Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии социальной работы с семьей

В старости происходят определённые изменения в организме человека, падает энергетический потенциал, уменьшается количество воды, солей и микроэлементов, ухудшается кислородный обмен и кровоснабжение мозга, а также наблюдается ряд других неблагоприятных физиологических явлений. Возникает повышенная психологическая утомляемость, замедленность восприятия, реакции и мышления, ухудшается память, слабеет мотивация деятельности, также заметны изменения в эмоциональной сфере: сосредоточенность на своих интересах, обидчивость, подозрительность, раздражительность и т.п.

Технологии социальной работы с пожилыми людьми

Физиологические и психологические изменения происходят на фоне смены социального статуса личности, связанной с ограничением или прекращением трудовой деятельности, трансформацией образа жизни и общения. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельностью в ряде случаев негативно сказывается на жизненном тонусе, состоянии здоровья и психике людей. Самочувствие пожилых людей во многом определяется и отношениями, сложившимися в семье.

Уровень заболеваемости у пожилых людей в 2 раза, а в старческом возрасте – в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста. Накапливаются хронические заболевания с тенденцией к постепенному прогрессированию и инвалидизации. Нарушения здоровья пожилых людей не могут в полном объёме компенсироваться социальными мерами, т.к. резервы их здоровья в значительной степени истощены.

Старение населения сопровождается процессом снижения уровня жизни. Большая часть российских пенсионеров в наибольшей степени испытывают последствия резкого снижения уровня жизни.

Наиболее тяжёлым становится материальное положение у пенсионеров в возрасте 61 – 65 лет, что связана с падением уровня доходов в связи с выходом на пенсию мужчин, и возрасте 71 – 75 лет, когда со смертью одного из супругов резко возрастает доля одиноких пожилых людей.

Средний размер пенсии по стране составляет 3300 руб. (2009). Минимальная пенсия в России обеспечивает существование пенсионера примерно на уровне военнопленного немца в 1941 году.

Социальное пособие безработного беженца в странах Евросоюза составляет около 800 евро. В Германии размер средней пенсии 1000 евро, прожиточный минимум 600 евро.

Государственная пенсия в Америке – 800 долларов, за 10 лет можно заработать – 7,5% (накопительная часть пенсии) за 59,9 лет не более 2000 долларов в год. Использовать накопительную часть можно ранее, но только на покупку одного дома или расторгнув. Накопительная часть пенсии передается по наследству

Ухудшение рациона питания, минимизация расходов на социально-культурные нужды повышают уязвимость пожилого человека в семье и, в конечном итоге, сказываются на состоянии здоровья и продолжительности жизни после наступления пенсионного возраста. Средняя продолжительность жизни:

Великобритания – 77,3

Россия – 65

США – 76,8

Франция –78,2

Чили – 75

Швеция –78,7

Япония – 80.

Почти в половине семей пожилых людей на питание расходуется практически весь бюджет, хотя при этом отмечается ухудшение качества питания, сокращается потребление молочных продуктов, рыбопродуктов, овощей и фруктов.

В большинстве семей урезаны до минимума расходы по другим статьям: не более 1/6 части могут позволить приобретение одежды, обуви, других предметов первой необходимости. В целом потребление на уровне минимальной достаточности поддерживается за счёт использования ранее приобретённых предметов долговременного пользования.

По оценкам специалистов, положение пожилых людей в РФ характеризуется тремя основными особенностями:

1) неудовлетворительным состоянием здоровья данной категории граждан;

2) их малообеспеченностью;

3) одиночеством.

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире.

В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности.

Следует отметить, что к проблеме старости и ее определения, ученые и практики подходили, и подходят с разных точек зрения: биологической, физиологической, психологической, функциональной, хронологической, социологической и др. А отсюда и специфика решения проблем общественного, и социального положения, роли и места в семье, а организации социального обеспечения и обслуживания, социальной реабилитации, социального попечительства над пожилыми людьми и т.д.

Процесс старения у отдельных групп населения и индивидов происходит далеко неодинаково, так же необходимо принимать во внимание возрастные особенности внутри самой группы людей.

Как известно, в бытовом понимании пожилые люди это люди, вышедшие на пенсию. Однако, это не верно, так как пенсионный возраст в разных странах различен:

Великобритания 62 – 60

Россия 60 – 55

США 65 – 62

Франция 60 – 55

Чили 65 – 60

Швеция 62,5 – 60

Япония 65 – 65.

Вместе с тем, женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в нашей стране, они имеют право получать пенсию по старости с 60 лет, тогда как мужчины – с 65 лет. К тому же Законом «О пенсионном обеспечении в РФ» предусмотрены различия в пенсионном возрасте и для разных социально-профессиональных групп. Тем не менее, в подавляющем большинстве стран мира к пожилым людям относят граждан в возрасте 60 лет и старше.

Для социального работника большое значение имеет также целый ряд факторов социального и психологического характера, связанных с образом и уровнем жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и др.

Практика свидетельствует о том, что пожилые – это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и т.д.

Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, социальному работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья. Изменение социального статуса человека в старости, прежде всего, негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды.

С переходом в категорию пожилых людей, пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и ценностные ориентиры. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения.

С возрастом изменяется ценностная, иерархия самооценок. Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше – внутреннему и физическому состоянию.

Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются: предоставление государственных гарантий; обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступности; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан; приоритет мер по социальной адаптации и др.

Социальная защита пожилых людей на современном этапе осуществляется по двум основным направлениям – социальное обеспечение и социальная помощь.

В соответствии с действующим законодательством социальное обеспечение престарелых граждан направлено на защиту материального положения, оказание денежной и натуральной помощи укрепление системы социального обслуживания людей. В Российской Федерации сложилось и действуют несколько моделей социального обслуживания пожилых людей.

Важнейшими моделями социального обслуживания стали такие, как социальное обслуживание на дому; полустационарное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; предоставление жилой площади в специальных домах для престарелых и т.д.

Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания и реабилитации инвалидов и престарелых.

В соответствии с Положением, центры могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания: отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др.

В задачи центра входит:

♦– выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;

♦– определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания населения;

♦– привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.

К примеру, центры социального обслуживания пенсионеров имеются сейчас в каждом городе. В 2001 г. в таких центрах созданы отделения социальной помощи, отделения дневного пребывания, пункты срочной социальной помощи, а задачу последних входило оказание экстренной помощи медикаментами, продуктами, одеждой и обувью, бесплатным питанием и ночлегом нуждающихся в этом граждан и т.д.

Важнейшей частью работы центра является социальной обслуживание на

дому одиноких пожилых людей: закупка и доставка продуктов, обеспечение лекарствами, организация уборки в квартире, различные социально-бытовые услуги и их оплата (сдача белья в прачечную, одежды в чистку, утепление оконных рам и дверей и т.п.), информирование и консультирование и др.

Социальные работники поддерживают связь с трудовыми коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы они не забывали, оказывали помощь и проявляли внимание к своим бывшим работникам.

Анализ основных направлений деятельности центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированной на работу с пожилыми людьми, получила наибольшее распространение и признание, является наиболее типичной. Однако она еще не охватывает многие категории пожилых людей, которые испытывают потребность в социально-психологической помощи, в общении, социально-правовых консультациях, в адаптации к новым условиям.

Центры социального обслуживания населения становятся эффективными нестационарными формами социальной поддержки пожилых людей и других категорий населения РФ.

Было отмечено, что надомное обслуживание престарелых и инвалидов получило начало еще в 1985 г., затем через два года, был открыт первый территориальный центр социального обслуживания населения и 10 отделений социальной помощи на дому. Уже к началу 1990 г. 10,5 тысяч человек пользовались помощью отдельных работников и до 200 человек посещали дневные отделения в трех таких центрах.

Социальное обслуживание на дому - это один из основных видов социальной работы с пожилыми людьми. Его основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.

К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, относятся:

♦ организация питания и доставка продуктов на дом;

♦– помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения;

♦– помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

♦–содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших;

♦– организация различных социально-бытовых услуг (ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, доставки воды, оплаты коммунальных услуг и др.);

♦– помощь в оформлении документов, в т.ч. для установления оценки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения.

В соответствии с действующим Положением социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 мес). Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, а в городской местности – не менее 120 пенсионеров и инвалидов.

Социальное обслуживание на дому производится бесплатно, с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслуживаются одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, но проживающие отдельно, а также проживающих в семьях, подушевой доход которых ниже установленного для данного региона минимального уровня.

Таким образом, основными направлениями деятельности отделения социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.

Отделения социальной помощи на дому были созданы в порядке эксперимента в 1987 г. и получили широкое признание со стороны пожилых людей и инвалидов нашей страны и быстрое развитие во всех регионах Российской Федерации.

Любая технология социальной работы не может быть внедрена без учета особенностей как объектов так и субъектов деятельности, их состояния, ресурсов и мотивов. Так для решения задач социальной защиты людей пожилого возраста необходимы определенные объективные и субъективные условия и предпосылки, что обуславливает различие технологии социальной работы с ними. В одном случае, например, применяется семейная психотерапия, в другом посещение специализированных центров, в третьем оказывается материальная помощь.

Одной из острых проблем пожилого человека, требующих применения инновационных социальных технологии, является одиночество.

Под воздействием психологических и социальных травм блокируется возможность проявления коммуникативной компетентности пожилого человека. Блокировка нарушает проявление субъективности личности в общении, ведет к деформации отношений пожилого человека с другими людьми, фрустрации. Устранение деструкции может обеспечить комплексная социальная терапия, синтезирующая все три основных уровня общения:

- межличностный, личностно-групповой и личностно-социальный. Для этого необходимо чтобы психика пожилого человека перешла в режим рефлексивного функционирования. Переход в такой режим обеспечивается:

- интенсификацией усилий (что позволяет мобилизовать резервные возможности человека);

- заменой средств достижения цели (переоценкой и выбором более приемлемых);

- заменой самих целей;

- переоценкой всей ситуации (интенсификация усилий, использование новых средств достижения целей формируют и новый взгляд на ситуацию, на свое личное отношение к ней, что приводит к переоценке).

Эта технология работает, если включается в действие механизм рефлексии, но для его ввода необходима аффективная разрядка - катарсис. Методом, формирующим катарсис личности через импровизационноролевое взаимодействие личности с группой является психодрама. Использование психодрамы корректирует коммуникативные нарушения пожилого человека, делая его жизнь полноценной.

 

Для осуществления работы с семьей в муниципальных социальных службах существуют «Отделения сопровождения семьи и детей».

К задачам Отделения сопровождения семьи и детей в муниципальном учреждении «Центр по работе с населением» относится:

♦– выявление совместно с государственными, общественными, благотворительными и другими организациями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости) причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребностей в различных видах помощи, создание банка данных на эту категорию семей с детьми;

♦– определение и предоставление конкретных виды и формы услуг семьям и детям в рамках функций отделения;

♦– осуществление социального патронажа семей и детей;

♦– оказание услуги семьям и детям для решения их проблем по самообеспечению, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

♦– привлечение предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности и общественных организаций к решению вопросов оказания помощи семьям и детям, состоящим на учете в Отделении;

♦– анализ действующей системы предоставляемых услуг по своему направлению деятельности, прогнозирование их потребностей и подготовка предложения по развитию сферы социальных услуг.

Категориями и группами населения, которым Отделения сопровождения семьи и детей оказывает услуги, являются:

Во-первых – семьи, в которых воспитываются дети, находящиеся под опекой (попечительством), приемные семьи, а также семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми, и имеющие в составе лиц, ведущих аморальный, паразитический, криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений.

Во-вторых, это дети и подростки:

♦– которые оказались в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию;

♦– осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;

♦– нуждающиеся в устройстве в связи с отменой и признанием недействительности усыновления, опеки;

♦– имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми;

♦– проживающие с родителями, оформляющими развод или находящимися в состоянии развода, временно не способными заботиться о детях в результатах болезни, нетрудоспособности, длительных командировок, привлечения к судебной ответственности или пренебрегающими своими родительскими обязанностями, ведущими аморальный или паразитический образ жизни; с асоциальным поведением, беспризорные, испытавшие негативное воздействие по месту жительства, учебы, работы;

♦– переживающие острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми.

К третьей категории относятся взрослые граждане, испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами и другими людьми.

А также отделение выделяет категорию бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Граждане имеют право обратиться в Отделение лично, по телефону, а также направить письменное заявление или просьбу.

Функциями Отделения сопровождения семьи и детей в муниципальном учреждении «Центр по работе с населением» являются:

♦– выявление детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;

♦– учет семей и детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, для оказания психолого-педагогической помощи;

♦– систематическое посещение детей, состоящих на учете в Отделении, контроль за условиями жизни несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;

♦– систематическое посещение семей, в которых воспитываются дети, находящиеся под опекой (попечительством), приемных семей, состоящих на учете в Отделении;

♦– определение задач, форм и методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем семей и детей;

♦– внедрение в практику новых видов и форм помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

♦– привлечение ресурсов организаций и учреждений здравоохранения, образования, службы занятости населения, органов опеки и попечительства, внутренних дел, общественных и религиозных организаций и объединений для решения проблем семьи и детей. Определение необходимых форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления;

♦– осуществление патронажа семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия;

♦– оказание помощи родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов;

♦– консультирование родителей, законных представителей и иных заинтересованных лиц по психолого-педагогическим вопросам (особенности возрастного и индивидуального развития детей, преодоление педагогической запущенности, семейных конфликтов, методика семейного воспитания, межличностные и внутрисемейные отношения и др.);

♦– организация деятельности групп взаимопомощи, создание клубов общения, разработка и проведение циклов бесед, «круглых столов», оказание содействия в правовой помощи семьям и детям;

♦– организация семейных и детских праздников, соревнований и конкурсов;

♦– содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи, кредитов, алиментов, улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством, в оформлении жилищных субсидий;

♦– содействие в организации занятости детей и родителей;

♦– рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам охраны и защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Информация о проблемных семьях поступает в отделение из школ, поликлиник района, соседей или родственников.

При первичном обследовании семьи составляется акт обследования условий проживания семьи, а при принятии решения о постановке на учет, заполняется социальный паспорт семьи, в котором отражаются личные характеристики каждого из ее членов, определяется категория неблагополучия, социальный статус семьи, с также описываются взаимоотношения между супругами и детьми.

Работа с семьей ведется с учетом личностных особенностей всех ее членов, которые отражены в индивидуальных планах работы: с родителями – по активизации внутреннего ресурса семьи, с детьми – по социальной адаптации и реабилитации.

В составлении плана индивидуальной работы принимают участие все сотрудники отделения. За каждым специалистом по социальной работе закреплен свой микрорайон.

Основными субъектами по осуществлению мероприятий Отделения сопровождения семьи и детей являются социальный работник и социальный педагог.

Объектом воздействия специалистов по социальной работе могут быть все взрослые члены семьи, ребёнок и сама семья, в целом, как коллектив.

Действуя в интересах ребёнка, социальный работник и социальный педагог призваны оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В их задачи входит установление контактов с семьёй, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.).

Работая с семьёй, сотрудники отделения сопровождения семьи и детей выступают, как правило, в трех ролях: советника, консультанта, защитника.

Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстранённостью родителей от процесса воспитания детей.

В практике социально-педагогической работы с семьей используются в основном две формы работы, краткосрочные и долгосрочные.

Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия.

Кризисинтервентная модель работы с семьёй предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, то есть в центре этой модели находится требование, чтобы специалисты, оказывающие помощь, концентрировали усилие на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование возможностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

К долгосрочным формам работы относится социально-педагогическое патронирование и надзор.

Консультативная работа и образовательный тренинг являются универсальными, так как используются как в краткосрочных, так и долгосрочных формах работы.

Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности специалистов по социальной работе. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т.д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушений.

В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста.

Основное назначение диагностики – составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье.

Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.

Работая с семьёй, специалисты отделения нередко прибегает к социальному патронажу или надзору. Социальный патронаж – это форма наиболее плотного взаимодействия с семьёй, когда социальный работник или социальный педагог находятся в её распоряжении долгое время, входят в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа не ограничен. Работа в рамках патронажа включает несколько этапов. Однако границы этапов условны.

11. Технология социальной работы с лицами подвергшимся насилию

 

Жертвами насилия могут быть дети, женщины, пожилые люди. Виды насилия

Специфика психосоциальной помощи жертвам насилия заключается в том, что она направлена на позитивное изменение среды, в которой находится жертва насилия. Помощь направлена, прежде всего, на выявление случаев физического и эмоционального насилия. Традиционные меры, принятые в различных странах предполагают:

♦ предоставление убежища женщинам, а в случае необходимости и женщинам с детьми, на период от 1 до 7 суток и до полугода;

♦ ведение просветительской работы среди населения;

♦ телефонное консультирование;

предоставление женщинам полной информации о социальной, психологической, юридической и медицинской помощи;

♦ формирование поддерживающей среды

В случаях, когда жертвой насилия оказывается ребенок, должна быть организована работа с теми, кто отвечает за его воспитание – учителей и родителей, и формирование у них мотивации к изменениям, оказание им помощи в этом.

Психические травмы, вызванные жестоким обращением со стороны родителей, могут привести к серьезным нарушениям. Ребенок может принять на себя роль «вечной жертвы», снова и снова попадая в ситуации насилия, или сам становиться агрессором, увеличивая общий уровень жестокости в обществе. Поэтому необходима психологическая работа по ресоциализации ребенка: помощь в изживании последствий травматического события, расширение ролевого репертуара, формирование коммуникативных и других социальных навыков. Проблема рассматривается в качестве внутриличностной проблемы как ребенка, так и взрослого. Это групповая дисфункция, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия между людьми. Работа выполняется командой специалистов разных направлений, охватывающих различные стороны проблемы, – сотрудниками психолого-медико-социального центра, с привлечением социальных работников школы и муниципалитета.

Работа с родителями по поводу жестокого обращения с детьми. Родители обращаются за помощью, как правило, отнюдь не с проблемами своего поведения в отношении детей и не с желанием измениться, а с жалобами на ребенка. Как было отмечено выше, ребенок, подвергающийся моральному или физическому насилию, может вести себя как агрессор, транслируя жестокость в отношении родителей, по отношению к другим людям или как жертва, «притягивая» жестокое обращение сверстников и учителей. Именно эти проявления и являются содержанием жалобы родителей, обращающихся в кризисные центры.

Схема работы с семьей включает в себя следующие элементы:

1. С учетом информации, выявленной на первичном приеме, определяются такие цели терапии, как улучшение эмоционального состояния ребенка, формирование «помогающей среды» в школе и в семье.

2. Расширение круга поддерживающих взрослых. Помощь в подборе школы для ребенка, где он мог бы получать поддержку классного руководителя и школьного психолога.

3. Психотерапевтическая помощь ребенку с использованием различных подходов.

4. Индивидуальная психотерапия матери.

5. Первичный прием социального педагога кризисного центра. Сбор информации, прояснение ситуации в семье. Формирование у родителей первичной мотивации для психологических изменений, долгосрочной работы с консультантами, психологическая поддержка ребенка. Совещание специалистов центра и школы. Выработка общей стратегии, программы работы с семьей.

6. Индивидуальная психотерапия ребенка. Индивидуальная психотерапия родителей. Групповая психотерапия родителей

На протяжении всех этапов производится социальное сопровождение семьи. Социальные педагоги курируют семью. Работа с такой семьей является долгосрочным процессом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нормативно-правовые основы социальной реабилитации инвалидов | Социальная работа в кризисных ситуациях (чрезвычайных ситуациях)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.