КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Средневековая философия
Если античная философия возникла и развивалась в условиях рабовладельческого общества, то средневековая философия соответствует эпохе феодализма и хронологически охватывает V—XIV века. Философы этого времени опирались на христианство и ставили главной целью (обоснование бытия Бога. В эволюции средневековой философии выделяют два периода: I. Период патристики, когда на разработку философии огромное влияние оказали идеи Платона. II. Период схоластики, в котором философские идеи во многом определялись взглядами Аристотеля. Характерными чертами средневековой философии являются: теоцентризм, признающий источником всякого бытия, блага и красоты Бога; креационизм - учение о сотворении мира Богом из ничего. Бог творит мир свободно и дает начало всему чистым актом воли; провиденциализм — понимание истории как осуществление заранее задуманного Богом плана спасения человека; идея историзма, согласно которой история человечества линейна и изменяется во времени, проходя определенные этапы: жизнь в раю, грехопадение, страшный суд, царство Божие; антропологизм. Суть его в том, что человек не просто часть космоса, а Богом созданное существо, которое обладает не только душой и телом, но и духом. Это возвышает его над природой и делает причастным к Богу; идея веры, которая имеет познавательную ценность, но отлична от разума тем, что значима только для верующих. Именно с помощью веры человек познает истины и ценности христианства; христианская этика, проповедующая наряду с античными ценностями (мудрость, справедливость, смелость и т.д.) смирение и покорность как фундаментальные добродетели христианства, а также веру, надежду, любовь; номинализм и реализм как направления средневековой философии. Реалисты полагали, что существует лишь общее, разделяя учение Платона об идеях. Номиналисты, наоборот, не допускали существования общего до вещей, признавая первичным единичное. Ярким представителем периода патристики был Августин Блаженный (354—430 гг.) Основные его работы «Исповедь», «О троице», «О граде Божьем». Философия Августина представляет собой синтез христианских догматов и идей Платона и неоплатоников. Согласно Августину, Бог есть высшая сущность, он создал мир из ничего посредством своей воли. Он сотворил первоматерию, пространство и время, но сам он вне времени. Человек у Августина имеет двойственную природу: он есть разумная бессмертная душа, которая пользуется бренным телом. Обладая свободой воли, человек сам выбирает между добром и злом. Именно поэтому человек отвечает за зло, а добро только от Бога. В понимании общественной жизни Августин стоит на позиции провиденциализма (от лат. провидение), согласно которому Бог направляет историю — «все, что человек делает, делает через него Бог». Он впервые представил исторический процесс как линейный, протяженный во времени, и дал периодизацию истории по аналогии с шестью днями творения. История общества прогрессивна и движется от града земного к граду небесному. Период схоластики представляет Фома Аквинский (1225—1274 гг.), который изложил свои философские идеи в работе «Сумма теологии». В своем учении о мире он опирается на Аристотеля. Любая вещь есть сумма пассивной материи и активной формы. Чистыми формами являются душа и Бог. В познании Ф. Аквинский выделяет три уровня: 1) познание с помощью чувств; 2) познание разумом; 3) познание с помощью веры. Разум человека несовершенен, он не может охватить все, истины христианства доступны лишь вере, поэтому философия должна служить ей и доказывать с позиций разума существование Бога. Ф. Аквинский формулирует пять доказательств бытия Бога. Учение Ф. Аквинского было высоко оценено церковью. Томизм ( от лат. - Фома) был признан официальной идеологией католицизма. Одной из центральных проблем средневековой философии была проблема соотношения общего и единичного. Реалисты (от лат. realis — реальный, действительный) приписывали существование лишь общему, а номиналисты (от лат. потеп — имя, название) видели в универсалиях лишь название вещей.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |