспитательная функция системы образования имеет и относительно самостоятельный аспект - обеспечение социального контроля, надзора за детской, подростковой и, частично, юношеской вековыми группами. Состоит он в том, что обязательность образования в современном мире требует от детей проведения определенного времени в школе, а отдельные уровни системы образования созданы с учетом необходимости надзора за детьми, чье поведение почти весь день контролируют учителя и воспитатели. Этот аспект воспитательный.

Функция образования важна и в том смысле, что школа часто сыграет роль компенсирующего фактора для детей из так называемых "неблагополучных" семей.

Воспитательную функцию образования иногда трактуют гиперболизованно, считая его инструментом тоталитарного контроля, который был присущ, например, советскому обществу.

С точки зрения теории конфликта разные социальные группы ведут борьбу за ценности, которые следует усваивать в школе. Например, в США в 70-80 - ые года XX ст. некоторые родители требовали запретить использования в школе учебного материала, в котором, по их мнению, отображенные расистские, антиамериканские, антисемитские и антихристианские расположения духа, а так же откровенно выраженный интерес к сексу. Вследствие этого были пересмотрены и составлены заново учебники.

Иногда возникают конфликты, связанные с выбором ценностей при складывании учебных планов. В 1925 г. Джон Скоупс был осужден за преподавание "ереси". Ересью называли теорию Дарвина, которая ставила под сомнение библейское объяснение создания мира. Дело Скоупса назвали "обезьяньим процессом".

Функция общеобразовательной подготовки. Некоторые исследователи рассматривают ее как аспект воспитательной функции, называя гуманистической, "развивающей". Именно в ней обнаруживаются отличия между специальным и общим образованием. Общеобразовательная подготовка помогает расширить границы профессионализма, раскрывает пространство для эрудиции и кругозора. Кроме того, профессиональная подготовка, предполагает усвоение специальных знаний, которые невозможны без предшествующей общеобразовательной подготовки. Она есть базой для обретения специальных знаний, переквалификации, развития способностей, профессиональной адаптации. Образование не является фактором, который сразу потребляется. Скорее всего, это капиталовложения, которые в будущем принесут прибыль. Такой капитал накапливается в процессе обучения, а система беспрерывного образования не дает ему обесцениться. Полученная в юности общеобразовательная подготовка служит основой для дальнейшего беспрерывного образования.

Научно-исследовательская функция образования. Она еще не достаточно исследованная. Но, несомненно, создание нового знания постоянно происходило в структуре образования, поскольку немало учителей и преподавателей всегда этим занимались. Сознательно ориентировались на продуцирование нового научного знания древнегреческие прототипы будущих высших учебных заведений - Академия Платона, Лицей Аристотеля, Пифагорийский союз.

Продолжительное время эта функция была побочной для системы образования, в лоне которой к XІХ ст. в лучшем случае развивались гуманистические и схоластические науки. Естественнонаучное знание эволюционировало не только вне системы образования, а часто и вне границ официальной науки. Институционально научно-исследовательская функция оформилась в эпоху промышленной революции в конце XVІІІ - в начале XІХ ст. Именно в настоящее время начались интенсивные исследования в области естественных наук.

Вообще реализация этой функции сосредоточенная в высшем звене системы образования. Уже в конце XІХ ст. в обязанности преподавательского состава высших учебных заведений вошло одновременное выполнение ролей исследователя и педагога, они стали сосредоточиваться на фундаментальных, а со временем - и прикладных исследованиях.

 

3. Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется такими свойствами, как: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизации, индивидуализация, непрерывность.

Гуманизация образования — это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека: на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманитаризация — это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей: хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

Дифференциация — это ориентация образовательных учреждений на результат и достижения учащихся или студентов с учетом, удовлетворения и развития интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору: разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.

Диверсификация — это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация — это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта -набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления.

Многоуровневостъ — это организация многоэтапного образовательного процесса; обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека.

Фундаментализация – усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы.

Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие – в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.

Индивидуализация - это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе

обучения и воспитания.

Непрерывность означает процесс постоянною образования-самообразования человека в течении всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями в современном обществе.

 

Модели университетского образования формировались под влиянием доминирующей образовательной парадигмы и спектра различных факторов.

Традиционная, или классическая, модель представляет собой систему академического образования как процесса передачи молодому поколению универсальных элементов культуры, знаний и достижений наук, высших образцов и способов человеческой деятельности. Данная модель должна заложить основы для проявления творчества на благо дальнейшего развития общества, государства, науки, техники и культуры. Как правило, она ориентирована на подготовку перспективного, высокообразованного и культурного человека будущего общества. Цели и содержание образования классической модели предполагают оптимальное соответствие прошлого, настоящего и будущего в мире науки, культуры, техники и жизни человека.

Рационалистическая модель университетского образования организационно ориентирована на успешную адаптацию к современному обществу и цивилизации, высокое качество универсальной подготовки, глубокую специализацию в сфере будущей профессиональной деятельности, готовность к творческому освоению и разработке перспективных технологий.

Независимо от путей развития университета в будущем слова нашего современника Д.С.Лихачева останутся актуальными: "Университет — будь он для химиков, физиков, математиков, юристов учит всегда многомерности жизни и творчества, терпимости к непонятному и попытке постигнуть бескрайнее и разнообразное".

Для оценки развития системы высшего учебного заведения используют следующие параметры соответствия:

• образовательной политики в подготовке высококвалифицированных профессионалов и реальной потребности в специалистах на конкретно-исторический период развития государства и общества;

• целей образования стандартам высшей школы к получаемым результатам;

• государственных и других источников финансирования высших учебных заведений;

• государственных, общественных и частных вузов;

• качества и уровня высшего образования мировым стандартам;

• открытости и консерватизма системы высшего образования при вхождении в мировое образовательное пространство;

• ориентиров на мировые стандарты и сохранение сложившихся традиция.

На рубеже XXІ ст. четко очертились главные тенденции обновления образования:

- демократизация всей системы обучения и воспитание;

- повышение фундаментальности образования;

- гуманизация и гуманитаризация образования, использование новейших технологий обучения;

- интеграция разных форм и систем образования как на национальном, так и на мировом уровнях.

Ведущая идея реформы образования - развитие ее по принципу непрерывности, которая предусматривает постоянное пополнение и обновление знаний человека, его духовное усовершенствование с раннего детства до старости. Возникновение и развитие этой идеи связывают с научно-техническим прогрессом, который требует глубоко образованного работника, побуждает к постоянному овладению новыми знаниями, методами, привычками. Такому работнику необходимая и основательная гуманитарная подготовка - развитое логическое мышление, языковая культура и т.п. Тем не менее, суть не только в научно-техническом прогрессе и его требованиях. Беспрерывное образование связанно с решением сложных социальных проблем, обусловленных новым положением человека в мире, который быстро изменяется. При этих условиях образование превращается в элемент повседневного образа жизни на протяжении всего периода активной деятельности все более большего количества людей. Изменяется понимание того, кто такой просвещенный человек. Если в предшествующей парадигме образования это был "человек, который много знает", то в нынешний - это индивид, который ориентируется на ценности образования как ведущий вид деятельности в структуре собственного образа жизни.

 

Первая международная встреча ученых по проблемам беспрерывного образования состоялось в 1967 г. в Оксфорде. В 1974 г. в Москве встретились эксперты ЮНЕСКО, которые рассматривали исследование беспрерывного образования. Того же года в Варшаве был организован симпозиум на тему "Школа и перманентное образование", на котором речь шла о социальном значении беспрерывного образования для "текущих" контактов человека со средствами массовой информации, о подготовке учеников к послешкольному образованию, повышение квалификации профессионально подготовленных кадров и т.п..

В государствах бывшего социалистического лагеря социология образования основное внимание сосредоточивала на его внешних связях. А в лоне педагогических наук формировалась "педагогическая социология", которой был присущий "интроспективный" подход, то есть изучение социальных процессов внутри системы образования и отдельных его структур. Именно таким подходом обозначенные, например, работы Р. Ладейной (СССР), И. Штайнера (ГДР), М. Шиманского (Польша).

Особое внимание социология образования уделяла изучению взаимодействия системы образования с производством. Этот вопрос исследовался по таким направлениям:

- анализ необходимого уровня общего и профессионального образования для разных видов работы в общественном производстве;

- изучение разногласий между образованием (его содержанием и уровнем) и реальным содержанием работы, а также путей преодоления этих разногласий;

- анализ роли образования как фактора, который оказывает содействие доступу к разнообразным видам работы, вовлечение молодежи в профессиональную структуру общества;

- исследование влияния образования на производительность работы, эффективность производства и качество продукции;

- исследование роли образования в повышении трудовой активности граждан;

- выяснение отношения индивида к работе, его идентификации с трудовым коллективом;

- изучение взаимосвязи образования и уровня удовлетворения работой;

- анализ роли образования в профессиональной мобильности людей;

- изучение роли образования в профессионально-квалификационном росте работников;

- изучение взаимодействия общего и профессионального образования, взаимосвязи политехнизма и профессионализма в обучении, их влияния на формирование лица;

- изучение ценностных ориентаций учащейся молодежи и студентов, механизмов формирования профессиональной ориентации и реализации жизненных планов выпускников учебных заведений.

Социологические исследования начала 60-х лет XX ст. обосновали прямую связь между уровнем образования людей и возрастанием производительности их работы, творческим отношением к работе, участием в рационализаторской и изобретательской деятельности. Вместе с тем было выявлено и реальное разногласие: уровень образования работников, в особенности молодежи, часто не отвечал уровню сложности выполняемой ними работы, что предопределяло недовольство работой, стимулировало стремление к изменению работы, профессии.

В конце 60-х - в начале 70-х лет было проведено исследование профессиональной ориентации, жизненных планов ученической и студенческой молодежи (В. Шубкин, М. Тима, В. Чорноволенко). Одним из масштабных было исследование "Высшая школа как фактор изменения социальной структуры советского общества" (1973-1975). В второй половине 70-х гг. по аналогичной программе было проведено международное сравнительное исследование с участием социологов Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, СССР и Чехословакии источников пополнения студенчества по такой структуре: роль разных форм среднего образования для подготовки молодежи к вступлению в вузы; влияние местожительства на вступление в высшую школу и обучения в ней; соотношение социальной и профессиональной ориентации в жизненных планах молодежи относительно высшего образования; характерные особенности общественной активности студенчества; удовлетворенность избранной профессией и будущей работой; структура ценностных ориентаций студенческой молодые и др. В 80-ые года в Украине в социологических лабораториях Киевского и Харьковского университетов широко развернулось исследование разных аспектов жизнедеятельности студенчества, в том числе мотиваций обучения, влияния не учебной деятельности на формирование специалиста, организации самоуправления.

В начале 90-х лет с развитием Украинского государства и необходимостью радикального реформирования системы национального образования выросшая актуальность проектирования системы образования и ее составных с позиций научного прогнозирования. Активизировались попытки построения общих концептуальных моделей социологии образования, которые бы интегрировало разные направления исследований, а также изготовление проектных моделей деятельности, квалификационных характеристик специалиста. Однако без внимания отечественных ученых оказались проблемы прогнозирования образования.

Вместе с тем зарубежная социология имеет значительный опыт в сфере прогнозирования образования. Практически все зарубежные футурологи указывают на образование как главный фактор решения глобальных проблем. Члены Римского клуба Д. Медоуз и Л. Перельман, например, считают, что курсы всех традиционных дисциплин должны быть пересмотрены и составлены на основе программ, которые бы отображали особенности глобальных проблем современности. Она может осуществляться не в форме изложения готовых формул со следующей проверкой качества их усвоение, а быть акцентированной на развитие познавательного интереса к самостоятельному научному поиску, то есть следует учить, как надо учиться. На смену "поддерживаемого обучению" должно прийти "инновационное". Ведь, как указал основатель Римского клуба А. Печчеи, "только качественный прыжок в человеческом мышлении и поведении может помочь нам проложить новый курс, разорвав порочный круг, в котором мы оказались".

Ныне отечественная социология образования решает такие задачи:

1. Теоретико-прогнозирующие, которые состоят в изготовлении теоретических схем, программ образования, направлений интеграции национального образования в европейское, мировое образовательное пространство. Они охватывают исследование влияния развития общества на требования к людям как работников, граждан, личностей; прогнозирование этих требований на основе анализа тенденций научно-технического и социального прогресса.

2. Исследование влияния образования на социальную среду, социальную структуру, социальную мобильность и др.

3. Изучение поведения человека в системе образования: его отношение к институтам образования, намерения и запросы, интересы и мотивы относительно образования.

Исследование в этой сфере дают возможность определить эффективность образования, обнаружить проблемы и обосновать оптимальные пути их решения.

 

 

План

1. Понятие, причины и функции социальных конфликтов.

2. Типология конфликтов.

3. Стадии протекания конфликта. (Динамика конфликта).

4. Формы поведения сторон в конфликтных ситуациях и пути разрешения конфликтов.

«Какое либо общество

терпит социальные изменения

и вследствие чего каждый раз

переживает социальный конфликт»

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статус, предмет и объект социологии образования | Р. Дарендорф
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.