Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №4: Подготовка вагонов к ремонту – обмывка и очистка вагонов, их узлов и деталей

Технико-экономическая сущность системы ремонта вагонов

Технический осмотр, текущий, деповской и заводской ремонты различаются между собой не только содержанием и объемом работ, но также и экономической сущностью в зависимости от источников финансирования затрат на их выполнение.

Экономическое разграничение затрат на текущий, деповской и заводской ремонты обусловлено принципиальным отличием так называемых основных (капитальных) и оборотных (эксплуатационных) средств.

Затраты на текущий и деповской ремонты финансируются из оборотных (эксплуатационных) средств. Это объясняется тем, что текущий и деповской ремонты выполняются в течение текущего календарного года, т.е. ежегодно. Поэтому стоимость этих ремонтов распределяется на продукцию производства текущего года (имеется в виду производство железнодорожного транспорта – перевозочная работа железных дорог), т.е. составляет часть эксплуатационных расходов железных дорог.

Затраты на заводской ремонт вагонов финансируют за счет основных средств, так как они распределяются на продукцию в течение нескольких лет соответственно продолжительности ремонтного цикла.

Планирование затрат на заводской ремонт вагонов производят за счет так называемых амортизационных фондов. Эти фонды образуются путем ежегодных равномерных отчислений денежных средств на протяжении всего срока службы вагона в процентах от первоначальной его стоимости.


Вагоны поступают в ремонт загрязненными, покрытыми смазочными маслами и пылью, пораженными коррозией и гнилью.

Без надлежащей обмывки и очистки нельзя также обеспечить качественный осмотр деталей и узлов вагона, выявить повреждения и степень износа, установить возможность восстановления деталей или необходимость их замены.

Обмывка вагона, его узлов и деталей осуществляется водными растворами моющих веществ или с помощью некоторых органических растворителей.

Наиболее распространенными водными моющими растворами являются мыльные растворы и растворы каустической и кальцинированной соды. Каустическая сода является сильнодействующим веществом и применяется в моечных машинах и ваннах. Кальцинированная сода и мыло используются для приготовления слабых щелочных растворов, которые применяют при внутренней обмывке пассажирских вагонов.

Каустическая сода – дефицитный продукт, поэтому чаще используют различные синтетические заменители в качестве самостоятельно действующих моющих веществ или в комбинации с каустической содой.

Основу таких синтетических веществ составляют поверхностно-активные вещества.

В качестве органических растворителей при обмывке деталей вручную, а также при протирке больших поверхностей (пол, боковые стены вагона) используют уайт-спирит, керосин, иногда скипидар.

Недостатком синтетических поверхностно-активных веществ является их неподдаваемость нейтрализации, пагубное влияние на окружающую среду и экологическую безопасность.

Механизированная обмывка осуществляется в моечных машинах и установках, которые представляют собой закрытые камеры или ангары с расположенными внутри обмывочными устройствами. По характеру перемещения обмываемых объектов они разделяются на проходные (сквозные) и тупиковые.

Обмывку узлов и деталей вагонов часто производят в моечных ваннах путем погружения в бурлящий моющий раствор с последующей активной промывкой в чистой воде. Обычно применяются в комплексе две ванны. В первой ванне содержится раствор каустической соды или другого моющего вещества, во второй – проточная вода. Бурление жидкостей осуществляется непосредственным введением в них сжатого воздуха или пара – так называемым способом барботажа. Подогревается раствор также непосредственным впуском пара или посредством змеевиков, через которые пропускается теплоноситель. Таким способом моют корпуса автосцепок, пятники, детали буферных устройств, пружины и др.

При обмывке мелких деталей повышенной точности, например деталей автотормоза, используется ультразвук. В качестве жидкой среды употребляется раствор тринатрийфосфата, дихлорэтан или трихлорэтилен.

Необходимым условием обеспечения современного комфорта и конкурентоспособности пассажирских перевозок является постоянное поддержание чистоты и эстетичного вида вагонов [6,15]. Поэтому пассажирские вагоны требуют регулярной обмывки, позволяющей удалять эксплуатационные загрязнения, которые не только ухудшает внешний вид и санитарное состояние вагонов, но и отрицательно влияет на сохранность лакокрасочного покрытия, вызывая необходимость его частого обновления.

Технологию обмывки пассажирских вагонов осложняет специфичность загрязнений поверхности кузова. Входящие в их состав металлическая и дорожная пыль, копоть, масляно-жировые и другие вещества под действием атмосферных факторов (влаги, солнца, температуры, кислорода воздуха) подвергаются сложным физико-химическим преобразованиям. С течением времени они образуют на поверхности лакокрасочного покрытия кузова прочно держащуюся пленку. Эти загрязнения состоят из частиц песка, щебня, гравия и балласта, дорожной пыли, зависящей от местности, по которой следует подвижной состав, пленок нефтепродуктов, пыли от истирания графитных вставок пантографов, металлической пыли от истирания тормозных колодок и колесных пар [6].

В таблице 2.1 приведен химический состав загрязнений на наружных поверхностях вагонов согласно [16].

Таблица 2.1 – Химический состав загрязнений на наружных поверхностях вагонов

Вид подвижного состава Содержание %
Масла и нейтральные смолы Оксикислоты Асфальтены Окислы кремния Окислы железа
Пассажирские вагоны 10,0–15,0 3,0–5,0 3,0–5,0 60,0–65,0 25,0–30,0

Во многих случаях на практике вагоны обмываются с использованием щавелевой кислоты, аккумуляторной серной кислоты или других дешевых подручных средств. Однако подобная практика приводит к повреждению лакокрасочного покрытия и интенсивной коррозии металла кузовов. Радикальному решению проблем обмывки подвижного состава может помочь внедрение более эффективных моющих средств [16]. Их основой являются биологически разлагаемые поверхностно-активные вещества в сочетании с кислотой или щелочью, ингибиторами коррозии, растворителями и другими добавками, улучшающими моющую способность. Такие средства комплексно воздействуют на загрязнения и способны удалять пылевые, железоокисные, масляно-жировые и другие отложения с окрашенной поверхности без ее повреждения.

Применение моющих средств при регулярной обмывке подвижного состава увеличивает срок службы покрытий в 1,5-2 раза (алкидных до 2-3 лет, а полиуретановых до 8-12 лет).

В настоящее время технические моющие средства (ТМС) на основе синтетических поверхностно-активных веществ (СПАВ) разработаны ВНИИЖТом совместно с предприятиями химической промышленности и производятся российскими фирмами. Выпускают их обычно в виде жидкого концентрата, который удобно перевозить, хранить в закрытой емкости и легко транспортировать по трубам с помощью насоса при механизированной обмывке. Способность к биологическому разложению уменьшает опасность таких средств для окружающей среды.

Эффективность и трудоемкость обмывки во многом зависят от применяемой технологии, наличия и состояния средств механизации обмывочных работ, правильного выбора моющих средств и режима их применения.

Как видно из рисунка 2.3 степень очищения поверхности существенно зависит от используемого ТМС.

Рисунок 2.3 – Моющая способность технических моющих средств

На железных дорогах России выполняется большой объем обмывочных работ, однако уровень их механизации недостаточен, а имеющиеся вагономоечные установки, построенные более 20 лет назад, физически и морально устарели, по своим техническим и экологическим показателям не отвечают современным требованиям. При обмывке затрачивается много ручного труда и водопроводной воды образуются большие объемы стоков, загрязняется почва и грунтовые воды. Все это увеличивает затраты на подготовку вагонов, не обеспечивая ее должного качества.

Наиболее эффективным является механизированный способ обмывки на вагономоечных комплексах, которые обеспечивают вне зависимости от времени года и погодных условий качественную очистку наружной поверхности кузовов вагонов, сохранность лакокрасочных покрытий и экологическую безопасность производства. На сети железных дорог имеется положительный опыт использования высокопроизводительных установок в вагонных депо.

Эффективность процесса обмывки в значительной мере обеспечивается усовершенствованными форсуночными и щеточными устройствами. Моющий раствор наносится на стенки кузова в виде аэрозоля с помощью центробежных форсунок, которые обеспечивают мелкодисперсное распыление жидкости и большую площадь покрытия без потерь на разбрызгивание. Расход раствора сокращается в 1,5-2 раза по сравнению с его подачей через сопла и соответственно снижается потребность в моющих средствах [6].

В целях создания систем замкнутого обслуживания раствором машин различного типа без его длительной замены предназначены станции очистки и регенерации моющих растворов (СОР).

СОР не только производит очистку растворов от взвешенных твердых частиц и нефтепродуктов, но также осуществляет его обеззараживание и восстанавливает моечную способность раствора.

В последние годы разработаны и испытаны новые моющие и технические средства, позволяющие облегчить обмывку и уборку вагонов, улучшить их качество, сократить трудоемкость и затраты ресурсов на их проведение. Современные моющие средства способны удалять прочные загрязнения (в том числе железоокисные) без вредного воздействия на лакокрасочные покрытия, в отличие от обмывки с использованием щавелевой кислоты или обычных стиральных порошков.

Высокое качество обмывки и очистки вагонов обеспечивается правильным выбором вида моющих средств, режима их применения и поддержанием вагономоечного оборудования в технически исправном состоянии. Целесообразно применение более экономичного аэрозольного способа нанесения моющих растворов и в ряде случаев обмывки под высоким давлением с помощью малогабаритных передвижных моечных установок.

При ручном способе обмывки мойщики должны быть обеспечены достаточным количеством необходимого инвентаря, спецодеждой и защитными средствами. В депо должны иметься методы контроля результатов обмывки, качества моющих средств, концентрации моющих растворов.

Для повышения экологической безопасности вагономоечные комплексы должны иметь систему оборотного водоснабжения, обеспечивающую сокращение водопотребления и сброса загрязненных стоков. Должны быть предусмотрены меры для защиты почвы и грунтовых вод и необходимые меры безопасности для персонала.

Обмывка должна выполняться на специализированном участке депо, оснащенном вагономоечным комплексом для механизированной обмывки, а при ее отсутствии – необходимыми устройствами и приспособлениями для ручной обмывки (щетки и швабры на длинной ручке, брандспойты, ведра для раствора ТМС и т.п.).

Режим обмывки каждого состава должен быть установлен технологом депо в зависимости от количества и характера загрязнений, состояния лакокрасочного покрытия и других местных условий. Режим внутренней уборки определяется в зависимости от вида и степени загрязнений и уточняется опытным путем.

Для обеспечения требуемого времени воздействия моющего раствора на загрязнения перемещение состава через моечную установку должно производиться в соответствии с технической характеристикой вагономоечного комплекса со скоростью 1,5±0,5 км/ч.

Вагономоечный комплекс, как правило, должен располагаться в закрытом помещении, обмывка должна производиться при температуре не ниже +50С.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №3: Системы, виды и сроки ремонта грузовых и пассажирских вагонов в РФ и за рубежом | Технология запрессовки колес на ось
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.