Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 62

Договор коммерческой концессии: понятие, элементы, содержание

Общие положения договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Понятие. Договор коммерческой концессии (франчайзинга) – договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю.

Характер: консенсуальный, возмездный, двусторонний.

Стороны. Договор может исполь­зоваться исключительно в сфере предпринимательской деятель­ности, в связи с чем его сторонами могут быть лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Правовое регулирование. К отношениям между участниками договора применимы спе­циальные правила ГК об обязательствах при осуществлении пред­принимательской деятельности.

Предмет договора коммерческой концессии составляет: комплекс исключительных прав, закрепленных за правооб­ладателем и индивидуализирующих либо его (право на коммерческое обозначение), либо также производимые им товары, выполняемые работы или оказываемые услуги (право на товарный знак или знак обслуживания).

Догово­ром может быть предусмотрено предоставление пользователю прав на использование других объектов «интеллектуальной собствен­ности» — изобретений, промышленных образцов, программ для ЭВМ и т. д.

Предметом договора может выступать возможность использования принадлежащей правообладателю и охраняемой им коммерческой информации (ноу-хау), не подлежащей какой-либо специальной государственной регистрации (ст. 139 ГК), а также его деловой репутации и коммерческого опыта, в том числе в виде различной документации по организации и ведению предприни­мательской деятельности.

Форма. Письменная форма. Договор подлежит государственной регистрации в органах по регистрации интеллектуальной собственности.

Условия договора.

Цена: Договор должен содержать конкретные условия определения и выплаты вознаграждения правообладате­лю. Закон допускает различные формы такого вознаграждения; разовые (паушальные) или периодические (роялти) платежи, от­числения (проценты) от выручки на оптовую цену товаров и т. п. Возможно и сочетание этих способов, обычно состо­ящее в единовременной выплате после заключения договора и в периодических выплатах оговоренной части прибыли (отчислений от выручки).

Срок: Концессионный договор может предусматривать определен­ный срок использования полученных от правообладателя прав либо заключаться без указания срока. Следовательно, срок не относит­ся к числу его существенных условий.

Особенности договора. Франчайзинг предполагает постоянное техническое и консультационное содействие пользователю со стороны право­обладателя с целью обеспечения необходимого качества произво­димых им по договору товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг.

Обязательной составной ча­стью предмета концессионного договора является инструктаж пользователя и его работников по всем вопросам, связанным с осуществлением переданных ему правообладателем прав.

Добросовестный пользователь имеет преимущественное право на заключение договора франчайзинга на новый срок. Правообладатель может отказать в заключении договора и без объяснения причин, если в течение 1 года он не будет заклю­чать аналогичные договоры с другими пользователями на территории, где действовал прежний договор. При нарушении данных условий, пользователь имеет право требовать перевода на себя прав и обязанностей нового пользователя, либо возмещения убытков, либо только возмещения убытков.

Содержание договора коммерческой концессии

Обязанности право­обладателя:

· обязанность передать пользователю документацию и иную информа­цию, необходимую для осуществления предоставленных ему прав;

· обязанность проинструктировать пользователя и его работников по
вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

· обязанность обеспечить оформление необходимых лицензий (т. е. ре­гистрацию договора в патентном ведомстве) и передачу их пользова­телю.

На правообладателя возлагаются и другие обязанности, если иное прямо не предусмотрено соглашением сторон. В их число включены:

· обязанность обеспечить регистрацию договора (в органе, осуществ­ляющем регистрацию юридических лиц);

· обязанность оказывать постоянное техническое и консультативное со­действие пользователю;

· обязанность контролировать качество товаров и услуг, производимых
или оказываемых пользователем на основании договора.

обязанности пользо­вателя:

· обязанность использования коммерчес­кого обозначения правообладателя лишь строго определенным в до­говоре способом;

· обязанность неразглашения конфиденциальной коммерческой инфор­мации, полученной от правообладателя;

· обязанность обеспечить соответствие качества производимых това­ров или оказываемых услуг качеству аналогичных товаров или услуг, производимых или оказываемых правообладателем;

· обязанность соблюдать инструкции и указания правообладателя, на­правленные на обеспечение такого соответствия;

· обязанность оказания потребителям дополнительных услуг, которые
предоставляет своим потребителям правообладатель;

· обязанность информировать потребителей очевидным для них спо­собом об использовании средств индивидуализации правообладате­ля в силу концессионного договора;

· пользователь обязан уплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение.

Возможно установление обязанности пользователя по предоставлению оговорен­ному числу других предпринимателей разрешения на ис­пользование на определенных условиях полученного от правообладателя комплекса прав или его определенной части (субконцессия). По условиям конкретного договора предоставление субконцес­сии может быть как обязанностью пользователя, так и его правом. К субконцессионному договору применя­ются нормы о договоре коммерческой концессии. Срок субконцессии не может превышать срока действия основного кон­цессионного договора, а недействительность последнего влечет безусловную недействительность субконцессионного соглашения. В случае досрочного прекращения концессионного договора (заключенного на срок) либо расторже­ния такого договора (заключенного без указания срока), в заклю­ченном на его основе субконцессионном договоре возможна замена вторичного правообладателя (пользователя по основному концессионному договору) основным правообладателем. За вред, причиненный правообладателю действия­ми вторичных пользователей, его контрагент-пользователь по общему правилу отвечает субсидиарно с субконцес­сионерами, если только иное прямо не преду­смотрено концессионным договором.

Возможные ограничения прав сторон.

· Концессионный договор может предусматривать конкретный объем использования полученных пользователем от правооблада­теля исключительных прав и коммерческой информации (напри­мер, по стоимости или количеству произведенных товаров или оказанных услуг, использованию их на одном предприятии или на определенном их количестве и т. п.), причем с указанием или без указания территорий использования (например, торговля опреде­ленным видом товаров или оказание соответствующих услуг толь­ко в данном регионе);

· правообладатель может взять на себя обязательство не предоставлять аналогичные комплексы исключительных прав для использования третьим лицам либо также самому воздержи­ваться от аналогичной деятельности на данной территории;

· Пользователь может принять на себя обяза­тельства об отказе от конкуренции с правообладателем на терри­тории, где действует концессионный договор, либо об отказе от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя (включая, например, отказ от приобретения значительных долей участия в их уставном капитале).

Ответственность. Правообладатель не­сет субсидиарную с пользователем ответственность по требовани­ям, предъявляемым заказчиком (потребителем) к пользователю в связи с ненадлежащим качеством реализуемых им товаров или ус­луг. Если же пользователь выступает в роли изготовителя товаров правообладателя, используя его товарные знаки и другие обозначения (производственный франчайзинг), правооблада­тель отвечает за качество этих товаров солидарно с пользователем.

Последствия изменения сторон в договоре. Правообладатель, вправе передать права, их часть или отдельное право другому лицу. В такой ситуации концессионный договор сохраня­ется, однако его участником становится новый правообладатель (в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшим к нему исключительным правам)

В случае смерти право­обладателя — физического лица, его место занимает наследник (либо реорганизации юридического лица, место которого в договоре занимает его право­преемник.). При этом необходима регистрация наследника в каче­стве индивидуального предпринимателя в течение срока для при­нятия наследства (а правопреемник юридического лица должен быть коммерческой организацией). При отказе наслед­ников или отсутствии их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в установленный срок договор франчайзинга прекращается.

Последствия изменения исключительного права. При изменении или замене правообладателем своего коммерческого обозначения, используе­мых пользователем по концессионному договору (например, в случаях преобразования, изменения основного профиля деятель­ности и т. д.), договор сохраняет силу в отношении нового наиме­нования (обозначения), но лишь при условии согласия на это пользователя (который вправе в этом случае потребовать расторжения договора и возмещения причи­ненных ему убытков). Пользователь, кроме того, вправе требовать соразмерного уменьшения вознаграждения, причитающегося правообладателю, поскольку новое наименование последнего обычно не пользуется такой же коммерческой репутацией, как и прежнее.

Прекращение договора. Договор прекращается по заявлению одной из сторон при усло­вии уведомления об этом контрагента не менее чем за тридцать дней, если договором предусмотрена возможность его прекращения уплатой денежной суммы в качестве отступного.

Договор коммерческой концессии прекращается также в случаях:

· при прекращении принадлежащих правообладателю прав на коммерческое обозначение без замены но­выми аналогичными правами (в том числе в случаях ликвидации или реорганизации юридического лица либо неиспользования коммерчес­кого обозначения в течение длительного срока;

· при изменении правообладателем своего коммерческого обозначения и отсутствии согласия пользователя на продолжение действия договора в измененном виде;

· при объявлении одного из участников договора банкротом;

· в случае смерти правообладателя — физического лица при отказе его
наследников от наследства или неполучении ими регистрации в каче­стве предпринимателя в течение срока для принятия наследства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 61 | Вопрос 63
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.