КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Духовными предпосылками (истоками философии) были мифология, преднаука, обыденная нравственность
Мифология (от греческого mifos - предание, logos - слово) - это исторически первый способ объяснения сущности мира и человека. Мифы существовали у всех народов. В них люди пытались найти ответы на вопросы о происхождении и устройстве мира, возникновении различных явлений природы, общества и человека. Мифы содержали в себе зачатки знаний, религиозные верования, моральные нормы, исторические свидетельства и выполняли в обществе следующие функции: 1) формировали коллективное представление о том или ином явлении; 2) осуществляли связь поколений, передаваясь устно или письменно; 3) закрепляли в обществе определенную систему ценностей и норм поведения; 4) устанавливали единство человека с окружающей природой. Но по мере развития общества мифологическое мировоззрение перестало удовлетворять потребности людей в познании и объяснении окружающего мира и уступило место философии. Главные отличия философии от мифологии: а) мифы все объясняли с помощью божества, а философия обращается к самой природе вещи, ищет причины явления в нем самом; б) творцы мифов не доказывали своих утверждений, философы же стремились представить доказательства; в) миф — это эмоционально-психологическое, художественное объяснение мира, тогда как философия — рациональное объяснение с помощью понятий. Второй духовной предпосылкой философии стала преднаука, которая начинается со счета. Еще Платон обратил внимание на то, что число и счет учат человека размышлять. Именно математика способствовала тому, что философия перешла к доказательствам.Частью философского размышления быстро стали и астрономические знания. Глядя на звездное небо, люди начали размышлять о космосе, об устройстве Вселенной. Третьей духовной предпосылкой философии стала обыденная нравственность, которая включала в себя традиции, запреты, нормы и ценности, регулирующие повседневное поведение людей. В философии произошло их более глубокое осмысление, и выделился важный раздел, получивший название этика — наука о нравственности. В философии сложилось множество школ и течений, которые разделились на два больших направления в зависимости от решения вопроса о том, что первично — материя или сознание. Материалисты за основу признали материю, природу. Идеалисты объясняли мир из духа, сознания, считая их достоверной реальностью. При этом объективные идеалисты первичным признают независимое от человека начало - дух, волю, бога. А субъективные идеалисты полагают, что вне сознания человека реального мира нет. Мир такой, каким мы его себе представляем. При решении вопроса о познаваемости мира философы разделились на три направления: познавательный оптимизм, сторонники которого считают, что мир познаваем; скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания мира; агностицизм - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Философия выполняет в обществе ряд функций: 1. Мировоззренческая. Философия дает человеку систему общих теоретических взглядов на мир в целом и место человека в нем. 2. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает наиболее общие методы исследования, познания, которыми пользуются не только философия, но и наука. 3. Прогностическая функция философии в том, что она формирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, человека, его сознания и общества. 4. Критическая функция предполагает поиск истины посредством конструктивной критики заблуждений и ошибок предшественников. 5. Аксиологическая функция философии состоит в исследовании природы ценностей, а также в оценке явлений, событий с точки зрения добра, справедливости, красоты и т.д. Структура философского знания включает в себя: онтологию — учение о бытии. гносеологию — учение о познании. антропологию - учение о человеке. логику - учение о формах правильного доказательного мышления. этику - науку о нравственности. эстетику - науку о прекрасном. социальную философию - учение об обществе аксиологию – философское учение о ценностях. . Тема 2. Исторические типы философии (2 часа) Античная философия возникла на рубеже VII-VI веков до н.э. В это время в Греции происходили важные социально-экономические и политические изменения. Из преимущественно аграрной страны она превращалась в центр ремесла и торговли, что привело к росту городов, появлению новых сословий — ремесленников, торговцев, которые, в свою очередь, стали оказывать влияние на политическую жизнь. Началась борьба греков за преобразование аристократических форм правления в демократические. Преобразования социально-экономической и политической сфер привели к изменениям и в духовной жизни греков: вырос интерес к познанию окружающего мира (природного и общественного), появился целый ряд философских школ и течений. Характерные черты античной философии: 1. Главным вопросом философии становится вопрос о том, что есть начало всех вещей. 2. Античные мыслители стремятся объяснить всеобщее с помощью разума, аргументов, логики, не довольствуясь только фактами и опытом. 3. Главной целью становится достижение истины. Аристотель отмечал, что люди, философствуя, ищут знания ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы. 4. Античная философия космоцентрична, направлена на осмысление космоса, природы и даже человек рассматривается в ней как его часть. Первыми философами Греции принято считать представителей Милетской школы. Ее основателем был Фалес ( около 625—545 гг. до н.э.), который утверждал, что «все из воды происходит и в воду обращается». Вода — разумная, божественная сила, поэтому мир одушевлен. Так, магнит имеет душу, потому что притягивает железо. Учеником Фалеса был Анаксимандр (611—545 гг. до н.э.), который основой всего считал апейрон - неопределенное некачественное материальное начало. Ученик Анаксимандра Анаксимен первоначалом мира определил воздух, так как он подвижен и постоянно рождает различные формы природы. Охлаждаясь, воздух превращается в землю и воду, а нагреваясь — в огонь. Близко к Милетской школе стоит Гераклит из Эфеса. Основой всего существующего у него является огонь. Определяющей в мировоззрении Гераклита является идея развития, всеобщей текучести вещей, изменяемости явлений. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды по причине неудержимости и быстроты изменения». Гераклит делает глубокий вывод о том, что вечное течение и становление вещей есть гармония противоположностей: холодное нагревается, горячее остывает, молодое стареет и т.д. Смысл одной противоположности можно понять только через другую, так как «болезнь делает здоровье сладостным, голод сообщает приятность сытости, а тяжкий труд дает вкусить отдых». Проблема многообразия мира, поднятая милетцами, находит свое развитие в философии Эмпедокла, Левкипа и Демокрита. Демокрит (V в. до н.э.) происходил из г. Абдеры. Используя свои математические знания, он применил предел деления к миру и пришел к выводу, что его первоначалом является атом (в переводе с греческого «неделимый»). Атомы имеют бесконечное число форм и обладают важным свойством - движением. Сталкиваясь, они образуют различные вещи. Демокрит считал, что атомы вечны и неуничтожимы, а единичные вещи временны и распадаются. Душа человека тоже есть сочетание атомов. А сам он является «микрокосмом», в котором есть огонь и тепло. Он познает окружающий мир посредством чувств и разума. Основоположником объективного идеализма в античной философии был Платон (428-347 гг. до н.э.), ученик афинского философа Сократа, чьи идеи, жизнь и смерть оказали на Платона большое влияние и во многом определили его собственную философию. Сочинения Платона написаны в форме диалогов Сократа с его учениками. Наиболее известные из них «Федон», «Федр», «Тимей», «Государство», «Законы». У Платона подлинным миром является мир идей, который существует вне времени и пространства, совершенен, вечен и неизменен. Мир вещей является отблеском мира идей, он несовершенен, временен и изменчив. Важное место в философии Платона занимает учение об идеальном государстве. Учеником Платона был Аристотель (384/3-322 гг. до н.э.). Он оставил огромное наследие - более 150 трудов. Наиболее известные из них «Органон», «Метафизика», «Политика», «Никомахова этика» и другие. Основой всякого бытия Аристотель считал первоматерию, которая является предпосылкой всего существующего. Реальный мир есть единство материи и формы. Формой всего является Бог — «перводвигатель», который задает цель дальнейшему движению и развитию вещей и явлений. Значительное место в философии Аристотеля занимает учение о человеке, отличительной чертой которого является разум. Поэтому и все нравственные действия человека основаны на разуме. Человек есть общественное животное, жить в государстве для него естественно. Главное назначение государства Аристотель видит в обеспечении максимальной меры счастья для наибольшего числа людей. Аристотель выделяет три правильные формы правления (монархию, аристократию и политию) и три неправильные (тиранию, олигархию и демократию). Творчество Аристотеля явилось вершиной развития древнегреческой философии, так как он обобщил, систематизировал и развил взгляды своих предшественников. Не случайно Ф. Энгельс назвал его «самой универсальной головой среди древнегреческих философов».
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |