КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экспрессивные методы
Игра и моделирование ситуаций. Существует два варианта применения игровых методов — «проигрывание брэнда» и «ключ». «Проигрывание» брэнда. Респондентов просят выбрать роль одного из ведущих брэндов на рынке и, используя его тон и язык, пообщаться с потенциальным клиентом, типичным пользователем этого брэнда. Можно предположить, что клиент — молодая домохозяйка, ее первый ребенок только начинает ходить и она беспокоится о чистоте, гигиене и безопасности в своем доме. Она встречает брэнд с интересом и одобрением, поскольку ищет нового «уборщика» в свой дом. Каждый респондент говорит с ней как брэнд, например: как «Domestos», «Frish» или «Vortex», — и должен подчеркнуть свои выгоды и слабости конкурента, а потребитель может задавать любые вопросы брэнду. После беседы со всеми «домохозяйка» делится впечатлениями с группой и модератором: как выглядят эти «люди», во что одеты, какие чувства вызывают у нее и т.д. Этот вид техники особенно результативен применительно к продукции личного пользования: духи и косметика, здоровая пища, зубная паста, туалетные принадлежности и шампунь, — когда пользователь имеет результат, который может определять покупку этого брэнда. Респондентам, играющим роли брэндов, желательно объяснить основные правила и дать время на подготовку: на изучение роли (отдельно или всем вместе), а также на репетицию (по крайней мере, 5 мин) перед пьесой; очень важно, чтобы пьеса и роль были связаны с реальностью. Ключ. Эта техника используется для того, чтобы установить индивидуальность брэнда, природу и характер этой индивидуальности. Ситуация здесь усложняется: два члена группы играют роли полъзователей брэнда, а остальные — угадывают, что за брэнд им демонстрируют, причем игроки не могут называть фирменный знак в течение своей сценки, лучше даже запретить им разговаривать о сфере применения брэнда, например об уборке вообще. Если «пьеса» удается, модератор спрашивает: каковы главные черты пользователей, которые выбирают брэнд? Если они затрудняются, необходимо спросить «актеров»: на какие специфические черты пользователей они опирались и как связывали их с использованием брэнда? Таким образом, можно вернуть обсуждение от индивидуальности потребителя к брэнду. Мини-дебаты. Это вариация ролевой игры, участники получают тему и должны представить лучший аргумент для определенной точки зрения. Те, кто слушает, должны ответить, представив противоположную точку зрения. Упражнение начинается с того, что модератор делит фокус-группу на две или большее число команд (два-четыре человека в команде). Иногда используется деление на две команды — для представления двух противоположных точек зрения. Одна — выдвигает аргумент, другая — пытается его опровергнуть. Второй вариант — три и более команды, каждая сначала отвечает на лучший аргумент предыдущей команды, а затем представляет свой лучший аргумент следующей команде. Командам дается 3 — 5 мин для обсуждения своих лучших аргументов, возможных аргументов других команд и того, как отвечать на них. Мини-дебаты можно использовать при изучении многих тем: от использования ремней безопасности или употребления наркотиков до обсуждения преимуществ или недостатков любого товара или услуги. Психологический (экспрессивный) рисунок. Главное достоинство психологического рисунка в том, что респондент не может контролировать процесс своего самовыражения так, как он контролировал бы свои вербальные реакции. А главная трудность при анализе рисунка состоит в том, что исследователю все-таки приходится интерпретировать изображение с помощью слов. Исследователями рассматривается множество характеристик рисунка (или его элементов) с точки зрения их интерпретации. Так, например, выявлен ряд закономерностей, отражающих отношение респондента к изображаемому ощущению: объекты, вызывающие положительные эмоции, часто рисуются с большим количеством деталей, штрихи и линии спокойные, закругленные, без сильного нажима, преобладают светлые тона, тогда как негативное отношение чаще выражается отсутствием деталей, размашистыми линиями, темными красками. Помимо цвета, формы, символов, характера линий, возможна интерпретация последовательности рисования, пауз, стирания, чрезмерного штрихования и многих других параметров. В качестве возможных этапов интерпретации рисунка рассматриваются, например: 1) оценка «формальных» характеристик: преобладающие образы, цвета, персонажи, занятое пространство, завершенность композиции; 2) выделение эмоциональных характеристик объекта по критериям: динамизм – статичность, мягкость – твердость, плавность – резкость, агрессивность – миролюбие, легкость –тяжесть, эмоциональность – скучность и т. п. с последующим выявлением положительных и отрицательных составляющих общего отношения к объекту. При интерпретации цвета учитываются все характеристики, которые отражают цветовую палитру рисунка: выбор цветов, их интенсивность, количество, смешение и т. п. При интерпретации линий рассматриваются все их свойства: нажим, ширина, угловатость – округлость, наличие и характер пересечений. Работу с рисунками затрудняет многозначность возможного толкования его отдельных элементов. Интерпретация деталей всегда должна подчиняться основной тенденции и отражать общее впечатление. Поэтому здесь наиболее важен выбор правильного контекста интерпретации.
Процедура методики психологического рисунка проста. Участникам предлагают выразить свое ощущение обсуждаемого товара в виде рисунка. Каждому дается набор цветных карандашей и чистый лист бумаги. На выполнение задания отводится не более трех минут. Под рисунком необходимо подписать три слова, характеризующие изображаемое ощущение. После этого респонденты комментируют свои рисунки, поясняй, что они пытались выразить. До начала выполнения задания целесообразно «устроить разминку»: предложить изобразить, например, ощущения злости и умиротворения. Преимущества «разминки» очевидны: во-первых, «отражение простых эмоциональных состояний не вызывает затруднений, и респонденты на собственном опыте убеждаются, го способны выразить ощущение посредством рисунка, а во-вторых, полученные изображения служат полезной фоновой информацией при возникновении сложностей с интерпретацией нетривиальных «творческих решений». Отрывок из стенограммы группы Модератор. Нарисуйте ваши ощущения. Желательно, чтобы рисунок был абстрактным, не воплощенным в конкретном образе. Пераым будет ощущение злости. Представьте, что вы ужасно злы, и нарисуйте это (участники эисуют). Подписывать не надо. Теперь нарисуйте ощущение умиротворения {выполняют задание). М. (обращаясь к участнику). Коричневый цвет редко встречается в рисунках умиротворения. Есть определенная причина? Участник №3. Тут коричневый цвет ближе к розовому. Я бы рыжий сделала, но рыжего нет. М. Рисуем свое ощущение идеального чая. Подпишите, что это идеальный чай, а потом напишите три слова, характеризующие ваше ощущение {участники рисуют). № 5. Красный — это для меня самый хороший. М. А черный? Вы выпадаете из общей массы из-за этого цвета. № 3. Это что-то хорошее, вкусное, классическое. М. Понятно, просто меня наличие черного цвета немножко озадачило. № з. Черный цвет — это надежность, строгость, устойчивость. № 6 (показывая на свой рисунок). Тут я вижу внутри шары. № 5. Как мечта... что-то воздушное, что еще не оформилось... желание. № 1. А у меня несколько вкраплений разных. Нет преобладающего вкуса, все в одном как бы, и в то же время вкус неуловимый, чтобы он не мог надоесть, этот чай, и каждый раз, как новый. № 2. У меня тоже идеальная форма, она пульсирующая, непостоянная... асе расходится... М. Так, ну а что с «Бодростью» у вас? Почти у всех есть коричневый. Это. связи с чем, можно пояснить? № 4. Что-то домашнее, привычное, как детство, я не знаю... № 2. Или как огонь, может быть, очага, может быть, костра, но все равно, как огонь. № 2. Как тепло какого-то места, вокруг которого надо собираться... № 5. Что-то бодрящее, не как свойство огня, но все равно яркое... № 1. А у меня близко к солнцу, свет. М. (к участнику № 4). А что у вас синий означает? № 4. Это вечерние тона. № 3. А у меня ассоциации с желтым цветом, фарфором, чем-то ярким. М. А коричневый? У вас неожиданно — коричневый, черный. Во всяком случае у вас не банальный подход. № 3. Ну это «Липтонв, вы понимаете?! Такой хороший, красивого цвета чай! М. А решетка, она что-то символизирует? Это ощущение чего? № 3. Уюта... может быть, скатерть... М. То есть это клеточка. № 3. Да это скатерть, а может быть, пакетики чая... М. Потому что наводит на некоторые мысли... (See смеются.) А «Дил-мах»? № 6. Вот такая гамма получилась. Некая торжественность. Устойчивость. Синий — как «голубая кровь» и, наверное, торжественность, поэтому здесь красный, и недоступность — поэтому черный. М. А с «Брук Бондом» как обстоят дела? № 5. Поскольку это домашний чай — на каждый день — дом, тепло, кухня, домашняя обстановка, ну и такой повседневный и постоянный, как работающее радио. То, что должно быть, то, что всегда. (Пример из собственного опыта автора.)
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |