Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модификация функций государства ' в переходной экономике




В этом параграфе мы рассмотрим государственную функцию и ее составляющие в переходный периодов процecce перехода от кома ндной экономики к рыночной происходит трансформация в сфере ^бсуд^^вТнШТ6^гу1Гйгювания: командные методы и тоталитарный экономический диктат государства постепенно заменяются теми функциями, методами и инструментами, которые присущи государственному регулированию в рыночной экономнее. При очень большом абстрагировании характедлзме-генийГпрШТСхидящих в этой области, можно описать кри-юй трансформации. Однако необходимо учитывать, что государственная функция в переходный период значительно усложняется, так как на этом этапе, помимо вышеупомянутых, государство осуществляет функции, продиктованные спецификой переходного периода. Рассмотрим рисунок 3.

Такое расположение кривой трансформации объясняется различными масштабами охвата и степенью политического диктата (около 100%)в командной экономике и масштабами государственного регулирования (от 30 до 80%)в смешанной экономике в зависимости от конкретной модели. В нашем условном примере — это 50%. Остальные 50% отводятся спонтанному рыночному порядку. В переходной экономике по мере отказа от командно-административных методов и замещения их экономическими расширяется пространство для спонтанных рыночных процессов.

В агрегированном виде функции государства в период перехода к рынку представляют собой три крупных блока функций: 1) функции тоталитарного порядка; 2) трансформационные функции; 3) рыночное регулирование. Проанализируем отдельно первый и второй из указанных пунктов, поскольку функции государства в рыночной экономике детально рассматриваются в любом стандартном курсе по макроэкономике.

I Командно-административные функции государства по_ мере продвижения к рынку постепенно сужаются, но еще длительное время присутствуют не только по инерции, но и потому, что от них невозможно отказаться сразу. В течение определенного периода они сосуществуют (как в ти-" пичной многоукладной экономике) одновременно с функциями, характерными для рыночной экономики в течение определенного периода, который в значительной степени может быть продлен согГрбтивляёмостью номенклатуры, бывшим аппаратом власти^

Целевая функция государства в командной экономике может быть описана следующим образом:

■ При отсутствии адекватной оценки и невозможности централизованного учета рассеянной информации, которая заведомо искажается, функция целеполагания выходит за пределы экономически обоснованных решений. Эти цели сообразны с политической линией, но все дальшеуходят от экономических реалий, от экономической рациональности (см. гл. 1, §2).

■ Целевая функция предпочтения государства (расстановка задач целевой функции по приоритетам) из-за невозможности эффективно реализовать все цели сразуопять же носит высокополитизированный характер. Попытка ускоренного решения одновременно многих крупномасштабных задач противоречит реальным возможностям.

■ Цели экономической политики вступают в противоречие с инструментами и методами их реализации. Функции изменения целей и функции изменения инструментов экономической политики приобретают взаимоудаляющиесянаправления, что приводит к неожиданным и негативным результатам.

Фиаско государства в командной экономике приобретает масштабы, не сопоставимые с пользой от деятельности государства. Весь пучок рассмотренных противоречий, во многом порожденных тем, что государство взяло на себя функции рынка, приводит к затяжному экономическому кризису, приспособленность инструментов тоталитарного государства осуществлять функции рынка, отсутствие стимулов к экономической эффективности делает невозможным преодоление глубокого структурного кризиса, экономики, обновление морально и физически устаревшего основного капитала, преодоление автаркии и хронического дефицита, потери стимулов к труду, деморализации общества. Назревает кризис власти и авторитета государства на международной арене.

Однако социально-экономическая структура общества не позволяет выйти из тупика. Становится очевидным, что ни специфическая социалистическая система "встроенных стабилизаторов" (низкие требования к качеству и дисциплине труда, система социальных гарантий, уравнительность в распределении, повышение уровня жизни за счет наращивания экстенсивного использования, в т. ч. экспорта, богатых природных ресурсов), ни силовые структуры не могут помочь избежать потери власти и, в долгосрочном плане, национальной катастрофы. Так социалистическое государство вынужденно становится инициатором и проводником рыночных реформ, и в этом заложено глубочайшее противоречие переходной экономики^

В период перехода к рынку государство все в большем объеме использует различные сочетания инструментов рыночного регулирования по мере создания инфраструктуры рынка, которая не должна носить анклавный характер, иначе это приведет к еще большим перекосам и дисбалансу в экономике. Что касается соотношения административных и экономических методов регулирования, то на начальном этапе перехода преобладают административные методы. Это прежде всего связано с отменой, либо пересмотром законодательной базы командной экономики и созданием правовой базы для рыночных преобразований, для чего необходим переходный комплекс следующих законов:

1.Прежде всего, это закон о собственности, закрепляющий пучок прав частной собственности и плюрализацию ее форм, без которых невозможны существование рынка, свобода принятия решений, конкуренция.

Закон о предприятиях, который должен регулировать отношения между предприятиями различных типов собственности и государством, регулировать отношения предприятий с партнерами, включая межрегиональные связи. Необходимо принятие законов о сделках, договорах и обязательствах, т. е. Гражданского кодекса.

3. Необходима четкая правовая база для осуществления приватизации. При условии проведения ее на конкурсной основе приватизация становится важным инструментом повышения эффективности работы предприятий, переориентации их деятельности на удовлетворение потребительского спроса, одним из инструментов структурной перестройки.

4. Закон о земельных отношениях должен включать инструменты стимулирования развития сельского хозяйства, фермерского движения.

5. Помимо этого, для создания и поддержания конкурентной среды необходимы ценовая либерализация, антимонопольное законодательство, закон о защите прав потребителей, комплекс законов по борьбе с преступностью и коррупцией, нарушающими принцип добровольности обмена.

6. Формирование рынка труда должно сопровождаться разработкой закона о труде, о социальной защите различных групп населения.

При создании комплекса законов и принятии подзаконных актов очень важно решить проблему их гармонизации. Взаимоисключающие и противоречащие друг другу "правила игры", как показывает практика, не реализуются.

Мы рассмотрели основополагающие законы, которые при условии их выполнения в рационально короткие сроки формируют рыночную среду. Однако реформа экономической системы должна сопровождаться согласованными реформами правовой, судебной, политической систем.

Очень важным фактором является реформирование банковской сферы, приведение ее в соответствие с требованиями рынка, включая такое важное условие, как автономность Центрального банка.

Именно государство институционально формирует структуру рынка: рынок товаров и услуг; финансовый \ рынок, включающий в себя учетный рынок, межбанковский рынок, валютный рынок, рынок ценных бумаг, рынок Среднесрочных и долгосрочных банковских кредитов; рынок труда. Государство активно участвует в создании инфраструктуры рынка: банки, биржи (товарные, сырьевые, фондовые), холдинги, корпорации, биржи труда и т. д. j

Помимо функций чисто переходного характера, государство выполняет функции, регулирующие макроэкономические пропорции, оказывающие стабилизирующее воздействие на экономику. На первый план выходят экономические методы регулирования. Решение таких макроэкономических задач, как преодоление кризисных явлений в экономике, спада производства, сдерживание инфляции, проведение структурной перестройки, решение проблем социальной защиты граждан может быть реализовано только с помощью гибкого применения комплекса инструментов фискальной и кредитно-денежной политики. В такой ситуации неизбежен значительный дефицит госбюджета, но его сокращение в данном случае — не самоцель. Главной целью должно быть стимулирование производства рыночными методами, поддержание реальной конкурентной среды.

Итак, функция государства в переходный период имеет следующие статистические и динамические характеристики: по структуре она представляет собой сложную функцию, суммирующую три блока составляющих — блок функций государства в условиях командной экономики (2 i(); блок функций, связанных с отказом от прежней и созданием новой правовой базы, рыночных структур и рыночной среды (Z f); блок функций регулирования рыночной экономики (Z f3):

F переходного = £ f t + Z f2 + S f3 периода

Мы видим, что функции государства в переходный период не только не сокращаются, с чем обычно ассоциируется разгосударствление или либерализация, а напротив, увеличиваются и усложняются. Происходит трансформация государственных функций, в ходе которой государство постепенно отказывается от командно-планового решения задач. По мере создания и подключения рыночного механизма, все большее предпочтение отдается использованию инструментов и методов регулирования экономики, адекватных рынку.

Изменения в целях и структуре государственной функций являются составляющими общего процесса социально-экономической трансформации. При этом правительство, выступая в роли инициатора рыночных преобразо ваний, может своими действиями ускорить, либо замед-"Лить^тот процесс, усложнить и отсрочить достижение конечной цели. В этом контексте можно рассмотреть роль правительства в качестве мультипликатора трансформации (Мт), который включает в себя такие факторы, как степень бюрократизации, степень компетентности правительства, степень заинтересованности в создании рынка, степень сопротивляемости реформам и степень монополизации власти:

степень монополизации властио; + степень сопротивляемости реформам

ч + степень бюрократизации

d Мт- -------------------------------------------------------------------

\ компетентность + степень заинтересованности,

а правительства

Очевидно, что чем больше значение данного мультипликатора трансформации, тем дольше страна осуществляет переход к рынку (рис. 4, кривая "в"). Напротив, меньшее значение этого мультипликатора говорит о том, что страна быстрее и с меньшими потерями (при прочих равных условиях)пройдет этот путь (рис 4, кривая "а"). Мультипликатор трансформации оказывает прямо пропорциональное воздействие на скорость и качество социально-экономических преобразований:

Мультипликатор трансформации влияет и на лаги регулирования в условиях перехода к рынку например, увеличение компетентности и заинтересованности политической власти в рыночных преобразованиях сокращают лаг принятия решений, сокращают лаг изменения "действия инструментов регулирования и изменения цели ^усилива ет мощность и продолжительность положител ьного в оз-действия инструмента на цель. 1

Рассмотрим рисунки 5 и 6, где изображено отрицательное влияние мультипликатора трансформации Мт (при увеличении значения мультипликатора) на лаг воздействия инструмента экономической политики на ее цель.

Отрицательным воздействие может быть как в начале (рис. 5), так и в конце периода функционирования инструмента (рис 6).

В обоих случаях наблюдается удлинение фазы отрицательного воздействия по сравнению с непродолжительной фазой положительного воздействия на цель.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.