Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и сущность философии жизни




Инструментализм Дьюи и его учение о проблемной ситуации

Дьюи создал американскую систему образования. Считал, что он соверш некую революцию в философии, смысл кот заключ в переходе от философских проблем к человеческим. Целью Дьюи было рационализация и. теоретич осмысление обыденного сознания, как средства решения проблем 100% американцев. Это восхождение к обыденному сознанию происх у Дьюи путем биологич и ценностной интерпретации опыта. 1. Биологич интерпретация: опирается на учение Дарвина о приспособл человека к окр среде. Истина у Дьюи понимется как полезная ложь. Различн формы и способы чел д-ти сост основу методологич принципа инструментализма- принцип непрерывности и уравнивает такие формы чел д-ти, как материальное и идеальное, наука и искусство, теория и практика. В итоге чел поведение он укладывает в известный принцип- стимул-реакция. Ед способ изменить чт то в общ-ве это есть изменение привычек людей, но изм привычки реально только в детстве, поэтому Дьюи стан реформатором образования. 2. ценностная интерпретация. Процесс познания – это и есть процесс вынесения оценки. Проблема в том, каково соотн между сущим и должным. Можем ли мы непосредственно из понятия «есть» вывести понятие «должно быть». Непозитивисты считали, что истина и ценность совпадают. В процессе познания мы выносим целостные суждения и итог этих суждений и есть истина. Истина это то, что мы сочли для себя полезным. Дьюи широко трактует понятие опыт. Под опытом понимается все то, что дано нам в восприятии и само восприятие. В опыте нет ничего того, что нельзя было бы назвать опытом. Опыт- это наше здоровье, болезни, смерть, ложь, сновидения, мистика, наука.

 

Возникла во 2ой пол 19 веке. Осн представители: нитше и Бергсон. Осн понятие философии- жизнь,кот трактуется как вечное изменение, становление, развитие. Понятие жизнь фактически заменяет такие понятия как материя и сознание. В осн концепции Бергсон кладет эволюцию. Он отвергает механистич трактовку эволюции и телеологическую (учение о цели). В осн эволюции лежит большой взрыв, она носит творческий хар-р. В осн эволюции лежали: совместно растущий интеллект интуиция. Произошло расхождение этих начал. Нитше переводит разговор об эволюции в сверх культуру. 2осн способа описания этого явл – искусство и наука. Но к сожалению искуксство господствует только на ранних этапах развития Европ культуры, а затем приоритет перешол в науку. Это начинается с Сократа. До Скората в мировоззрении европейцев госполств 2 начала: дионистическое и аполоновское(размерность, правильность). Райионализм Сократа побеждает аполоновское начало.

 

21. Философия Фридриха Ницше.
Осн работы: «По ту сторону добра и зла». Ницше- выд нем фил 2ой пол 19 века. Осно понятия: воля к страсти, нигелизм(переоценка ценностей), сверх человек, идея «вечного возвращения».. 1. идея воли. Как движ силы развития мира Ницше заимствует у Шопенгауэра. На место единой мировой воли, как некого первоначала мира, Нитше выдвигает кнцепцию плюролизма воли. Он отверг идею позднего Шопенгауэра о подавлении воли. В общ-ве хорошо и полезно все то, что увелич. Волю к власти и наоборот подавл эту волю. Сама идея борьбы воль опирается на Дарвиновсую идею борьбы за существование. Нитше считал что выживает наиболее приспосабливаемые, тне лучшие талантливые люди, а опосредствованные люди. Витоге это приводит к кризису Европ культуры и цивилизации в конце 19 века. Отсюда рождается негилизм. 2. негилизм. Необх, говорит нитше, переоценка ценностей, должна произойти в обл морали. Этому посвящена работа «генеология морали».Мораль возникает в др общ-ве, как мораль господ. Эта мораль базируется на правиле сильного: «устанавливать свою волю» и это послужило стимулом для развития Европ цивилизации. Однако с возникн христианства, происх первая переоценка ценностей. На место морали господ христианство приносит мораль рабов. Необх вторая переоценка. Ее суть- возвращ к морали господ. 3. носителем этой новой морали должен стать сверх человек. Эта мораль должна утв естеств неравенство людей. Люди неравны изначально, уних равная степень воли к власти и равное право на мораль. Сверх человек должен соблюдать моральные нормы только по отн к себе подобному. По отн же к остальной массе он нах по ту сторону добра изла. Он выше обывательской морали. Примера сверх человека еще нет, его надо создать. Человек, по нитше, это только мост между животными и сверх человеком. Образом сверх человека в прошлом явл арабское, японское, германское дворянство, скандинавские викинги, гомеровские герои, Юлий цезарь, наполеон. Очень сложными были отн нитше с религиями. Он родился в оч религиозной семье, идея о смерти бога, к кот он приходит, далась ему оч трудно. 4. идея вечного возвращ имеет 2 толкования: 1.одни считают этот образ писсимистическим. 2. оптимистич: раз мы можем вернуться в прошлое, значит мы можем что то изменить, понять свои ошибки. Судьбы учений: идеи нитше были исп в найионалистических идеологиях; для него человек это некий духовный лидер.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.