Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения логистического подхода в технологии пассажирских перевозок




Лекция 7. Информационно-логистические технологии транспортных перевозок.

Логистические технологии эффективны не только при управлении материальными потоками. Они имеют определенные перспективы и для совершенствования городских пассажирских перевозок.

В организации грузовых и пассажирских потоков много общего. хотя немало и различий.

Основное различие состоит в том. что пассажир одновременно является не только объектом перемещения, но и потребителем транспортных услуг.

Пассажир играет активную роль в осуществлении перевозки: он сам выбирает маршрут и может изменить его уже в ходе поездки. В определенном смысле можно считать, что он участвует в организа­ции транспортного процесса и управлении им. На выбор варианта перевозки оказывает влияние значительное количество факторов. Их перечень не всегда совпадает с тем, что учитывается в ходе разработки оптимального варианта доставки товара. Пассажир может принимать во внимание, например, комфортабельность поездки. возможность заехать по пути в интересующие его пункты и другие обстоятельства, совершенно не имеющие значения при организации грузовых перевозок.

У каждой группы пассажиров имеются свои предпочтения, ос­новываясь на которых, они выбирают маршрут и время поездки, вид транспорта, место пересадки, способ оплаты. Можно установить иерархию этих предпочтений и провести своеобразную сегментацию спроса на транспортные услуги.

Имеются особенности при характеристике пассажира как объекта перемещения. Трудно однозначно охарактеризовать его габари ты. Неслучайно техническая характеристика вместимости автобусов может определяться несколькими числовыми значениями. У автобуса ПАЗ-3205, например, предельная вместимость составляет 55 человек, номинальная — 36, а количество мест для сидения — 28. Каждый из этих трех случаев, вообще говоря, подразумевает полное использование вместимости транспортного средства. Если перевозится 36 человек, то вместимость используется полностью, если 55 — вывод такой же. А разница в обоих случаях составляет 1,5 раза.

Не в полной мере совпадают интересы пассажира и перевозчика. Одно из противоречий их интересов заключается в том, что перевозчик заинтересован в увеличении коэффициента сменности, а пассажир — в беспересадочной и быстрой доставке до места назначения.

Можно назвать и другие различия в осуществлении доставки товаров и пассажиров. В случае пассажирских перевозок из логистической цепи выпадают складские операции, рациональная организация которых является необходимой у производителя товара при подготовке его к отправке и у получателя при приеме доставленного груза. В комплексе логистических услуг в этом случае отсутствуют тарно-упаковочные и сопутствующие им маркировочные и другие операции, занимающие очень важное место в организации товародвижения. При перемещении товара по логистической цепи и выполнении всех необходимых операций происходит увеличение его стоимости. В случае пассажирских перевозок такого явления не может быть.

Названные отличия, несмотря на их важность, не носят принци­пиального характера, поскольку как в случае грузовых, так и в случае пассажирских перевозок главной задачей системы управления является доставка перемещаемого объекта от пункта отправления до пункта назначения с минимальными совокупными затратами при установленном уровне качества транспортировки.

Сегментирование рынка транспортных услуг. Общественный городской пассажирский транспорт обеспечивает конституционное право граждан на свободное передвижение и выполняет социально значимую функцию по перевозке пассажиров от мест проживания до мест работы, учебы. На его долю приходится не менее 80% всех пассажирских перевозок в стране.

Основная нагрузка как в плане объема перевозок, так и в финан­совом приходится на муниципальный транспорт, так как он обеспе­чивает доступный для разных социальных категорий граждан тариф. предоставляет возможность льготного проезда и иные услуги (продажа просимых билетов и пр.)- При этом муниципальный городской транспорт испытывает дефицит денежных средств из-за неполного финансирования со стороны местных бюджетов.

Относительно небольшая доля пассажиров в крупных городах осваивается коммерческими видами транспорта (маршрутными такси и частными автобусами). Коммерческий пассажирский транспорт отличает сравнительно высокая стоимость проезда, отсутствие обязательств по предоставлению льготного проезда. Такие условия работы позволяют извлекать прибыль, достаточную для развития, и составлять успешную конкуренцию муниципаль­ным перевозчикам.

Управление системой городского пассажирского транспорта сталкивается с неравными условиями работы разных видов транспорта на рынке услуг. Данная проблема дополняется существующим противоречием между интересами перевозчика и пассажира: для перевозчика выгодно сократить количество транспортных средств на линии при одновременном увеличении наполнения, так как это снижает затраты (для коммерческого транспорта) или убытки (для муниципального транспорта), пассажиру выгодно увеличение числа транспортных средств.

Механизм поиска компромисса интересов перевозчиков и пас­сажиров основан на сопоставлении часовых затрат транспортных предприятий на осуществление перевозок с часовыми приведенными затратами (сумма затраченного времени и денег) со стороны пассажиров. Минимум совокупных затрат будет соответствовать оптимуму.

Одним из элементов в определении минимальных совокупных издержек являются затраты пассажиров, включающие в свой состав стоимость пассажиро-часа. Стоимость пассажиро-часа служит коэффициентом, приводящим временные и финансовые затраты пассажиров к одной размерности, а также представляет собой объективный показатель баланса спроса и предложения на рынке пассажирских перевозок в городах. Поэтому данный показатель становится реальной базой для проведения сегментации спроса и предложения.

Сегментирование транспортных услуг для обеспечения эффективного управления работой юродского транспорта возможно на основе моделирования выбора пассажиром вида транспорта. По­добные модели разработаны и описаны в отечественной и зарубежной литературе. Модель, доработанная до вила, отражающего складывающиеся на рынке пассажирских перевозок ситуации, по­зволяет:

сегментировать предложение по видам транспорта на базе стоимости пассажиро-часа:

сегментировать спрос на перевозки на основе стоимости пассажиро-часа:

определить параметры, влияющие на выбор пассажиров, и степень этого влияния;

спрогнозировать выбор пассажиров при изменении некоторых характеристик функционирования системы пассажирского транспорта.

Мощность и быстродействие современных ЭВМ позволяют без значительных затрат времени обрабатывать большие базы данных. использование которых существенно снижает ошибку в отражении объективной ситуации. Применение описанного подхода становится возможным не только для поиска направлений стратегического раз­вития городского транспорта, но и для решения задач оперативного управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.