КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системные модели процесса производства управленческих решений
– модель процесса достижения цели управления – модель проектирования системы производства управленческих решений • Модель процесса достижения цели управления. При принятии решения ЛПР стоит перед необходимостью выбора одного из нескольких альтернативных вариантов управленческого решения, каждый из которых направлен на достижение поставленной цели управления. В большинстве случаев существует возможность последовательной проверки альтернатив для окончательного выбора и реализации управленческого решения на практике. Такая проверка проводится с помощью компьютерного моделирования, деловых игр, имитирующих моделей, ролевых игр, метода «мозговой атаки», метода «Делфи» и т.д. Управленческие ситуации, приводящие к необходимости разрешения данной проблемы, можно сгруппировать и описать в виде нескольких комплексов ситуаций. Проблему для определенного комплекса ситуаций можно представить в виде системы целей, достижение которых приводит к приемлемому варианту разрешения проблемы для конкретной управленческой ситуации. При этом каждая из целей имеет свой вес, определяющий ее приоритет. Тогда процесс принятия решений можно моделировать в виде комплекса моделей процесса достижения цели, описанных в Главе 4. Модель процесса производства управленческих решений можно тогда представить в виде двухстадийного комплекса моделей. На первой стадии проектируется концептуальная система для формирования, принятия и реализации управленческого решения с помощью модели процесса достижения цели. На второй стадии также с помощью модели процесса достижения цели осуществляется переход к эмпирической системе формирования, принятия и реализации управленческого решения. Модель первой стадии будет содержать следующие этапы: а) моделирование комплекса целей, достижение которых приводит к разрешению проблемы. Формальное описание проблемы управления предполагает однозначное описание комплекса целей, полностью соответствующее содержанию проблемы управления. Для того, чтобы разрешить проблему управления для конкретной ситуации в объекте управления, необходимо, чтобы существо, содержание проблемы были описаны в формальной постановке, т.е. в постановке, имеющей однозначное толкование. Формальная постановка проблемы, в большинстве случаев, может быть представлена в виде содержательного ее описания и определения системы целей, достижение которых приводит к приемлемому разрешению проблемы. Из изложенного очевидно, что этап формального описания (постановки) проблемы аналогичен этапу составления комплекса целей; б) составление модели комплекса ресурсов, необходимых для разрешения проблемы; в) моделирование комплекса альтернативных вариантов управленческих решений. После выявления формальной постановки проблемы определяются возможные ее решения, для чего можно применить методы "мозговой атаки" (самостоятельно или с участием других), либо попытаться графически изобразить все логические возможности, либо использовать другие известные возможности нахождения возможных альтернатив решения проблемы; г) установление системы ограничений на цели, на альтернативы управленческих решений и на ресурсы для формирования, принятия и реализации управленческих решений; д) апробация возможных альтернатив управленческих решений при известных целях и ограничениях; е) анализ результатов апробации альтернатив управленческих решений; ж) принятие или отказ от данной альтернативы управленческого решения, координация этапов а – е. В результате осуществления первой стадии процесса подготовки и принятия решения будет сформирован банк альтернатив управленческих решений для данной системы целей. На второй стадии процесс принятия решений также моделируется с помощью модели процесса достижения цели и содержит следующие этапы: а) выбор цели, соответствующей конкретной практической ситуации, из модели первой стадии; б) определение, на основе модели первой стадии, модели ресурсов для достижения данной цели; в) выбор, из модели первой стадии, альтернативы управленческого решения; г) установление системы ограничений на основе модели первой стадии; д) реализация альтернативы управленческого решения; е) контроль реализации альтернативы управленческого решения; ж) координация процесса формирования, принятия и реализации управленческого решения, выбор (при необходимости) другой альтернативы управленческого решения и внесение изменений в модель первой стадии по результатам реализации модели второй стадии. • Модель проектирования системы производства управленческих решений. Рассмотрим, на основе модели, описанной в Главе 4 для общего случая, основные компоненты процесса проектирования системы формирования, принятия и реализации управленческих решений. Анализ, как часть процесса проектирования системы формирования, принятия и реализации управленческих решений, включает следующие составляющие: – выделение и описание потребностей производственной среды в формировании, принятии и реализации управленческих решений; – формулирование и количественное описание целей управленческих решений, достижение которых соответствует удовлетворению потребностей производственной среды; – составление комплекса требований к управленческим решениям, реализация которых в производственной среде приводит к удовлетворению выделенных и описанных потребностей; – определение принципиальной возможности осуществления технологий управления производством, предварительное формулирование требований к построению или развитию системы формирования, принятия и реализации управленческих решений; – изучение опыта проектирования и реализации управленческих системных триад формирования, принятия и реализации управленческих решений, включающих в себя систему-объект «ЛПР и команда специалистов», систему-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР» и систему-результат – «вид управленческого решения»; – структурирование и определение основных компонент внешней среды системы формирования, принятия и реализации управленческих решений, определение или уточнение возможных источников ресурсов для производства и реализации управленческих решений. Предъявление требований к построению источников отсутствующих ресурсов для построения системы, определение или уточнение круга возможных потребителей управленческих решений и требований к потребителям управленческих решений; – структурирование и определение основных требований к деятельности или развитию системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР» формирования, принятия и реализации управленческих решений; – предварительное описание проекта системной триады формирования, принятия и реализации управленческих решений и модели ее развития; – определение возможных причин, в связи с которыми на протяжении всего жизненного цикла проектируемой триады появляются отклонения комплекса характеристик системной триады формирования, принятия и реализации управленческих решений от «проектных»; – определение динамики изменения требований внешней среды к деятельности системной триады формирования, принятия и реализации управленческих решений на протяжении всего жизненного цикла этой системы, формирование модели желаемой динамики изменений в процессах и структурах данной системной триады. Исследование системы формирования, принятия и реализации управленческих решений включает следующие составляющие: – моделирование системной триады формирования, принятия и реализации управленческих решений и входящих в нее систем (система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР» и система-результат – «вид управленческого решения»), внешней среды данной системной триады и систем, входящих в ее внешнюю среду; – моделирование границ системной триады формирования, принятия и реализации управленческих решений и входящих в нее систем с внешней средой и с внутренней средой элементов системы-объекта, системы-субъекта и системы-результата управления; – изучение приемлемых по разным критериям вариантов построения или развития процессов, и структур систем, входящих в системную триаду формирования, принятия и реализации управленческих решений; – выбор одной или нескольких приемлемых, в смысле разных критериев, альтернатив построения или развития процессов и структур систем, входящих в системную триаду формирования, принятия и реализации управленческих решений и системной триады в целом. Проектирование системы формирования, принятия и реализации управленческих решений включает в себя следующие составляющие: – конструирование системы управленческих решений, предназначаемых для удовлетворения потребностей внешней среды в производственной управленческой деятельности; – сравнение с помощью моделей (вербальных, численных, компьютерных и других) различных альтернатив построения или развития системы формирования, принятия и реализации управленческих решений и выбор одной из них; – разработка и согласование проектной и конструкторской документации «практического» организационного проекта системы формирования, принятия и реализации управленческих решений. Экспертиза системы формирования, принятия и реализации управленческих решений включает в себя следующие составляющие: – изучение целей, преследуемых системами формирования, принятия и реализации управленческих решений, определение их непротиворечивости целям устойчивого прогрессивного развития человека, домашнего хозяйства, общества, общественного производства, информационной, энергетической, природной и всех других сред обитания и жизнедеятельности человека; – изучение правовой основы создания, функционирования или развития систем, процессов, структур формирования, принятия и реализации управленческих решений; – качественное и количественное определение негативных и положительных воздействий систем, процессов, структур формирования, принятия и реализации управленческих решений на человека и на среду обитания и жизнедеятельности человека; – оценка уровня решений по построению или развитию систем, процессов, структур формирования, принятия и реализации управленческих решений в сравнении с достижениями человека по построению аналогичных систем, процессов, структур; – оценка ценности и стоимости систем, процессов, структур формирования, принятия и реализации управленческих решений, как предприятий, приносящих или способствующих получению дохода; – изучение соответствия процессов, структур, систем формирования, принятия и реализации управленческих решений сложившимся или общепринятым прогрессивным технологическим укладам производственной деятельности; – определение степени опасности систем, процессов, структур формирования, принятия и реализации управленческих решений для человека и для среды обитания и жизнедеятельности человека; – прогноз поведения систем, процессов, структур формирования, принятия и реализации управленческих решений в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, в условиях катастроф и бедствий и определение возможного ущерба человеку и среде его обитания и жизнедеятельности от поведения систем, процессов, структур формирования, принятия и реализации управленческих решений в таких случаях. Управление системой формирования, принятия и реализации управленческих решений должно включать в себя следующие составляющие: – корректировка и переопределение цели, в связи с которой вводится управление системой-объектом «ЛПР и команда специалистов» с помощью системы-субъекта формирования, принятия и реализации управленческих решений «ЛПР и аппарат ЛПР»; – определение необходимого перечня и объемов ресурсов при переопределении цели формирования, принятия и реализации управленческих решений; – переопределение и поддержание целесообразного перечня альтернатив управленческих решений; – определение во внешней среде возможных источников ресурсов для развития системы формирования, принятия и реализации управленческих решений, регулярная корректировка регламентов взаимодействий системы с внешней средой; – определение во внешней среде новых возможных потребителей продуктов системы формирования, принятия и реализации управленческих решений, установление регламентов взаимодействий с новыми потребителями и их регулярная корректировка; – отслеживание параметров модели границы системы формирования, принятия и реализации управленческих решений с внешней средой, установление и обеспечение регламента функционирования этой границы; – отслеживание параметров модели границы системы формирования, принятия и реализации управленческих решений с внутренней средой ее элементов, установление и обеспечение регламента функционирования этой границы; – поддержание и необходимая корректировка заданного технологического регламента функционирования системы формирования, принятия и реализации управленческих решений; – определение вариантов развития системы формирования, принятия и реализации управленческих решений и осуществление управления развитием данной системы по выбранному варианту; – контроль, учет и анализ деятельности системы формирования, принятия и реализации управленческих решений в целом и входящих в нее систем (система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР» и система-результат – «вид управленческого решения»). Архивирование систем формирования, принятия и реализации управленческих решений имеет следующие составляющие: – сбор, систематизация (с целью долговременного хранения) информации о системной триаде формирования, принятия и реализации управленческих решений в целом; – сбор, систематизация (с целью долговременного хранения) информации о системах, входящих в системную триаду формирования, принятия и реализации управленческих решений (система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР» и система-результат – «вид управленческого решения») – выбор структуры хранения и выдачи информации о прошлом функционировании внешней среды и существовавших для удовлетворения ее потребностей системах формирования, принятия и реализации управленческих решений, определение системы носителей информации об управлении (макеты, образцы, проекты, бумага, компьютерные носители, аудио– и видеоинформация, другие носители); – хранение и выдача информации о системах формирования, принятия и реализации управленческих решений по определенному регламенту. Каждая из этих моделей проектирования может использоваться при построении соответствующих разделов «анализ», «исследование», «производство», «разрешение», «контроль», «архив» и других общего «конструкторского проекта» системной технологии управленческой деятельности, создаваемого в процессе целостного инженеринга производственной системы.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |