Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь языкознания с естественными науками

Место языкознания в системе наук

Место языкознания в системе наук. Связь языкознания с гуманитарными науками

 

Будучи наукой, о человеческом языке, языкознание тесно свя­зано с социальными научными дисциплинами, которые направ­лены на изучение человека и человеческого общества, а именно:

с историей, которая исследует процессы, связанные с изме­нением социальных структур общества и их воздействием на раз­витие языка, культуры, литературы, искусства;

с философией, связанной с языкознанием проблемами «сущ­ность языка», «язык и общество», «язык и сознание», «язык и культура», «соотношение понятия и значения в слове» и др.;

с антропологией через проблему происхождения человека и ранних этапов развития его языка;

с этнографией, среди проблем которой проблема функцио­нирования языка в обществах разного типа;

с археологией при изучении вымерших языков и определе­нии локализации и миграции их носителей;

с социологией, связанной с языкознанием такими вопроса­ми, как социальная природа языка, его иные функции, механизмы воздействия социальных факторов нa язык, роль язы­ка в жизни общества и др.

с грамматологией, наукой, занимающейся изучением письменности (греч. gramma 'письменный знак, черта') через проблему про­исхождения письма и алфавитов, основных этапов их развития;

с герменевтикой, наукой занимающейся изучением текстов, и частности, вопросами их построения и толкования (греч. germeneutike 'истолковательное искусство') через проблему расшиф­ровки и чтения текстов (по большей части древних);

с лингвистической поэтикой, исследующей языковые зако­ны построения художественных текстов, звуковую, синтаксичес­кую, стилистическую организацию поэтической речи;

с психологией через проблему «психология речи», связанную с механизмом речеобразования и восприятия речи, с психофи­зиологической речевой организацией человека;

с логикой, исследующей среди прочих вопрос соотношения языка и мышления.

 

Языкознание связано не только с гуманитарными науками, но и с естественными, а именно:

с математикой, позволяющей разрабатывать статистическую теорию языка, вычислять статистические характеристики речи методами математической теории информации;

с физикой, которая дает возможность решать технические за­дачи экспериментальной фонетики;

с биологией через проблему эволюции, реконструкции древ­нейших феноменов и их классификации, особенно сравнитель­но-историческое языкознание, поскольку методы реконструк­ции праиндоевропейского языка и его праформ и определения иремени его распада в языкознании оказались аналогичны сходным процедурам в молекулярной теории эволюции;

с медициной, которая на основании лингвистических данных изучает зоны и функции центральной нервной системы;

с психиатрией при анализе бессознательных речевых ошибок, паропсихолингвистических речевых нарушений, связанных с ум­ственной отсталостью, или речевых отклонений, связанных с нарушением сенсорных систем (у глухих или глухонемых) и др. воп­росов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №1. Тема: «Языкознание как наука» | Из истории языкознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.