Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия XX века




Философия XX века - это сложное духовное образование, для кото­рого характерны следующие черты:

— многообразие философских направлений и школ - идеализм и мате­риализм, антропологизм и натурализм, сциентизм и антисциентизм;

— плюрализм, активный диалог и взаимопроникновение различных философских школ и направлений;

— примирение марксистских и немарксистских направлений, отказ от взаимных обвинений;

— расширение круга философских проблем, актуальных для XX сто­летия (проблема развития науки и техники, глобальные проблемы чело­вечества, проблема кризиса духовности и т.д.).

Прагматизм (от греч. pragma — дело, действие) возник в США в 70-е годы XIX века. Основателем его был Ч. Пирс (1839-1914 гг.), который выдвинул следующую идею: новое философское мышление должно исходить из того, что всякое действие есть основная форма жизни человека и имеет не рефлектор­ный, а сознательный характер. Поэтому главным объектом должны стать механизмы сознания, которые обеспечивают действия. Задача познания — это не достижение объективного истинного зна­ния, а преодоление сомнения, которое затрудняет действия человека и переход к «устойчивому верованию».

Идеи Пирса развил другой американец У. Джемс (1842-1910 гг.), разработавший концепцию «радикального эмпиризма», суть которого заключается в отождествлении опыта и реальности.

Философия жизни появилась в 60—70-е годы XIX века и оказала большое влияние на последующее развитие философии XX века.

Идейные истоки философии жизни лежат в учении А. Шопенгауэра (1788-1860 гг.), главное сочинение которого «Мир как воля и представ­ление».

Воля - это недоступная познанию мистическая слепая сила, которая пребывает в живой и неживой природе и тождественна Вселенной. Мир - это воля к жизни. Он существует в сознании человека как представлние и без субъекта немыслим.

Воля - это злая сила, источник страданий. Человек ничего не может изменить в мире. Поэтому единственный способ спастись - это пода­вить свою индивидуальную волю, уйти в самосозерцание и аскетиче­ский образ жизни.

Настроения пессимизма и иррационализма А. Шопенгауэра воспри­нял другой немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900 гг.), который в работе «Воля к власти» выдвинул идею о том, что воля есть основа жизни, а мир — это вечное (без начала и конца) становление, в основе которого лежит борьба воль. Поэтому в мире нет ни единства, ни порядка, ни смысла.

Ф. Ницше резко критикует христианство, так как полагает, что хо­рошо лишь то, что формирует в человеке чувство силы, воли к власти, могущество. Плохо то, что идет от слабости. Христианство, утверждает он, это религия слабых, униженных, рабов. Оно проповедует ложные идеи: смирение, терпение, покорность, сострадание и подавляет волю к власти. Свой идеал христианство составило на ценностях, противопо­ложных инстинктам сохранения жизни.

Экзистенциализм (от лат. слова existentia — существование) — одно из популярных направлений в философии XX столетия. Его представи­телями в России были Н. Бердяев и Л. Шестов, в Германии - К. Ясперс и М. Хайдеггер, во Франции - Ж-П. Сартр и А. Камю.

Основным вопросом философии для экзистенциалистов является вопрос о том, что есть человек.

Центральной категорией экзистенциализма является категория экзи­стенции или существования. Это переживание субъектом своего бытия в мире.

Общество противостоит человеку. Оно нивелирует личность, превращает ее в винтик, отчуждает ее от самой себя. Поэтому экзи­стенциализм провозглашает ндивидуализм.

Важная идея экзистенциализма — идея свободы и «пограничной си­туации». Суть ее в том, что жизнь бессмысленна, в ней человек испыты­вает отвращение и страх. Поэтому он стремится к небытию, смерти как высшей свободе. Только бытие, которое свободно для смерти, дает су­ществованию цель и приводит экзистенцию к ее завершению.

На пути к смерти человек попадает в пограничную ситуацию. Это ситуация, когда он познает себя как нечто безусловное, как отмечает Ясперс, «становится тем, что он есть».

Одним из направлений философии XX века стал фрейдизм, осново­положником которого был известный врач, психолог и невропатолог 3. Фрейд. Обобщив опыт своей практической деятельности, он сформулировал целый ряд глубоко философских идей, которые изложил в работах «Толкование сновидений», «Психология бессознательного», «Я и Оно» и в других.

3. Фрейд утверждал, что природное начало в человеке (его либидо) находится в антагонизме с культурой. Культура основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и может существовать за счет сублимации — перевода энергии либидо к более высоким целям (игра, учеба, творчество и т.д.).

Прогресс культуры уменьшает степень человеческого счастья, уси­ливает чувство вины из-за растущего ограничения реализации природ­ных желаний. Культура живет за счет сублимации. Не человек выводит­ся у 3. Фрейда из культуры, а культура есть результат психических бес­сознательных влечений, а ведущими инстинктами человека выступают инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт.

Таким образом, 3. Фрейд абсолютизировал биопсихические факто­ры и недооценил социальные, связанные с обществом и культурой.

Основателем гуманистического психоанализа стал немецко-американский философ и психолог Э. Фромм. Его основные работы - «Бегство от свободы», «Иметь или быть», «Душа человека».

Философия Э. Фромма представляет собой синтез взглядов К. Маркса и 3. Фрейда. Важное место в философии Э. Фромма занимает идея свободы. Сво­бода, считает он, есть возможность выбора между двумя альтернатива­ми. Но степень свободы человека меняется в ходе жизни: чем чаще он принимает правильные решения, тем более он свободен.

Тема 3. Философское учение о мире (2 часа)

Категория бытия является центральной в структуре философского знания, так как выражает главную, сущностную характеристику любого предмета, явления, процесса — их способность быть. С этим всеобщим свойством любого объекта человек сталкивается сразу же, как только пытается понять себя и окружающий мир.

Единство всего реально существующего философы обозначили ка­тегорией бытия как совокупной реальности.

Выделяют основные формы бытия, которые различаются, но в то же время взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:

— бытие вещей, процессов, состояний;

— бытие человека;

— бытие духовное;

— бытие социальное.

Бытие вещей имеет следующие особенности:

— существует вне сознания и независимо от человека, о нем мы
знаем благодаря нашим органам чувств;

— бесконечно в пространстве и во времени, но проявляет себя в ви­
де конечных, возникающих и исчезающих вещей и процессов;

— первично, предшествует появлению человека и отражается в его
сознании.

Бытие человека включает в себя как часть природное тело, для ко­торого характерны как общие признаки с бытием вещей, так и внутрен­ний мир человека, который философы определяют как душу, психику, сознание, мышление, идеальное и т.д.

Таким образом, человек представляет собой единство тела и духа.

Духовное бытие выступает как индивидуализированное и объекти­вированное. Первое — это сознание индивида, с помощью которого он ориентируется в окружающем мире и размышляет о нем. Его результа­ты объективируются в духовной культуре в форме языка, обычаев, тра­диций, представлений о красоте и т.д. Это мир идей, включенный в ценностное бытие человека.

Бытие общества выступает как единство материальной и идеаль­ной действительности. Это природная среда, производительные силы, производственные отношения и т.д.

Бытие конкретизируется в понятии материя, которое в переводе с латинского означает вещество. Материя - это то, что объединяет бес­конечное многообразие мира. В древнегреческой философии таким объ­единяющим началом были огонь, вода, земля, воздух. В Новое время материя стала отождествляться с веществом, которое состоит из атомов. С середины XIX века материю философы стали определять как катего­рию для обозначения всей объективной реальности, существующей не­зависимо от человека и отображаемую им с помощью ощущений. Это предельно широкое определение материи, атрибутами которой являют­ся субстанциональность (субстанция (лат.) — сущность, то, что лежит в основе), неисчерпаемость, принципиальная неуничтожимость, движе­ние, пространство, время.

Современное естествознание выделяет различные уровни организа­ции материи: уровень неживой материи, живой и социальной. Каждый уровень представляет собой систему. Система — это упорядоченное множество взаимосвязанных между собой элементов. Примером систе­мы является молекула, которая состоит из атомов, определенным обра­зом связанных между собой.

Сегодня наука изучает два вида материи — вещество и поле, разли­чие между которыми относительно и при известных условиях они могут переходить друг в друга.

Вещество состоит из атомов, имеет постоянную массу покоя, его частицы находятся в состоянии механического движения.

Поле — вид материи, заполняющий промежутки между макро - и микротелами. Его частицы не имеют постоянной массы покоя, а их движение осуществляется по законам, которые сформулированы квантовой механикой.

Важным свойством материи является движение. Движение — это изменение свойств и состояний материальных систем. Существует два типа движения: 1) движение, не ведущее к изменению качества предме­та; 2) движение, ведущее к изменению качества предмета. Выделяют следующие формы движения материи:

— движение в неживой природе (механическое, физическое, хими­ческое);

— движение в живой природе (биологическое);

— движение в обществе (социальное).

Многообразие форм движения получает единство через такие все­общие формы, как пространство и время.

Пространство - это протяженность и структурность материальных тел. К свойствам пространства относятся протяженность и трехмер­ность. Оно характеризуется симметрией, асимметрией, внешней формой и размером, местонахождением и т.д. Все эти свойства зависят от струк­туры и внешних связей объектов, характера взаимодействия с внешни­ми полями.

Время — это длительность существования материальных тел и по­следовательность смены состояний. Время одномерно, асимметрично, необратимо и всегда направлено из прошлого к будущему. Специфиче­скими свойствами времени являются конкретные периоды существова­ния объектов, одновременность событий, которая всегда относительна, ритм процессов, скорость смены состояний, темпы развития и т.д.

Всеобщим свойством материи является отражение — способность материальных тел воспроизводить в своих внутренних изменениях воз­действие других объектов. Выделяют отражение в неживой природе, в живой природе и психическое отражение.

Сознание — это идеальное отражение действительности с помощью образов и понятий. Оно свойственно только человеку. Сознание многофункционально:

обеспечивает жизнедеятельность человека и общества; дает возможность отрываться от материального мира, порождая идеальные образы;

позволяет человеку идеально проигрывать действия, прогнозиро­вать и предвидеть результаты дальнейшего развития как природных, так и общественных процессов.

Высшим уровнем сознательной деятельности является самосозна­ние - осознание человеком самого себя как чувствующего и мыслящего существа. Оно выполняет функции регулирования поведения и контроля.

Сознание существует как в индивидуальной, так и в общественной форме. Общественное сознание представляет собой отражение общест­венного бытия, выраженное в науке, философии, искусстве, религии и т.д.

Тема 4. Человек как философская проблема (2 часа)

Человек - это понятие родовое, выражающее общие черты, прису­щие всему человеческому роду. Являясь частью природы, человек при­надлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид - homo sapiens. Человек — существо биосоциальное, включающее как социаль­ные, так и биологические черты.

Основными отличиями человека от животных являются следующие:

— человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Высокоорганизованные жи­вотные используют только естественные орудия (палки, камни);

— он осуществляет сознательную целенаправленную творческую дея­тельность, тогда как животное в своем поведении подчинено инстинк­там;

— в процессе деятельности человек преобразует окружающую дейст­вительность, создает необходимые материальные и духовные блага и ценности;

— он обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и речью.

Индивид - это каждый отдельный человек, которому, наряду с ро­довыми, присущи и индивидуальные черты. Например, природные за­датки, психические свойства.

Индивидуальность - это совокупность свойств и способностей, от­личающих одного индивида от других, неповторимость каждого отдель­ного человека.

Личность — это социальная характеристика человека. Она опреде­ляется мерой усвоения и развития человеком социального опыта.

Личностью становятся в процессе социализации, которая осуществ­ляется на протяжении всей жизни и представляет собой процесс воздей­ствия на человека общества и его социальных структур.

Познание - это процесс приобретения и развития знаний, их посто­янное углубление, расширение и совершенствование. Объектом позна­ния является реальная действительность, а субъектом сам человек.

Познание развивается и совершенствуется в связи с общественной практикой - материальным освоением человеком окружающего мира. Практика является основой познания, целью познания и критерием ис­тинности наших знаний о мире.

В познании можно выделить две формы: чувственное и рациональное познание. К основным формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление. Ощущение — это элементарное отражение отдельных сторон и свойств предметов. Восприятие — это целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ряда ощущений. Представление — чувственный образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий.

Рациональное познание осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений. Понятие — это логически обобщенный образ предмета. Из понятий строятся все логические рассуждения. Суждение есть логи­ческая связь понятий. Это мысль, выраженная в форме предложения. Умозаключение ~ это вывод нового знания на основе сопоставления двух или более суждений.

Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и взаимообу­словлены. Содержание знаний, не зависящее ни от субъекта, ни от человечества, называется объективной истиной.

Ведущим критерием истины является практика — материальное ос­воение человеком окружающего мира.

Важное место в духовно-практической деятельности людей занима­ет научное познание, которое отличает использование специально раз­работанных методов.

Метод - это система приемов, правил и требований, которые при­меняет исследователь в ходе познавательной деятельности.

В зависимости от уровня познания выделяют эмпирические и тео­ретические методы.

Основными методами эмпирического уровня являются наблюдение, сравнение и эксперимент.

К методам теоретического уровня познания относятся анализ, син­тез, индукция, дедукция, идеализация, моделирование, гипотеза и т.д.

Диалектика — это учение о наиболее общих законах развития при­роды, общества и мышления.

В развитии диалектики можно выделить несколько этапов:

1. Наивно-созерцательная диалектика древних греков (см. разд. Античная философия).

2. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля.

3. Материалистическая диалектика К. Маркса.

Первый закон диалектики (закон единства и борьбы противоположностей) указывает на источник развития. Борь­ба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на определенном этапе исчезновением старого и появлением нового.

Второй закон диалектики - закон перехода количества в качество и наоборот. Он указывает на то, как происходит развитие и возникает но­вое.

Третий закон диалектики - закон отрицания отрицания показыва­ет, в каком отношении находятся старое и новое.

Категории диалектики:

— Сущность и явление

— Единичное, особенное, общее

— Причина и следствие

— Случайность и необходимость

— Возможность и действительность

— Форма и содержание

В ходе своей деятельности люди вступают в общественные отно­шения — относительно устойчивые и самостоятельные связи между ин­дивидами и социальными группами. Все общественные отношения можно разделить на материальные и духовные. Их принципиальное от­личие в том, что материальные отношения складываются непосредст­венно в ходе практической деятельности людей, не проходя через обще­ственное сознание. Духовные отношения возникают и формируются под влиянием общественного сознания. К ним относятся политические, пра­вовые, нравственные, религиозные, эстетические отношения.

Общество представляет собой сложную саморазвивающуюся сис­тему — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, которая включает в себя четыре основные сферы жиз­ни людей:

— экономическую — сферу отношений людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления;

— социальную сферу, которая представляет собой взаимосвязи соци­альных групп, слоев и общностей;

— политическую - сферу взаимодействия отдельных людей и социаль­ных групп по вопросу государственной власти;

— духовную сферу, включающую в себя религиозные, нравственные, правовые и другие идеи, соответствующие им отношения и организа­ции.

Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

Наиболее популярными являются три гипотезы происхождения общества, а следовательно, и человека:

— божественная, сторонники которой считают, что «Бог создал чело­века» и дал ему весь материальный мир и нравственный закон;

— космическая, по которой «инопланетяне создали людей» и манипу­лируют человечеством в своих лабораторных целях;

— естественная, согласно которой «труд создал человека» и превра­тил стадо в культурное сообщество производителей. Этой позиции при­держивается сегодня большинство ученых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.