КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Возрождения и Нового времени
Эпоха Возрождения представляла собой процесс идейного и культурного развития Западной Европы накануне ранних буржуазных революций (XV-XVI вв.). В экономической и политической сферах это был переход от феодализма к капитализму, который в духовной сфере сопровождался обращением к лучшим ценностям античной культуры. Характерные черты эпохи Возрождения: происходит переход от теоцентризма к антропоцентризму, который поставил в центр внимания человека, его разум и творческую деятельность; изменяется отношение к человеческой деятельности. Труд стал рассматриваться не г как наказание за грехи, а как важное качество, с помощью которого чееловек меняет мир и самого себя; человек вновь (как и во времена античности) обращается к природе, стремится исследовать ее законы и поставить их на службу обществу; возрастает интерес к социальной проблематике, формируется утопический социализм, который выдвинул идеал нового и справедливого общества, где ■ человек может развиваться свободно и гармонично (Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город солнца»). Возрождение начинается в Италии и затем распространяется на всю Западную Европу. В философиии Возрождения выделяют два периода — период гуманизма и период натурфилософии. Гуманизм (от лат. humanus - человечный, человеческий) в широком смысле слова оэзначает стремление к человечности, создание условий для достойной з жизни. В узком смысле слова гуманизм — это идейное движение, изучающее и распространяющее античные языки, античную литературу и искусство. «Отцом» итальянского гуманизма был Ф. Петрарка (1304-1374 гг.). Свои философские идеи он изложил в трактате «О собственном незнании и незнании, других». Ф. Петрарка отверг культ авторитета церкви, ее отцов и учителей, схоластический! способ ведения споров. Он проповедовал идею активной самореализации человека и на первое место ставил внутренние этические проблемы. Во втором периоде эпохи Возрождения на первое место выходит философия природы или натурфилософия, которая опиралась на новое естествознание,, получившее в это время широкое развитие. Ученые Возрождения большое значение придавали опытному изучению природы и экспериментальному методу исследования. Возрастала роль математики, так как принцип математизации науки соответствовал основным тенденциям ее развития. Эти прогрессивные изменения нашли отражение в творчестве Н. Коперника, И. Кеплера, Г, Галилея. Ярким представителем натурфилософии является Д. Бруно (1548-й 1600 гг.). Основные его работы «О причине, принципе и едином» - «О бесконечности, Вселенной и мирах». Согласно Д. Бруно, Вселенная бесконечна, так как Космос есть Бог, а он вечен и бесконечен. Эта позиция получила в философии название пантеизм (от греч. pan ~ все, teos — бог). Новое время (XVII-XVIII вв.) было периодом формирования буржуазных общественных отношений. В 1609 году произошла первая буржуазная революция в Нидерландах, а в 1640 году — в Англии. Экономические интересы нового класса требовали развития естественных наук, исследования природы с помощью опыта и эксперимента. Это привело к накоплению большого количества фактического материала, который, в свою очередь, необходимо было привести в систему, создать целостную картину мира. Эти тенденции в развитии научного познания способствовали формированию двух направлений в философии - эмпиризма и рационализма. Основоположником эмпиризма был Ф. Бэкон (1561-1626 гг.). Основные его труды - «Новый органон», «Новая Атлантида». В познании решающую роль философ уделяет чувствам, опыту и эксперименту: «Нет ничего в разуме, чтобы не прошло через чувства». Главным методом научного познания он считает индукцию, когда на основе наблюдения большого количества фактов делается общий вывод. Чтобы овладеть этим методом, необходимо преодолеть предрассудки {идолы), препятствующие правильному отражению мира в сознании человека. Основоположником рационализма был Р. Декарт ((1596-1650 гг.). Его главные философские работы - «Правила для руководства разума», «Рассуждение о методе». Центральным понятием в учении Р. Декарта о мире является «субстанция», под которой философ понимает сущее, не нуждающееся для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Это е есть Бог. Сотворенный мир он делит на два рода субстанции - материальную, главным признаком которой является протяженность, и духовную, главный признак которой мышление. Основным видом познания философ считает рациональное. «Мыслю, следовательно, существую» — главный тезис его гносеологии. Немецкая классическая философия Немецкая классическая философия хронологически охватывает небольшой исторический период (80-е гг. XVIII-1-я четверть ХIХ вв.) и связана с именами И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Характерные черты немецкой классической философии: 1. Для ее представителей присуще понимание роли философии в истории как совести культуры. 2. Ее авторы придали философии форму системы дисциплин, идей и понятий. 3. Немецкие философы открыли новый метод мышления и познания - диалектику, разработали диалектическую концепцию развития природы, общества, человека, познания. 4. Они впервые попытались научно-теоретически исследовать исторический процесс и выявить в нем закономерности. 5. Все свои рассуждения о человеке и обществе немецкие мыслители связали с принципом свободы и другими общечеловеческими ценностями. Основоположником немецкой классической философии был И. Кант (1724-1804 гг.). Его главные философские труды - «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В творчестве И. Канта выделяют два периода: 1. Докритический, когда главное внимание философ сосредоточил на вопросах естествознания и выработке научной гипотезы о естественном происхождении Вселенвой в результате движения материальных частиц - атомов, их притяжения и отталкивания. 2. В критический период внимание И. Канта сосредоточено на проблеме познания. Всякое знание, считает мыслитель, начинается с опыта, но не сводится к нему. Часть знаний порождается самой познавательной способностью человека и носит априорный, то есть доопыт-ный характер. Мир существует объективно, он воздействует на органы чувств и, таким образом, мы получаем эмпирические знания. К априорным формам знания И. Кант относит пространство и время. С их помощью ощущения упорядочиваются, располагаются рядом друг с другом в пространстве и времени и составляют восприятие. А дальше действует рассудок, который подводит многообразие чувственного материала под единство понятия. Но познать мир, отмечал И. Кант, до конца мы не можем. Наше знание всегда отличается от вещей, какими они являются на самом деле. Мы познаем только явления, сущность непознаваема и представляет собой «вещь в себе». Важное место в своей философии И. Кант отводит человеку, которого он определяет как «самый главный предмет в мире». Природным свойствам человека является эгоизм, который, считает философ, несовместим с разумом. Его поведение должно зависеть не от внешних обстоятельств, а определяться внутренним законом разума - категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать принципом всеобщего законодательства». Но чтобы ориентироваться на нравственный закон, человек должен быть свободен и рассматривать другого не как средство, а только как цель. Гегель Г. (1770-1831 гг.) - представитель объективного идеализма в немецкой философии и создатель диалектического метода познания и объяснения мира. Его основные работы — «Феноменология духа», «Наука логики». Началом и развивающей основой мира у Г. Гегеля является абсолютная идея. В своем развитии она проходит ряд этапов: 1) формирует многообразие понятий; 2) создает многообразие природы; 3) порождает человеческий дух, который проявляет себя в форме искусства, религии, философии. Мир находится в постоянном развитии, и это развитие носит закономерный характер. Г. Гегель формулирует три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и, наоборот, закон отрицания отрицания. Но гегелевская диалектика носила идеалистический характер: развитие выступает не как свойство мира, а как свойство абсолютного духа. Таким образом, главным противоречием гегелевской философии стало противоречие между метафизическими выводами консервативной системы и диалектическими принципами метода мышления. Вопреки догматическим притязаниям на абсолютную истину, Г. Гегель, хотя и в идеалистической форме, показал, что познание есть исторический процесс, и поэтому истина как результат познания постоянно развивается и изменяется.
Фейербах Л. (1804—1872 гг.) – материалист. Л. Фейербах дал критику религии» и идеализма в философском произведении «Сущность христианства». Л. Фейербах утверждал, что природа никем не создана и является причиной самой себя. А. человек - продукт и часть природы. Особенностью философии Л. Фейербаха является антропологизм. Он понимает человека как существо природное, он не видит влияния на человека противоречий общественной жизни.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 12894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |