Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативно-правовые основы социальной реабилитации инвалидов

Реабилитация инвалидов – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Ограничение жизнедеятельности — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам. Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: – общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью. Наиболее важными из потребностей инвалидов являются следующие: в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности; в передвижении; в общении; в свободном доступе к социально-бытовой, культурной и др. сферы; в образовании; в трудоустройстве; в комфортных бытовых условиях; в социально-психологической адаптации; в материальной поддержке. Удовлетворение перечисленных потребностей – непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем.

Инвалидность – это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах. Вследствие этого инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, намного выше потребности в медицинском и социальном обслуживании, невысока возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало со средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым меньшинством. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, инвалиды нередко даже имея все потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать потому, что остальные сограждане не хотят общаться с ними, предприниматели опасаются принимать на работу инвалида зачастую просто в силу устоявшихся негативных стереотипов. Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями. В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.

Иными словами, инвалидность – это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Инвалидность – не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе.

На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены.

Медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях. Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов. Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными.

Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности, в том числе и людей с различными ограничениями. Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами. Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1. По возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы и т. д. Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п. Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок, то потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции и т. п. Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники.

Каждый инвалид нуждается в реабилитации, которая позволила бы ему восстановить и поддерживать способность к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности, сформирование утраченные навыки независимого существования, самообслуживания.

Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Основными принципами реабилитации инвалидов являются:

♦ государственный характер гарантий соблюдения прав инвалидов в области медицинской, профессиональной, социальной реабилитации;

♦ приоритет интересов инвалидов при осуществлении реабилитационных мероприятий;

♦ общедоступность системы реабилитации на основе учета физических, психофизиологических, социальных особенностей инвалидов;

♦ многообразие форм и методов реабилитации на основе системного подхода при их осуществлении;

♦ государственно-общественный характер управления системой реабилитации инвалидов.

При реализации принципов реабилитации инвалидов учитывается структура их потребностей, уровень притязаний, круг интересов, а также национальные, территориально-географические и социально-экономические особенности и возможности региона.

Инвалиды имеют право на все виды реабилитации (медицинскую, профессиональную и социальную). Реабилитация инвалидов осуществляется с их согласия. Инвалид или его законный представитель имеют право отказаться от того или иного вида, формы, объема, сроков проведения реабилитационных мероприятий, а также от реализации реабилитационной программы в целом. Отказ инвалида должен быть формально зарегистрирован.

Основным механизмом осуществления реабилитации инвалидов является индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР), которая учитывает индивидуальные потребности инвалида и разрабатывается с его участием.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида – разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

По действующему положению индивидуальная программа реабилитации инвалида по любому разделу реабилитации разрабатывается сроком на один год.

Общими принципами формирования данной программы являются:

♦ индивидуальность;

♦ непрерывность;

♦ последовательность;

♦ преемственность;

♦ комплексность.

Индивидуальность реабилитации означает необходимость учета конкретных условий возникновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума.

Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий. В противном случае происходит резкое снижение их эффективности.

В то же время необходимо соблюдать определенную последовательность в проведении реабилитации, диктуемую особенностями течения заболевания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.

Преемственность этапов реабилитации заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. В основном различают следующие этапы реабилитации: экспертная диагностика и прогнозирование, формирование и реализация индивидуальной программы реабилитации, динамический контроль над отдельными результатами реабилитации.

Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учета на всех его этапах многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных т.д.

Реабилитация инвалидов включает в себя:

♦ медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования;

♦ профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;

♦ социальную реабилитацию инвалидов.

Социальная реабилитация в свою очередь включает следующие направления:

1.Социально-средовая ориентация – система и процесс определения структуры наиболее развитой социально-бытовой и профессиональной функции инвалида с целью подбора на этой основе общественной семейно-общественной деятельности, а также при необходимости адаптации среды к его психофизиологическим возможностям.

Социально-средовая ориентация включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жи­лище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, соци­альные группы, рынок труда и т.д.). Особую категорию "объектов" обслужива­ния социальными работниками представляет семья, в кото­рой имеется инвалид, либо пожилой человек, нуждающийся в посторонней помощи. Семья такого рода является микросредой, в которой живет нуждающийся в социальной поддержке человек. Он как бы вовлекает ее в орбиту обостренной потребности в социальной защите. Для более эффективной организации социального обслуживания социальному работнику важно знать причину инвалидности, Принадлежность инвалида к той или иной группе связана с характером льгот и привилегий. Роль социального работника состоит в том, чтобы, опираясь на осведомленность в этом вопросе, способствовать реализации льгот в соответствии с существующим законодательством. При организации работы с семьей, имеющей инвалида, для социального работника важно определить социальную принадлежность этой семьи, установить ее структуру, (полная, неполная). Значение указанных факторов очевидно, с ними связа­на методика работы с семьей.

2.Социально-бытовая адаптация – система и процесс определения и подбора оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов.

Установлено, что наибольшая нуждаемость обследован­ных семей с инвалидами касается социально-бытовых услуг. Это объясня­ется тем, что нетрудоспособные члены семей ограничены в своей подвижности, поэтому нуждаются в постоянном постороннем уходе. Наиболее уязвимыми с точки зрения социальной защиты являются оди­нокие нетрудоспособные граждане, которые нуждаются в доставке продуктов и медикаментов, уборке квартиры, прикреплении к центрам социального обслуживания и т.д.

Социально-бытовая адаптация включает в себя различные мероприятия, к которым относятся информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации инвалидов, обучение инвалида самообслуживанию, адаптационное обучение семьи инвалида, обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации, организация жизни инвалида в быту (архитектурно - планировочное решение проблем адаптации жилого помещения к потребностям инвалида), обеспечение техническими средствами реабилитации для оснащения жилища, для бытовой, а так же обеспечение техническими средствами реабилитации для активного и пассивного перемещения).

3.Социально-психологическая реабилитация – процесс восстановления (формирования) способности инвалида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, а также владение навыками общения.//

Отражает как личностно-психологическую ориента­цию самого инвалида, так и эмоциональ­но-психологическое восприятие пробле­мы инвалидности обществом. Инвалиды и пенсионеры относятся к кате­гории так называемого маломобильного населения и явля­ются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами их физиче­ского состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутству­ющей соматической патологии и с пониженной двигатель­ной активностью, характерными для большинства предста­вителей старших возрастов. Кроме того, в значительной сте­пени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирую­щего их отношение к обществу и затрудняющего адекват­ный контакт с ним. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результате непри­способленности окружающей среды для инвалидов. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, разви­тию депрессии, изменениям поведения.

4.Социокультурная реабилитация.

Включает в себя комплекс мероприятий (услуг), осуществляемых в интересах инвалидов и направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, с использованием средств культуры, искусства, творчества. Эффективное использование этих средств в процессе реабилитации инвалида способствует формированию у него духовно-нравственных и социальных установок, чувства уверенности в жизни, обеспечивающих корректирующее и восстанавливающее воздействие на здоровье и мотивацию независимости в различных сферах жизнедеятельности.

В процессе социокультурной реабилитации инвалиды используют свой интеллектуальный, творческий, художественный потенциал не только для своего блага, но и для обогащения всего общества. Существенное влияния социокультурная реабилитация может оказать на инвалидов всех возрастных групп, но особое значение она имеет для детей инвалидов и молодых инвалидов. В отношении этой категории лиц главная задача этого реабилитационного направления деятельности - приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничному развитию на основе включения в прекрасный мир искусства, культуры, творчества.

Основные направления социокультурной реабилитации инвалидов:

1) Просветительское - устранение недостатков существующего отношения общества к инвалидам и инвалидов к обществу, изменения нравов, политики, быта, ментальности в данной сфере межличностных и социальных отношений.

2) Досуговое - организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей инвалидов путём содержательного наполнения свободного времени инвалидов и членов их семей.

Таким образом, социокультурная реабилитация способствует становлению социальной личности, её успеху, что, безусловно, определяется усвоением отечественной и зарубежной культуры и искусства, навыков творческого освоения действительности, активным участием в социокультурной деятельности в личных и общественных интересах. Также данное направление социальной реабилитации является средством развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения личной самооценки, возможности творческого самовыражения. Это один из способов приобщения людей с инвалидностью к активной жизни общества, замечательный способ изменить позицию общества к инвалидам и инвалидов к обществу, один из путей гуманизации общества в целом.

 

 

Конституция Российской Федерации принятая 12 декабря 1993 года провозглашает страну социальным государством, главной задачей, которого является создание равных возможностей для всех членов общества. Это подразумевает проведение социальной политики, направленной на признание за каждым человеком права на такой жизненный уровень (включая одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также права на социальное обеспечение в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости или вдовства. Данный подход закреплен и в статье 25 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.)

Общие права инвалидов сформулированы в Декларации «О правах инвалидов», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1975 г:

- «Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства»;

- «Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»;

- «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность»;

- «Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»;

- «Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации».

Приняты фундаментальные законодательные акты, регламентирующие оказание помощи инвалидам и в России. В июле 1992г. Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.

Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют федеральные законы от 10 декабря 1995 года №195 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995 года №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В Федеральном Законе №195 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др.

Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств

Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности

Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях, с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора.

Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:

♦ социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

♦ полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;

♦ стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;

♦ срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.)

♦ социальная, социально-психологическая, медико-социальная консультационная помощь.

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. Понятно, что администрации этих регионов страны не в состоянии обеспечить не только оплату социальных услуг для пожилых и инвалидов, но и социальные пособия по безработице, бедности и другие, предусмотренные законодательством. Все население этих регионов от мала до велика, получает доход ниже прожиточного минимума и нуждается в социальных пособиях. Все расходы на оплату социальных услуг пожилым и инвалидам вынуждены брать на себя федеральные органы.

В России организована широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями. Человек, у которого диагностированы ограничения, может получить подтверждение статуса инвалида. Такой статус позволяет ему получать определенные социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство реабилитации (протезы, коляску или слуховой аппарат), скидки по оплате жилья, санаторные путевки.

Получение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации — основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудоустройству, направления на лечение.

Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, утвержденный 24 ноября 1995 г. за № М 181, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в России, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Следует отметить три принципиальных положения, составляющих основу Закона:

Первое — это наличие у инвали­дов особых прав на определенные условия для получения образования; обеспечение средствами передвиже­ния; на специализированные жи­лищные условия; первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного стро­ительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, и другие. Например, жилые помещения бу­дут теперь предоставляться инвали­дам, семьям, имеющим детей-инва­лидов, с учетом состояния здоровья и других обстоятельств. Инвалиды имеют право на дополнительную жилплощадь в виде отдельной ком­наты в соответствии с перечнем за­болеваний, утвержденным прави­тельством РФ. При этом она не счи­тается излишней и подлежит опла­те в одинарном размере. Или другой пример. Вводятся особые условия для обеспечения за­нятости инвалидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов; установление квот для приема на работу инвалидов, в частности, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек (квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3%). Общественные объединения инвалидов и их предприятия, организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов

Второе немаловажное положение — это право инвалидов быть актив­ными участниками всех тех процес­сов, которые касаются принятия решений относительно их жизнеде­ятельности, статуса и т.д. Теперь федеральные органы исполнитель­ной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ должны при­влекать полномочных представите­лей общественных объединений ин­валидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в су­дебном порядке.

Третье положение провозглаша­ет создание специализированных государственных служб: медико-соци­альной экспертизы и реабилитации. Они призваны формировать систе­му обеспечения относительно неза­висимой жизнедеятельности инва­лидов. При этом среди функций, возлагаемых на государственную службу медико-социальной экспер­тизы, выделяются такие, как определение группы инва­лидности, ее причин, сроков, вре­мени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; опреде­ление степени утраты профессио­нальной трудоспособности лиц, по­лучивших трудовое увечье или проф­ессиональное заболевание; уровня и причин инвалидности населения и др.

Закон обращает внимание на ос­новные направления решения про­блем инвалидов. В частности, в нем говорится об их информационном обеспечении, вопросах учета, отчет­ности, статистики, потребностях ин­валидов, о создании безбарьерной среды жизнедеятельности. Создание реабилитационной индустрии как промышленной базы системы соци­альной защиты инвалидов предпол­агает производство специализиро­ванных средств, облегчающих труд и быт инвалидов, предоставление со­ответствующих реабилитационных услуг и при этом частичное обеспе­чение их трудовой занятости.

В данном документе говорится о создании комплексной системы многопрофильной реабили­тации инвалидов, включающей ме­дицинский, социальный и профес­сиональный аспекты. Затрагиваются и проблемы подготовки професси­ональных кадров для работы с ин­валидами, в том числе и из самих инвалидов. Законом определена комплексная реабилитация инвалидов как одно из важнейших звеньев в системе социальной защиты этих граждан.

Основным механизмом осуществления реабилитации инвалидов является индивидуальная программа реабилитации инвалида. Правовой основой формирования данной программы являются выше названный Федеральный закон, а также ряд нормативных документов, принятых в целях реализации этого закона:

- «Положение о признании лица инвалидом» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 965);

- «Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 965);

- «Примерное положение об Индивидуальной программе реабилитации инвалида» (утверждено постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. № 14).

Согласно п. 22 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г. №965 в случае признания лица инвалидом специалистами учреждения, проводившими медико-социальную экспертизу, в месячный срок со дня признания лица инвалидом разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР). В этой программе указываются виды, формы рекомендуемых мероприятий, объёмы, сроки, исполнители, ожидаемый эффект. Она является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 11 того же закона).

Грамотное оформление индивидуальной программы реабилитации предоставляет инвалиду широкие возможности для ведения им независимой жизни. Должностные лица, так или иначе связанные с разработкой и выполнением программы, постоянно должны иметь в виду, что ИПР - это набор оптимальных для инвалида мероприятий, направленных на максимально полную его интеграцию в социо-культурную среду.

Согласно Федеральному Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «Примерному положению об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» разработка индивидуальной программы реабилитации и контроль за её исполнением возложена на учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.

Права инвалида на реабилитацию регулируются также и другими правовыми актами, основными из которых являются:

- Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (от 22 марта 1996 г.);

- Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 13 января 1996 г.);

- «Примерное положение о реабилитационном учреждении» (приложение к постановлению Минтруда России, Минздрава России, Минобразования России от 23 декабря 1996 г. № 21/ 417/515).

Помимо федеральных законов существуют также региональные документы, направленные на социальную защиту людей с ограниченными возможностями. Вопросы реабилитации и социальной интеграции инвалидов находятся под постоянным контролем Правительства края и администраций муниципальных образований. Правительство края постоянно ведет работу по созданию условий для реализации прав и льгот инвалидов, предусмотренных федеральным законодательством, а также по обеспечению мер социальной поддержки, установленных краевой целевой программой «Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан», которая разрабатывается ежегодно. Так, за счет краевого бюджета малоимущим инвалидам производится оплата за обучение в учреждениях профессионального образования края и компенсация расходов по проезду к месту обучения. Инвалиды приобретают льготные проездные билеты на городской транспорт, пользуются бесплатным проездом на автомобильном междугороднем транспорте по социальным нуждам, получают средства реабилитации, не вошедшие в Федеральный перечень, а также другие льготы и услуги, предусмотренные краевым законодательством.

Неотъемлемой частью реабилитационного процесса лиц с ограниченными возможностями является профессиональное образование. С целью совершенствования профессиональной подготовки лиц из числа инвалидов разработан план совместных мероприятий министерства образования, министерства социальной защиты населения, министерства здравоохранения и службы занятости населения по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов, имеющих нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата на 2007-2010 годы.

Законом Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, и семей, имеющих детей" определены меры социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов проживающих на территории Хабаровского края. В соответствии с этим документом инвалиды имеют право на внеочередную установку телефона с последующей компенсацией в размере 50 процентов произведенных расходов по его установке (малоимущим: инвалидам I группы всех категорий, инвалидам II группы (по рекомендации медико-социальной экспертизы); малоимущим семьям, имеющим детей-инвалидов до 18 лет (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов); обеспечение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, в том числе издаваемой на магнитных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, в краевых образовательных учреждениях и библиотеках.

Членам малоимущих семей, проживающим совместно с инвалидами с детства, достигшими совершеннолетия, предоставляются меры социальной поддержки в виде:

1) 50-процентной скидки на оплату жилья (в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законодательством края) независимо от вида жилищного фонда;

2) 50-процентной скидки на оплату за пользование коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления, установленных Правительством края), подвоз воды, пользование коллективной телевизионной антенной независимо от вида жилищного фонда.

Для совершенствования социального обслуживания населения расширен Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых в крае гражданам пожилого возраста и инвалидам, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, безнадзорным детям учреждениями социального обслуживания, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 26 апреля 2005 года № 38-пр «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, безнадзорных детей на территории Хабаровского края». Помимо гарантированных государственных услуг, в постановлении определены порядки и условия социального обслуживания и социально-медицинского обслуживания на дому или в специальном стационарном учреждении (отделении), полустационарного социального обслуживания. Согласно данному документу специализированные отделения помощи людям с ограниченными возможностями создаются в краевых государственных учреждениях - центрах социальной поддержки населения, а не при органах социальной защиты населения.

В целях обеспечения инвалидов средствами реабилитации, не вошедшими в федеральный перечень (медицинские многофункциональные кровати, сиденье для ванны, скамейка для входа ванну, часы для слабовидящих и слепых, слухоречевой тренажер и др.), инвалиды и неработающие граждане пожилого возраста без группы инвалидности обеспечиваются через органы социальной защиты населения края реабилитационными средствами различного ассортимента в соответствии с Перечнем средств реабилитации, утвержденным постановлением Губернатора Хабаровского края от 29.03.2006 № 68 "Об обеспечении средствами реабилитации инвалидов и неработающих граждан пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае". Различные виды социально-бытовых, социально-медицинских, правовых услуг предоставляются инвалидам в комплексных центрах социального обслуживания и реабилитационных центрах инвалидов.

Таким образом, с учетом современ­ного понимания инвалидности предме­том внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нару­шения в организме человека, а восста­новление его социально-ролевой фун­кции в условиях ограниченной свобо­ды. Основной акцент при решении про­блем инвалидов и инвалидности смеща­ется в сторону реабилитации, опираю­щейся, прежде всего, на социальные ме­ханизмы компенсации и адаптации. Поэтому смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восста­новлению способностей человека к бытовой, общественной и профессио­нальной деятельности на уровне, соот­ветствующем его физическому, психологическому и социальному потенциа­лу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной мно­гопрофильной реабилитации, как про­цесса и системы, является предоставле­ние человеку с анатомическими дефек­тами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможно­сти относительно независимой жизне­деятельности. С этой точки зрения ре­абилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функ­цию по отношению к инвалидности. Все реабилитационные мероприятия подкрепляются действующей нормативно-правовой базой. Действующее в настоящий момент законодательство не представляет застывшей собой структуры. Как на уровне федерации, так и на уровне регионов разрабатываются целевые программы, направленные на защиту инвалидов (как категории граждан, в настоящий момент особо нуждающихся в социальной поддержке государства).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технологии социальной работы с лицами с ограниченными возможностями жизнедеятельности | Технологии социальной работы с семьей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 20420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.