КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1.3. Политико-просветительная деятельность в 1917-1941 гг
4. 3. 2. 1. В XVIII веке - первой половины XIX досуг рус. крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. Формы проведения досуга были преимущественно семейно-общественными. Крестьянский досуг в этот период выполнял ту же роль, что и в прежние времена: он был направлен не только на восстановление сил крестьянина, но и способствовал консолидации родственных общностей. Время досуговых занятий завесило от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество общественных праздников, посиделок выпадало на осеннее - зимний период и раннюю весну. Сохранилось традиционное проведение пиршеств за общим столом. Позднее «братчины» стали называться «ссыпчины» и «складчины», поскольку каждая крестьянская семья вносила свою долю продукта в общее застолье. Время перехода весны в лето, поздняя осень и зима являлись спокойными периодами, именно на них выпадало основное число посиделок, игрищ и других форм общественного досуга. Характерной чертой крестьянского досуга являлась комбинация некоторых его форм с определенными видами работ, что обусловливалось напряженностью крестьянского труда и недостатком свободного времени. Выражением этого были так называемые «помочи», «капустки», «супрядки», «работные» посиделки, получившие большое распространение в крестьянской среде. Они представляли собой синтез труда и отдыха. Русское крестьянство отличало доминирование половозрастной обособленности в проведении свободного времени. Организовывались молодежные, женские, посиделки крестьян среднего и старшего возраста. Чисто молодежной формой досуга являлись весенне-летние хороводы. На посиделках велись беседы на разные темы: крестьяне делились последними новостями, планами, радостями и неудачами, получали советы. На посиделках часто звучали былички - "рассказы о действительном, при том страшном и необъяснимом". Особую роль играли посиделки в жизни молодежи: ни подготавливали молодых людей к будущей семейной жизни. Снималась специальная изба у малоимущих крестьян, где в будние дни девушки собирались с "грязной" работой (работа по изготовлению пряжи), а в воскресенье и праздники занимались рукоделием. Праздничные посиделки назывались «беседа», менялась одежда, угощение, содержание разговоров. На смешанных молодежных посиделках девушки и парни ближе знакомились друг с другом, выбирали себе будущих супруга или супругу. С XIX века после отмены крепостного права крестьянский досуг подвергся трансформации, основные причины: постепенный распад общины, имущественное расслоение крестьянства. Братчины со временем превратились в более замкнутую «гостьбу» и стали камерной формой досугового общения, в которой почти полностью отсутствовал общинный элемент, зато важную роль играл имущественный фактор. С конца XIX стал расширяться контингент крестьянских детей, обучающихся в государственных начальных школах. Росло количество культурно-просветительных учреждений, работающих в сфере досуга: библиотек, читален, первые самодеятельные крестьянские театры. К началу XXв. Молодежных хоровод как традиционный вид молодежного досуга, практически исчез. Более устойчивой оказалась такая форма, как молодежная посиделка. В ней большое место стали занимать беседы информационного характера: городские новости, сведения об условиях труда на фабриках, о городской моде. Проникали в молодежную среду через подобные посиделки и политические идеи и суждения. На посиделках устраивались читки художественных произведений. Несмотря на происшедшие перемены в нач. XX века патриархальные традиции в проведении досуга крестьянского населения были сильны. Причины: 1. Низкий образовательный и культурный уровень крестьянства. 2. Изоляция большинства сел от городских культурных центров. XVIII век явился поворотным моментом в жизнедеятельности дворянства. Основой этого были Петровские реформы, которые коснулись не только сферы политики, экономики, военного дела, но также быта, досуга, соц. отношений. Петр I пытался внести в привычный боярский обиход элементы европейской культуры. Этой цели отвечали учрежденные в соответствии с «царским указом» 1718 года. «Ассамблеи». Они должны были научить людей из привилегированных сословий обращаться по западному образцу, привить русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемым элементом «ассамблей» была музыка. Введя систему государственных праздников Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Дворяне должны были поддерживать соответствующую новым праздникам атрибутику: участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками и т.д. Особую известность приобрели катаниях на гребнях и парусных судах по Неве, в которых должны были участвовать все дворяне. Эти катания были приурочены к празднику – зрелищу «Учение Невского флота». Народные праздники, связанные с важными церковными традициями праздновали все; однако уже в XVIII веке дворяне стремились отгородиться от «простонародья». Провинциальные дворяне использовали во время праздников народные формы развлечения (качели, каток, горки), организовывали их в своих имениях, куда не допускались люди из низших сословий. В годы царствования Екатерины. II «ассамблеи» постепенно уступили место балам, которые устраивались в честь больших торжеств или важных семейных событий. В XVIII веке в России возникают клубные формы досугового время препровождения дворян. В 1770 г. в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов. В 1783 г. в Москве было создано «Московское Благородное (дворянское) общество» (Благородное собрание). В нем устраивались балы, маскарады, благотворительные концерты с нач. XIX в. литературные вечера, выставки, любительские спектакли, организовывались лекции, выступления профессиональных артистов и музыкантов. Создавались и более узкие дворянские объединения клубного типа, как например Императорский яхт-клуб, основанный в 1848 г. в Санк-Петербурге. Конец XVIII нач. XIX - время развития салонов, кружков. Кружок – объединение людей по интересам, вокруг какой-нибудь единой темы, предмета. Салон – менее тематическое направленное объединение, в нем возросла роль хозяйки. Так как посетители салона связала не только общность интересов, сколько факт знакомства или родственных связей с хозяйкой. Организация салонов предполагала четкий сценарий, обязательное концертное исполнение, публичное чтение и т.п. Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветитьльных учреждений. Уже в XVIII в. стали появляться первые музеи (Кунсткамера 1719 г – основатель Петр I, создание в Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа). Большим разнообразием стали отличаться виды индивидуальных досуговых занятий дворян – «домашние» образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов, очень распространенных в дворянских домах того времени. Альбомы пополнялись сочинениями гостей, знакомых, родственников. В связи с падением могущества российского дворянства (поддержание в Английских клубах былого блеска и великолепия требовало немалых материальных затрат) аристократия начала поиски новых, более камерных форм досугового времяпрепровождения (кружки по интересам –литературные, музыкальные, конный спорт, большой теннис). Со второй половины XIX в двор. Кругах стало больше число людей, посвящающих себя досуговой общественной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах. Российское купечество в XVIII в.- XIX в. являлось неоднородным общественным слоем. 3.1. Представители богатых кругов: ориентировались на формы досугового время препровождения дворянства. Был создан купеческий клуб, позднее – Московское купеческое собрание. В залах устраивались балы, маскарады, концерты, имелась библиотека, допускались модные в те времена игры. Сад разбитый при здании Собрания, приобрел популярность как место гуляний. Шумно отличались семейные события: свадьбы, крестины, похороны. Представители купеческого сословия принимали участие в народных гуляньях в праздничные дни, однако ограничивались в основном конным выездом, не желая смешиваться с «пешим» простым народом. Значительно возрастает роль купечества в деле коллекционирования, меценатства, благотворительности. У купечества одна из ведущих ролей в финансовой поддержке российской культуры. Именно в этот период стал собирать коллекцию картин отечественных художников купец П.М. Третьяков, что явилось началом создания знаменитой национальной галереи, переданной им городу Москве в 1892г. Общественная деятельность купца С.И. Мамонтова выразилась в создании знаменитого Абрамцевского художественного кружка и в организации Частной оперы в 1885г.С.Т. Морозов, много сил и средств посвятил созданию Московского художественного театра.
3.2. Среди мелкого и среднего купечества общественные формы досуга были развиты слабо. Купцы кроме своих лавок, трактиров и ресторанов почти не посещали общественные места. Способы проведения досуга близки к народной деревенской традиции. Они окружали себя своими друзьями и приближенными людьми «разных званий», в среде которых проводили свободные часы. 3.3. В XIX - начале XXвв. Мещанство являлось самым многочисленным городским сословием, включавшем в себя разные категории жителей (ремесленников, мелких торговцев, мелких домовладельцев, «работных» людей). Большинство мелких собственников работали у себя на дому в тех комнатах, где обитала семья, или же во дворе. В торговле и делах, связанных с ней участвовали помимо хозяина, его домашние, а также наемные работники. Мелкая и средняя торговля были еще слабо отделены от быта семьи или отдельного человека. Наиболее разнообразными были формы проведения свободного времени у мещанской молодежи. Например, знакомство между парнями и девушками завязывалось на вечеринках –своеобразных молодежных сборищах, близкие по смыслу и способу проведения к традиционным «вечеринкам», или «беседам» крестьянской молодежи. Но они были менее многолюдны, собирали как правило, не более 6-7 пар, причем без предварительной договоренности, и без приглашения на такие вечера обычно никто не являлся. Собирались на квартире у кого-нибудь из участников вечера. Наиболее распространенными играми на вечеринках ремесленно-слободского мещанства были «краски», «колечко», «флирт цветов», «телефон» и тому подобные игры которые сопровождались поцелуями – что объяснялось самим характером таких молодежных собраний. Еще одной данью крестьянским традициям были девичьи вечеринки «капустки», или «капустницы». Чаще всего «капустницы» устраивали семьи, где были «невесты». По их приглашению подруги в назначенный день приходили рубить капусту. Днем девушки работали, а вечером в награду за труды для них собирали вечеринку, на которую обязательно приглашали холостых парней. Мещанские «капустки» были значительно более бедными по наличию в них обрядовых действий, развлечения были такими же, как и на обычных вечеринках. В зажиточных и более культурных слоях мещанства, ориентированных на проведение досуга в формах, близких купеческим, дворянским, для молодежи устраивали домашние вечера, они приурочивались обычно к дням именин и не имели четкой привязанности ко времени. В мещанской среде, ориентированной на интеллектуальные виды досуговых занятий, молодежь нередко устраивала домашние спектакли, совместные чтения. Досуг мужчин из мещанского сословия был более четко отграничен от домашних забот. Они проводили свое свободное время в клубах за игрой в карты, в бильярд, в лото. Было также популярно посещение чайных, трактиров, которые в определенной степени выполняли роль клубов. В некоторых трактирах имелся бильярд, устраивались (нелегально) петушиные бои, заключали пари, разрешалась игра в карты. Самым распространенным видом досуга женщин-мещанок было рукоделие. Если в семьях дворянско-буржуазной верхушки рукоделие воспринималось как развлечение и занятия им нередко преследовали благотворительные цели, то в бедных слоях мещанства женское рукоделие носило утилитарный характер, например, девушки-мещанки использовали рукоделие для подготовки себе приданого. В среде малоимущих мещан, где сохранились некоторые крестьянские традиции, была распространена форма «работных посиделок», когда женщины сочетали беседу с рукодельной работой. У мещанок зажиточных и среднего достатка общение, разговоры превращались в один из основных видов досугового поведения. С этой целью устраивались прием гостей, угощение чаем, обмен подарками. В среде ремесленников и мелких торговцев хозяева делили свой досуг с приказчиками и подмастерьями. В некоторых семьях домашним развлечением было пение и музицирование. Популярна была гитара, в домах зажиточных мещан считалось хорошим тоном иметь фортепиано. Как и для купеческого сословия, так и для мещан, своеобразным и популярным местом встреч и общения была церковь. Последнее 10-ие XIX в. нач. XX были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, разнообразные курсы и кружки. В конце XIX в. появились первые народные университеты, их посещали рабочие и малоимущие крестьяне, в этот же период появились первые Народные дома. Их контингент состоял в большинстве своем из мастеровых, ремесленников, представителей промышленного пролетариата. В Народных домах силами интеллигенции велась культурно-просвятительная работа – лекции, спектакли, экскурсии, создавались любительские драматические и хоровые коллективы. В нач. XX века рабочие создают самодеятельные организации: «общества самообразования рабочих», где уделялось внимание не только вопросам быта, но и духовному развитию рабочих, устраивались музыкальные вечера. В этот период было положено начало организации досуга детей из бедных семей. Первые клубы для детей и подростков из рабочей среды были созданы в Москве под руководством С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко. Каждый клуб основывался на определенном интересе: к театру, музыке, изобразительному искусству, науке. Периодически устраивалось общее для всех участников посещение театров, музеев, выезды за город. Вывод: особенность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархической соц. лестницы обусловили формирование достаточно замкнутых досуговых общностей.
Рекомендуемая литература 1. Аронов, А.А. Золотой век русского меценатства. – М.: МГУК, 1995. 2. Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1992. 3. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. 4. Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII- начало XXвв.) учеб. пособие / В.М. Рябков, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2006 Вопросы для самоконтроля 1.В чем заключались отличительные игры крестьянского досуга в XVIII – начале XX вв.? 2.Каковы были формы досуговых занятий и развлечений представителей дворянского сословия? 3.В чем состояло своеобразие досуговых форм деятельности в среде купечества и мещанства? 4.Чем характеризовалась содержательная деятельность массовых культурно-образовательных учреждений, функционирующих в конце XIX – нач. XX вв. в сфере досуга?
1. Государственная система культурно-просветительных учреждений 2. Развитие культурно-просветительных учреждений в городе и деревне в 20-30 года, содержание их работы 3. Художественная деятельность в 20-30-е годы
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |