Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критериев выделения социологического знания о молодежи

26/03/2012

Социология молодежи

Понятие социологической рефлексии молодежи

Социологическое воображение. Гидденс, Миллс. Оно означает умение мыслить социологически. И это у ение мыслить социологически направлено на расширение своего поля зрения и развития воображения. Оно помогает исключить себя из рутины повседневной жизни. То есть подняться над ними и оценить происходчщие чвлени в ней по-новому. Человек приподнимаетсч на проблемами, рассматрвиает со стороны Видит,что СОБЯТИЯ ЖИЗНИ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА, ТАК ИЛИ ИНАЧЕ СВЗАНЫ С ОБЩИМИ ПРОБЛЕМА ЛЮБОГО ОБЩЕСТВА.

То что вы есть сейчас – это то, что общество вложило в вас. И то, что во что вы сами в себя превращаете. Это антиномия взаимодецствия, которое проявляет себя в различного рода парадоксах, эпидерсиях и пердимоноклх. Находимся в определенных условиях социальной средуы. И эти условии структурированы, смоделированы неодинаковым образом, поскольку каждый из нас вытсраивает свое поведение и отношение в определенноц упорядоченности, которая зависит от тех или иных социальных ценностях и наших индивидуальных предпочтениях. 2. Она дает (соц. Реылексия) увидеть и сравнить различные тчк зраения и позиции, к-е по тем или иным проблемам, которые себя не взаимоисключают, а взаимодополняют.

3. Социологическая рефлексия помогает оценить практику решения разных проблем в ее позитивных и негативных вариантах на благо или во вред развитию человека, группы, общества. Отсюда предвыборные программы претендентов должны рассматриваться не в контексте ПР борьбы, а реального улучшения или ухудшения положения молодежи в обществе.

Человек размышляет свое критическое мышление, которое помогает более глубже понять себя и проникнуть в смысл своего собственного я. Это такой подход позволит нам более адекватно ставить перед собой те или иные жизненные цели и выбирать реальные средства для достижения их. Если будем знать истинное я – будем выбирать реальные средства для достижения цели. Иначе говоря, человек становится творцом своей судьбы. Он несет полную ответственность зе те поступки, которые он совершает. Несет ответственность за свое будущее. Не полагается наа обещания, не винит в своих неудачах других.

Социлогическая рефлексия учит молодых людец жить СЕГОДНЯ. И дает возможность нати приемлемый вариант решения жизненно важных проблем (личных, общественных).

Питер Штопке. Рефлексия, воображения – способность распознавать и чувствовать взаимосвязь вспго, что происходит в социальной жизни. Со всеми структурными, культурными и исторчиескими условиями. А так же с действиями. Которые предпринимаютс как отдельными так и коллективными социальными субъектами. Эти действия и образуют социо- общество во всей его сложности и разнородности.

Поэтому в самом общем плане социологическая рефлексия – качественный критерий осознания общества и субъекта самого себя, своих действий, в контексте развития не только себ, но и всего общества. Evtnm gjyznm cdjt настоящее,будущее России и свое место в нем.

1. Понятия критерия (общаяхарактеристика).

Критерии: 1. Исторический критерий. Это классический и современный период в развитии зарубежной социологии, а также особенности становления и развития социологии молодежи в России. 2. Онтологический. Включает социологическое осмысление сущности молодежи и социологии молодежи как науки об обществе молодежи. 3. Гносеологический. Дает выявить особенности познания молодежи в современных условиях. То есть показать, на каком знании держится сегодня эта наука. 4. Институциональный критерий. Становление предметной области социологии молодежи как науки о молодежи. 2 аспекта – организационный и познавательный. 5. Ценностный критерий. Нормативно-правовой и морально-этический. То есть на какой ценностной основе должна строиться и строится науки о молодежи.

 

Понятие критерия. Термин критерий дословно с греч.-«признак», на основании которого производится оценка и определение того, что мы изучаем. Его корневая основа «критик» означает искусство разбирать, судить.

Обозначим предметное поле и отличительные особенности в структуре научного знания.

 

1. Исторический критерий. Это описание истории становления социологии молодежи как самостоятельной науки и отдельной отрасли социологического знания. История – «описание». Два аспекта – 1. Общий аспект в контексте развития зарубежной социологии. Здесь 2 периода: классический и современный. 2. Специфический аспект – особенности развития социологии (с-и молодежи) в России. 3 периода: 1. Дореволюционный (до 17 года). 2. Советский (17-21).3. Современный (постсоветский) (с 91 года).

Основанием для становления знания онаучного знания о молодежи на Западе можно считать отдельные философские размышления о ней различных известных философов со времени античности – Сократ. Был казнен за развращение молодежи. Платон. Размышлял о месте молодежи в идеальном государстве.

Эпоха просвещения. Жж Руссо (1712-1778). Говорил о проблеме целесообразности естественного воспитания молодых людей и о различиях между детьми и взрослыми. Проблема педагогики, воспитания молодых людей. Труды Герберта (1776-1841), песталоци (1776-1826), Дистервер (1790-1866). Поставили проблему воспитания и обучения молодежи в соответствии с общественным строем.

Число первых чисто социологических работ – О.Конт. Проблема взаимосвязи социального порядка и Прогресса со сменой покоений. Спенсер поставил проблемы детства и положение молодежи в обществе. Труды марксизма – молодежи присуще диалектическое противоречие ее классовых и возрастных свойств, что определяет х-р ее участия в политической борьбе. Классовые и возрастные св-ва определяют участие в политической борьбе. К числу первых целостных классических работ в том отношении относится в большинстве не социологические, а биологические, психологические и антропологические исследования молодежи.

Здесь выделим: 1. Холл. «Молодежь» (1904). Гроос «К психологии молодежи переходного возраста» (1912). 3. Бернфельд «О понятии молодежи» (1914). 4. Шпрангер «Психология юнощеского возраста» (1924).

Работы Фрейда, Юнга, Адлера. В социологическом отношении можно выделить работу К. Мангейм «Проблема поколений» (1928). Попытка концептуального социологического подхода к исследованию молодого поколения.

Если в ранний период классики происходило формирование объекта и предмета науки о молодежи в контексте разных исследовательских подходов (Эзенштат).

Самый ранний период – постановка проблем о молодежи. Более поздний период классики – обозначен предмет и объект в науке о молодежи. 1956 «От поколения к поколению» Эзенштат.

1962 Эзенштат «От поколения к поколению».

Розенмаер «Новое направление в социологии молодежи» (1972)

Алербек «Введение в социологию молодежи»

Кроиц «Социология молодежи» (1974)

В этот же поздний период наряду с формированием объекта и предмета социологии молодежи появляются проекты создания единой науки о молодежи.

Немерка «Проект интегральной науки о молодежи» (1978)

Малер «Ювентология и социальные изменения» (1982)

Это в основном работы людей из стран социалистического содружества (Болгария, Румыния).

 

Особенности исторического развития социологии молодежи в России.

2. Она неразрывно связана с формированием социологии как науки. Развивалась в контексте 2 направлений – классического (аккумулирование опыта мировой социологии) и национального (выделяла свои специфические проблемы в зависимости от тех или иных соц.исторических условиях. Отсюда для англичан характеран публицистичность и философское-религиозное осмысление той социальной реальности, к-я была в России. И также на основании идеалогии марксизма-леннинизма как особенного развития пути России.

3. Теоретико-методологический план. Широко использовала и заимствовала западные концепции молодежи.Но формально подвергала их жесткой критике с позиции марксизма. Классовый анализ.

4. В содержательном отношении. В ней доминировали эмпирические и прикладные исследования. А также осуществлялась разработка методологического (методического) инструментария, т.е. сбора первично информации о молодежи.

 

В российской социологии молодежной проблематики впервые возник на рубеже 19-20 века и был связан, с одной стороны, с развитием капитализма в России и разрушением традиционной социализации. По словам рус философа Николая Федорова (1828-1903):»разры традиционных связей меду старшими и младшими поколениями в конце века првел к противопоставлению мира взрослых с молодежью, что послужило одной из причин событий 1917 года». Он же выдвинул проект оживления ушедших предков. К числу социологических работ можно отнести Сорокина «кризис современной семьи» (1916г.).

С другой стороны на рубеже веков изменился характер массового профессионального образования. К числу первых работ на жту тематику относятся статьи в журнале «Вехи» по проблемам студенчества и молодой интеллигенции. Также это работа Сперанского и Кауфмана о бюджете учебного и внеучебного времени учащихся, также были работы Ямжула о положении рабочих подростков и их социальная защищенность. В организационно-методическом плане эти исследования были косвенно обусловлены открытием российского социологического общества имени Ковалевского и периодическим изданием разнообразных социологических трудов, как отечественных, так и зарубежных. Однако, научная жисциплина как социология не была представлена до 1917 год. Начиная с советского времени были открыты каферы социологии, в 1920 был создан факультет общественных наук с отделением социологии. Который возглавил Сорокин. Как показал анализ (контент), на первом месте стояли проблемы трудового воспитания молодежи, функционирование и организация молодежных организаций и проблема коммунистического мировоззрения молодых людей. Однако после 1929 (социология – буржуазная лженаука), молодежная проблематика была отдана государству. В 60-е пошла тенденция на возобновление:

Создание при ЦК ВЛКСМ социологической группы для решений проблем с молодежью (Хрущев: «ваше дело молодое, а если не получится – мы вас выпрем»), были созданы группы для перевода на русский язык классиков зарубежной социологии. Проводились эмпирические исследования молодежи академическими группами (1960 – институт специальных социологических исследований, 1976 – научный исследовательский центр по проблемам молодежи (институт молодежи), было проведено 1 широкомасштабное исследование молодежи (выборка – более 10 тыс.). комсомольская верхушка была отправлена за границу для освоения социологии. К концу 60-х гг. уже действовало свыше 400 социологических лабораторий в 120 городах. В советское время на остное развития советской социологии была сформирована 4-уровневая модель социологического знания: общество (исторический материализм и марксистко-ленинскую социологию), социологическое и социальная теория социалистической формации (теория научного коммунизма, теория коммунистического воспитания и образования), специальные социологические теории (социология молодежи) и конкретные социологические исследования. Но, поскольку социология как наука была лишена права на самостоятельный статус, то ее считали прикладной частью научного коммунизма и частью …. на основе этой модели знаний (реализация идеологического заказа по построению. Нового общества и преодолению проблем, мешающих это сделать)

4 школы: новосибирская (Шуткин изучал престиж профессии, разработал методику лонгитюдных исследований молодежи (повторные исследования на той же выборке), белорусская, московская (не представляла из себя некой целостной школы, включала несколько прикладных направлений; определяла характер госзаказа на исследования) и ленинградская, эстонская (титман (??) изучал процессы жизненного самоопределения молодежи в рамках различных национально-дифференциальных общностей).

Если в дореволюционное время социологии как науки как таковой не было, то в советсткое время был разработан методический инструментарий по сбору инфы, но полученный результат трактовался односторонне + не было учебников по социологии.

Теперь социологические исследования молодежи получили различную разработку. Сегодня имеется около 100 различных учебников, монографий и более 20 млн. разного рода статей, связанных с молодежной проблематикой. Весь этот материал выражает разные понимания общества молодежи: молодежь – ничто, надежда или опасность.

В настоящее время в социально-гуманитарном знании имеются 3 проекта научного знания о молодежи

5. Социология молодежи как отраслевая наука

6. Социология молодежи как междисциплинарное исследование

7. Ювенология (наука о молодости)

Среди современных зарубежных работ:

Брайан Уилсон «Борьба, полет или комфортность: субкультуры, молодежь и рэйв в 21 веке»

Роберт Вуд «Линейкой молодежи: сложность и противоречивость субкультуры». Философия линейки: насколько в субкультурах молодой чел умеет противостоять коллективной общности

Дуайер и Вин «образование и риск: смотрим в будущее», 2001г.

Вин «молодежь и общество: исследование динамики»

В РФ:

Луков, ковалев, чупров

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ювентология | Параметры торможения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.