КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование производства и сбыта продукции
В теории планирования под развитием принято понимать соответствующие изменения существующей производственной или экономической системы, достижение необходимого ее роста и обновления отдельных подсистем или их частей. Стратегическое планирование развития предприятия
Стратегическое планирование деятельности предприятия является основой всего процесса планирования, поскольку определяет основные направления развития предприятия на ближайшую и отдаленную перспективы. На основе определенных стратегических планов предприятия формируется вся система планов, для которых она выступает в качестве ориентира и ограничителя при возможных отклонениях в планах отдельных подразделений и предприятия в целом. Важнейшей предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства стало развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное развитие. Непостоянство внешней и внутренней среды предприятия делает необходимым выявление возможных будущих тенденций, прежде чем будут разработаны конкретные действия в отношении продукции, рынков, конкурентов и т.д. Поэтому сейчас стратегическое планирование на отечественных предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников. Рост и развитие – это не одно и то же. Рост может происходить с развитием или при его отсутствии. В большинстве случаев рост означает повышение размеров или числа объектов. К росту предприятия относятся как увеличение их размеров, так и расширение деятельности по таким показателям как объем производства, доля рынка, численность персонала, величина продаж и прибыли и т.д. Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желание индивида удовлетворять свои желания и потребности других людей, причем способами лучшими, чем это было раньше. В рамках предприятия этот вопрос рассматривается с точки зрения производства и предложения рынку продукции, которая все в большей степени удовлетворяет потребителей и, тем самым, способствует получению предприятием большего дохода и прибыли. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период. Стратегическое планирование на уровне предприятия является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений. Во-первых, стратегический план задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды деятельности организации, позволяет увязывать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность, а также позволяет лучше понимать структуру потребностей, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизм формирования рыночных цен. Во-вторых, он устанавливает каждому подразделению, всей организации конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия. В-третьих, он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб организации. В-четвертых, стратегический подход стимулирует менеджеров фирмы лучше оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды. В-пятых, план определяет альтернативные действия организации на долгосрочный период. В-шестых, создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов. В-седьмых, демонстрирует важность практического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия как единую систему современного менеджмента. Процесс стратегического планирования на предприятиях включает осуществление следующих взаимосвязанных функций (рис.): 1) определение долгосрочной стратегии, основных идеалов, целей и задач развития предприятия; 2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии; З) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка; 4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического роста фирмы; 5) разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции; 6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач; 7) контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации. Приведенная схема стратегического планирования применима на всех отечественных предприятиях, больших и малых, производящих товары и оказывающих услуги, коммерческих и некоммерческих. В качестве единой стратегии развития фирмы сейчас может быть взята так называемая модель-7С, характеризующая механизм взаимодействия таких важнейших социально-экономических факторов, как структура, система, сотрудники, стиль, совместные ценности и совокупность способностей (рис.).
Рис. Модель-7С развития фирмы Все эти факторы тесно переплетены между собой и оказывают комплексное влияние на конкретные планово-управленческие результаты деятельности фирмы. Приведенная модель определяет стратегическое планирование не только как процесс создание формальных схем и систем показателей, но и как механизм творческого взаимодействия и взаимного согласия между персоналом всех категорий, основу увязки их личных интересов с общими целями предприятия, а также учета всех сторон деятельности человека в современной организации. В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах которых каждое предприятие определяет свои главные цели. Это — положение организации на рынке, инновационная деятельность, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала и социальная ответственность. Как свидетельствует передовая отечественная практика, наиболее значимыми в рыночных условиях являются финансовые цели, определяющие состояние платежеспособности и экономическую устойчивость предприятий.
5. Планирование потенциала предприятия (научно-технического и социального развития)
Одной из важнейших задач стратегического планирования в условиях рынка является обеспечение достижения предприятием необходимого конкурентного преимущества перед другими фирмами. Для достижения подобного преимущества необходимым условием является планирование и поддержание высокого потенциала своего развития. Предприятия, которые проводят подобную работу обычно оказываются наиболее устойчивыми и стабильно развивающимися. Каждое предприятие должно стремиться обеспечить более быстрые темпы роста своего потенциала по сравнению с конкурентами. Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности. В качестве основного ограничителя роста потенциала предприятия выступает ограниченность различных ресурсов, используемых конкретным предприятием. Причем ограничение появляется тогда, когда планируемые действия превосходят необходимые доступные ресурсы предприятия. Потребность в ресурсах может быть снижена, если предприятие сумеет использовать имеющиеся ресурсы более эффективно. При отсутствии необходимого количества ресурсов в отдельных случаях могут использоваться их заменители. Однако, в этом случае необходимо четко знать каков будет конечный результат и удовлетворит ли он потребителей производимых товаров и услуг. Наиболее ценным ресурсом практически для любой организации являются люди, потенциал которых должен использоваться максимально эффективно. Чем выше уровень развития людей, работающих в организации, тем меньше ее зависимость от различных ресурсов, поскольку только люди способны находить многочисленные возможности использовать данные ресурсы с большей эффективностью, либо найти им адекватную замену. Анализ опыта многочисленных предприятий и организаций показывает, что в качестве ограничителя роста потенциала предприятия выступает его окружение, а ограничителя развития – внутренние факторы. Выбор направления развития потенциала предприятия зависит в основном от состава, структуры и качества имеющихся экономических ресурсов, уровня конкурентоспособности производимых работ или услуг, существующего положения на рынке и поставленных целей и т.д. Согласно современному представлению, основные ресурсы предприятия, работающего в рыночных условиях можно разделить на две большие категории – материальные и людские и четыре основных вида: Ø Земля (природные ресурсы) представленные в виде полезных ископаемых, земельных угодий, лесных массивов, запасов воды, воздуха и т.д. Ø Трудовые ресурсы – совокупность умственных и физических способностей людей, необходимых для осуществления производственного процесса. Ø Капитал (инвестиционные ресурсы) – весь запас накопленных материальных средств: производственное оборудование, технологическая оснастка и инструменты, сырье и материалы. Ø Предпринимательские (творческие) способности людей – способность найти перспективное направление деятельности, организовать производственный процесс и успешно управлять данной деятельностью. Планирование развития потенциала предприятия включает следующие этапы: 1. оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доли и занимаемого положения на рынке; 2. определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции и услуг, самого предприятия и его совокупного потенциала; 3. анализ имеющихся производственных резервов и потерь экономических ресурсов на предприятии; 4. выбор основной стратегии и тактики развития потенциала предприятия; 5. планирование развития потенциала предприятия с учетом выбранных целей и имеющихся ограничений ресурсов; 6. осуществление запланированных мероприятий, связанных с обеспечением экономического роста и развития потенциала предприятия. Планирование технического прогресса предприятия включает планирование повышения его технического уровня и улучшения организации производства, научной организации труда, капитального ремонта основных фондов, производства новых видов продукции и проведения научно-исследовательских работ. Технический уровень производства определяется соответствием действующих на предприятии средств производства, машин и оборудования, технологий, предметов труда современным достижениям науки и техники. Уровень технического развития характеризуется следующими основными параметрами: Ø состав и структура орудий труда по видам выполняемых операций, мощности и возрасту; Ø соответствие применяемых на предприятии технологий современным мировым требованиям, позволяющим создавать конкурентоспособную продукцию; Ø энерговооруженность и фондовооруженность персонала предприятия. Показателями технического уровня производства являются специализация производства, трудоемкость продукции, производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность производства и уровень механизации и автоматизации производства. Работа по составлению плана повышения технического уровня на предприятии начинается с выявления фактически сложившегося уровня в данном году. На основе этого анализа определяются наиболее перспективные направления повышения технического уровня, составляются перспективные и текущие плановые задания, разрабатываются конкретные мероприятия по их выполнению. При планировании оцениваются экономические и социальные последствия внедрения новой техники. Определение эффективности позволяет сделать вывод об экологической целесообразности внедрения новой техники. Экологически эффективным считается применение машин, повышающих производительность труда, экономящих материальные ресурсы и, в конечном счете, увеличивающих рентабельность и конкурентоспособность производимой с их помощью продукции, а также улучшающих условия труда. Основные показатели эффективности: Ø срок, в течение которого новая техника и технологии могут быть внедрены; Ø объем финансовых ресурсов, необходимый для приобретения новой техники и технологии; Ø рост производительности труда; Ø увеличение объема выпускаемой продукции; Ø повышение рентабельности производства и снижение себестоимости производимой продукции. План повышения технического уровня предприятия включает разработку и внедрение следующих мероприятий: Ø замену действующих средств труда более совершенными; Ø модификацию действующих средств труда; Ø внедрение новых технологий; Ø применение новых материалов; Ø улучшение условий и организации труда работников. Организационный уровень производства — это система организации управления производства, позволяющая наиболее эффективно использовать ресурсы предприятия для достижения основных его целей. При составлении плана улучшения организации производства анализируют состояние на предприятии средств производства, организацию труда и производства. При планировании мероприятий плана повышения организационного уровня предприятия используется стандартная методика оценки экономической эффективности каждого мероприятия. План повышения технического уровняи улучшения организации производства предприятия включает следующие оргтехмероприятия (по разделам): I раздел. Повышение технического уровня производства: — механизация производства; — автоматизация производства; — внедрение прогрессивной технологии; — модернизация производства и замена устаревшего оборудования. II раздел. Совершенствование систем управления, планирования и организации производства. Illраздел. Внедрение мероприятий по научной организации труда, в том числе: — внедрение передовых проектов организации рабочих мест отдельно для рабочих и ИТР и служащих; — совершенствование разделения и кооперации труда; — совершенствование нормирования и оплаты труда, в том чис-,ле — внедрение передовых норм и нормативов труда раздельно для рабочих и ИТР и служащих; — улучшение условий труда. IV раздел. Улучшение качества продукции. V раздел. Прочие оргтехмероприятия. Планирование научно-исследовательских работ на предприятии заключается в определении и уточнении тематики, трудоемкости, продолжительности и стоимости объемов, которые должны быть выполнены в плановом периоде. Как и в других разделах, определяется экономический эффект от каждой темы в денежном выражении. Убедившись по предварительному расчету в эффективности каждого мероприятия, плановая группа должна рассчитать необходимые объемы и источники финансирования данного мероприятия. При этом подразделяют капитальные (т.е. единовременные затраты, увеличивающие стоимость факторов производства) и текущие затраты (неинвестиционные расходы), включающиеся в себестоимость продукции и работ. Все затраты помимо денежных расходов включают расходы материалов, топлива, энергии, живого труда, потребность в которых следует тщательно рассчитывать. Определяют также источники финансирования мероприятий по техническому прогрессу (ими могут быть собственные или заемные средства), порядок и время возврата кредитов, если их предполагают использовать.
Разработка плана производства и продажи продукции является ведущей задачей планирования. План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений организации, основной профиль плановой организационной и управленческой деятельности, а также главные цели и задачи. Требующаяся в рыночных условиях гибкость деятельности предприятия может входить в противоречие с целями отдельных подразделений и их работников. В этой ситуации планирование призвано обеспечить координацию целей, задач и деятельности различных подразделений в рамках единой стратегии. Это позволит достигать оптимального соотношения между производством и сбытом продукции или услуг. Планирование производства и реализации продукции представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу. Для этого необходимы выбор и обоснование важнейших направлений производственной и предпринимательской деятельности, установление объемов производства и реализации продукции, расчет потребности всех видов экономических ресурсов. В годовом плане производства содержится связанная система следующих плановых показателей: Ø основная цель производственной деятельности организации и ее отдельных подразделений; Ø объемы и сроки производства с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров; Ø расчет производственной мощности предприятия и его подразделений, подтверждающий ее сбалансированность с годовыми объемами производства и реализации; Ø определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы; Ø распределение планируемых работ по основным цехам – исполнителям заказов, а также срокам изготовления и поставки продукции на рынок; Ø выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки оборудования и производственных площадей; Ø обоснование методов и форм организации производства запланированной продукции и контроля выполнения планов производства и реализации продукции. На основе плана производства разрабатываются социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансово-инвестиционные и другие разделы долгосрочного и текущего планов. Количество разделов или частей плана, а также их название могут быть различными в различных организациях. Также могут различаться методика и порядок планирования. В комплексном плане производства также предусматриваются источники финансирования отдельных работ и предельно допустимые затраты, общий порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются единые сроки поставки продукции и ответственность исполнителей по всем видам работ. По уровням управления производственные планы бывают общефирменными, цеховыми, бригадными и др. По длительности периода планирован ия различают долгосрочные и текущие планы. Основные различия между долгосрочными и текущими планами предприятия группируются по следующим отличительным характеристикам: Ø степень точности устанавливаемых интервалов планирования; Ø уровень интеграции и дифференциации производственных процессов; Ø количество применяемых показателей; Ø допустимая точность затрат и результатов планирования производства; Ø действующая система распределения обязанностей и функций между основными исполнителями. Производственная деятельность характеризуется системой показателей, часть из которых начала применяться с переходом отечественной экономики на рыночные отношения. К числу показателей относятся: Ø спрос показывает количество продукции, которое потребители хотят и могут приобрести в течение какого-то промежутка времени по конкретной цене при данных условиях. Спрос определяет то количество продукции, которое может быть реализовано на рынке, а значит, он определяет объемы производства; Ø предложение показывает, сколько продукции готовы реализовать производители на рынке в течение какого-то промежутка времени по конкретной цене при данных условиях; Ø объем производства характеризует количество и номенклатуру выпускаемой продукции в планируемом периоде. Планируемая номенклатура выпускаемой продукции должна в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового объема выпуска с производственной мощностью; Ø натуральные измерители выражают физический объем конкретных видов выпускаемой продукции в таких единицах, как штуки, тонны, метры и т.д. и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей; Ø трудовые измерители характеризуют объем выпущенной продукции в нормо-часах, нормо-рублях и др. Являются наиболее универсальными и наиболее распространены на производстве; Ø стоимостные измерители характеризуют объем производства в денежном выражении. Позволяют на единой основе сопоставлять, анализировать и суммировать объем выпуска разнородной продукции. Мало эффективны в условиях высокой инфляции; Ø номенклатура – перечень или состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и т.д.; Ø валовый оборот (ВО) – суммарный объем производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в стоимостном измерении; Ø внутрифирменный оборот (ВнО)– часть суммарного объема производства, обращающаяся между его цехами и подразделениями; Ø валовая продукция (ВП) – разность между валовым и внутрифирменным оборотом: ВП = ВО – ВнО; Ø коэффициент обновляемости продукции – соотношение новой и старой продукции в годовом плане производства. К основным плановым показателям относятся: ¨ Номенклатура; ¨ Ориентировочная сумма капиталовложений; ¨ Ориентировочные сроки исполнения; ¨ Ответственные исполнители; ¨ Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат. Производственная программа предприятия представляет собой развернутый (комплексный) план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска продукции. В процессе разработки производственной программы руководство организации должно ориентироваться на выбор таких продуктов, которые принесут производителям максимально лучшие результаты. Существуют различные методы составления производственной программы. Среди них можно выделить следующие наиболее популярные методы: Ø Уровневое прогнозирование. Это процесс предвидения ожидаемого объема продаж и прибыли по трем точкам: максимальный, вероятный и минимальный. Уровневое прогнозирование обладает следующими достоинствами: помогает увеличить число плановых альтернатив и подготовиться к возможным отрицательным последствиям; представляет реальное значение показателей, что позволяет избежать составления недостаточно обоснованных проектов; способствует разработке системы раннего предупреждения, что позволяет предотвратить снижение плановых и фактических показателей; Ø Ситуационное планирование. Процесс ситуационного планирования обычно включает следующую последовательность этапов: 1) установление ключевых факторов среды, влияющих на деятельность предприятия; 2) составление нормативного плана, исходящего из наиболее вероятного допущения комплексного воздействия системы производственных факторов на планируемые результаты; 3) отбор для каждого продукта нескольких определяющих или основных допущений, отличных от наиболее вероятных, и составление отдельного плана; 4) определяется ситуация перехода к данному плану, момент переключения с нормального плана на резервный ситуационный. Ø Линейное программирование. Методы линейного программирования представляют собой последовательность операций, ведущих к оптимальному решению определенного вида задач, в тех случаях, когда оптимум существует. Линейные модели программирования используются, чтобы помочь руководителю в принятии решения в таких областях как распределение ресурсов, проблемы назначения и распределения (работников, операций), проблемы транспортировки, определение производственной мощности и др. Выделяют три основные схемы планирования и разработки производственной программы: «снизу вверх», «сверху вниз» и во взаимодействии (интерактивно). При разработке производственной программы должны быть обоснованы объемы и сроки выпуска по стадиям и циклам производства. С этой целью производственные планы отдельных подразделений составляются цепным методом в порядке, обратном ходу технологического процесса. Объемы производства подразделений могут планироваться в натуральных, трудовых, стоимостных и иных измерителях. Основными плановыми показателями обычно являются годовая величина спроса, годовой объем предложения, важнейшая номенклатура и ассортимент выпуска, трудоемкость единицы или объема продукции, издержки производства, рыночные цены и др. Годовая производственная программа цехов, характеризующая в трудовых измерителях (нормо-часах) номенклатуру и объем выпуска товаров, выполнения работ и услуг, определяется по формуле где Пп — производственная программа цеха, н-ч; н — номенклатура выпускаемой продукции или работ; Тшт— штучное время, нормативная трудоемкость единицы продукции, мин/шт.; Nг — годовой объем выпуска (спроса) продукции, шт. Производственная программа по номенклатуре и объему выпуска должна обеспечивать полную загрузку всех рабочих мест и персонала, годовой номинальный фонд рабочего времени. Чтобы осуществить наилучшие варианты производства двух товаров на предприятии, необходимо обеспечить полную занятость всех имеющихся ресурсов. Конкретным выражением производственных возможностей каждого предприятия служит его производственная мощность. Она характеризует максимально возможный годовой объем выпуска продукции, работ и услуг в запланированной номенклатуре при полном использовании всех имеющихся ресурсов на основе применения прогрессивной технологии, передовых форм и методов организации труда и производства. Производственная мощность определяет уровень производства продукции, товаров и услуг, степень сдерживания объема выпуска или верхний предел продаж продукции. В конечном итоге производственная мощность означает способность предприятия производить свою продукцию в течение заданного периода рабочего времени. Верхний ее предел обусловлен наличием производственных площадей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, материала и капитала. Производственная мощность может быть выражена в единицах продукции, массой товаров, линейных величинах, рублях, человеко-часах и др. показателях. Принято различать теоретическую, практическую, нормальную и другие виды производственной мощности. Теоретическая производственная мощность представляет собой объем хозяйственных операций, который может быть достигнут в идеальных условиях работы с минимально возможными отрицательными результатами. Это максимально возможный выход продукции, называемый паспортной производственной мощностью предприятия. Практическая производственная мощность определяет наивысший уровень производства, который достигается при сохранении приемлемой степени эффективности с учетом допустимых или неизбежных потерь рабочего времени, связанных с ремонтом оборудования и режимом работы предприятия. Нормальная производственная мощность характеризует средний уровень хозяйственной деятельности, достаточный для удовлетворения спроса на производимые предприятием товары и услуги в течение ряда лет с учетом сезонных и циклических колебаний спроса, тенденций его роста или сокращения. Плановая производственная мощность соответствует годовой нормальной производственной мощности предприятия. К важнейшим экономическим ресурсам, широко используемым в процессе производства относятся в первую очередь средства производства и предметы труда. На предприятии величина этих производственных ресурсов ограничена множеством различных факторов и показателей. Полное использование технологического оборудования означает соответствие планируемой производственной программы предприятия или подразделения его производственной мощности. Производственная мощность и предложение характеризуют существующую на предприятии технологию и организацию производства, состав и квалификацию персонала, а также динамику их роста и перспективы развития. Являясь величиной динамичной, производственная мощность должна быть сбалансирована с производственной программой. Производственная мощность устанавливается на начало планового периода (входная) и конец этого срока (выходная). Входная мощность определяется с учетом имеющихся на начало года производственных фондов, рабочей силы и других ресурсов, а выходная — на конец года с последующей корректировкой при соответствующем изменении техники и технологии. В плановых расчетах применяется показатель среднегодовой мощности, определяемый по формуле где Мср — среднегодовая мощность, шт./год; Mвх — входная мощность; Мвв — вводимая мощность; Мвыб — выбывающая мощность; Тп — период времени (число месяцев) соответственно ввода и выбытия мощности. В общем виде годовая величина производственной мощности предприятия или его подразделения определяется отношением соответствующего фонда времени работы оборудования к трудоемкости единицы продукции по формуле где Мп — производственная мощность, шт./год; Фэф — эффективный годовой фонд времени работы оборудования, мин; Тшт — трудоемкость единицы работы или продукции, мин/шт. На предприятиях машиностроения производственная мощность устанавливается по ведущим цехам, в которых сосредоточена наибольшая часть действующего технологического оборудования. В этом случае годовая мощность обычно определяется по каждой группе технологически взаимосвязанного оборудования по формуле где Мо — производственная мощность группы технологического оборудования цеха, шт./год; Cоб — количество единиц оборудования данной группы; Фэф — эффективный фонд времени работы одного станка в год; Тшт — трудоемкость одного изделия или представителя. На основе расчета производственной мощности отдельных единиц и групп оборудования, участков и цехов предприятия выявляются так называемые «узкие» и «широкие» места и планируются мероприятия по выравниванию мощности, в том числе за счет ввода нового оборудования. Завершается процесс планирования производственной мощности определением коэффициента ее использования, представляющего собой отношение годового объема выпуска продукции к среднегодовому значению мощности: где Км – коэффициент использования производственной мощности; Nг — годовой объем выпуска продукции; Мср — среднегодовая мощность. Планирование сбыта продукции. Система рыночных отношений предусматривает тесную взаимосвязь между процессами производства, распределения и потребления продукции. Положенный в основу планирования современного производства принцип заключается в необходимости полного удовлетворения всех потребностей покупателей. Спрос определяет объемы и сроки продажи продукции и таким образом задает все свои плановые показатели предприятиям-производителям. Разработка плана продажи (реализации продукции) является завершающим этапом составления производственной программы предприятия. В то же время план продажи (сбыта продукции) служит основой для составления общехозяйственных и внутрифирменных смет затрат на производство и реализацию товаров. В любом плане продаж, как правило, указывается количество продукции каждого вида, а также работ и услуг, которые будут реализованы в предстоящий период хозяйственной деятельности фирмы. При равномерных поставках объем продаж на плановый срок можно определить как произведение среднесуточного выпуска продукции (Вс) на период времени (Тпер) по следующей формуле: где Ппр — планируемый объем продаж продукции, руб.; Вс — среднесуточный выпуск (продажа) товаров, руб.; Тпер — планируемый период продаж, месяц, квартал, год, дней. При неравномерном или нестабильном производстве, подверженном сезонным колебаниям, план продаж обычно составляется на каждый месяц. В годовой план сбыта продукции предприятия включаются объем реализации продукции на внутреннем рынке, размер полуфабрикатов и комплектующих изделий собственного производства, величина экспортных поставок товаров, нормативы запасов готовой продукции, количество работ и услуг производственного назначения и т.п. Объем продаж планируется в стоимостном выражении в рыночных ценах. Показательобъема реализации продукции связывает каждое предприятие со всеми своими потребителями на соответствующих рынках сбыта. Реализованной считается проданная готовая (товарная) продукция. Ее показатель объединяет не только объем производимой в плановом году новой продукции, но и остатки нереализованной в прошлом (отчетном) году готовой продукции. В общем виде годовой объем реализации рассчитывается по формуле РП = НП +Δ ГП, где РП — планируемый годовой объем реализации; НП — объем новой продукции; Δ ГП — остатки готовой продукции. Совокупный объем продажи продукции в планируемом году определяется по всем видам и срокам поставок продукции, а также условиям ее оплаты и отгрузки, согласованным с потребителями. При планировании годового объема продаж производители должны предусматривать при заключении хозяйственных договоров пригодные для себя условия оплаты товаров и услуг: по факту отгрузки (на дату поставок), в кредит (на установленный срок), авансом (предварительная оплата), а также учитывать скидки с цен, уровень инфляции, потери на стадии обращения продукции, безнадежные долги клиентов и т.д. Планы продажи и производства продукции тесно взаимосвязаны. В условиях рынка план сбыта, составленный на основе портфеля заказов потребителей, оказывает прямое воздействие и на планирование объемов производства товаров и услуг. Рассмотрим более подробно алгоритм составления плана сбыта. В ходе разработки плана продажи на первом этапе на основе плановых показателей производства устанавливаются объемы потребности в ресурсах, а также основные их поставщики. Сравнение наличных и требуемых ресурсов позволяет плановикам и менеджерам убедиться в том, что движение материальных потоков в должных объемах может быть действительно обеспечено в течение рассматриваемого периода. При нехватке тех или иных ресурсов следует согласовать план производства и продажи продукции с учетом финансово-экономических и материально-технических приоритетов. Второй этап разработки плана продаж предусматривает составление программы движения потоков изделий по всей распределительной логистической сети: от производственных подразделений предприятия до торговых центров конечной продажи или даже до отдельных потребителей продукции. Эта стадия сопряжена с планированием потребности в складских помещениях и транспортных средствах. Здесь снова возникает необходимость учета объема ресурсов с точки зрения анализа внешних и внутренних возможностей предоставления услуг в данном плановом периоде. При дефиците транспорта и складских помещений, которые должны быть использованы в процессе сбыта продукции, разработчикам плана продаж следует пересматривать уже сверстанные программы товародвижения. При этом также не исключается необходимость внесения изменений или корректировки ранее составленного плана производства и реализации продукции. На заключительной стадии разработки плана продаж составляется программа массовых перемещений товаров, оптимизируется схема размещения складских помещений и транспортных потоков, создаются календарные планы-графики подготовки товаров к отгрузке и выполнения поставок продукции потребителям. Правильное планирование продажи продукции на каждом предприятии обеспечивает комплексное решение следующих производственно-хозяйственных и финансово-экономических задач: Ø своевременное выполнение производственных заказов с учетом степени их срочности; Ø рациональное использование наличных материальных и трудовых ресурсов; Ø сокращение материальных запасов и улучшение их оборачиваемости; Ø оптимальное распределение перевозок по различным видам и типам транспортных средств; Ø повышение качества выполнения работ и обслуживания потребителей. В процессе выполнения основных стадий разработки плана продажи, или сбыта, продукции весьма важным является планирование товародвижения, в частности обоснование оптимальных каналов или схем движения товаров от производителя к потребителю. В современном маркетинге под планированием товародвижения понимается систематическое принятие планово-управленческих решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок. Важнейшей характеристикой эффективности выбранного канала товародвижения могут служить издержки сбыта, которые колеблются в зависимости от вида продукции и условий поставки. В России транспортные расходы составляют значительную часть конечной цены продукции и могут достигать 60-70%. При планировании сбыта экономисты-менеджеры должны уметь определять признаки дорогостоящей системы товародвижения и обеспечивать снижение издержек и повышение ее эффективности. Планирование продвижения представляет собой систематическое принятие решений о формах, методах и способах деятельности компании на стадии обращения продукции. Хороший план продвижения обеспечивает взаимодействие всех видов информации, рекламы, персональных продаж и стимулирования сбыта. В осуществлении разработанного плана решающее значение имеет стимулирование сбыта, которое поможет привлекать покупателей и поддерживать приверженность к продукту или фирме высокой их ценностью и репутацией для потребителей товаров и услуг, планируемых к производству и продаже на существующих рынках сбыта.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 8635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |