Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль государствав жизни общества

Когда создаются объективные условия и процесс спонтанной либерализации вырывается наружу, освобождаясь от деформации со стороны чрезмерного политического диктата в принятии экономических решений, возникает вопрос: может ли процесс либерализации развиваться спонтанно во всех сферах, или он все же должен направляться какими-то силами?

Итак, мы подошли к вопросу о роли государства в современном обществе. Известно, что любое общество живет и развивается в рамках государства. Еще со времен перехода от первобытного стада к родовым и племенным отношениям складывалась модель поведения людей сплачивающихся и объединяющихся вокруг лидера, способного защитить от угрозы и рассудить, т. е. установить справедливость, а, значит, защитить от врагов внутренних. Лидерство, право власти признавалось только за тем человеком или группой людей, которые были способны выполнить эту функцию в обществе, обеспечивая его свободу через гармонизацию внутренних и внешних интересов. Таким образом, мы видим естественную историческую природу функций политического лидера, политической власти, функции правительства.

рализованно установленному плану бора, спонтанность поведения на нет и управлять их тельностью с помощью команд, приказов, запретов и решений. В связи с необходимостью регулировать все возможные стороны и проявления жизни общества возникает и огромное многообразие форм и методов проявления политической власти, попытаться описать которое — значит поспорить с бесконечностью.

Таким образом, государственное регулирование в тоталитарном обществе носит всеобъемлющий командно-приказной характер и стремится к бесконечности, что отражено на рис. 1


 

Если разложить функцию государства в командной экономике на агрегированные составляющие, то её можно представить в виде суммы следующих агрегатов: F = X fT + X f, где f t — традиционные, типичные функции государства; f — функции рынка, не свойственные государству. Очевидно, что государство берет на себя все функции хозяйственного механизма в целом. При этом совокупность государственных функций в рамках всего хозяйственного механизма характеризуется гипертрофированной функцией насилия, опирающейся на приказные, административные и силовые методы. Доля экономических методов очень мала. Возможность и допустимость их использования зависят от конкретной модели командной экономики. В бывшем Советском Союзе, например, экономические методы в основном сводились к попыткам внедрения хозяйственного расчета на предприятиях. Но эти замыслы каждый раз либо вступали в противоречие с государственной диктатурой, разрушая государственный монополизм, либо разбивались о неработающие, парализованные самим же государством инструменты рыночного механизма.

Один только факт обращения к помощи рыночных методов, к реанимированию отдельных элементов рынка для выведения экономики из кризиса (позитивные результаты не замедлили сказаться в 20-х годах, т. е. периоде НЭПа)говорит о признании за рынком наибольшей эффективности даже самими "антирыночниками". Отсюда и ответ на вопрос, почему душились рыночные тенденции многие десятилетия, почему они нередко душатся и сейчас. Экономический либерализм, свобода выбора — прямая и мощная угроза монополии власти государства.

/ В либеральном экономическом порядке деятельность общества осуществляется на основе свободы выбора, свободы принятия решений, добровольности сделок. Это обеспечивает достижение наибольшей выгоды каждого агента, а значит, эффективности распределения и использования редких ресурсов. Вырабатындртгя вполне определенная, базирующаяся на рациональности логика поведения лю -дей, которое мо жно_ заранее предгкязятъ. п редви деть.

С другои стороны, свобода выбора, возможность добровольного обмена, подкрепляющая внутреннюю свободу индивидуума, порождает огромное многообразие вариантов поведения людей. Каждый получает право на свою собственную, индивидуальную систему ценностей, взглядов, целей и их реализацию, что вносит элемент непредсказуемости в поведении, невозможности учета всех вероятных вариантов реакции на изменения в любой сфере жизни. Возникает необходимость в "арбитре", в регуляторе, который мог бы осуществлять гармонизацию общественных интересов. Социально-экономическое регулирование такого общества обосновывается, прежде всего, защитой свободы от посягательств извне и изнутри общества через установление норм поведения, законного порядка. Что касается экономической стороны жизни, то именно установление "правил игры" и контроль за их соблюдением создают условия для добровольного обмена.

Другая группа функций правительства в либеральной экономической системе заключается в решении проблем рыночных экстерналий (внешних эффектов); в предоставлении общественных товаров и услуг, включая инвестиционные, что связано с несостоятельностью, или фиаско рынка в их предоставлении; в снабжении рынка необходимой денежной массой. Решение хотя бы этого минимума проблем с помощью государственного вмешательства снижает трансакционные издержки обменных сделок.

В распространенной сегодня смешанной экономической системе деятельность государства можно представить в виде сложного сочетания таких составляющих, как адаптивные, защитные, регулирующие, стабилизирующие, координирующие и контролирующие функции, которые направлены на поддержание стабильного экономического роста с поправкой на социальную эффективность.

Аргументы в пользу государственного регулирования значительно превышают негативные стороны, отрицательные эффекты государственного вмешательства. Но проблему фиаско государственного регулирования, которая неизбежно присутствует даже в идеальной рыночной модели, нельзя оставлять без внимания. Дисбаланс позитивных и негативных результатов государственного вмешательства в сторону последних неизбежно приводит к невосполнимым потерям в любой экономике.

Рассмотрим проблему фиаско, или провалов государственного регулирования, подробнее. Во-первых, издержки этого регулирования объясняются возможностью ошибок в принятии решений правительством. Это касается, прежде всего, ситуаций, в которых очень трудно выявить причинно-следственную связь, чему, как правило, сопутствует недостаток информации и ее искажение.

Во-вторых, издержки регулирования связаны с функционированием налоговой системы как таковой. Налоги выполняют роль своеобразного "топлива", приводящего в движение государственную машину. И здесь возникает вопрос: что является большим злом — сами налоги или неправильное применение этого инструмента? Недостаточное, а особенно чрезмерное налогообложение приводит к негативным последствиям в работе рынка, прежде всего, через искажение ценового сигнала: дефицит товаров, либо, напротив, чрезмерное накопление товарных запасов, инфляция, развитие теневой экономики и т. д. С другой стороны, гибкое использование налогов является тонким инструментом макроэкономического регулирования.

В-третьих, к результатам, порой противоположным целям государственного регулирования, приводит превышение власти, использование этого инструмента в интересах узкого круга лиц за счет интересов большинства.

В дополнение к этим трем описывающимся в неоклассической литературе видам издержек правительственного вмешательства можно рассмотреть проблему временных лагов как еще один случай неэффективности: издержки формирования и реализации экономической политики, которые создают "эффект запаздывания" как в формировании и постановке целей, в принятии решений, так и в выборе инструментов и методов регулирования. При выборе инструментов реализации поставленных задач необходимо принимать во внимание различную скорость подключения и срок работы каждого инструмента экономической политики, неодинаковую скорость воздействия нацель. Например, не так уж много времени нужно для принятия решения в области денежной политики. Лаг решения связан с длительностью согласования позиций правительства с Центральным банком. Напротив, лаг решенияв области изменения налогов и бюджетных расходов более долговременный, так как зависит от длительной процедуры обсуждения и утверждения в парламенте. Все эти факторы "эффекта запаздывания" составляют лаг различия изменений целей и применяемых для их осуществлений инструментов. t

Представляется важным рассмотреть временную структуру лага воздействия каждого инструмента регулирования, так как мощность и направление его воздействия меняются во времени. Приведя сначала к положительным результатам, работа инструмента может оказать с течением времени отрицательное воздействие на цель.

На графике (рис. 2) изображено распределение мощности воздействия инструмента государственного регулирования во времени, лаг воздействия — 4 года. Заметим, что инструмент постепенно набирает силу и максимальная (100-процентная) мощность воздействия достигается только через 1,5 года после подключения инструмента. Далее мощность воздействия начинает снижаться. Через три года цель перестает реагировать на используемый инструмент, действие которого, продолжаясь по инерции, приводит к противоположному эффекту.

Действительно, бюджетная политика, например, ведущая с помощью увеличения государственных расходов к оживлению экономики, впоследствии может дать противоположный результат, создав инфляционный эффект.

Разработка этих вопросов экономической наукой очень важна для решения проблемы "непредвиденных последствий" государственного вмешательства. Даже приближенный подсчет для каждого инструмента, во-первых, регулирования скорости его подключения; во-вторых, времени положительного действия; в-третьих, удельного веса положительных результатов; в-четвертых, негативных последствий значительно сократит непредвиденный резонанс, позволит правильно рассчитать долговременные тенденции развития экономики и адекватную экономическую политику.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соотношение приказного и спонтанного порядка в экономических системах | Модификация функций государства ' в переходной экономике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.