КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русская философия
Марксистская философия Марксистская философия возникла в 40-е годы XIX века в Германии. Ее источником послужила немецкая классическая философия и, в первую очередь, философия Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Творчески переработав их идеи, К. Маркс и Ф. Энгельс создали принципиально новую философскую систему - диалектический материализм. Диалектический материализм исходит из признания первичности материи по отношению к сознанию. Мир есть движущаяся материя, которая несотворима, вечна и неуничтожима. Всеобщими формами ее существования являются движение, пространство и время. На основе крупных открытий в естествознании XIX века Ф. Энгельс сформулировал тезис о материальном единстве мира, охарактеризовал основные формы движения материи и показал их взаимосвязь. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые в истории философии разработали диалектико-материалистическую теорию познания, выступив с критикой агностицизма и скептицизма. К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали материалистическое понимание общества. Из всего многообразия общественных отношений главными и определяющими они признали материальные, производственные отношения, которые складываются не проходя через сознание, так как прежде чем заниматься религией, искусством, наукой, политикой люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище. Все это невозможно без трудовой деятельности. Движущая сила развития общества - это трудящиеся, которые создают необходимые материальные блага. Общественное бытие определяет общественное сознание. Повседневная реальная жизнь людей находит отражение в религиозных идеях, нравственных и политических нормах, в произведениях искусства и т.д. В марксистской философии было сформулировано и диалектико-материалистическое понимание человека. В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс писал, что «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Главным признаком человека является целенаправленная деятельность, умение создавать орудия труда. Человек существо активное, творчески преобразующее окружающий мир и самого себя. Но сущность каждого человека выявляется только в его отношении к обществу, к окружающим его людям. Таким образом, марксистская философия стала важным этапом в осмыслении бытия и познания, выработала принципиально новые подходы к пониманию общества, человека и их взаимодействия. Русская философская мысль тесно связана с историей русской культуры. В ее эволюции можно выделить несколько этапов. Первый этап - древний. Религозно-философские представления этого периода нашли отражение в былинах, исторических песнях, сказаниях. Одним из первых источников исследователи считают «Велесову книгу» (IX в. н.э.). Второй этап соответствует эпохе русского средневековья (XI-XY1 вв.). В это время происходит выработка новых христианских представлений о мире и человеке, что было связано с принятием в 988 году на Руси христианства. Митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» (XI в.) излагает богословско-историческую концепцию, согласно которой Русская земля является частью мирового процесса и так же, как и весь мир, ведет борьбу «света» (христианства) против «тьмы» (язычества). В XII веке Владимир Мономах пишет свои «Поучения», ставшие нравственно-этическим кодексом поведения христианина, который должен вести праведную жизнь, то есть совершать праведные дела: покаяние, смирение, милостыню. «Лжи остерегайся, пьянства и блуда — от этого душа шогибает и тело» — отмечал автор «Поучений». В начале XVI века монах Филофей в послании Ивану III изложил концепцию «Москва — третий Рим». Первый Рим пал под нашествием варваров, вторюй (Константинополь) изменил истинной вере, и только третий Рим — Москва — представляет истинное православие. Таким образом, во втором периоде происходит выработка христианских представлений о мире и человеке (в противоположность языческим), и именно в русле этих представлений формируются и разрабатываются философские идеи. Третий этап эволюции русской философии хронологически охватывает XVII — первую четверть XIX века и начинается с реформ Петра I, который ставил целью европеизировать Россию. Идеал «православной святой Руси» уступает место сильному светскому государству, а проведенные реформы церкви и образования дают возможность развиваться философии относительно самостоятельно. Кроме того, «прорубив окно в Европу», Петр I способствовал быстрому проникновению в Россию западных идей. В это время развитие получают преимущественно два направления - материализм в форме деизма и религиозный идеализм. 1. Представителем первого был М. Ломоносов, которого по праву считают основоположником материалистического направления в русской философии. Религиозно-идеалистическое направление этого периода представляет Г. Сковорода, которого часто называют русским Сократом. В учении о мире Г. Сковорода дуалист, так как мир у него состоит из двух «натур»: видимой - твари и невидимой - Бога. Бог пронизывает всю природу и является «тайной пружиной всему». Человек отличается от всего живого тем, что обладает не только телом, но и сердцем - «искрой Божьей». Он противоречив, так как склонен к добру и злу. Разрешить это противоречие его природы человек способен сам, для этого он должен «жить согласно природе», то есть осознать свою сущность и строить жизнь соответственно своему характеру, склонностям, дарованиям. Именно на этом пути он может достигнуть счастья. Счастье следует искать не во внешних факторах - власти, богатстве, положении, а в себе самом: своем внутреннем мире, душевном согласии, спокойствии и веселье. Четвертый этап развития русской философии хронологически охватывает II четверть Х1Х-начало XX века. В 30-40 годы XIX века формируются два направления: западники (П. Чаадаев, В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов и др.) и славянофилы (И.Киреевский, братья Аксаковы, А. Хомяков и др.). Славянофилы отстаивали идею о том, что исторический путь России самобытен и принципиально отличается от западноевропейского. Самобытность России они видели в отсутствии в ее истории острой классовой борьбы, в существовании как основного элемента общества поземельной общины, артели, a также в православии как истинном христианстве. Западники же доказывали, что Россия должна стать частью процесса развития европейской культуры и усвоить достижения стран Европы. В 80-е годы происходит расцвет религиозно-идеалистической философии, яркими представителями которой стали В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, Л. Шестов и другие. Пятый этап в истории русской философской мысли начинается в 20-е годы XX века и характеризуется господством материалистической философии марксизма. Ее последователями и продолжателями в России стали Г. Плеханов и В. Ленин. Характерные черты русской философии: 1. Антропоцентризм. В дентре внимания русской философии всегда стоял человек, его судьба, смысл его жизни, так как только через духовное восхождение человека возможно улучшение мира. 2. Интерес к социальной проблематике, анализ прошлого, критика настоящего, глубокие размышления о будущем России и человечества в целом. 3. Тесная связь русской философии с действительностью, неразрывность теории и практики. Поэтому важными вопросами всегда были такие как: «Кто виноват?» и «Что делать?». 4. Космизм, в основе которого лежит идея мирового единства человека, человечества и космоса, идея значимости ценностей для науки, искусства, повседневной практики и жизни вообще. 5. Основная форма философских размышлений русских мыслителей - публицистика (А. Герцен, Н. Добролюбов, В. Белинский и др.) и художественное произведение (Л. Толстой, Н. Чернышевский, Ф. Достоевский и др.). 6. Отсутствие жесткой философской системы, четкого деления на онтологию, гносеологию, антропологию и т.д. Все элементы системы подчинены решению главной проблемы - проблемы человека.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |