Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская философия




Марксистская философия

Марксистская философия возникла в 40-е годы XIX века в Герма­нии. Ее источником послужила немецкая классическая философия и, в первую очередь, философия Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Творчески переработав их идеи, К. Маркс и Ф. Энгельс создали принципиально новую философскую систему - диалектический материализм.

Диалектический материализм исходит из признания первичности материи по отношению к сознанию. Мир есть движущаяся материя, ко­торая несотворима, вечна и неуничтожима. Всеобщими формами ее су­ществования являются движение, пространство и время.

На основе крупных открытий в естествознании XIX века Ф. Энгельс сформулировал тезис о материальном единстве мира, охарактеризовал основные формы движения материи и показал их взаимосвязь.

К. Маркс и Ф. Энгельс впервые в истории философии разработали диалектико-материалистическую теорию познания, выступив с крити­кой агностицизма и скептицизма.

К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали материалистическое пони­мание общества. Из всего многообразия общественных отношений главными и определяющими они признали материальные, производст­венные отношения, которые складываются не проходя через сознание, так как прежде чем заниматься религией, искусством, наукой, полити­кой люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище. Все это невозможно без трудовой деятельности. Движущая сила развития общества - это трудящиеся, которые создают необходимые материальные блага. Общественное бытие определяет общественное сознание. Повседневная реальная жизнь людей находит отражение в религиозных идеях, нравст­венных и политических нормах, в произведениях искусства и т.д.

В марксистской философии было сформулировано и диалектико-материалистическое понимание человека. В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс писал, что «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Главным признаком человека является целенаправленная деятельность, умение создавать орудия труда. Чело­век существо активное, творчески преобразующее окружающий мир и самого себя. Но сущность каждого человека выявляется только в его отношении к обществу, к окружающим его людям.

Таким образом, марксистская философия стала важным этапом в осмыслении бытия и познания, выработала принципиально новые под­ходы к пониманию общества, человека и их взаимодействия.

Русская философская мысль тесно связана с историей русской куль­туры. В ее эволюции можно выделить несколько этапов.

Первый этап - древний. Религозно-философские представления этого периода нашли отражение в былинах, исторических песнях, ска­заниях. Одним из первых источников исследователи считают «Велесову книгу» (IX в. н.э.).

Второй этап соответствует эпохе русского средневековья (XI-XY1 вв.). В это время происходит выработка новых христианских представ­лений о мире и человеке, что было связано с принятием в 988 году на Руси христианства.

Митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» (XI в.) изла­гает богословско-историческую концепцию, согласно которой Русская земля является частью мирового процесса и так же, как и весь мир, ве­дет борьбу «света» (христианства) против «тьмы» (язычества).

В XII веке Владимир Мономах пишет свои «Поучения», ставшие нравственно-этическим кодексом поведения христианина, который должен вести праведную жизнь, то есть совершать праведные дела:

покаяние, смирение, милостыню. «Лжи остерегайся, пьянства и блуда — от этого душа шогибает и тело» — отмечал автор «Поучений».

В начале XVI века монах Филофей в послании Ивану III изложил концепцию «Москва — третий Рим». Первый Рим пал под нашествием варваров, вторюй (Константинополь) изменил истинной вере, и только третий Рим — Москва — представляет истинное православие.

Таким образом, во втором периоде происходит выработка христи­анских представлений о мире и человеке (в противоположность языче­ским), и именно в русле этих представлений формируются и разрабаты­ваются философские идеи.

Третий этап эволюции русской философии хронологически охва­тывает XVII — первую четверть XIX века и начинается с реформ Петра I, который ставил целью европеизировать Россию.

Идеал «православной святой Руси» уступает место сильному свет­скому государству, а проведенные реформы церкви и образования дают возможность развиваться философии относительно самостоятельно. Кроме того, «прорубив окно в Европу», Петр I способствовал быстрому проникновению в Россию западных идей.

В это время развитие получают преимущественно два направления - материализм в форме деизма и религиозный идеализм.

1. Представителем первого был М. Ломоносов, которого по праву счи­тают основоположником материалистического направления в русской философии.

Религиозно-идеалистическое направление этого периода представ­ляет Г. Сковорода, которого часто называют русским Сократом.

В учении о мире Г. Сковорода дуалист, так как мир у него состоит из двух «натур»: видимой - твари и невидимой - Бога. Бог пронизывает всю природу и является «тайной пружиной всему».

Человек отличается от всего живого тем, что обладает не только те­лом, но и сердцем - «искрой Божьей». Он противоречив, так как скло­нен к добру и злу. Разрешить это противоречие его природы человек способен сам, для этого он должен «жить согласно природе», то есть осознать свою сущность и строить жизнь соответственно своему харак­теру, склонностям, дарованиям. Именно на этом пути он может достиг­нуть счастья. Счастье следует искать не во внешних факторах - власти, богатстве, положении, а в себе самом: своем внутреннем мире, душев­ном согласии, спокойствии и веселье.

Четвертый этап развития русской философии хронологически ох­ватывает II четверть Х1Х-начало XX века.

В 30-40 годы XIX века формируются два направления: западники (П. Чаадаев, В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов и др.) и славянофилы (И.Киреевский, братья Аксаковы, А. Хомяков и др.). Славянофилы отстаивали идею о том, что исторический путь России самобытен и принципиально отличается от западноевропейского. Само­бытность России они видели в отсутствии в ее истории острой классо­вой борьбы, в существовании как основного элемента общества позе­мельной общины, артели, a также в православии как истинном хри­стианстве. Западники же доказывали, что Россия должна стать частью процесса развития европейской культуры и усвоить достижения стран

Европы.

В 80-е годы происходит расцвет религиозно-идеалистической фило­софии, яркими представителями которой стали В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, Л. Шестов и другие.

Пятый этап в истории русской философской мысли начинается в 20-е годы XX века и характеризуется господством материалистической философии марксизма. Ее последователями и продолжателями в России стали Г. Плеханов и В. Ленин.

Характерные черты русской философии:

1. Антропоцентризм. В дентре внимания русской философии всегда стоял человек, его судьба, смысл его жизни, так как только через духовное восхождение человека возможно улучшение мира.

2. Интерес к социальной проблематике, анализ прошлого, критика настоящего, глубокие размышления о будущем России и человечества в целом.

3. Тесная связь русской философии с действительностью, неразрывность теории и практики. Поэтому важными вопросами всегда были такие как: «Кто виноват?» и «Что делать?».

4. Космизм, в основе которого лежит идея мирового единства человека, человечества и космоса, идея значимости ценностей для науки, искусства, повседневной практики и жизни вообще.

5. Основная форма философских размышлений русских мыслителей - публицистика (А. Герцен, Н. Добролюбов, В. Белинский и др.) и художественное произведение (Л. Толстой, Н. Чернышевский, Ф. Достоевский и др.).

6. Отсутствие жесткой философской системы, четкого деления на онтологию, гносеологию, антропологию и т.д. Все элементы системы подчинены решению главной проблемы - проблемы человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.