Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления структурных реформ в странах постсоциалистической экономики




■ Одна из наиболее сложных проблем экономической теории — проблема универсальности подходов и методов решения внешне сходных задач экономической реорганизации общества, с которыми сталкиваются страны, находящиеся в процессе переориентирования национальной экономики с социалистической на рыночную модель развития. В огромной степени это касается структурной пе-' рестгюйки.- С одной стороны, существуют объективные.закономерности развития, в том числе в постсоциалистических экономиках. С другой стороны, вряд ли многие будут сегодня утверждать, что алгоритм действий, предпринимаемых для модернизации отраслевой структуры, скажем, в Венгрии или Польше, может быть в том же виде применен в Чехии или Румынии. Наша книга ориентирована на российского читателя, и основные вопросы в ней рассматриваются через призму российских проблем. Поэтому заметим, что, занимаясь сейчас исключительно теоретическим исследованием различных направлений и инструментов осуществления структурных реформ в экономике переходного периода, нами сделан акцент на российскую специфику как природно-географических, так и социально-исторических условий. Очевидно, такой подход не только допустим, но и совершенно необходим в данном случае. Таким образом, часть предлагаемых мер структурной политики государства носит универсальный характер, другая же часть может быть применена, главным образом, в условиях той обстановки, которая сложилась на нынешнем этапе в России.

Как известно, в экономике России за время господства командно-административной системы произошли серьезные структурные деформации. Вкратце перечислим некоторые из "достижений" экономики советского периода, имеющие отношение к ее структуре:

— практически полная монополизация всех отраслей

предприятиями государственного сектора, следствием чего явились отсутствие конкуренции и неэффективность функционирования большей их части;

— супермилитаризация промышленности и гипертрофия тяжелой индустрии, ставшие воплощением известнойсхемы "производство ради производства";

— отсутствие ценовых и прочих рыночных индикаторов, сделавшее невозможным процесс взаимодействия исаморегуляции уровней спроса и предложения, а значит иполное пренебрежение интересами потребителей конечнойцродукции;

— процветание административной системы распределения инвестиционных и прочих ресурсов, приведшее к застою в промышленности и сельском хозяйстве, дистрофиисоциальной инфраструктуры и сферы услуг.

^Реформирование экономики на переходном этапе ществляется с целью ликвидации указанных дисбалансов;/ Логично, таким образом, предположить, что основные направления предпринимаемых в области реструктурирования экономики шагов следует подразделить таким же образом, как и сами дисбалансы, которые они призваны устранить. В связи с этим можно говорить о макроэкономическом, межотраслевом и внутриотраслевом аспектах структурных преобразований в зависимости от того, отношения и пропорции какого уровня являются объектом реформирования. Они могут так же отдельно рассматриваться и разрабатываться для различных секторов экономики, вплоть до отдельных производств и даже фирм. Причем, последний — микроэкономический — уровень должен являться центральным звеном всего механизма структурной политики государства. От того, насколько верно продуман и в какой степени последовательно проводится в жизнь этот важнейший компонент реформ, в значительной степени зависит окончательный успех реализации комплексных программ, причем не только в области структурной перестройки, но и во многих других.

Это говорит о том, что приведенное выше делениеструктурной политики на составляющие в зависимости отцелевого объекта реформирования является весьма условным, хотя и достаточно приемлемым с точки зрения удобства теоретической проработки отдельных положений,анализа экономической деятельности государства.,

Сложным является вопрос о методах проведениях/ структурных реформ. Если отбросить наиболее консерва-

тивный, что в данном случае равнозначно антиреформаторскому, подход, заключающийся в попытке перераспределения государственных ресурсов и потоков инвестиций между государственными же секторами экономики с принципиальным сохранением при этом искусственной поддержки предприятий-банкротов, избыточных рабочих мест, жестких протекционистских мер защиты национальных производителей от внешней конкуренции/ (а такая программа, по словам Я. Корнай, с экономической точки зрения имеет шансы быть реализованной "посредством комбинированных методов "гиперкейнсианской" кредитно-денежной и налоговой политики, ведущей к инфляции спроса, и бюрократического государственного вмешательства в экономику" (Корнай Я. Трансформационный спад. Лекция памяти французского экономиста Франсуа Перро, прочитанная 9 июня 1993 года в Колледже Франции. Вопросы экономики, 1994. № 3. С. 5)— бстается два других варианта, серьезно рассматриваемых с реформаторских позиций. Оба они имеют одинаковую направленность: преодоление трудностей путем ликвидации убыточных производств и концентрации усилий на обеспечении развития частного сектора, создания новых высокоэффективных рабочих мест, переориентации номенклатуры выпускаемой продукции, повышения доходов от экспорта. Различие состоит в оценке действенности рыночных механизмов.

В первом случае они являются основополагающим элементом и фундаментом всей экономической политики. За этими силами признается мощь, способная преодолеть любые экономические, бюрократические, психологические и другие препятствия; проблема состоит лишь в необходимости пройти этап формирования этих внутренних сил экономики до той степени, при которой они станут основными рычагами хозяйственного механизма.

Сторонники другой позиции отличаются более скептическим отношением к значимости рыночных сил на первых этапах их формирования, которые предположительно продлятся достаточно долго. На этом отрезке времени государство должно наиболее активно инициировать и поддерживать развитие новых институтов рыночной экономики, ликвидацию старых и создание новых организаций, трансформацию отношений собственности, а также решать те задачи, которыми (даже согласно либеральной концепции) занимаются в современной рыночной экономике все развитые государства, — компенсация "фиаско" рынка, раз-

работка законодательной базы, проведение налоговой и кредитно-денежной политики, выполнение контролирующих функций.

Обе эти концепции, безусловно, имеют право на существование, однако, как показывают экономическая теория и практика, наиболее ощутимые положительные результаты в ходе структурной перестройки дает использование в качестве методологического подхода второго варианта, предусматривающего более активное участие государства в экономической жизниу Сложные процессы переориентации экономики на производство потребительских товаров и услуг, демилитаризации, повышения эффективности использования ресурсов, формирования новой экспортной базы не могут быть пущены на самотек. Протекая стихийно, они могут привести к катастрофическому падению производства, массовой безработице, неоправданным потерям производственного и научно-технического потенциала, нарушению функционирования важнейших систем национальной инфраструктуры и в конечном счете — к консервации недоразвитой структуры народного хозяйства, к еще более серьезному ухудшению позиций национальной экономики на мировом рынке.

Поэтому государство должно взять на себя разработку и достаточно решительное проведение в жизнь мер по приданию реконструкции народно-хозяйственного комплекса управляемого характера, соизмерению темпов свертывания нежизнеспособных производств с возможностями привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест и обеспечения социально-политической стабильности.

\ Уровень национального экономического развития, при котором государственные органы дают старт проведению решительной и целенаправленной структурной политики, может быть различным, поскольку, как правило, это определяется не только экономическими, но и политическими предпосылками. Однако, общими чертами являются общий производственный спад, острая нехватка инвестиционных ресурсов, низкая мобильность капиталов. Это приводит к ограничению возможностей структурного маневра по межотраслевому и внутриотраслевому перераспределению ресурсов, высвобождающихся вследствие изменения структуры спроса и их передаче от менее эффективных к более эффективным предприятиям^

Тем не менее, являясь единственным~достаточно мощным, особенно в постсоциалистической экономике, инсти-

тутом, реально способным на проведение подобных мероприятий, государство для достижения прогресса в этой области с самого начала обязано взять на себя ответственность за выполнение задач по (1) поддержанию производства на жизнеспособных действующих предприятиях при одновременном регулируемом свертывании заведомо бесперспективных и санации тех, которые могут приспособиться к рыночной среде; (2) обеспечению поддерживающих инвестиций, необходимых для бесперебойного функционирования основных систем жизнеобеспечения, а также для предотвращения технологических и экологических катастроф; (3) социальной поддержке работников, высвобождаемых с ликвидируемых или реорганизуемых предприятий; (4) антимонопольному регулированию и содействию предпринимательству, особенно малому и среднему бизнесу, создающему рабочие места и увеличивающему производство товаров и услуг; (5) стимулированию экономически прогрессивных структурных сдвигов в экономике с использованием методов фискального характера, в частности, путем введения платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, а также более жестких прямых ограничений; ^поддержке частных инвестиций и банковского инвестиционного кредита, прежде всего по проектам инвестиций, соответствующих принятым приоритетам; (7) содействию формированию институциональных инвесторов и иных институтов, оказывающих услуги предприятиям в инвестиционной деятельности, реорганизации и перепрофилировании; (8) организации эффективного использования иностранных кредитов и созданию благоприятного законодательно-правового климата для прямых иностранных инвестиций; (9) постепенному сближению структуры мировых и внутренних цен, регулируемому посредством поэтапного снижения ставок экспортного тарифа, а также активному продвижению на внешний рынок продукции национальных производителей, имеющейся в достатке внутри страны; (10) сохранению инновационного потенциала и закладыванию основ дальнейшего экономического роста опережающими темпами в передовых отраслях; (11) использованию мер административного вмешательства в чрезвычайных ситуациях для поддержания хозяйственных связей на переходном этапе.

Таким образом, необходимо давать себе отчет в том, что, преследуя стратегические цели ослабления государственного давления на хозяйственный механизм и более

полного использования рыночных регуляторов, государство в области структурной перестройки, и особенно на первых ее этапах, вынуждено проводить политику жестких экономических, а зачастую и прямых административных мер.

Гс точки зрения общего вектора процессов, происходящих в реформируемой экономике, структурная перестройка содержит две основные составляющие — пассивную и активную) позволяющие разделить ее на последовательные фазы в соответствии с преобладанием одной из них. Первая — пассивная — составляющая определяется изменением структуры спроса и связанным с этим изменением структуры цен и издержек, которые после либерализации цен начинают оказывать решающее воздействие на изменение структуры произволстшц В первое время такое воздействие носит в значительной мере разрушительный характер, приводит к свертыванию производств, издержки которых оказываются выше общественной ценности их продукции. Но эти процессы необходимы как расчистка почвы для эффективных капиталовложений и создания предпосылок дальнейшего экономического роста. Последний будет набирать темпы по мере постепенного перераспределения ресурсов из неконкурентоспособных производств в новые, более эффективные.

Задачи государственной политики на фазе с преобладанием таких процессов — создание условий для возможно менее болезненного свертывания неэффективных производств, содействие перераспределению ресурсов, прежде всего труда и капитала, в более эффективные сферы приложения.

Переход к следующей фазе структурной перестройки, когда будет преобладать другая -^активная — составляющая, связанная с достижением необходимого уровня накоплений, созданием благоприятного инвестиционного климата, ускоренным развитием перспективных производств, формирующих новую структуру экономики, ставит перед государством новые задачи, заключающиеся в стимулировании накоплений и долгосрочных инвестиций, в активных действиях по созданию современной производственной инфраструктуры.

Хотя процессы преобразования по всем направлениям должны начинаться одновременно и протекать параллельно, в силу их разной длительности и взаимообусловленности в каждый данный период на первый план будет выходить один из них, определяя ключевые направления реформаторской деятельности на текущем этапе^

Что касается отраслевых приоритетов государственной структурной политики, то этот вопрос должен окончательно решаться в ходе конкретного анализа состояния национальной экономики, специфики свойственных ей социальных и исторических тенденций развития. Тем не менее, набор основных объектов структурного реформирования для подавляющей части стран с экономикой переходного типа является, как правило, универсальным и включает в себя все главные элементы народнохозяйственного комплекса. Требуется реконструкция большей части как промышленных, так и сельскохозяйственных отраслей, отраслей энергетического и жилищного сектора, транспорта и другой инфраструктуры.

'Наиболее сложной частью процесса реформ является, по всей видимости, перестройка промышленности. В особенности это касается стран с высоким уровнем индустриализации, где структурные деформации, свойственные всему народному хозяйству, достигают в промышленности наибольших масштабов. В число основных задач, стоящих перед государством в данной сфере, не входит поддержание физических объемов производства всех видов продукции, поскольку сокращение выпуска продукции, которая в перспективе не будет пользоваться спросом, означает высвобождение ресурсов для иных, более важных нужд/

Главные усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы содействовать структурным сдвигам в промышленности в направлении ее социальной ориентации, поддерживать предпринимательство и развитие частного сектора на основе приватизации, стимулировать накопления и инвестиции, оказывать помощь предприятиям — как перспективным, так и испытывающим временные трудности или подлежащим свертыванию. При этом должны применяться те средства и методы осуществления структурной политики, которые соответствуют возможностям страны и специфике конкретных отраслей.

В реализации целей промышленной политики наряду с государственными органами должны участвовать и инвесторы из нарождающегося частного сектора — банки, инвестиционные и пенсионные фонды, фонды поддержки производства и предпринимательства, консультационные и аудиторские фирмы.[Помощь предприятиям в переход-

ный период может оказать создание национальных фонда и банка, занимавшихся бы вопросами распределения государственной помощи и привлечения частных институциональных инвесторов, развития долгосрочного кредитования реформируемых предприятий.

Решающим компонентом успеха в этой области станет для большинства постсоциалистических стран грамотная разработка и реализация адекватной ситуации в промышленности программы приватизации и реорганизации предприятий государственного сектора. Проблема очередности, темпов и методики проведения приватизации сложна, и ей было уделено внимание в отдельных главах. Здесь заметим лишь, что приватизация — это, так или иначе, сложный и долгий процесс; на пути быстрой приватизации стоят, как правило, многочисленные серьезные преграды, даже если это и определено в качестве общегосударственного приоритета. Поэтому многие государственные предприятия останутся в руках государства в течение достаточно долгого периода времени.Мз этого следует, что пробле-ме управления оставшимися государственными предприятиями следует также уделять повышенное внимание/ Крайне важно не допустить распыления средств производства и создать структуры управления, в максимальной степени приближающиеся к стандартам частного сектора. ^Эффективная структура собственности и управления такими предприятиями на переходном этапе должна обеспечивать следующее: а)четко очерченные права собственности; ^отчетность перед владельцем (или владельцами), который заинтересован в сохранении и увеличении капитала предприятия; в,)орган надзора, отвечающий за решение долгосрочных стратегических вопросов и контроль за работой руководства предприятия; ^значительную оперативную свободу и стимулы для руководства предприятия; Э)жесткие бюджетные ограничения^

Весьма важным в сфере реорганизации государственных предприятий является и вопрос о том, как быть с убыточными предприятиями. В долгосрочной перспективе предприятия, постоянно терпящие убытки, должны быть закрыты, однако в краткосрочном плане, скорее всего, многие убыточные предприятия будут сохранены. Их убытки, особенно на первоначальном этапе переходного периода, лучше всего покрывать при помощи специализированных финансовых учреждений, на которые должна быть возложена такая задача, — это помогло бы локализо-

вать все "безнадежные" займы в одной части финансового сектора, а также не вовлекать в данный процесс банковскую систему, испытывающую при данных обстоятельствах нехватку капитала. Однако, даже в таком случае субсидии убыточным предприятиям должны основываться на четких критериях и предоставляться в снижающихся объемах с предварительно установленным сроком их окончательного прекращения. Наконец, не стоит забывать, что без угрозы ликвидации и банкротства даже самая совершенная система управления может оказаться неспособной ужесточить бюджетные ограничения в отношении государственных предприятий. О создании законодательной базы и выработке практических методов осуществления данных процедур в отношении предприятий, постоянно терпящих убытки, следует позаботиться заранее.

'Важнейшим шагом при переходе к рыночной экономике является развитие частного сектора. Для государственных предприятий это имеет двоякие последствия: с одной стороны, частный сектор создает им конкуренцию, становящуюся со временем все более серьезной, а с другой — поглощает высвобождающуюся из-за банкротств, сокращений и ликвидации традиционных предприятий лишнюю рабочую силу. Таким образом, это способствует ограничению социальных издержек перестройки государственного сектора. Развитие частных предприятий повышает динамику и эффективность экономики в целом, так как малые и особенно средние предприятия являются теми новыми источниками, которые могут обеспечить гибкость экономики в период быстрых и резких перемен. Именно поэтому развитие частного сектора должно стать неотъемлемой и активной частью процесса реформы предприятий и всей экономики в целом.

Темпы создания и роста частных предприятий будут зависеть от прогресса в таких тесно связанных между собой областях, как: а) реформа законодательных основ для частных инвестиций и предпринимательской деятельности, а также формирование правовых основ для надежных контрактных взаимоотношений (включая защиту и передачу частной собственности и механизмы урегулирования споров); 6) развитие финансового сектора, в частности — конкурентоспособной банковской системы; в) приватизация или реорганизация государственных предприятий и других государственных активов; г) развитие рынка недвижимости. На развитии частного сектора в целом благотвор-

но скажется и прогресс в создании необходимых условий для развития частной предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве^

Поддержка развития частного сектора потребует от государства новых выборочных капиталовложений в развитие средств связи, систем снабжения и распределения энергии, городской инфраструктуры, в улучшение состояния и рационального использования окружающей среды. Во многих случаях сфера этих услуг находится в упадочном состоянии на данном этапе, либо они становятся вовсе ненужными в таких условиях. Как правило, необходимы большие инвестиционные вливания для возрождения и рационализации инфраструктурных сетей. Хотя средства для финансирования этих целей могут быть получены за счет экспортных кредитов и от международных финансовых учреждений, следует в максимальной степени использовать собственные ресурсы.

Источником значительного материального и кадрового потенциала, который может быть использован в кризисных условиях, является военно-промышленный комплекс, значительно развитый в странах с командно-административной системой. Особое место в их ряду принадлежит России, имевшей огромный, как по абсолютным, так и по относительным показателям, сектор оборонных отраслей и производств. Реорганизация и перепрофилирование множества предприятий этого комплекса в ходе конверсии не имеют, таким образом, аналогов в мировой практике по своей сложности и значимости. При этом процесс свертывания и переориентации военного производства осложняется одновременно происходящей на переходном этапе сменой типа хозяйственного механизма, перестройкой других отраслей, экономической и социальной нестабильностью.

'Государственная политика в области конверсии оборонного комплекса должна проводиться в русле общей концепции экономических реформ. Демилитаризацию следует проводить на основе развития негосударственных форм собственности и предпринимательства, сокращения государственных дотаций и свертывания неэффективных производств и предприятий, снятия ограничений на иностранную конкуренцию, Одним из основных условий предоставления конверсируемым предприятиям и организациям финансовой и материально-технической помощи государства или содействия конверсионным процессам со стороны инвесторов, как национальных, так и зарубежных,

должно стать изменение организационно-правовой формы собственности предприятий, их коммерциализация в интересах эффективного функционирования в рыночных условиях. Вывод мощностей оборонного комплекса за рамки сложившейся системы управления должен осуществляться через формирование хозяйственно независимых корпораций и концернов, опирающихся на широкую внутреннюю и внешнюю коопераций

В конечном счете, в результате осуществления конверсионных преобразований разработка и производство вооружений должны проводиться относительно небольшим количеством узкопрофильных и глубоко специализированных оборонных предприятий и организаций, принадлежащих государству, а также крупными диверсифицированными и независимыми от государства корпорациями, выполняющими военные заказы по контрактам, получаемым на конкурсной основе. Большую же часть предприятий оборонного комплекса следует вовлечь в процесс переориентации на развитие науки и техники по гражданским и "двойным" направлениям в интересах достижения и сохранения высокого технологического уровня производства.

Таким образом, Улавные задачи конверсии — регулируемое свертывание нерентабельного военного производства и сохранение при этом наиболее ценных элементов производственного, кадрового и инновационного потенциала оборонных отраслей, использование его для модернизации и реконструкции экономики, повышения технологического уровня гражданских отраслей, развития экспортной базы и импортозамещения,

Приоритетами в области сельского хозяйства и топливно-энергетического комплекса (что также имеет особое значение для России)должны являться, помимо реформы цен и налогов, изменение организационной структуры производства, установление соответствующего режима стимулирования, восстановление прибыльности, разработка законодательства для мобилизации иностранных капиталовложений. Структурные сдвиги в производстве энергоносителей в сторону большей степени их переработки, производство современного оборудования для перерабатывающей промышленности помогут наиболее эффективно использовать имеющиеся топливные ресурсы, а в некоторых случаях — восстановить внешнюю кредитоспособность и достигнуть положительного внешнеторгового саль-

до, необходимого для преобразования остальной экономики. На выполнение этих же стратегических задач должны быть нацелены преодоление диспропорций в сфере производства и распредх ления продовольствия, формирование новой отраслевой и территориальной структуры агропромышленного комплекса, модернизация сферы снабжения и оказания услуг, создание современной производственной инфраструктуры.

Одной из наиболее серьезных проблем, возникающих на этапе реструктурирования экономики, является острая нехватка инвестиционных ресурсов. Неизбежно снижает -' ся инвестиционная активность правительства, что объясняется сложной ситуацией в налоговой области и отсутствием административных рычагов пополнения государственного бюджета, Большинство предприятий, находящихся в государственной собственности, испытывают серьезные финансовые трудности и недостаточно кредитоспособны. Еще хуже положение, в котором оказываются государственные компании, ожидающие скорой приватизации. Их инвестиционная активность полностью парализована, все ждут прихода новых собственников. Высокая степень неопределенности при принятии инвестиционных решений, неразвитость финансового сектора и нежелание его институтов кредитовать частные фирмы, несформиро-ванность рынка капиталов, а также высокие процентные ставки на предоставляемые кредиты из-за неизбежного роста темпов инфляции в переходный период — все это оказывает значительное негативное воздействие на все хозяйствующие субъекты^;

Для стимулирования инвестиций государство должно использовать все имеющиеся у него средства. Помимо первоочередных мер, направленных на подавление инфляции, улучшение налоговой системы, формирование рынка капиталов, с инвестиционной точки зрения необходимо ускорить смену форм собственности государственных предприятий, делая при этом упор на разработку инвестиционных проектов и программ создания новых рабочих мест., Значительную роль в этой сфере могли бы играть домашние хозяйства, которые способны принимать участие в финансировании, в частности, жилищного строительства. Следует создавать благоприятные условия (льготные кредиты, налоговые скидки)для стимулирования инвестиционной активности населения, что послужит одним из важных факторов преодоления кризиса.

Привлечение иностранных инвестиций также может

оказаться существенным вкладом в решение данной проблемы. Особое внимание следует уделять прямым иностранным инвестициям, имеющим ряд существенных преимуществ по сравнению с другими видами экономической помощи. Во-первых, они служат источником капитала для вложения в производство товаров и услуг, а также в разработку технологий, "ноу-хау", передовых методов управления и маркетинга. Во-вторых, инвестиции, в отличие от займов и кредитов, не ложатся дополнительным бременем на внешний долг, а, напротив, способствуют получению средств для его погашения. В-третьих, прямые инвестиции обеспечивают наиболее эффективную интеграцию национальной экономики в мировую, благодаря производственной и научно-технической кооперации.

Путь к успеху в реформировании структурной организации экономики лежит также через выработку и реализацию серьезной антимонопольной политики на государственном уровне. Такая программа должна быть тщательно продумана: существующие монополии, созданные административным путем, не должны быть просто переданы в частные руки в форме, препятствующей повышению эффективности экономики в долгосрочном плане. С точки зрения эффективности желательно демонополизировать существующие структуры до их приватизации. После того, как монополии попадут в частные руки, разрушить их будет намного сложнее; владельцы монополий будут противодействовать последующим реформам. Административные монополии, особенно в области снабжения, оптовой торговли и систем распределения, также должны быть разрушены до приватизации. Однако, ввиду большого числа существующих монопольных структур и слабого контроля над государственными предприятиями в переходный период, разрушить монополии до их приватизации не всегда представляется возможным — это заняло бы столько времени, что приватизация была бы замедлена и поставлена под угрозу. Поэтому крайне важно, чтобы демонополизация существующих структур была увязана с разработкой конкретных планов корпоратизации и приватизации.

Основная задача, таким образом, заключается в том, чтобы не допустить превращения бывших отраслевых министерств в холдинговые компании, владеющие контрольными пакетами акций подчиненных предприятий. Должно поощряться отделение предприятий от крупных концернов или объединений и выдвижения ими предложе-

нии, касающихся демонополизации, в рамках своих планов приватизации. Отдельные части предприятий также должны иметь возможность отделения и приватизации в виде самостоятельных компаний.

Наконец, на этапе перехода от командно-админисчра-тивной системы к рыночной экономике обостряется вопрос о роли экологического фактора в развитии общества. Решение данной проблемы должно стать одним из компонентов государственной структурной политики. Развитие рыночных отношений и структурная перестройка экономики приведут в перспективе к значительному повышению технического и технологического уровня производства, стимулированию ресурсо- и энергосбережения, что в конечном счете позволит уменьшить загрязнение окружающей природной среды. Этот вывод подтверждается и опытом развития в течение последних 20 лет многих стран с рыночной экономикой. Но на первом этапе переходного периода неизбежно возникает серьезная опасность ухудшения экологической ситуации из-за: (а) раз рушения хозяйственных связей, использования низкокачественного сырья и топлива, нарушения проектных технологических режимов, роста аварийности производств; (^финансовых трудностей предприятий, ограничивающих возможности финансирования природоохранных мероприятий; (^недостаточных бюджетных ассигнований отраслям, ответственным за воспроизводство и охрану природных ресурсов; (г)отсутствия законодательно закрепленных разграниче-,ний полномочий и ответственности исполнительных органов, что из-за несогласованности принимаемых решений в области использования ресурсов и обеспечения экологической безопасности может привести к безответственным действиям в распоряжении природными ресурсами.

Стабилизация и улучшение экологической ситуации на этом этапе должны достигаться путем формирования новых ценностных и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. Это потребует разработки комплекса радикальных политических инициатив, социально-экономических, законодательных, технологических и иных мер. При этом и в рыночных условиях следует придерживаться принципа разумных компромиссов при разрешении возникающих конфликтов между необходимостью соблюдения экологических регламентации, ограничений и хозяйственной мотивацией производства. Другими словами, в

области природопользования и охраны окружающей среды также необходима разработка новой государственной политики.

Одной из важнейших задач в процессе сокращения производства и структурной перестройки экономики должна стать экологическая санация базовых отраслей за счет первоочередной реконструкции и перепрофилирования устаревших, экологически опасных предприятий и производств. В ходе приватизации государственных предприятий необходимо обеспечить преемственность их экологических обязательств.

Повышение роли экологического фактора в стабилизации и структурной перестройке экономики тесно связано с формированием нового правового и экономического механизма регулирования взаимодействия государственных органов различных уровней и природопользователей, включением экологического фактора в процедуру оценки социально-экономической эффективности принимаемых решений. В этой связи, основными направлениями государственной экологической политики на переходном этапе должны стать совершенствование природоохранительного законодательства, системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования с целью их адаптации к формирующимся рыночным отношениям; последовательный переход на международные стандарты технологических производственных процессов; экономическое стимулирование средствами государственной налоговой, кредитной и ценовой политики ресурсо- и энергосбережения, внедрения экологически чистых техники и технологий; обеспечение проведения экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую природную среду всех крупных программ и проектов хозяйственной и иной деятельности; формирование рынка экологических работ и услуг.

[В заключение следует отметить, что любые действия, направленные на реформирование структурной организации экономики, приведут к успеху лишь при наличии комплексной антикризисной программы, реализуемой государством в переходный период. Для достижения ощутимых положительных результатов структурной перестройки решающим может оказаться прогресс в других направлениях экономической реформы, главными из которых являются макроэкономическая стабилизация, подавление

инфляционных процессов, создание эффективной налоговой системы, решение социальных проблем.

Глава 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.