КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глобализация как тенденция мирового развития и теория
План:
Понятие глобализации.
Термин появился в 1980х гг в Гарвардской школе бизнеса и связ.с глоб.деятельностью ТНК. Эк.происхождение термина неслучайно: явл-е глоб-ии прежде всего начало проявляться в эк-ке.
Опр-е Оболенского: хотя феномен глоб-ии выходит из чистой экономики, все же количественным показателем гло-ии явл.опережающий рост товарообмена по ср-ю с мировым производством. Качественный показатель – усиление взаимосвязанности нац.экономик.
Среди др.аспектов глоб-ии: телекоммуникации, миграция, культурный обмен итд. -> множество опр-ий глоб-ии (больше 400).
Опр-е Богатурова - шесть признаков глоб-ии:
Опр-е Кулагина: Глоб-я во всех ипостасях обозначает проникновение транснациональных потоков через нац.границы с согласия принимающей стороны или без такового.
Ключевое понятие в опр-ии глоб-ии – взаимозависимость гос-в и обществ. Термин мб разделен на: взаимосвязанность (через потоки) и взаимоуязвимость (гос-в и народов). Признаки глоб-ии можно подразделить на:
Глоб-я противоречива! В ходе нее бедные страны становятся беднее, а богатые – богаче. Будучи противоречивым процессом, глоб-я обошла стороной целый ряд регионов мира 9глуб.периверия) и в основном затрагивает центр и полупериферию (неравномерность!).
Еще один признак глоб-ии – рост кол-ва негос.акторов. Однако гос-во остается важнейшим участником глоб-нных процессов.
Слабое место глоб-ии – вопрос о системе мироуправления: нельзя строить будущее с политич.инструментарием прошлого. Чтобы совладать с обществ.процессами, их надо дополнить наднациональными системами упр-я. Концепция Чумакова: уже происходит процесс формировании глоб.упр-я. Глоб.парламент – генассамблея ООН. Прообраз глоб.прав-ва – большая восьмерка. Возможная глоб.конституция – всеобщая декларация прав человека. Глоб.упр-е по Чумакову должна строиться на превалировании норм морали и права над нормами экономики и пол-ки (оч.спорно!).
Мир в усл-ях глоб-ии стал более хаотичным, чем при государственноцентричной Вестфальской системе!
Вклад в изучение глоб-ии (среди соц.наук): Философия, культурология, политология, глобалистика.
Этапы глобализации.
Начало глобализационных процессов…(экономические критерии) Бродель: 16-17 вв (связ.с эк.деятельностью Голладнии, ВБ и др). Чумаков: великие географич.открытия.
2 глобализационнных цикла:
2 вывода по периодизации:
Противоречия глобализации.
Социально-экономические: 150млн безработных Более 700млн частично-занятых. Многие в криминале! 1млдр неграмотных Постоянных рост числа мигрантов => «органическая недемократичность глобального универсума»
Осн.черты неолиберальной глоб-ии:
Неолиберальная модель не может обеспечить устойчивого и рационального развития отсталых стран. Двойные стандарты: развитые страны не считают себя обязанными следовать неолиб.рецептам.
Замедление темпов роста экономик стран центра: в 1960е прирост ВВП составлял 5%, то в 1990е он снизился до 2%.
Важный фактор становления неолиб.эк-ки – деятельность ТНК, которые за счет снижения гос.регулирования в развивающихся странах обеспечили себе свободный доступ на рынки этих стран.
«Вашингтонский консенсус» - неформальное соглашение о принципах деятельности и «правильной политике в отн-ии развивающихся стран».
Большинство развивающихся стран отказываются от защиты своих экономик, поскольку получает помощь от МВФ и развитых стран – вынуждены следовать их требованиям.
Иноземцев: в период Британского мира страны проявляли заботу о колониях (разработка алмазов в Африке) и движение капитала шло из метрополий в колонию. Американское видение глоб-ии основано на непоколебимой вере в оптимальный хар-р рыночного регулирования.
Социально-политические противоречия:
Оценки феномена глобализации в западной и отечественной науках.
Сущность и перспективы глоб-ии за рубежом очениваются неоднозначно. 4 напр-я:
Зарубежные глобалисты:
Российские оценки. Подходы: Секптический. Значительная часть интеллектуальной и пропагандистской элиты скептически оценивает совр.реалии глоб-ии. (Иноземцев)
Наиб.критике подвергаются постулаты:
Причины неприятия глоб-ии в российском экспертном сообществе связаны с ролью РФ в глоб.пол-ке и экономике. Доля РФ в мировых ВВП и торговле – менее 2%, в инновациях – менее 1%, в ядерном потенциале – около 50%.
Оптимистический подход. (Долгов, Шишков). Сторонников у него немного… Развитые страны развиваются быстрее, но периферия тоже не стоит на месте. Если бы не было глоб-ии, то разрыв между странами был бы еще больше.
3 подход (наиб.сбалансированный). (Богатуров) Доказывается неслияемость запада с незападом из-за глубоких культурно-цивилизационных различий между ними. 3 типа обществ по Богатурову:
Соц.функции конгламеративных обществ: они возникли как ответ на вестернизацию. Конгламеративный тип общества – инструмент приспособления традиционного общества. .09.12 - лекции не было (декан) Лекция 3; 27.09.2012; Современный мировой порядок, и его возможные перспективы в трудах российских ученых 1. Политические концепции современного миропорядка 2. Политика социологических концепций современного миропорядка 3. Политико-эк подход к перспективам современного миропорядка Начало современного миропорядка связано с 91 годом. Дальнейшая динамика - не столь очевидна) Отсюда - многообразие концепций, выдвигаемых по этому поводу. Типологизация концепций: · Характер акторов (государственные-негосударственные) · Механизмы властных отношений (политические/ экономические)
Политические концепции современного миропорядка Носят государственно-центричный характер. Отличаются колвом полюсов, образуемых наиболее влиятельными государствами. Отсюда выделяются 2 подгруппы: · Концепция многополярности, · Концепция 1-полярности Многополярность. Руководство РФ и КНР - современный мир многополярен - сформировалось в к 90-х под влиянием факторов: · В противовес претензиям США на мировое господство · Под влиянием усиления позиций РФ и проведения ею более самостоятельного, независимого от З курса · Резкое развитие других стран БРИКС Лавров: доказательства многополярности мира: 1. В условиях Г-ции ни у кого не хватит сил и ресурсов для проведения имперской политики. Причина - уплотнение М среды в современном мире. Среда становится более значимым фактором, чем политика отдельных гоств и опосредует их политику 2. Только коллективными усилиями в современном мире можно решить существующий комплекс глобальных проблем. 3. По поводу конфликтности многополярного мира, его хаотизации: 1-сторонние действия США привели к нарастанию конфликтности в МП. 4. Новые и старые центры силы соперничают м/у собой, в тч за доступ к ресурсам (пр - столкновения за Сенкаку) - но так было всегда, не только в многополярном мире. Ничего фатального в этом нет. 5. В мире формируется коллективное (неформальное) управление/ лидерство ведущих государств мира - Г8, Г20 (Global governance without global government) + ООН. Это позволяет приблизиться к управляемости миром. ТЗ ряда других международников на счет конфликтности в современном мире (косвенно - выражена Путиным): многополярность несет в себе противостояние. Путин - в мире сейчас велико применение военной силы. (С. Рогов - директор Института США и Канады и еще что-то…). По его мнению - конец 1-полярного мира -??вторженгие США в Ирак/ Афган Рогов - Предсказывал дестабилизацию на БВ, рост роли Ирана, продолжение модернизации ВС КНР, продолжение ядерной проги в Сев Кор, соперничество Индии и Китая (усиление конкуренции); вероятность возобновления противостояния м/у США и РФ существенно возрастет. (Если к власти в США придут республиканцы - вероятность этого прогноза велика (??))) С. Караганов («О революционном хаосе нового мира»): 9 пунктов хаотизации многополярного мира: 1. Перераспределение сил в экономике и по нарастающей в политике (пример - ЕС (недавние богачи) просит помощи у КНР) 2. Развертывание острой конкуренции за прир. Рес. Продовольствие, территорию, нарастание старой геополит. Борьбы на новой основе (пр - Сенкаку) 3. Распространение ядерного оружия(борьба становится затруднительной, т.к. распространяются уже другие виды ОМП, в которых не обоснованно был обвинен в свое время Ирак, Ливия… посмотрим, что будет с Сев Кор). В этих условиях морально-правовые аргументы против распространения ядерного оружия стали применяться нелегитимно. 4. Слабеют все созданные после 2 МВ М инсты глобального управления - ООН, МВФ, НАТО. В системный кризис попал ЕС 5. Рушатся старые правила «международного общежития»: уважение к суверенитету, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, а новых принципов М общежития на замену не приходит. 6. Рушатся традиционные моральные принципы в МП (Пр: СССР отступил от поддержки Кубы, США - Тунис (бывш. Почти светское гоство, почти оплот демократии) 7. Завуалированное словами о демократии борьба за сферы влияния. Главная цель политики - недопущение, чтобы Киев вошел в зону влияния РФ (уже ЕС это не скрывает)) 8. В военно-полит сфере - тоже все хаотично. В какой-то момент США предложила миру полное ядерное разоружение. Остальной мир, в т.ч. и Москва - единодушно поддержали эту идею, но США при этом предполагает, что при ликвидации ядерного оружия, их военное превосходство в мире сохранится благодаря более совершенному «классическому» вооружению. Но - фин. Возможностей у США для поддержания такого положения может не хватить -> отказ и укрепление ядерного потенциала + усиление ПРО 9. К геополитич. Хаосу добавляются революции (Арабская «демократическая» весна, сейчас - все превращается в хаос из авторитарных, но менее стабильных режимов) 10. Зачатки «Арабской весны» проглядываются на З и в РФ, мб соц. Взрыв. 11. Надвигается Системный кризис Зап. Демократии. Грядет эпоха авторитарных демократий (схож с режимом Де Голля (Фр), Черчилль (Анг), Эйзенхауэр (США) Вывод: все вышесказанное не исключает мировой войны. Началом может послужить беспокойство Израиля на угрозу Ирана + полномасштабный ответ Ирана + общая дестабилизация на БВ А. Коновалов: насколько небезопасно будет чувствовать себя Россия в многополярном мире, если он действительно сформируется. Большинство потенциальных полюсов многопло мира расположенв на границах или в непосредственной близости от РФ (КНР и ЕС). Они опережают РФ по эк показателям и по осознанию своей идентичности. В этих условиях РФ рискует оказаться в окружении полюсов, «притяжение» которых способно превысить прочность связей, скрепляющих РФ в единое государство (небезосновательно, если учесть ситуацию на ДВ и близость развития КНР с бедными ресурсами и плотностью населения). На западе опасность для Калининградской. -> феномен многополярности небезопасен для России в ее нынешнем положении.
Однопонярность Многополярность - мир полюсов, сопоставимых м/у собой по соответствующим потенциалам (пр: Европа 19 века). Однополярность - уход в отрыв по показателю совокупной мощи 1 государства или группы государств v На основе этого разделения, Богатуров -> концепция плюралистической 1-полярности (в печати - в 2004), актуальна и сейчас. Аспекты: 1. Структура группового лидерства 2. Правила поведения группового центра в современном мире 3. Механизмы регулирования миропорядка 1. - мировой лидер носит групповой характер (пр - Г8, т.е. США в плотном окружении партнеров). Но с начала 21 века - периодическая сегрегация партнеров США, так - ближе всего по интересам к США - Яп и Анг. А Фр и Герм - отдалились. РФ тоже взодит в эту группу лидеров, но избирательно, т.е. не по всем вопросам (РФ - партнер США по антитеррору, по др полит. Вопросам РФ дистанцируется от США и ко.) По Богатурову КНР в группу лидеров не входит. Спектр полит сотрудничества КНР-Г7 ограничен. В отношении Китая Богатуров: это играющая по правилам оппозиция, т.е. не ссорится с конкурентами, но и последователем США быть не намерен. 2. 2.1. - принцип гуманитарных интервенций (1-й пример - ввод въетнамских войск в Кампучию (сейчас - Камбоджи). Против режима Пол Пота. Там был Майистский провальный режим, были ужесные репрессии (3 млн человек!! Из 6 млн человек населения). Въетнамцы спасли Кампучию. Въетнамская армия была 1 из сильнейших в Азии, и введение войск в Кампучию вызвало опасения на З. США и НАТО стремятся добиться гум. Интервенций чз ООН. Это не всегда получается (например - бывш. Югославия - гум интерв в Боснии и Сербии (99) - во время гражданских войн - НАТО бомбили Краков и Косово, ООН не поддержало эту «гум интервенцию». Исключение - операция против Ливии, СовБез санкционировал эту операцию. Благодаря позициям КНР и РФ - совбез не одобряет ООН не одобрил действия РФ в 2008, но эти действия можно расценивать как гум. Интервенциядля защиты осетинов 2.2. принцип нелегитимности авторитарных режимов (лидеры суверенных гоств свергаются с постов и убиваются). Пр 1 - демократически избранный в Сербии Слободан Милошевич. Взят под стражу по М мандату Югославии - за нарушения прав человека в Косово. Настоящая причина - внешгнеполит антиамер курс. По схожим причинам - казнь Каддафи. Казнь Хусейна проведена согласно обвинению по множественным наружшщениям норм МП. Это проявление принципа избирательной легитимности правительств суверенных государств. И гум интервенции, и нелегитимность авторитарных режимов идут вразрез с принмципом невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Последний принцип - оспаривается Г7. Но не всеми - Герм и Фр были против интервенции в Ирак. + в ООН поддержка не всегда оказывается этим интервентам)) 2.3. расширение мотиваций интервенций в начале 2000-х. Введены еще интервенции возмездия и интервенции превентивного вмешательства. Возмездия - наказание стран за какие-то действия. Пр: 2001-2002 - война в Афгане против талибов за укрывательство тер. Сети Бен Ладена (это еще можно как-то оправдать). Ранее, возмездия совершал Израиль - авиарейды на юг Ливана, где были боевики, совершавшие теракты против Израиля. Турция - военные рейды на территории Иракского курдистана (курды ведут борьбу против турецких властей). ПревентивноеВмешательство - Ирак (биологич. Оружие) За минувшие 20 лет лидеры попытались дополнить правила и принципы миропорядка за счет новых норм. Ни 1 из нововведений не может считаться в полной мере легитимным. Но они уже оказали и будут оказывать практическое влияние на МП. 3. ООН (нуждается в серьезном реформировании, авторитет невысок, серьезный изъян в способности регулировать процессы в совр. Мире - отсутствие собственных ВС у ООН, миротворч. Операции - за счет комплектования их из ВС суверенных гоств, контингенты - под управлением национальных правителтьств); члены Г7 и НАТО (структура Г7 и Нато во многом совпадают; этот альянс имеет ряд преимуществ по отношению к ООН - 1-родны по соц. Структуре, полит. Режимам итп, имеют мощные ВС) v Концепция нового колониализма - Иноземцев, Караганов - концепция реалистична по оценкам, но идеалистичяна по выводам и взглядам на перспективы миропорядка. Она переворачивает мир-системную теорию Марксизма таким образоч, что основной угрозой современному мироустройству оказываются не гоства-центры, а гоства-периферии. Суть: в мире есть «падающие» и несостоявшиеся гоства (failing & failed): Африка, Азия, экс-СССР, центр. Азия - всего - около 30 гоств (1/6 всех гоств мира). Эти гоства недееспособны. У них феодальная С с элтами родоплеменного уклада. У них сырьевые экономики. История не знает примеров успешных перестроек сырьевых экономик в условиях высоких цен на мир ресурсы. Шансы саморазвития = 0. Гум помощь не дает эффекта. Из этих стран происходит угроза для центра, т.к. там - тер. Группировки, оттуда - массовые миграции из центра, нищее население, в странах - грязное производство и др. è Управление падающими и несостоявшимися гоствами - залог укрепления полит стабильности в мире. Действующие инструменты мироуправления непригодны для того, чтобы поднять эти гоства. ООН во многом состоит из самих этих стран, а НАТО с трудом справляется в Афгане, вышел из Ирака, но ситуация там итак очень тревожная. Предпосылки концепций реалистичны, указывают на действительную проблемку, а решение - идеалистическое. 2 варианта: 1. отгораживание центра от периферии (неполиткорректно!!))) - эт-ты такого подхода уже просматриваются в политике - ужесточение миграц политики, энергосберегающие технологии, лишающие периферию ее конкур. Преимуществ, концентрация Европы на ее проблемах.По-видимому, полное отгораживание нереалистично, даже отсталые гоства - в орбите общего миропорядка. 2. ведущие и наиболее развитые гоства д. навязать неблагополучным элементарный порядок, взяв их под свое коллективное управление. М-правовая основа этого внешнего управления: надо вернуться к исходному варианту устава ООН, в котором не предусматривалось право наций на самоопределение (тот устав писался еще в 44-45, тогда еще был колониализм) + надо прописать процедуру исключения страны из членства в ООН. Инструменты давления - эк и мб военные. В ряде случаев - допускается введение статуса подмандатной территории (почти колония т.е.) Если это все будет претворено в жизнь - произойдет отказ от демократизации МО… концепция вряд ли воплотится в жизнь, т.к.: 1. история не знает обратного хода, т.е. вряд ли будет возврат к колониализму 2. центр не столь консолидирован для выполнения столь амбициозных задач 3. всех ресурсов мира достаточно для поддержания благосостояния только в нескольких десятках стран развитого мира. Если надо кого-то подтягивать - развитым придется опускать свои стандарты.
Политика социологических концепций современного миропорядка Акцент на влияние негос акторов в совр мире. v Концепция глобального гражданского общества Кременюк - ГГО - переход от С индивидуальных гоств Вестфальской С к С во многом управляемой наднациональными и транснациолнальными инстами, регулирующими отношения м/у гоствами Слабость концепции - основные акторы МП - государства. Позитивная сторона ГГО - акцент на глобальном управлении. Другие видные представители: Мунтян, Чумаков (концепция глобального управления, входит в понятия ГГО) ГГО ограничено в пространстве, есть регионы, где отсутствует даже внутреннее ГО: Африка, афган, Бирма идр. Элты наднациональной и неправительственной сферы существовали и до 90-х. В 90-е увеличились масштабы деятсти М инстов и оргций, рост их числа. Причина становления ГГО - рост ГП и ГПр, требующих новых форм регулирования. v Концепция новой биполярности Коновалова Есть еще и старая биполярность - холодная война м/у 2 группами государств. Новая - 2 полюса, один - конструктивный, другой - деструктивный. Конструктивный - государства и негос акторы, руководствующиеся нормами МП. Деструктивный - гоства и негос акторы. Не признающие никаких органичений в достижении своих целей. Деструктивный менеее многочислен, преджставлен: Сев Кор, Иран, Сомали, негос акторы типа теров, мафии, наркобаронов. Слабость концепции: конструктивный полюс по Коноваловы д. ограничивать деятсть деструктивного. Но первый сам по себе лишен консолидации для осуществления целенаправленных действий против деструктивного. v Концепция нового средневековья Распространена на З и в Р. Видный представитель - Г.Мирский. 3 тенденции в совр. Мире, позволяющие говорить о возникновении этого феномена 1. из средневековья вернулась децентразлизация С управления; хаотичность противоборствующих групп власти. Особенно явно проявляется наа пространстве 3 мира - Лат Ам, тропич. Африка (банановые республики)), образование локальных Ц силы в развитых гоствах, бросающие вызов центру - это сепаратисты вроде басков, Косово, ЮОсетии, Абхазии, Сицилия 2. Наблюдается отход от общепринятых мер поведения, основанных на ценностях эпохи просвещения. 18 и 19 века во время межгос войн, как правило, погибали солдаты, не мирные. А современные войны - пр.: Цхинвал + терроризм (уже давнее явление, пр - народовольцы (но - убивали только цель, если угроза была и для семьи цели, они могли в последний момент отказаться от теракта). В современном мире такого нет. 3. 21 век - век этноконфессиональных конфликтов, которые были широко распространены в 18 и 19, но были заморожены в период холодной войны. Сейчас - возобновление на более глубоких основаниях, чем полит-идеологич противостояние Хол войны.
Политико-эк подход к перспективам современного миропорядка Инст МирЭк и МО РАН - прогноз рейта стран к 2020. Критерий - ВВП. 1. КНР (23% ВВП мира) 2. СШа (18% мирового ВВП) 3. Индия (8,4%) 4. Япония (4,6%) 5. РФ (3,2%) 6. Германия (2,9%) 7. Бразилия (2,4%) Прогноз национального совета ЦРУ США - рейт к 2025. Критерий - совокупность ВВП, численность, уровень технологий, расходы на ОПК итп 1. США 2. КНР 3. ЕС 4. Индия 5. Япония 6. РФ 7. Бразилия Г. Явлинский - к 2035 мир станет биполярным, и полюса будут образовывать США и КНР. Перспектива РФ и КНР - в объединении, чтобы противостоять двум сверхдержавам. Выводы: 1. Еще в середине 18 века на долю КНР и Индии приходилась половина мирового ВВП. Затем Запад ушел в отрыв. В Сер 20-го на долю КНР и Индаа - только 5 % ВВП мира, но сейчас центр мир эк развития опять смещается в Азию. 2. США утратит роль единственной сверхдержавы, но сохранят 1 место по совокупности эк, военных, технич, полшит ресурсов. По прогнозу ИМЭМО ран по ВВП на душу США увеличат отрыв от др. лидеров. Потреб рынок СШа останется крупнейшим в ммире + США останется лидерами в НТП 3. по отдельным ИКТ - Юж Кор, КНР, Индия уже перешли от догоняющего развития к лидирующему. Помимо этого - ИМЭМО - возрастает роль 3 коалиций на фоне развития отдельных стран. Наиболее консолидирован - ЕС, но его доля в ВВП мира будет уступать другим блокам. Менее консолидировано - НАФТА, но по ВВП будет превосходить ЕС. Наиболее крупное по ВВП и наименее интегрированная коалиция М. сложиться в В Азии на базе АСЕАН, если к ней присоединятся КНР, Яп и Ю Кор. На долю этой группировки придется 30% ВВП мира. Этим группировкам сильно уступает МЕРКОСУР с Бразилией во главе. Роль региональных эк блоков в МЭ неопределена. Они сыграют роль подготовит этапа глобальной эк интеграции либо станут альтернативой глоб интеграции.
04.10.12
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |