КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система средних показателей ряда динамики
1. Средний уровень ряда динамики: а) в интервальных рядах: · с равными интервалами: (формула средней арифметической простой); · с неравными интервалами: (формула средней арифметической взвешенной), где t – периоды времени; б) в моментных рядах: · с равноотстоящими уровнями: (формула средней хронологической простой), где – уровни ряда, n – число уровней; · с неравноотстоящими уровнями:
(формула средней хронологической взвешенной), где n– 1- число промежутков времени между уровнями. 2. Средний абсолютный прирост. Показывает, на сколько в среднем в единицу времени изменяется уровень динамического ряда. , где n – 1 – число цепных абсолютных приростов. Используя взаимосвязь цепных и базисных абсолютных приростов, получаем: 3. Средний темп роста. Показывает, во сколько раз в среднем в единицу времени увеличивается уровень динамического ряда. (формула средней геометрической), где n – 1 – число цепных темпов роста. Используя взаимосвязь цепных и базисных темпов роста, можно получить следующую формулу для вычисления среднего темпа роста: , где n – число уровней ряда динамики. 4. Средний темп прироста. Показывает, на сколько процентов в среднем в единицу времени изменяется уровень динамического ряда. . Пример 1. Имеются следующие данные об объеме пассажирооборота железнодорожного транспорта.
Таблица 6.2 Динамика пассажирооборота железнодорожного транспорта
(По данным статистических сборников «Кировская область в 2005 году». Ч. 2. С. 113.) Вычислить и проставить в таблицу уровни ряда динамики и недостающие показатели динамики. Решение: 1. Введем в таблице обозначения: t – год (1 графа); y – пассажирооборот (2 графа); – цепной абсолютный прирост; – цепной темп роста; – цепной темп прироста; – абсолютное значение одного процента прироста.
2. Определим по данным задачи уровни ряда динамики (у): а) уровень 2001 г. определяем из формулы цепного абсолютного прироста: ; ; млн пасс.-км; б) уровень 2002 г. определим по формуле цепного темпа роста следующим образом: ; ; млн пасс.-км; в) уровень 2004 г. определим по формуле абсолютного значения 1% прироста: ; ; млн пасс.-км; г) уровень 2005 г. определим по формуле цепного темпа прироста следующим образом: ; ; . Зная цепной темп роста 2005 года можно определить уровень ряда 2005 г.: млн пасс.-км. 3. Определим цепные показатели динамики: а) цепные абсолютные приросты находим как разность уровня ряда текущего периода и предыдущего. Например, абсолютный прирост 2002 г. определяем по формуле: млн пасс.-км. Остальные абсолютные приросты определяем по аналогии (табл. 6.3); б) цепные темпы роста находим как отношение уровня ряда текущего периода к предыдущему. Например, темп роста 2001 г. равен: . Остальные темпы роста определяем по аналогии (табл. 6.3); в) для определения темпа прироста нужно из соответствующего темпа роста вычесть 100%. Например, г) абсолютное значение одного процента прироста – это одна сотая от предыдущего уровня ряда. Например, млн пасс.-км. 4. Представим исходные и расчетные значения в таблице. Таблица 6.3 Динамика пассажирооборота железнодорожного транспорта
Пример 2. По данным табл. 6.3 определить средние показатели ряда динамики: средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста и средний темп прироста. Сделать выводы по результатам расчета. Решение: 1. Определим средний уровень ряда динамики. Так как ряд интервальный (год – это интервал времени), с равными интервалами, то средний уровень ряда определяем по формуле средней арифметической простой: млн пасс.-км., таким образом, среднегодовой пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2000–2005 гг. составлял 2496 млн пасс.-км. 2. Определим средний абсолютный прирост по следующей формуле: млн пасс.-км., таким образом, за период 2000–2005 гг. среднем за год пассажирооборот железнодорожного транспорта снижался на 34,2 млн пасс.-км. 3. Определим средние темп роста и прироста: ; , т. е. в среднем за год за период с 2000 по 2005 гг. пассажирооборот железнодорожного транспорта снижался на 1,4%. Пример 3. Имеются следующие данные об изменении в списочном составе работников предприятия за январь, чел: состояло по списку на 1 января 100; уволено с 10 января 5; зачислено с 20 января 2; уволено с 25 января 3; зачислено с 28 января 1. Определите среднюю списочную численность работников предприятия за январь. Решение: Представим исходные данные задачи в виде интервального ряда динамики:
Определим среднюю списочную численность работников за январь по формуле среднего уровня ряда динамики. Ряд динамики интервальный, с неравными интервалами. Средний уровень такого ряда определяется по формуле средней арифметической взвешенной: человек. Среднесписочная численность работников предприятия за январь составила 97 человек. Кроме разобранных примеров решения задач полезным будет вспомнить решение задачи на определение цепных и базисных относительных показателей динамики (ОПД) в теме 4 «Статистические показатели. Абсолютные и относительные показатели», задачи на определение среднего остатка товаров за I квартал по формуле средней хронологической простой в теме 5 «Средние величины и показатели вариации» и задачи на определение среднего темпа роста по формуле средней геометрической простой в теме 5 «Средние величины и показатели вариации».
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |