Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Возрождения и Нового времени




Эпоха Возрождения представляла собой процесс идейного и культурного развития Западной Европы накануне ранних буржуазных рево­люций (XV-XVI вв.). В экономической и политической сферах это был переход от феодализма к капитализму, который в духовной сфере со­провождался обращением к лучшим ценностям античной культуры.

Характерные черты эпохи Возрождения:

— происходит переход от теоцентризма к антропоцентризму, который поставил в центр внимания человека, его разум и творческую деятель­ность;

— изменяется отношение к человеческой деятельности. Труд стал рас­сматриваться не г как наказание за грехи, а как важное качество, с помо­щью которого чееловек меняет мир и самого себя;

— человек вновь (как и во времена античности) обращается к природе, стремится исследовать ее законы и поставить их на службу обществу;

— возрастает интерес к социальной проблематике, формируется уто­пический социализм, который выдвинул идеал нового и справедливого общества, где ■ человек может развиваться свободно и гармонично (Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город солнца»).

Возрождение начинается в Италии и затем распространяется на всю Западную Европу.

В философиии Возрождения выделяют два периода — период гуманизма и период натурфилософии.

Гуманизм (от лат. humanus - человечный, человеческий) в широком смысле слова оэзначает стремление к человечности, создание условий для достойной з жизни. В узком смысле слова гуманизм — это идейное движение, изучающее и распространяющее античные языки, античную литературу и искусство.

«Отцом» итальянского гуманизма был Ф. Петрарка (1304-1374 гг.). Свои философские идеи он изложил в трактате «О собственном незна­нии и незнании, других».

Ф. Петрарка отверг культ авторитета церкви, ее отцов и учителей, схоластический! способ ведения споров. Он проповедовал идею актив­ной самореализации человека и на первое место ставил внутренние эти­ческие проблемы.

Во втором периоде эпохи Возрождения на первое место выходит философия природы или натурфилософия, которая опиралась на новое естествознание,, получившее в это время широкое развитие. Ученые Воз­рождения большое значение придавали опытному изучению природы и экспериментальному методу исследования. Возрастала роль матема­тики, так как принцип математизации науки соответствовал основным тенденциям ее развития.

Эти прогрессивные изменения нашли отражение в творчестве Н. Коперника, И. Кеплера, Г, Галилея.

Ярким представителем натурфилософии является Д. Бруно (1548-й 1600 гг.). Основные его работы «О причине, принципе и едином» - «О бесконечности, Вселенной и мирах».

Согласно Д. Бруно, Вселенная бесконечна, так как Космос есть Бог, а он вечен и бесконечен. Эта позиция получила в философии название пантеизм (от греч. pan ~ все, teos — бог).

Новое время (XVII-XVIII вв.) было периодом формирования буржу­азных общественных отношений. В 1609 году произошла первая буржу­азная революция в Нидерландах, а в 1640 году — в Англии.

Экономические интересы нового класса требовали развития естест­венных наук, исследования природы с помощью опыта и эксперимента. Это привело к накоплению большого количества фактического мате­риала, который, в свою очередь, необходимо было привести в систему, создать целостную картину мира. Эти тенденции в развитии научного познания способствовали формированию двух направлений в филосо­фии - эмпиризма и рационализма.

Основоположником эмпиризма был Ф. Бэкон (1561-1626 гг.). Ос­новные его труды - «Новый органон», «Новая Атлантида».

В познании решающую роль философ уделяет чувствам, опыту и эксперименту: «Нет ничего в разуме, чтобы не прошло через чувства». Главным методом научного познания он считает индукцию, когда на основе наблюдения большого количества фактов делается общий вывод. Чтобы овладеть этим методом, необходимо преодолеть предрассудки {идолы), препятствующие правильному отражению мира в сознании человека.

Основоположником рационализма был Р. Декарт ((1596-1650 гг.). Его главные философские работы - «Правила для руководства разума», «Рассуждение о методе».

Центральным понятием в учении Р. Декарта о мире является «суб­станция», под которой философ понимает сущее, не нуждающееся для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Это е есть Бог.

Сотворенный мир он делит на два рода субстанции - материальную, главным признаком которой является протяженность, и духовную, главный признак которой мышление.

Основным видом познания философ считает рациональное. «Мыс­лю, следовательно, существую» — главный тезис его гносеологии.

Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия хронологически охватывает не­большой исторический период (80-е гг. XVIII-1-я четверть ХIХ вв.) и связана с именами И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха.

Характерные черты немецкой классической философии:

1. Для ее представителей присуще понимание роли философии в истории как совести культуры.

2. Ее авторы придали философии форму системы дисциплин, идей и понятий.

3. Немецкие философы открыли новый метод мышления и познания - диалектику, разработали диалектическую концепцию развития природы, общества, человека, познания.

4. Они впервые попытались научно-теоретически исследовать исторический процесс и выявить в нем закономерности.

5. Все свои рассуждения о человеке и обществе немецкие мыслители связали с принципом свободы и другими общечеловеческими ценностями.

Основоположником немецкой классической философии был И. Кант (1724-1804 гг.). Его главные философские труды - «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способно­сти суждения».

В творчестве И. Канта выделяют два периода:

1. Докритический, когда главное внимание философ сосредоточил на вопросах естествознания и выработке научной гипотезы о естествен­ном происхождении Вселенвой в результате движения материальных частиц - атомов, их притяжения и отталкивания.

2. В критический период внимание И. Канта сосредоточено на проблеме познания. Всякое знание, считает мыслитель, начинается с опыта, но не сводится к нему. Часть знаний порождается самой позна­вательной способностью человека и носит априорный, то есть доопыт-ный характер. Мир существует объективно, он воздействует на ор­ганы чувств и, таким образом, мы получаем эмпирические знания.

К априорным формам знания И. Кант относит пространство и вре­мя. С их помощью ощущения упорядочиваются, располагаются рядом друг с другом в пространстве и времени и составляют восприятие. А дальше действует рассудок, который подводит многообразие чувст­венного материала под единство понятия.

Но познать мир, отмечал И. Кант, до конца мы не можем. Наше зна­ние всегда отличается от вещей, какими они являются на самом деле. Мы познаем только явления, сущность непознаваема и представляет собой «вещь в себе».

Важное место в своей философии И. Кант отводит человеку, кото­рого он определяет как «самый главный предмет в мире». Природным свойствам человека является эгоизм, который, считает философ, несовместим с разумом. Его поведение должно зависеть не от внешних обстоятельств, а определяться внутренним законом разума - категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать принципом всеобщего законодательства». Но чтобы ориентироваться на нравственный закон, человек должен быть свободен и рассматривать другого не как средство, а только как цель.

Гегель Г. (1770-1831 гг.) - представитель объективного идеализма в немецкой философии и создатель диалектического метода познания и объяснения мира. Его основные работы — «Феноменология духа», «Наука логики». Началом и развивающей основой мира у Г. Гегеля яв­ляется абсолютная идея. В своем развитии она проходит ряд этапов: 1) формирует многообразие понятий; 2) создает многообразие природы; 3) порождает человеческий дух, который проявляет себя в форме искус­ства, религии, философии.

Мир находится в постоянном развитии, и это развитие носит зако­номерный характер. Г. Гегель формулирует три закона диалектики: за­кон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и, наоборот, закон отрицания отрицания.

Но гегелевская диалектика носила идеалистический характер: раз­витие выступает не как свойство мира, а как свойство абсолютного ду­ха. Таким образом, главным противоречием гегелевской философии стало противоречие между метафизическими выводами консервативной системы и диалектическими принципами метода мышления.

Вопреки догматическим притязаниям на абсолютную истину, Г. Ге­гель, хотя и в идеалистической форме, показал, что познание есть исто­рический процесс, и поэтому истина как результат познания постоянно развивается и изменяется.

 

Фейербах Л. (1804—1872 гг.) – материалист. Л. Фейербах дал критику религии» и идеализма в философском произведении «Сущность христианства». Л. Фейербах утверждал, что природа никем не создана и является причиной самой себя. А. человек - продукт и часть природы. Особенностью философии Л. Фейербаха является антропологизм. Он понимает человека как существо природное, он не видит влияния на человека противоречий общественной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 12894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.