КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия XX века
Философия XX века - это сложное духовное образование, для которого характерны следующие черты: многообразие философских направлений и школ - идеализм и материализм, антропологизм и натурализм, сциентизм и антисциентизм; плюрализм, активный диалог и взаимопроникновение различных философских школ и направлений; примирение марксистских и немарксистских направлений, отказ от взаимных обвинений; расширение круга философских проблем, актуальных для XX столетия (проблема развития науки и техники, глобальные проблемы человечества, проблема кризиса духовности и т.д.). Прагматизм (от греч. pragma — дело, действие) возник в США в 70-е годы XIX века. Основателем его был Ч. Пирс (1839-1914 гг.), который выдвинул следующую идею: новое философское мышление должно исходить из того, что всякое действие есть основная форма жизни человека и имеет не рефлекторный, а сознательный характер. Поэтому главным объектом должны стать механизмы сознания, которые обеспечивают действия. Задача познания — это не достижение объективного истинного знания, а преодоление сомнения, которое затрудняет действия человека и переход к «устойчивому верованию». Идеи Пирса развил другой американец У. Джемс (1842-1910 гг.), разработавший концепцию «радикального эмпиризма», суть которого заключается в отождествлении опыта и реальности. Философия жизни появилась в 60—70-е годы XIX века и оказала большое влияние на последующее развитие философии XX века. Идейные истоки философии жизни лежат в учении А. Шопенгауэра (1788-1860 гг.), главное сочинение которого «Мир как воля и представление». Воля - это недоступная познанию мистическая слепая сила, которая пребывает в живой и неживой природе и тождественна Вселенной. Мир - это воля к жизни. Он существует в сознании человека как представлние и без субъекта немыслим. Воля - это злая сила, источник страданий. Человек ничего не может изменить в мире. Поэтому единственный способ спастись - это подавить свою индивидуальную волю, уйти в самосозерцание и аскетический образ жизни. Настроения пессимизма и иррационализма А. Шопенгауэра воспринял другой немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900 гг.), который в работе «Воля к власти» выдвинул идею о том, что воля есть основа жизни, а мир — это вечное (без начала и конца) становление, в основе которого лежит борьба воль. Поэтому в мире нет ни единства, ни порядка, ни смысла. Ф. Ницше резко критикует христианство, так как полагает, что хорошо лишь то, что формирует в человеке чувство силы, воли к власти, могущество. Плохо то, что идет от слабости. Христианство, утверждает он, это религия слабых, униженных, рабов. Оно проповедует ложные идеи: смирение, терпение, покорность, сострадание и подавляет волю к власти. Свой идеал христианство составило на ценностях, противоположных инстинктам сохранения жизни. Экзистенциализм (от лат. слова existentia — существование) — одно из популярных направлений в философии XX столетия. Его представителями в России были Н. Бердяев и Л. Шестов, в Германии - К. Ясперс и М. Хайдеггер, во Франции - Ж-П. Сартр и А. Камю. Основным вопросом философии для экзистенциалистов является вопрос о том, что есть человек. Центральной категорией экзистенциализма является категория экзистенции или существования. Это переживание субъектом своего бытия в мире. Общество противостоит человеку. Оно нивелирует личность, превращает ее в винтик, отчуждает ее от самой себя. Поэтому экзистенциализм провозглашает ндивидуализм. Важная идея экзистенциализма — идея свободы и «пограничной ситуации». Суть ее в том, что жизнь бессмысленна, в ней человек испытывает отвращение и страх. Поэтому он стремится к небытию, смерти как высшей свободе. Только бытие, которое свободно для смерти, дает существованию цель и приводит экзистенцию к ее завершению. На пути к смерти человек попадает в пограничную ситуацию. Это ситуация, когда он познает себя как нечто безусловное, как отмечает Ясперс, «становится тем, что он есть». Одним из направлений философии XX века стал фрейдизм, основоположником которого был известный врач, психолог и невропатолог 3. Фрейд. Обобщив опыт своей практической деятельности, он сформулировал целый ряд глубоко философских идей, которые изложил в работах «Толкование сновидений», «Психология бессознательного», «Я и Оно» и в других. 3. Фрейд утверждал, что природное начало в человеке (его либидо) находится в антагонизме с культурой. Культура основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и может существовать за счет сублимации — перевода энергии либидо к более высоким целям (игра, учеба, творчество и т.д.). Прогресс культуры уменьшает степень человеческого счастья, усиливает чувство вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний. Культура живет за счет сублимации. Не человек выводится у 3. Фрейда из культуры, а культура есть результат психических бессознательных влечений, а ведущими инстинктами человека выступают инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт. Таким образом, 3. Фрейд абсолютизировал биопсихические факторы и недооценил социальные, связанные с обществом и культурой. Основателем гуманистического психоанализа стал немецко-американский философ и психолог Э. Фромм. Его основные работы - «Бегство от свободы», «Иметь или быть», «Душа человека». Философия Э. Фромма представляет собой синтез взглядов К. Маркса и 3. Фрейда. Важное место в философии Э. Фромма занимает идея свободы. Свобода, считает он, есть возможность выбора между двумя альтернативами. Но степень свободы человека меняется в ходе жизни: чем чаще он принимает правильные решения, тем более он свободен. Тема 3. Философское учение о мире (2 часа) Категория бытия является центральной в структуре философского знания, так как выражает главную, сущностную характеристику любого предмета, явления, процесса — их способность быть. С этим всеобщим свойством любого объекта человек сталкивается сразу же, как только пытается понять себя и окружающий мир. Единство всего реально существующего философы обозначили категорией бытия как совокупной реальности. Выделяют основные формы бытия, которые различаются, но в то же время взаимосвязаны и взаимодействуют между собой: — бытие вещей, процессов, состояний; — бытие человека; — бытие духовное; — бытие социальное. Бытие вещей имеет следующие особенности: — существует вне сознания и независимо от человека, о нем мы — бесконечно в пространстве и во времени, но проявляет себя в ви — первично, предшествует появлению человека и отражается в его Бытие человека включает в себя как часть природное тело, для которого характерны как общие признаки с бытием вещей, так и внутренний мир человека, который философы определяют как душу, психику, сознание, мышление, идеальное и т.д. Таким образом, человек представляет собой единство тела и духа. Духовное бытие выступает как индивидуализированное и объективированное. Первое — это сознание индивида, с помощью которого он ориентируется в окружающем мире и размышляет о нем. Его результаты объективируются в духовной культуре в форме языка, обычаев, традиций, представлений о красоте и т.д. Это мир идей, включенный в ценностное бытие человека. Бытие общества выступает как единство материальной и идеальной действительности. Это природная среда, производительные силы, производственные отношения и т.д. Бытие конкретизируется в понятии материя, которое в переводе с латинского означает вещество. Материя - это то, что объединяет бесконечное многообразие мира. В древнегреческой философии таким объединяющим началом были огонь, вода, земля, воздух. В Новое время материя стала отождествляться с веществом, которое состоит из атомов. С середины XIX века материю философы стали определять как категорию для обозначения всей объективной реальности, существующей независимо от человека и отображаемую им с помощью ощущений. Это предельно широкое определение материи, атрибутами которой являются субстанциональность (субстанция (лат.) — сущность, то, что лежит в основе), неисчерпаемость, принципиальная неуничтожимость, движение, пространство, время. Современное естествознание выделяет различные уровни организации материи: уровень неживой материи, живой и социальной. Каждый уровень представляет собой систему. Система — это упорядоченное множество взаимосвязанных между собой элементов. Примером системы является молекула, которая состоит из атомов, определенным образом связанных между собой. Сегодня наука изучает два вида материи — вещество и поле, различие между которыми относительно и при известных условиях они могут переходить друг в друга. Вещество состоит из атомов, имеет постоянную массу покоя, его частицы находятся в состоянии механического движения. Поле — вид материи, заполняющий промежутки между макро - и микротелами. Его частицы не имеют постоянной массы покоя, а их движение осуществляется по законам, которые сформулированы квантовой механикой. Важным свойством материи является движение. Движение — это изменение свойств и состояний материальных систем. Существует два типа движения: 1) движение, не ведущее к изменению качества предмета; 2) движение, ведущее к изменению качества предмета. Выделяют следующие формы движения материи: движение в неживой природе (механическое, физическое, химическое); движение в живой природе (биологическое); движение в обществе (социальное). Многообразие форм движения получает единство через такие всеобщие формы, как пространство и время. Пространство - это протяженность и структурность материальных тел. К свойствам пространства относятся протяженность и трехмерность. Оно характеризуется симметрией, асимметрией, внешней формой и размером, местонахождением и т.д. Все эти свойства зависят от структуры и внешних связей объектов, характера взаимодействия с внешними полями. Время — это длительность существования материальных тел и последовательность смены состояний. Время одномерно, асимметрично, необратимо и всегда направлено из прошлого к будущему. Специфическими свойствами времени являются конкретные периоды существования объектов, одновременность событий, которая всегда относительна, ритм процессов, скорость смены состояний, темпы развития и т.д. Всеобщим свойством материи является отражение — способность материальных тел воспроизводить в своих внутренних изменениях воздействие других объектов. Выделяют отражение в неживой природе, в живой природе и психическое отражение. Сознание — это идеальное отражение действительности с помощью образов и понятий. Оно свойственно только человеку. Сознание многофункционально: обеспечивает жизнедеятельность человека и общества; дает возможность отрываться от материального мира, порождая идеальные образы; позволяет человеку идеально проигрывать действия, прогнозировать и предвидеть результаты дальнейшего развития как природных, так и общественных процессов. Высшим уровнем сознательной деятельности является самосознание - осознание человеком самого себя как чувствующего и мыслящего существа. Оно выполняет функции регулирования поведения и контроля. Сознание существует как в индивидуальной, так и в общественной форме. Общественное сознание представляет собой отражение общественного бытия, выраженное в науке, философии, искусстве, религии и т.д. Тема 4. Человек как философская проблема (2 часа) Человек - это понятие родовое, выражающее общие черты, присущие всему человеческому роду. Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид - homo sapiens. Человек — существо биосоциальное, включающее как социальные, так и биологические черты. Основными отличиями человека от животных являются следующие: человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Высокоорганизованные животные используют только естественные орудия (палки, камни); он осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность, тогда как животное в своем поведении подчинено инстинктам; в процессе деятельности человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые материальные и духовные блага и ценности; он обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и речью. Индивид - это каждый отдельный человек, которому, наряду с родовыми, присущи и индивидуальные черты. Например, природные задатки, психические свойства. Индивидуальность - это совокупность свойств и способностей, отличающих одного индивида от других, неповторимость каждого отдельного человека. Личность — это социальная характеристика человека. Она определяется мерой усвоения и развития человеком социального опыта. Личностью становятся в процессе социализации, которая осуществляется на протяжении всей жизни и представляет собой процесс воздействия на человека общества и его социальных структур. Познание - это процесс приобретения и развития знаний, их постоянное углубление, расширение и совершенствование. Объектом познания является реальная действительность, а субъектом сам человек. Познание развивается и совершенствуется в связи с общественной практикой - материальным освоением человеком окружающего мира. Практика является основой познания, целью познания и критерием истинности наших знаний о мире. В познании можно выделить две формы: чувственное и рациональное познание. К основным формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление. Ощущение — это элементарное отражение отдельных сторон и свойств предметов. Восприятие — это целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ряда ощущений. Представление — чувственный образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий. Рациональное познание осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений. Понятие — это логически обобщенный образ предмета. Из понятий строятся все логические рассуждения. Суждение есть логическая связь понятий. Это мысль, выраженная в форме предложения. Умозаключение ~ это вывод нового знания на основе сопоставления двух или более суждений. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и взаимообусловлены. Содержание знаний, не зависящее ни от субъекта, ни от человечества, называется объективной истиной. Ведущим критерием истины является практика — материальное освоение человеком окружающего мира. Важное место в духовно-практической деятельности людей занимает научное познание, которое отличает использование специально разработанных методов. Метод - это система приемов, правил и требований, которые применяет исследователь в ходе познавательной деятельности. В зависимости от уровня познания выделяют эмпирические и теоретические методы. Основными методами эмпирического уровня являются наблюдение, сравнение и эксперимент. К методам теоретического уровня познания относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, моделирование, гипотеза и т.д. Диалектика — это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В развитии диалектики можно выделить несколько этапов: 1. Наивно-созерцательная диалектика древних греков (см. разд. Античная философия). 2. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля. 3. Материалистическая диалектика К. Маркса. Первый закон диалектики (закон единства и борьбы противоположностей) указывает на источник развития. Борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на определенном этапе исчезновением старого и появлением нового. Второй закон диалектики - закон перехода количества в качество и наоборот. Он указывает на то, как происходит развитие и возникает новое. Третий закон диалектики - закон отрицания отрицания показывает, в каком отношении находятся старое и новое. Категории диалектики: Сущность и явление Единичное, особенное, общее Причина и следствие Случайность и необходимость Возможность и действительность Форма и содержание В ходе своей деятельности люди вступают в общественные отношения — относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Все общественные отношения можно разделить на материальные и духовные. Их принципиальное отличие в том, что материальные отношения складываются непосредственно в ходе практической деятельности людей, не проходя через общественное сознание. Духовные отношения возникают и формируются под влиянием общественного сознания. К ним относятся политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические отношения. Общество представляет собой сложную саморазвивающуюся систему — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, которая включает в себя четыре основные сферы жизни людей: экономическую — сферу отношений людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления; социальную сферу, которая представляет собой взаимосвязи социальных групп, слоев и общностей; политическую - сферу взаимодействия отдельных людей и социальных групп по вопросу государственной власти; духовную сферу, включающую в себя религиозные, нравственные, правовые и другие идеи, соответствующие им отношения и организации. Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Наиболее популярными являются три гипотезы происхождения общества, а следовательно, и человека: божественная, сторонники которой считают, что «Бог создал человека» и дал ему весь материальный мир и нравственный закон; космическая, по которой «инопланетяне создали людей» и манипулируют человечеством в своих лабораторных целях; естественная, согласно которой «труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей. Этой позиции придерживается сегодня большинство ученых.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |