Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы организационного построения центрального банка

Читайте также:
  1. Cостав микрофлоры основных заквасок, применяемых в молочной промышленности. Принципы подбора культур в состав заквасок.
  2. I. Понятие, признаки, принципы, цели юридической ответственности.
  3. II. Принципы, требования и гарантии законности.
  4. II.Принципы принятия инвестиционных решений
  5. Алгоритм построения модели
  6. Алгоритм построения плана наслонных стропил
  7. Анализ построения сбытовой сети
  8. Аспекты организационного управления
  9. Ассортимент и принципы сочетания соусов с разными блюдами
  10. Базовые принципы бухгалтерского учета
  11. Базовые принципы современной организации
  12. Базовые принципы управления качеством



Принципы организационного построения центрального банка

Тема 2. Организационное построение центрального банка

2.1 Принципы организационного построения центрального банка

2.2 Характеристика полномочий звеньев организационной структуры центрального банка

 

В системе организации деятельности центрального банка важную роль играет построение его управленческих структур, их полномочия и взаимодействие.

В странах с функционирующими центральными банками структура их звеньев управления образует некую систему. Система организации деятельности центрального банка состоит из определенных блоков:
1) фундаментального; 2) организационного; 3) регулирующего.

I. Фундаментальный блок:сущность, статус и задачи центрального банка; принципы организационного построения.

II. Организационный блок:структура органов управления; полномочия органов управления; инфраструктура центрального банка.

III. Регулирующий блок:законодательство; ведомственные нормативные акты.

Фундаментальный блок,определяющий последующую структуру органов управления деятельностью центрального банка, содержит исходные представления общества о сущности его экономики, статусе и полномочиях, принципах построения звеньев управления.

Различают следующие принципы:

– принцип централизации деятельности;

– принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням управления;

– функциональный принцип;

– принцип согласования с интересами других экономических субъектов.

Важнейшим здесь является принцип централизации деятельности банка. Поскольку деятельность центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться указаниями одного глав­ного центра, обладающего соответствующими полномочи­ями. Таким центром – высшим органом Банка России – выступает Совет директоров. Он определяет основные направления деятельности центрального банка, руководит и управляет всей его системой. По банковскому законода­тельству в Совет директоров входят его председатель и 12 членов Совета директоров, работающих в Банке Рос­сии на постоянной основе. В составе Совета директоров 4 первых заместителя председателя Совета и другие его за­местители, отвечающие за определенные направления дея­тельности центрального банка. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

Принцип централизованного построения позволяет обеспечить единство денежно-кредитной политики, поскольку решения, принятые в верхних эшелонах власти, имеют одинаковую силу для всех остальных звеньев управ­ления центрального банка как системы.

Наряду с принципом централизованного построения довольно отчетливо просматривается и другой принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням, образующим вертикальную структуру управления. Помимо верховной власти, представляемой центром (в форме Советов, Правления и т.п.), как первого уровня органов управления, выделяются и другие уровни (звенья), в том числе территориальные банки (управления) и их отделения, а также расчетно-кассовые центры (второй уровень), полевые учреждения (третий уровень) и учреждения инфраструктуры (вычислительные центры, инкассация, хранилища, учебные заведения, службы безопасности и др.), образующие четвертое звено в иерархии власти и полномочий.



Внутри каждого звена довольно заметно просмат­ривается принцип регионального размещения. Как уже говорилось, в Российской Федерации функционируют 78 региональных банков (в том числе 19 национальных), обслу­живающих территорию соответствующих областей, краев и автономных республик.

Важную роль играют национальные традиции, консти­туционное устройство государства, ресурсы и потенциал территорий. Понятно поэтому, насколько Россия по своему устройству является федерацией – в составе системы ее центрального банка действуют 19 национальных банков, расположенных на территории соответствующих рес­публик.

Важнейшим принципом организационного построения центрального банка является функциональный прин­цип, обусловленный самим предметом его деятельности. Поскольку центральный банк представляет собой институт, регулирующий денежный оборот, его функциональные подразделения оказываются так или иначе связанными с регулированием денежного обращения в стране, а также с полномочиями, переданными ему государством, которые закреплены законодательством.

Существенное значение в организации деятельности центральных банков имеет принцип их согласованияс интересами других экономических субъектов. При обособленности статуса центрального банка он в своей деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемый нами принцип требует от центрального банка такого рода организации управления, которая, с одной стороны, учиты­вала бы, насколько это возможно, интересы других субъек­тов, а с другой – не противоречила бы, не мешала бы выпол­нению его главных целей и задач.

Соблюдение баланса интересов достигается участием различных сторон в деятельности звеньев управления цент­рального банка. Так, по российскому законодательству министр финансов Российской Федерации и министр эко­номики и торговли Российской Федерации (или, по их пору­чению, по одному из заместителей) принимают участие в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Практика взаимодействия Банка России и Прави­тельства Российской Федерации такова, что они информи­руют друг друга о предполагаемых действиях общегосу­дарственного значения, координируют свою политику, организуют регулярные консультации.

При взаимодействии с коммерческими банками Банк России перед принятием наиболее важных решений нор­мативного характера проводит с ними консультации, дает необходимые разъяснения, обсуждает предложения по во­просам регулирования банковской деятельности.

Важную роль в реализации рассматриваемого прин­ципа организационного построения центрального банка играет создание Национального банковского совета, кото­рый, согласно банковскому законодательству, рассматри­вает концепцию совершенствования российской банков­ской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля и др.

В состав НБС численностью 12 человек входят по 3 пред­ставителя от палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации и Прави­тельства Российской Федерации.

Как отмечалось, в системе организации центрального банка видное место занимает регулирующий блок, включающий в себя различные виды законодательства и ведомственные нормативные акты. Без тех «правил игры», кото­рые устанавливают законодательные и нормативные акты, не было бы и системы организации центрального банка.

Правовые нормы, закрепленные в федеральных зако­нах и получающие развитие и конкретизацию в норматив­ных актах Банка России, помогают правильно понять его статус, место в системе органов государственной власти, определить характер его взаимоотношений с экономи­ческими субъектами.

Важно заметить, что в структуре управления Банка Рос­сии функционирует юридический департамент, непосред­ственно подчиненный его Председателю. Юридические подразделения функционируют и во втором звене системы Банка России.

 





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.80.137.168
Генерация страницы за: 0.005 сек.