Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовными предпосылками (истоками философии) были мифология, преднаука, обыденная нравственность

Мифология (от греческого mifos - предание, logos - слово) - это ис­торически первый способ объяснения сущности мира и человека.

Мифы существовали у всех народов. В них люди пытались найти ответы на вопросы о происхождении и устройстве мира, возникновении различных явлений природы, общества и человека. Мифы содержали в себе зачатки знаний, религиозные верования, моральные нормы, исто­рические свидетельства и выполняли в обществе следующие функции:

1) формировали коллективное представление о том или ином явлении;

2) осуществляли связь поколений, передаваясь устно или письменно;

3) закрепляли в обществе определенную систему ценностей и норм поведения;

4) устанавливали единство человека с окружающей природой.

Но по мере развития общества мифологическое мировоззрение пе­рестало удовлетворять потребности людей в познании и объяснении окружающего мира и уступило место философии.

Главные отличия философии от мифологии:

а) мифы все объясняли с помощью божества, а философия обращается к самой природе вещи, ищет причины явления в нем самом;

б) творцы мифов не доказывали своих утверждений, философы же стремились представить доказательства;

в) миф — это эмоционально-психологическое, художественное объяснение мира, тогда как философия — рациональное объяснение с помощью понятий.

Второй духовной предпосылкой философии стала преднаука, кото­рая начинается со счета. Еще Платон обратил внимание на то, что число и счет учат человека размышлять. Именно математика способствовала тому, что философия перешла к доказательствам.Частью философского размышления быстро стали и астрономические знания. Глядя на звездное небо, люди начали размышлять о космо­се, об устройстве Вселенной.

Третьей духовной предпосылкой философии стала обыденная нрав­ственность, которая включала в себя традиции, запреты, нормы и ценности, регулирующие повседневное поведение людей. В философии произошло их более глубокое осмысление, и выделился важный раздел, получивший название этика — наука о нравственности.

В философии сложилось множество школ и течений, которые раз­делились на два больших направления в зависимости от решения вопро­са о том, что первично — материя или сознание. Материалисты за основу признали материю, природу. Идеалисты объясняли мир из духа, созна­ния, считая их достоверной реальностью. При этом объективные идеа­листы первичным признают независимое от человека начало - дух, во­лю, бога. А субъективные идеалисты полагают, что вне сознания чело­века реального мира нет. Мир такой, каким мы его себе представляем.

При решении вопроса о познаваемости мира философы разделились на три направления:

познавательный оптимизм, сторонники которого считают, что мир познаваем;

скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания мира;

агностицизм - учение, отрицающее полностью или частично воз­можность познания мира.

Философия выполняет в обществе ряд функций:

1. Мировоззренческая. Философия дает человеку систему общих теоретических взглядов на мир в целом и место человека в нем.

2. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает наиболее общие методы исследования, познания, которыми пользуются не только философия, но и наука.

3. Прогностическая функция философии в том, что она формирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, человека, его сознания и общества.

4. Критическая функция предполагает поиск истины посредством конструктивной критики заблуждений и ошибок предшественников.

5. Аксиологическая функция философии состоит в исследовании природы ценностей, а также в оценке явлений, событий с точки зрения добра, справедливости, красоты и т.д.

Структура философского знания включает в себя:

онтологию — учение о бытии.

гносеологию — учение о познании.

антропологию - учение о человеке.

логику - учение о формах правильного доказательного мышления.

этику - науку о нравственности.

эстетику - науку о прекрасном.

социальную философию - учение об обществе

аксиологию – философское учение о ценностях.

.

Тема 2. Исторические типы философии (2 часа)

Античная философия возникла на рубеже VII-VI веков до н.э. В это время в Греции происходили важные социально-экономические и поли­тические изменения. Из преимущественно аграрной страны она пре­вращалась в центр ремесла и торговли, что привело к росту городов, появлению новых сословий — ремесленников, торговцев, которые, в свою очередь, стали оказывать влияние на политическую жизнь.

Началась борьба греков за преобразование аристократических форм правления в демократические. Преобразования социально-экономической и политической сфер привели к изменениям и в духовной жизни греков: вырос интерес к по­знанию окружающего мира (природного и общественного), появился целый ряд философских школ и течений.

Характерные черты античной философии:

1. Главным вопросом философии становится вопрос о том, что есть начало всех вещей.

2. Античные мыслители стремятся объяснить всеобщее с помощью разума, аргументов, логики, не довольствуясь только фактами и опытом.

3. Главной целью становится достижение истины. Аристотель отмечал, что люди, философствуя, ищут знания ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы.

4. Античная философия космоцентрична, направлена на осмысление космоса, природы и даже человек рассматривается в ней как его часть.

Первыми философами Греции принято считать представителей Ми­летской школы. Ее основателем был Фалес ( около 625—545 гг. до н.э.), который утверждал, что «все из воды происходит и в воду обращается». Вода — разумная, божественная сила, поэтому мир одушевлен. Так, маг­нит имеет душу, потому что притягивает железо.

Учеником Фалеса был Анаксимандр (611—545 гг. до н.э.), который основой всего считал апейрон - неопределенное некачественное мате­риальное начало.

Ученик Анаксимандра Анаксимен первоначалом мира определил воздух, так как он подвижен и постоянно рождает различные формы природы. Охлаждаясь, воздух превращается в землю и воду, а нагрева­ясь — в огонь.

Близко к Милетской школе стоит Гераклит из Эфеса. Основой всего существующего у него является огонь. Определяющей в мировоззрении Гераклита является идея развития, всеобщей текучести вещей, изменяе­мости явлений. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды по причине неудержимости и быстроты изменения». Гераклит делает глубокий вы­вод о том, что вечное течение и становление вещей есть гармония про­тивоположностей: холодное нагревается, горячее остывает, молодое стареет и т.д. Смысл одной противоположности можно понять только через другую, так как «болезнь делает здоровье сладостным, голод со­общает приятность сытости, а тяжкий труд дает вкусить отдых».

Проблема многообразия мира, поднятая милетцами, находит свое развитие в философии Эмпедокла, Левкипа и Демокрита.

Демокрит (V в. до н.э.) происходил из г. Абдеры. Используя свои математические знания, он применил предел деления к миру и пришел к выводу, что его первоначалом является атом (в переводе с греческого «неделимый»).

Атомы имеют бесконечное число форм и обладают важным свойст­вом - движением. Сталкиваясь, они образуют различные вещи.

Демокрит считал, что атомы вечны и неуничтожимы, а единичные вещи временны и распадаются. Душа человека тоже есть сочетание атомов. А сам он является «микрокосмом», в котором есть огонь и теп­ло. Он познает окружающий мир посредством чувств и разума.

Основоположником объективного идеализма в античной философии был Платон (428-347 гг. до н.э.), ученик афинского философа Сократа, чьи идеи, жизнь и смерть оказали на Платона большое влияние и во многом определили его собственную философию.

Сочинения Платона написаны в форме диалогов Сократа с его уче­никами. Наиболее известные из них «Федон», «Федр», «Тимей», «Госу­дарство», «Законы».

У Платона подлинным миром является мир идей, который сущест­вует вне времени и пространства, совершенен, вечен и неизменен. Мир вещей является отблеском мира идей, он несовершенен, временен и из­менчив.

Важное место в философии Платона занимает учение об идеальном государстве.

Учеником Платона был Аристотель (384/3-322 гг. до н.э.). Он оста­вил огромное наследие - более 150 трудов. Наиболее известные из них «Органон», «Метафизика», «Политика», «Никомахова этика» и другие.

Основой всякого бытия Аристотель считал первоматерию, которая является предпосылкой всего существующего. Реальный мир есть единство материи и формы. Формой всего является Бог — «перводвигатель», который задает цель дальнейшему движению и развитию вещей и явлений.

Значительное место в философии Аристотеля занимает учение о че­ловеке, отличительной чертой которого является разум. Поэтому и все нравственные действия человека основаны на разуме. Человек есть об­щественное животное, жить в государстве для него естественно.

Главное назначение государства Аристотель видит в обеспечении максимальной меры счастья для наибольшего числа людей.

Аристотель выделяет три правильные формы правления (монархию, аристократию и политию) и три неправильные (тиранию, олигархию и демократию).

Творчество Аристотеля явилось вершиной развития древнегрече­ской философии, так как он обобщил, систематизировал и развил взгля­ды своих предшественников. Не случайно Ф. Энгельс назвал его «самой универсальной головой среди древнегреческих философов».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Электронная теория | Средневековая философия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.