КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 62
Договор коммерческой концессии: понятие, элементы, содержание Общие положения договора коммерческой концессии (франчайзинга) Понятие. Договор коммерческой концессии (франчайзинга) – договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Характер: консенсуальный, возмездный, двусторонний. Стороны. Договор может использоваться исключительно в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем его сторонами могут быть лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Правовое регулирование. К отношениям между участниками договора применимы специальные правила ГК об обязательствах при осуществлении предпринимательской деятельности. Предмет договора коммерческой концессии составляет: комплекс исключительных прав, закрепленных за правообладателем и индивидуализирующих либо его (право на коммерческое обозначение), либо также производимые им товары, выполняемые работы или оказываемые услуги (право на товарный знак или знак обслуживания). Договором может быть предусмотрено предоставление пользователю прав на использование других объектов «интеллектуальной собственности» — изобретений, промышленных образцов, программ для ЭВМ и т. д. Предметом договора может выступать возможность использования принадлежащей правообладателю и охраняемой им коммерческой информации (ноу-хау), не подлежащей какой-либо специальной государственной регистрации (ст. 139 ГК), а также его деловой репутации и коммерческого опыта, в том числе в виде различной документации по организации и ведению предпринимательской деятельности. Форма. Письменная форма. Договор подлежит государственной регистрации в органах по регистрации интеллектуальной собственности. Условия договора. Цена: Договор должен содержать конкретные условия определения и выплаты вознаграждения правообладателю. Закон допускает различные формы такого вознаграждения; разовые (паушальные) или периодические (роялти) платежи, отчисления (проценты) от выручки на оптовую цену товаров и т. п. Возможно и сочетание этих способов, обычно состоящее в единовременной выплате после заключения договора и в периодических выплатах оговоренной части прибыли (отчислений от выручки). Срок: Концессионный договор может предусматривать определенный срок использования полученных от правообладателя прав либо заключаться без указания срока. Следовательно, срок не относится к числу его существенных условий. Особенности договора. Франчайзинг предполагает постоянное техническое и консультационное содействие пользователю со стороны правообладателя с целью обеспечения необходимого качества производимых им по договору товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг. Обязательной составной частью предмета концессионного договора является инструктаж пользователя и его работников по всем вопросам, связанным с осуществлением переданных ему правообладателем прав. Добросовестный пользователь имеет преимущественное право на заключение договора франчайзинга на новый срок. Правообладатель может отказать в заключении договора и без объяснения причин, если в течение 1 года он не будет заключать аналогичные договоры с другими пользователями на территории, где действовал прежний договор. При нарушении данных условий, пользователь имеет право требовать перевода на себя прав и обязанностей нового пользователя, либо возмещения убытков, либо только возмещения убытков. Содержание договора коммерческой концессии Обязанности правообладателя: · обязанность передать пользователю документацию и иную информацию, необходимую для осуществления предоставленных ему прав; · обязанность проинструктировать пользователя и его работников по · обязанность обеспечить оформление необходимых лицензий (т. е. регистрацию договора в патентном ведомстве) и передачу их пользователю. На правообладателя возлагаются и другие обязанности, если иное прямо не предусмотрено соглашением сторон. В их число включены: · обязанность обеспечить регистрацию договора (в органе, осуществляющем регистрацию юридических лиц); · обязанность оказывать постоянное техническое и консультативное содействие пользователю; · обязанность контролировать качество товаров и услуг, производимых обязанности пользователя: · обязанность использования коммерческого обозначения правообладателя лишь строго определенным в договоре способом; · обязанность неразглашения конфиденциальной коммерческой информации, полученной от правообладателя; · обязанность обеспечить соответствие качества производимых товаров или оказываемых услуг качеству аналогичных товаров или услуг, производимых или оказываемых правообладателем; · обязанность соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение такого соответствия; · обязанность оказания потребителям дополнительных услуг, которые · обязанность информировать потребителей очевидным для них способом об использовании средств индивидуализации правообладателя в силу концессионного договора; · пользователь обязан уплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение. Возможно установление обязанности пользователя по предоставлению оговоренному числу других предпринимателей разрешения на использование на определенных условиях полученного от правообладателя комплекса прав или его определенной части (субконцессия). По условиям конкретного договора предоставление субконцессии может быть как обязанностью пользователя, так и его правом. К субконцессионному договору применяются нормы о договоре коммерческой концессии. Срок субконцессии не может превышать срока действия основного концессионного договора, а недействительность последнего влечет безусловную недействительность субконцессионного соглашения. В случае досрочного прекращения концессионного договора (заключенного на срок) либо расторжения такого договора (заключенного без указания срока), в заключенном на его основе субконцессионном договоре возможна замена вторичного правообладателя (пользователя по основному концессионному договору) основным правообладателем. За вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей, его контрагент-пользователь по общему правилу отвечает субсидиарно с субконцессионерами, если только иное прямо не предусмотрено концессионным договором. Возможные ограничения прав сторон. · Концессионный договор может предусматривать конкретный объем использования полученных пользователем от правообладателя исключительных прав и коммерческой информации (например, по стоимости или количеству произведенных товаров или оказанных услуг, использованию их на одном предприятии или на определенном их количестве и т. п.), причем с указанием или без указания территорий использования (например, торговля определенным видом товаров или оказание соответствующих услуг только в данном регионе); · правообладатель может взять на себя обязательство не предоставлять аналогичные комплексы исключительных прав для использования третьим лицам либо также самому воздерживаться от аналогичной деятельности на данной территории; · Пользователь может принять на себя обязательства об отказе от конкуренции с правообладателем на территории, где действует концессионный договор, либо об отказе от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя (включая, например, отказ от приобретения значительных долей участия в их уставном капитале). Ответственность. Правообладатель несет субсидиарную с пользователем ответственность по требованиям, предъявляемым заказчиком (потребителем) к пользователю в связи с ненадлежащим качеством реализуемых им товаров или услуг. Если же пользователь выступает в роли изготовителя товаров правообладателя, используя его товарные знаки и другие обозначения (производственный франчайзинг), правообладатель отвечает за качество этих товаров солидарно с пользователем. Последствия изменения сторон в договоре. Правообладатель, вправе передать права, их часть или отдельное право другому лицу. В такой ситуации концессионный договор сохраняется, однако его участником становится новый правообладатель (в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшим к нему исключительным правам) В случае смерти правообладателя — физического лица, его место занимает наследник (либо реорганизации юридического лица, место которого в договоре занимает его правопреемник.). При этом необходима регистрация наследника в качестве индивидуального предпринимателя в течение срока для принятия наследства (а правопреемник юридического лица должен быть коммерческой организацией). При отказе наследников или отсутствии их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в установленный срок договор франчайзинга прекращается. Последствия изменения исключительного права. При изменении или замене правообладателем своего коммерческого обозначения, используемых пользователем по концессионному договору (например, в случаях преобразования, изменения основного профиля деятельности и т. д.), договор сохраняет силу в отношении нового наименования (обозначения), но лишь при условии согласия на это пользователя (который вправе в этом случае потребовать расторжения договора и возмещения причиненных ему убытков). Пользователь, кроме того, вправе требовать соразмерного уменьшения вознаграждения, причитающегося правообладателю, поскольку новое наименование последнего обычно не пользуется такой же коммерческой репутацией, как и прежнее. Прекращение договора. Договор прекращается по заявлению одной из сторон при условии уведомления об этом контрагента не менее чем за тридцать дней, если договором предусмотрена возможность его прекращения уплатой денежной суммы в качестве отступного. Договор коммерческой концессии прекращается также в случаях: · при прекращении принадлежащих правообладателю прав на коммерческое обозначение без замены новыми аналогичными правами (в том числе в случаях ликвидации или реорганизации юридического лица либо неиспользования коммерческого обозначения в течение длительного срока; · при изменении правообладателем своего коммерческого обозначения и отсутствии согласия пользователя на продолжение действия договора в измененном виде; · при объявлении одного из участников договора банкротом; · в случае смерти правообладателя — физического лица при отказе его
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |