Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ювентология

Ювентус – юный, неполнозрелый. Понятие связано с именем римской богини вечной юности.

В русском контексте слово ЮВЕНТА аналогично слово ОТРОЧЕСТВО, которое понимается некая совокупность ответвлений (особая часть потомства).

Начиная со 2-й половины ХХ века в мировом обществознании после студенческих волнений в европейских странах и обострения противостояния капитализма и социализма, обозначилась тенденция к формированию отдельной науки о молодежи, в основе которой должна была лежать новая научная парадигма, связанная с интеграцией междисциплинарных исследований в некую единую системную целостность.

 

9.04.2012. Лекция 8

Социология молодежи как особая отрасль научного знания

3 проекта:

1). Междисциплинарный проект: понятие междисциплинарности, два типа междисциплинарного исследования, аспекты, парадигму междисциплинарноо исследования в контексте постмодернизма;

2). Ювентология как новая научная парадигма науки о молодежи: история, жтимология слова, структура ювентологии, общая характеристика пяти основных подходов в понимании предметной области ювентологии, основные концепции ювентологии;

Социология молодежи - особая область научного знания. Проблема становления социологии молодежи как особой области научного знания была определена поиском соответствующих методологических основ: познавательным и институциональным. Этот поиск имел 3 направленности: 1). Обозначение некой совокупности дисциплин - социология, психология, антропология - которые изучали те или иные аспекты молодежной проблематики; 2). Формирование единой науки о молодежи: проект был основан на том, чтобы объединить на основе системного подхода широкий круг дисциплин общенаучных, специальных - экономика, право и т.п. - в одну самостоятельную науку; 3). Выделение из жтих дисциплин одной из самых значимых - ею стала социология, которая аккумулировала в себе все знание о молодежи и стала позиционировать себя как специальная отрасль социологического знания.

В эом отношении важное место в выявлении специфики научных знаний о молодежи явился междисциплинарный проект науки о молодежи. Он включал в себя некое множество дисциплин, которые изучали различные предметные области жтого феномена. Их объединяли общие понятия и методы исследования. Поэтому вся совокупность взаимосвязанных между собой дисциплин по поводу изучения разных аспектов одного и того же объекта молодежи, на основе чего они оказывают друг на друга влияние и итегрируются между собой с целью наиболее полного его познания. Этот проект называется междисциплинарным проектом о молодежи. Он сложился из опыта разных направлений из учения о молодежи на основе их объединения в некое общее, где доминировали биологические и психологические теории молодежи как носителя биологических и психо-физиологических свойств. С методологической точки зрения, можновыделить ряд мометов:

- слово дисциплина с латинского переволится как наука, учение и употребляется в значении формы организации исследований и предусматривает сотрудничествомежду представителями разных дисциплин в решении комплексной проблемы: практической и научной.

- междисциплинарные исследованя нередко оказываются предпосылкой для дифференциации дисциплин, образования погианичных проблемных областей. Обращение к междисциплинарным исследованиям вызвано, прежде всего, рассогласованием между содержанием проблемы и дисциплинарной организации предметной области той или иной науки.

- междисциплинарные исследования в большинстве своем отождествляются иногда с комплексными исследованиям, но крмплекс с латинского переводится как связи, т.е. сочетание едметов и свойств, составляющих единое целое. Отождествление с комплексными исследованиями на основе общей программы изучения совокупности, которая обуславливает прричину возникновения той или иной проблемы. Для этого должна составляться единая общая программа, она предполагает использование возможстей различных предметных ориентаций, она интегрирует в одно целое все знание. При комплексном исследовании системный принцип не всегда является обязательным, т.к. объекты междисциплинарного исследования могут и не представлять единой системы. Главное назначение междисциплинарного исследования - дать по возможности полное и всестороннее знание о причине явления и дать практические рекомендаци для оптимального решения.

- междисциплинарность - это одна из методологических идей, которая определила особенности становления и перехода к неклассической парадигме знания и была ориентирована на поиск новых исследовательских подходов к изучению конкретной социальной действительности. В одной из первых работ по этой облеме в ней выделялось два типа междисциплинарных исследований: мягкий (наряду с базовыми дисциплинами выделялись вспомогательные: социология молодежи и возрастная психология) и жесткий (в нем объект исследования представлен как сумма аспектов, которые изучаются соответствующей дисциплиной: социальные проблемы изучает только социология и т.п., в отличие от мягкой междисциплинарности, в жестком типе структура объекта и структура его изучения должны были соответствовать друг другу, должны быть равны, одинаковы: доя всех дисциплин, имеющих разные аспекты изучения, должна существовать одна общая методология, которая не должна произвольно изменяться). Поэтому установка на междисциплинарность имела два взаимосвязанных аспекта:

1. Познавательный - конструирование исследований по определенным правилам, когда выход в исследовании за пределы знания осущетсвлялся тоько по заранее принятым правилам в какой-то одной науке. Исходя из этого, определялись общие методологические принципы, включающие следующее: 1.эта выработка едина для всех участников исходных представлений об объекте изучения, 2.выделение ведущей дисциплины, где ее концептуальное знание об объекте выступает в качестве структурообразующего знания о нем, 3.создание единой теоретической основы объекта изучения, которая составит ядро общей исследовательской программы;

2). Организационный аспект: предполагает формирование групп ученых, научных коллективов, которые объединяются для решения общих проблем. Именно в таком направлении в большей мере развивались прикладные исследования молодежи, в меньшей - теоретические, как в России, так и за рубежом. На основе жтого быди созданы достаточно эффективные научно-исследовательские учреждения, связанные с изучением молодежи, был наработан определенный концептуальный аппарат для организации работы с молодежью. Но в теоретико-методологическом плане проект междисциплинарной науки о молодежи не получил полного развития, ибо четких представлений и том, что представляет собой. Конструирование единой науки о молодежи на основе сращивания разных научных дисциплин оказалось неудачным, не удалось преодолеть границы предметного знания той ли иной дисциплины.

В современных условиях многие облемы молодежи изучаются в тесной связи социологии с психологией, антропологией, культурологией, так и внутри дисциплины. В этом отношении постмодернистская парадигма научного знания, базирующаяся на отказе от единой методологии в изучении современного изменяющегося мира дала толчок новому витку в возрождении междисциплинарного проекта изучения молодежи. По словам Бодрияра, сейчас мы имеем дело с абсолютно алиаторной вселенной, где никто не в состоянии предсказать, какими будут последствия тех решений или действий, которые принимаются сейчас. Если мир парадоксален, в нем действует двойственность, неопределенность, реверсивность, то мы обязаны обрести мышление, тяготеющее к парадоксальности. Парадоксальность - это когда знание о реальности подменят саму реальность. В самом общем плане появление новой постмодернистской парадигмы днаний было обусловлено тремя моментами:

Это было переходное состояние, переход от одного мироустройства к другому вместо прежнего идеологического противостояния разных систем.

1). Создание мирового порядка во лаве с развитыми странами;

2). Трансформация обществ, развитых и развивающихся в новое качественное состояние информационно-глобальных сообществ;

3). Прежняя парадигма классического знания в ее прежних моделях не соответствовала происходящим изменениям, прскольку изменилась сама суть науки, которая определяла общую программу.

Постмодернизм был своеобразной моделью знания переходного периода, базирующегося на рех постулатах вщаимопонимания и исследования:

1). В мире не ничего нового: все повторяется и настоящее создается из элеметов прошлого опыта;

2). Общество формирует сегодня новую сетевую структуру взаимосвязи, где отсутствует жесткое деление на цетр и периферию;

3). Изменилась сущность институтов, воспроизводящих человека: ультура, религия?0, образование, государство. Сам человек стал обретать новую индивидуальность вне прежней искуственной цивилизационности.

В историчесокм плане молодежь как объект междисциплинарного исследования получила распространение, гле особо выделяли следующие направления:

- биогенетическое;

- антропологическое

- социологическое

- культурологическое

- педагогическое

Благодаря таким междисциплинарным исследованиям в рамках отдельных научных дисциплин был наработан материал для создания самостоятельной науки о молодежи.

Философия в отношении науки о молодежи выполняла методологическую роль, поскольку определяла общие познавательные ориентиры в познании сущности молодежи.

История в изучении молодежи дала возможность проследить жволюцию знания о молодежи в разных исторических обществах и ее конкретное положение в тот или иной истррический период. Благодаря принципу историзма молодежь рассматривается как динамическое образование, имеющее разные противоречивые аспекты своего проявления.

Антропология рассматривала качества и свойства, присущие молодежи.

Психология выясняла особенности психологии молодежи и определяющие ее поведение психологические факторы.

Психо-аналитические исследования были ориентированы на изучение природных истоков сознания.

Биология рассматривала особенности биологического развития молодежи как социальной группы.

Этнология - этно-национальные особенности молодежных групп.

Медицина - проблемы злоровья молодежи.

Демография - проблемы воспроизводства молодежной группы.

2). Ювентология - этимологически - юный, неполнозрелый, связывалось в Риме с богиней вечной юности, которое отождетсвлялась с силой и мощью государства.

В русском контексте ему аналогично слово отпрыск и отрок, которое понимается как совокупность ответвлений, особая часть потомства. Начиная со второй половины 20 в. в мировом обществознании после протестных студенческих волнений достаточно четко обозначилась тенденция к формированию самостоятельной науки о молодежи и молодости, в основе которой должна лежать новая научная парадигма, связанная с интеграцией междисциплинарных исследований в некую единую предметную целостность с целью системного понимания проблемы. Ведущую роль сыграли здесь представители социалистических стран: в Польше В.Адамский...... В Румынии - френк Малер. Это было связано с тем, что молодежь социалистических стран оказалась наиболее подвержена буржуазной пропаганде икопировала то, что соответствовало западному миру. С другой стороны, она была подвержена конформистским настроениям.

На Западе идею ювентологии развивал австрийский социолог Розенмайер. В России в советское время проект не получил развития, а развивается лишь с 90.

Ювентология как проект создания единой науки о молодежи пыталась, с одной стороны, выйти за ограничительные рамки методологии марксизма в изучении молодежи, а с другой - пыталась создать целостную науку о молодежи и преодолеть сложность в изучении науки о молодежи.

В этих исследовательских проектах все еще доминировали то психология, то антропология. Для России этот проект в условиях кризиса социально-гуманитарного знания означал возвращение к традициям зарубежной науки изучения молодежи, но с учетом изменений и современных особенностей молодежи. Он стал основой для создания особой области социально-гуманитарного знания, которое можно обозначить как ювентология, юнология, молодология и т.п. Это проект был непосредственно связан с актуализацией жизненных проблем молодежи. Она включает ряд разных дисциплин:

- естествознание - науки, связанные с изучением человека: биология, генетика, медицина, антропология, экология, психология.

- общественные науки: философия молодежи- этика, эстетика и т.д.

- этасология - законы функционирования различных возрастных групп.

Среди специальных исследований выделяются:

- инфантология - наука о детском возрасте.

- куберталогия - наука о подрастковом возрасте.

- матуритология - наука о зрелом возрасте.

- пресенология - наука о пожилом возрасте.

- сенектология - наука о старческом возрасте.

В силу отсутствия единой теории о молодежи и постоянно расширяющегося круга молодежных проблем можно выделить пять определений предметной области ювентологии:

1). Юнология - наука о юности, молодежная социология, социология молодежи;

2). Междисциплинарное знание и часть криминалистики;

3).

Ювенология методологичеки подразделяется на феноменологию и праксиологию, имеющее 2 аспекта и структурно состоит из 4частей:

- общенаучные проблемы становления и развития подрастающего поколения

- криминология, изучение детской преступности;

- наука преодоления о сохранения молодости, 3 вида молодости: юность до 30,первая молодость 30-60, вторая - 60-90, третья - 90-100.

- социальная ювенология, ее объектом является сфера взаимодействий и взаимосвязи сежду обществом и молодежью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социология молодежи как особая отрасль научного знания | Критериев выделения социологического знания о молодежи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.