Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №1. Тема: «Языкознание как наука»

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

По учебнику Вендиной Т.И. Введение в языкознание: учеб. пособие / Т.И. Вендина.- 2е изд., исп. и доп. – М.: Высшая школа, 2005. – 391с.

Тема: «Языкознание как наука»

Языкознание — это наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, а также об общих законах строения и разви­тия всех языков мира. В мире существует от 2,5 до 6 тысяч язы­ков (хотя народов по данным на 1983 г. около 1 тыс.),1 при этом распространение языков по земному шару очень неравномерно: на обширной территории Китая, например, говорят в основном на мандаринском наречии, а на о. Новая Гвинея и прилежащих к нему маленьких островах говорят на 1000 различных языков. При всех огромных различиях между языками они имеют и много общего. К таким признакам, объединяющим все языки мира, относятся, например, следующие:

1) каждый язык является достоянием отдельного коллектива (народа, нации), в связи, с чем любой язык (даже самый нео­бработанный) выполняет в жизни этого коллектива разные фун­кции, среди которых важнейшими являются две — быть средством познания и быть средством человеческого общения;

2) каждый язык состоит из звуков, произносимых человеком, с помощью которых формируются слова и выражаются мысли, поэтому любой язык имеет по крайней мере два коррелятивных класса образований — слово и предложение;

3) любое высказывание в том или ином языке членится на элементы, повторяющиеся в составе других высказываний;

4) каждый язык обладает набором таких повторяющихся элементов и правилами их соединения в высказывания.

Предметом языкознания являются такие сложные вопросы, как сущность языка, его происхождение и основные функции, соотношение языка и мышления, языка и объективной действи­тельности, типы языков, организация их языковых уровней,

Эта диспропорция между количеством языков и количеством народов, на них говорящих, постепенно увеличивается, кроме того, расхождение меж­ду общим числом языков вызвано трудностями разграничения языка и диа­лекта, в особенности, когда речь идет о бесписьменных языках. Общее же количество языков и диалектов на Земле достигает 30 тыс.

функционирование и историческое развитие, классификация языков и др.

Внутри языкознания условно можно выделить общее языкоз­нание и частное. Предметом изучения общего языкознания явля­ются общие законы организации, развития и функционирования языков. В рамках общего языкознания находится типологичес­кое языкознание, изучающее языки в сопоставительном аспекте с целью выявления общих закономерностей их развития и функ­ционирования. Типологическое языкознание устанавливает язы­ковые универсалии, т.е. положения, которые действительны для всех языков мира (т.н. абсолютные универсалии) или для их зна­чительного большинства (т.н. статистические универсалии).

К абсолютным универсалиям относятся, например, следую­щие: 1) во всех языках мира существуют гласные и смычные со­гласные (хотя соотношение их может быть разным); 2) в каждом языке речевой поток членится на слоги, среди которых обяза­тельно встретится структура «согласный + гласный»; 3) во всех языках мира есть имена собственные и местоимения; 4) в грам­матической системе любого языка различаются имя и глагол; 5) в каждом языке есть слова, передающие эмоции или команды че­ловека; 6) если в языке есть категория падежа или рода, то в нем есть и категория числа; 7) если в языке есть противопоставление роду у существительных, то оно есть и у местоимений; 8) если в языке определение стоит перед именем (как в словосочетании новый дом), то и числительное тоже будет стоять перед именем (один дом, первый дом); 9) на всех языках мира люди говорят пред­ложениями, при этом все языки различают вопросительные и утвердительные предложения; 10) во всех языках мира в предло­жении, как правило, имеется субъект действия и его объект, пред­мет и его признак, те или иные временные и пространственные отношения и т.д.

Из числа статистических универсалий можно привести, на­пример, такие: 1) в большинстве языков мира существует не ме­нее двух различающихся гласных (исключение составляет лишь язык аранта в Австралии, имеющий только один гласный); 2) в большинстве языков мира система местоимений имеет не менее двух чисел (исключением является один из австронезийских языков — яванский, в котором в местоимениях ед.ч. и мн.ч. не раз­личаются). Частное языкознание обращено к изучению отдельных язы­ков (например, русского, английского, китайского и др.) или группы родственных языков (например, славянских, романских и др.). Частное языкознание может быть описательным (синх­ронным < др.-греч. syn 'вместе' и chronos 'время', т.е. относящийся к одному времени), описывающим факты языка в какой-либо момент его истории (причем не только современный, но и взя­тый в каком-либо ином временном отрезке) или историческим (диахронным < др.-греч. dia 'через, сквозь' и chronos 'время', т.е. относящийся к движению во времени), прослеживающим раз­витие языка на протяжении большего или меньшего отрезка вре­мени (например, древнерусского языка на протяжении XII—XIII вв.). К диахроническому языкознанию относится и сравнитель­но-историческое языкознание, обращенное к изучению истори­ческого прошлого языков.

Языкознание как наука включает множество дисциплин, сре­ди которых:

1) дисциплины, связанные с изучением внутренней органи­зации языка, устройства его уровней (например, лексикология, грамматика);

2) дисциплины, связанные с изучением исторического раз­вития языка, с формированием его уровней (например, истори­ческая фонетика, историческая грамматика, историческая лек­сикология);

3) дисциплины, описывающие функционирование языка в обществе (социолингвистика, диалектология, лингвогеография), изучающие широкий комплекс проблем, отражающих соци­альную природу языка, его общественные функции, роль в жиз­ни общества и т.д.

4) дисциплины, занимающиеся комплексными проблемами, возникающими на стыке наук (психолингвистика, математичес­кая и инженерная лингвистика);

5) прикладные лингвистические дисциплины (эксперимен­тальная фонетика, лексикография, палеография, дешифровка неизвестной письменности и т.д.).

Языкознание изучает явления, принадлежащие различным языковым уровням. Уровни языка — это ярусы общей языковой системы. Обычно выделяют следующие языковые уровни: фонем­ный (или фонологический), морфемный (или морфологический), синтаксический и лексический (или лексико-семантический).

Фонемный уровень языка представляют следующие лингвис­тические науки:

фонетика — наука о звуковом уровне языка. Предметом ее изучения являются звуки речи во всем их многообразии, описа­ние их артикуляционных и акустических характеристик и пра-нил употребления в языке;

фонология — раздел языкознания, изучающий звуковую сто­рону языка, но с функциональной и системной точек зрения. Предметом изучения является фонема, ее фонологические при­знаки и функции;

морфонология — раздел языкознания, изучающий фонему как элемент построения морфемы. Предметом морфонологии является фонемная структура морфем, поведение фонем в тождественных морфемах (их варьирование, правила сочетаемости на стыках морфем и др. вопросы).

Фонетике, фонологии, морфонологии, описывающим звуковую сторону языка, противостоят семантически ориентиро­ванные разделы языкознания, изучающие значение как отдель­ного слова, так и целого класса слов, объединенных общностью грамматического или словообразовательного значения.

С лексическим уровнем языка связаны следующие науки:

лексикология — раздел языкознания, изучающий словарный состав языка и слово как его основную единицу, структуру лек­сического состава языка, пути его пополнения и развития, ха­рактер системных отношений внутри или между группами лек­сики;

семасиология, исследующая лексическую семантику, соотне­сенность слова с выражаемым им понятием и обозначаемым предметом действительности;

ономасиология, изучающая вопросы, связанные с техникой называния в языке, с членением мира в ходе познания его чело­веком.

Морфологический уровень языка описывают следующие науки: морфология, изучающая структуру слова, его морфемный со­став и формы словоизменения (классификацию систем форм словоизменения), части речи и принципы их выделения;

словообразование, описывающее строение слова, средства и способы его образования, условия появления и функциониро­вания в языке.

Синтаксический уровень языка представляет синтаксис — раздел языкознания, описывающий процессы порождения речи: способы соединения слов (и форм слов) в словосочета­ния и предложения, типы синтаксических связей слов и пред­ложений, т.е. те механизмы языка, которые способствуют фор­мированию речи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решение | Связь языкознания с естественными науками
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 15495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.