Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.2. Своеобразие досуговой деятельности различных сословий российского общества в XVIII нач. XX вв




3.

2.

1.

Тема 1.1. Первоначальные формы досуговой деятельности у восточных славян, их дальнейшее развитие X-XVII века

Народное художественное творчество

Конспекты лекций

Народное художественное творчество

Конспекты лекций

по дисциплине «Социально-культурная деятельность»

для студентов очной формы обучения

специальности 071302 Социально-культурная деятельность и

 

Барнаул 2008

 

 

по дисциплине «Социально-культурная деятельность»

для студентов очной формы обучения

специальности 071302 Социально-культурная деятельность и

 

Содержание

 

Ведение  
1.1. Первоначальные формы досуговой деятельности у восточных славян, их дальнейшее развитие X-XVII века  
1.2. Своеобразие досуговой деятельности различных сословий российского общества в XVIII нач. XX вв.  
1.3. Политико-просветительная деятельность в 1917-1941 гг.  
1.4. Деятельность культурно-просветительных учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945гг.  
1.5. Культурно-досуговая деятельность во второй половине XXв.  
2.1. Сущность социально-культурной деятельности  
2.2. Основные функции социально-культурной деятельности  
2.3. Основные принципы социально-культурной деятельности  
3.1 Семья, как социально культурный институт  
3.2. Общественно-добровольные формирования как социально-культурный институт  
3.3. Средства массовой информации (СМИ)  
3.4. Учреждения и организации социально-культурной сферы  
4.1. История становления и развития социально-культурной деятельности в Алтайском крае  
4.2. Современное состояние и тенденции развития социально-культурной деятельности  
5.1. Общая характеристика аудитории культурно-досуговых учреждений  
5.2. Сущность социально-культурных технологий  
5.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий  
5.4. Общая характеристика содержания форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности  
6.1. Основные методы социологического исследования социокультурной сферы  

Раздел 1. Исторические этапы становления и развития социально-культурной деятельности в России

 

1. Зарождение досуговой деятельности у восточных славян

2. Принятие христианства на Руси, его влияние на развитие досуга

3. Своеобразие досуга и деятельности различных слоев общества XIV- XVII века

Досуг – (свободное от работы время). В значении сказать кому-либо - «В часы досуга», «На досуге – когда свободен».

Досуг – как социальное явление имеет глубокие исторические корни. Своими истоками он восходит к периоду каменного века, когда возвращение охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник. С течением времени совершаемые во время праздника действа приобрели магический, религиозный характер.

Переход племен к оседлому образу жизни и занятием земледелием сопровождалось становлением целой системы праздников. Это было обусловлено особенностью сельскохозяйственного труда: сменой времен года, продолжительностью дня, фиксированными сроками начала земледельческих работ. Праздники наполнялись новым содержанием, посвящались новым религиозным представителям, адекватными потребностями земледельческого населения. Результаты археологических раскопок, свидетельства древних ученых, произведения устного народного творчества (мифы и легенды, сказания, былины, песни, пословицы) служат доказательством того, что праздники были всеобщим явлением для народов населяющих земной шар. По мнению многих ученых, именно праздники, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.

К моменту возникновения государственности в конце IX – начале X вв. славяне имели развитую праздничную культуру. Праздниками отмечалось наступление весны и осени, важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ: сев, сенокос, жатва, сбор ягод, плодов. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, в течение, которых крестьянин получал некоторую передышку от тяжелого напряженного труда. Праздники посвящались языческим божествам, которые, по мнению славян, должны были оказывать помощь людям во всех жизненных обстоятельствах и прежде всего в земледелии. Самыми распространенными разгульными праздниками были – святки (конец декабря – начало января), масленица (проводы зимы), Иван Купало (в ночь с 23 на 24 июня).

Праздник был самым ранним способом коллективного проведения досуга. В русском языке слово праздник произошло от прилагательного праздный – пустой, не занятый. Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общественным столом – братчины, они выполняли функцию единения. Славяне жили небольшими общинами, в рамках которых каждая семья самостоятельно обрабатывала землю и вела свое хозяйство. Постоянная опасность набегов со стороны соседних племен заставляла славян быть готовыми в любой момент дать отпор противникам. Общие коллективные праздники и застолья поддерживали у славян чувство единства, содействовали сплочению их сил для противостояния врагам.

По мере своего развития праздники обогащались культурным содержанием. Песни, пляски, стихи, сказания, игры и развлечения сделались их неотъемлемыми элементами. Широко распространенным развлечением на праздниках были игры, особенно борьба, кулачный бой, метание копья. Они демонстрировали стойкость и силу мужской части населения.

Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейшие социальные расслоения общества, обусловили появление 1-х различий в организации отдыха и развлечений.

Так при княжеском дворе устраивали пышные пиры не только по случаю больших праздников, но и по случаю удачного сражения и др. Любимой забой высшей знати стала звериная и птичья охота. В перерывах между сражениями на княжеском дворе проводились военные игры, состязания.

Христианство, официально введенное в 988 году оказало большое влияние на жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ожесточением обрушились на народные праздники, называя проявляемой на них «буйство» в поведении людей и совершаемые обряды «бесовством». Блюстители христианской церкви ожесточенно боролись с народными праздниками, но они не смогли их искоренить. Многие народные праздники нашли свою нишу в христианском календаре. Церковь подвела праздники связанные с древними богами под имена святых православной церкви. Так святому богу огня и грозы Перуну был придан образ пророка Ильи; богу скота Велеку – было дано имя Власия – покровителя домашних животных. Церковь вынуждена была смириться с самим характером проведения праздников, отличающихся всплеском народного веселья и бурным выражением эмоций.

Христианство способствовало развитию просвещения и образования, проникновению элементов западной культуры в российское общество. Вместе с Христианством Древняя Русь обрела и письменность. В XI в. появляются первые книги религиозного содержания. Есть свидетельство о существовании библиотек при Софийском соборе в Киеве, Киево-Печерском монастыре. На протяжении XI-XIII вв. количество переводной литературы увеличилось. Наряду с церковными книгами появляются и гражданская литература. Это способствовало повышению интереса к чтению. Книжное чтение становилось одним из видов досуговых занятий, образованных людей Др. Руси.

3.1 досуг горожан и сельских жителей:

Регулярное посещение церквей в воскресные и праздничные дни постепенно входило в быт русского народа и служило способом заполнения свободного времени. Присутствие на богослужении воспринималось людьми не только как христианская обязанность, но и как возможность пообщаться с друзьями и знакомыми. Церковь для средневекового человека выступала в качестве своеобразного культурного центра. Она давала людям возможность приобщиться к лучшим образцам зодчества, живописи (настенные росписи), иконописи, музыки, пения, познакомиться с печатным словом (через чтение церковных книг во время богослужения).

В средние века появляются новые виды досугового времяпрепровождения, связанные с развитием народной зрелищной культуры: в городах можно было увидеть бродячих артистов-скоморохов, забавлявших публику песнями, танцами, цирковыми номерами, шутками и прибаутками. К 30-м годам XVII в. относится первое упоминание о кукольном представлении, и «медвежьей потехе». Зрелища, несмотря на резкое отрицательное отношение церкви, пользовались неизменным успехом у народа.

Во второй половине XV в. в Москве развивается книжная торговля. Стимулятором явилось книгопечатанье, введенное на Руси Иваном Грозным и митрополитом Макарием. В 1564 г. Вышла первая печатная книга, религиозного содержания «Апостол».

В этот период усилилось влияние на Русь зарубежных стран, по указу царей из-за границы приглашались художники, архитекторы, строители. Развивается искусство, в Российское государство проникают новейшие научные знания. Однако благами культуры могла воспользоваться лишь незначительная часть населения, преимущественно представители высшей аристократии.

3.2 досуг царей и знати:

В часы досуга цари любили читать духовно-назидательные и церковно-исторические книги, именно из таких книг составлялись их библиотеки, появляется интерес к отечественным летописям, к космографическим и политическим сведениям.

Цари и «двор», любили слушать рассказы бывалых людей о дальних землях и провинциях, играть в шахматы. Охота звериная и соколиная, забавы типа «медвежьей потехи» также пользовались неизменным успехом.

Несмотря на проникновение в русскую жизнь западных образцов в досуговых формах деятельности высших и низших слоев общества оставалось немало общих черт. Так главным видом проведения свободного времени были пиры и застолья.

Причины сохранения старых патриотических привычек в жизни Россиян:

1. Необразованность большинства людей

2. Боязнь правящей верхушки, нововведений.

Отличительной чертой быта знатных россиян было «затворничество» женщин. Сфера их деятельности ограничивалась домом, а общение допускалось только с узким кругом родственников. Эти правила были сформулированы в «Домострое» - свод правил и законов, регламентирующий быт и жизнь знатных Россиян.

На протяжении длительного времени для жителей городов, так же как и для крестьян, праздники и гулянья были главным видом развлечений. Но в городах раньше, чем на селе, стали меняться взгляды на ритуально-обрядовую сторону праздников. Религиозные представления о ее связи с божественными силами уже не имели столь важного значения для ремесленников и торговцев в силу специфики их труда: он не был напрямую связан с природно-климатическими условиями и капризами природы, как труд земледельцев.

Совершение обрядов все больше приобретало для городского люда характер игрового элемента, вносившего разнообразие и зрелищность в праздничное веселье. В городах, по сравнению с деревнями и селами, устраивалось больше ярмарок и базаров, на которых городские жители могли пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями.

В XV в городах появляются харчевки, корчимы, кабаки они служили местом общения и развлечения жителей. Таким образом в сред. века в устройстве городской жизни обозначились тенденции (направления), обуславливающие в последующие времена продвинутость городского населения в культурных ориентациях и свободе проведения досуга.

Вывод: Досуг в X-XVI носил коллективный характер. Индивидуальные формы были выражены слабо (чтение). Досуг всех слоев российского общества опирался на народную, традиционную основу. Различия касались по преимуществу лишь внешней атрибутики досугового времяпрепровождения, обусловленной имущественным положением человека.

 

Досуг – (свободное от работы время).

Братчина – пиршество за общим столом

Апостол - первая печатная книга 1564 год.

Домострой - свод правил и законов, регламентирующий быт и жизнь знатных Россиян.

 

Рекомендуемая литература

1. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI – XVII веках. Т.1. Домашний быт русских царей. – Ч.1. Изд. 3-е. – М.: Тип. А.И. Мамонтова, 1895.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 1995.

3. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.

4. Размышление о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. Далекие предки I – XVII вв. – М., 1994.

5. Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII- начало XXвв.) учеб. пособие / В.М. Рябков, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2006.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Каковы были первоначальные формы досуговой деятельности у восточных славян?

2.Какое влияние на развитие досуга оказало принятие христианства на Руси?

3.В чем состояло своеобразие досуговой деятельности различных слоев российского общества в XIV – XVII вв.?

 

 

1. Досуг крестьянства

2. Досуговые занятия и развлечение дворянства

3. Культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской среде

4. Сеть образовательных учреждений в сфере досуга XIX начало- XX вв.

 

Досуговая сфера жизнедеятельности российского общества в XVIII XX вв. представляла сложное и многогранное явление. В нач. XVIII века по мере развития сословий досуг стал утрачивать свои единые черты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.