КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1 Введение в теорию менеджмента
1. Основные понятия теории менеджмента 2. Сущность управления и менеджмента 3. Содержание менеджмента 1. Управление – это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и их участников, осуществляемое в целях придания определенной направленности деятельности и получения желаемых результатов. 2. Менеджмент – целенаправленное воздействие на людей, управление людьми для достижения поставленных целей. 3. Менеджмент – сложный, непрерывный, динамичный и целенаправленный процесс воздействия управляющей системы (субъект управления) на управляемый объект при помощи различных методов и средств, для достижения поставленных целей. 4. Объект управления – социально-экономическая система, воспринимающая как согласования деятельности людей в соответствии с целью функционального развития. 5. Субъект управления – источник воздействия, часть социально-экономической системы, осуществляющая воздействие на систему в целом. 6. Управляющая система – совокупность органов управления предприятиями и организациями. 7.Структура управления – совокупность звеньев управления и отдельных должностных лиц, находящихся во взаимодействии и соподчинении. 8. Процесс управления – последовательность действий, из которых формируется воздействие. 9. Механизм управления – совокупность методов воздействия. 10. Закономерности менеджмента - это наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые, в свою очередь, отражают устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации. 11. Принципы менеджмента – основные правила деятельности людей, органов призванные осуществлять управление экономическими и социальными процессами. 12. Методы менеджмента – приемы и средства, которыми пользуются менеджеры, чтобы достичь определенной цели и решить конкретные задачи. 13. Внешняя среда организации – потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население. 14. Внутренняя среда предприятия и организации – люди, средства производства, информация и деньги. 15. Организация – объединение людей, совместно реализующих программы или цель, действующих на основе определенных правил и процедур. 16. Организационная структура управления – упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов обеспечивающих функционирование и развитие предприятия и организации, как единого целого. 17. Функции менеджмента – конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующей организацией работ. 18. Планирование – определение оптимального результата в условиях действия заданных ограничений по времени и ресурсам. 19. Организация – это определение путей, методов и средств достижения поставленных целей, обеспечение всем необходимым: материальными, трудовыми, денежными и финансовыми ресурсами. 20. Мотивация – процесс внутреннего побуждения человека к определенной деятельности, связанной с удовлетворением его потребностей. 21. Контроль – прогнозирование отклонений и разработка мероприятий по их устранению. 2. Сущность управления и менеджмента. Формирование в нашей стране рыночных отношений, развитие новых организационно-правовых форм хозяйственной деятельности вызывают объективную необходимость использование новых, адекватных и эффективных способов управления. В современных условиях таким способом является менеджмент. Овладение менеджментом - важнейшее условие повышение эффективности управления любой организацией. Это обусловлено подготовкой специалистов в области менеджмента, т.е. профессиональных управляющих.
Менеджмент" - английское слово, в переводе оно означает "управление". Тем не менее, в русском языке слова "управление" и "менеджмент" употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: "Я осуществляю менеджмент автомобиля". Мы говорим: "Я управляю автомобилем". Мы не говорим: "Они осуществляют менеджмент выплавки стали". Мы говорим: "Они управляют выплавкой стали". Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: "Менеджмент организации" означает управление этой организацией. Можно говорить о менеджменте как в формальных (законодательно оформленных), так и в неформальных организациях. Чаще менеджмент рассматривают по отношению к формальным организациям, к которым относятся, например: • компания "Газпром"; • Сбербанк; • Министерство обороны; • Патриархия Русской православной церкви; Оксфордский толковый словарь английского языка предлагает более широкую трактовку слова "менеджмент": • административные навыки и умение особого рода; • искусство управления; • способ обращения с людьми; • орган управления и люди, его составляющие. Отечественный Словарь иностранных слов (1955 г.) предлагает рассматривать менеджмент как управление производством и одновременно как совокупность принципов и методов, средств и форм этого управления. Практика употребления слова "менеджмент" в русском языке за последние годы расширилась и обычно предусматривает следующие основные значения. Менеджмент - это: • процесс управления людьми и организациями; • наука об управлении, область знаний об управлении социально-экономическими процессами; • искусство управления, набор управленческих навыков; • орган управления и люди, его составляющие. 1)Исходным моментом в организации управления и его осуществления является человек с его потребностями, интересами, мотивами, ценностями установками. Это находит свое выражение как управление внутренними процессами деятельности предприятия, так и процессами поведения фирмы во внешней социально-экономической среде. 3) Менеджеру присущ профессионализм управления, выступающий как одно из главных требований менеджеру профессионалу. Менеджеру надо учиться осваивать область экономических и социально-психических знаний. 4) В организации отношений для менеджера характерна гибкая организация управления, способная быстро перестраиваться в соответствии с измененными условиями; организация инновационного типа, т.е. отзывчивая к нововведениям. 5) Менеджмент предъявляет комплекс требований к личным качествам менеджера. Главными среди них является предприимчивость, уверенность. Эти качества играют важную роль в проявлении искусства управления. Уровни: менеджеры высшего, среднего, первого звена, исполнители. Важнейшим признаком современного менеджмента является формирование особого типа руководителя – менеджера. Менеджер- профессионально-управляющий, как правило нанимаемый собственником, действующий на основе единоначалия и отвечающий за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Менеджер - самостоятельная профессия, специалист в области управления. В качестве объекта его деятельности выступает хозяйственная деятельность организации в целом или ее конкретная сфера. Менеджер как профессиональный управляющий имеет свою область деятельности. Этой областью является процесс управления социально-экономическими отношениями персонала организации (управленческий процесс). Отличие менеджмента от управления: 1)сфера приложение 2) эволюция в их развитии 3) Менеджмент применяется к управлению хозяйственной деятельностью людей в условиях рынка и свободы предпринимательства. Управление реализуется в нерыночных системах (управление государством, идеологией, религиозной, общественной деятельностью) 4. Менеджмент представляет собой профессиональную управленческую деятельность. Управлением могут заниматься не только профессионалы, но и специалисты 5) опора на научную методологию 6) Использование специальных технологий и инструментов управления. Такими механизмами являются организация и организационные отношения, организационная культура, власть, мотивирование, стимулирование, социально-экономические методы управления. 3. Содержание менеджмента. Менеджмент как процесс управления (по стадиям управления) Менеджмент - интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты менеджеры формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента рассматривается по стадиям, сферам деятельности, функциям управления. По видам и последовательности деятельности менеджмент подразделяют на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль. Стратегическое управление включает в себя выработку основных общефирменных целей, прогнозирование результатов развития отрасли и рынка, на которых действует фирма; анализ сильных и слабых сторон фирмы, оценку и выбор стратегии деятельности, создание системы управления реализацией стратегией (в которую входит высшее руководство и отдел стратегического планирования). Оперативное управление – деятельность по реализации определенных указанных целей включает в себя: организацию в виде создания необходимой структуры и привлечения необходимых ресурсов; выполнение управленческих функций в условиях созданной структуры. Контроль-это анализ достигнутых результатов (обратная связь), является исходным пунктом нового цикла управления. По сферам деятельности Стратегический маркетинг –вид управления, при котором высшее руководство переносит центр внимания на окружение фирмы с тем, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения Стратегический менеджмент предусматривает: определение ключевых позиций на перспективу в зависимости от приоритетности целей; выделение ресурсов организации под стратегические цели фирмы; создание центров руководства каждой стратегической целью; оценка и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по мере достижения стратегических целей. Маркетинговый менеджмент призван посредством маркетинговой деятельности по реализации, созданного организацией продукта увязывать в единый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижении ее целей. Предусматривает также процессы и сферы деятельности: изучение и сегментация рынка; разработка товаров; ценообразование; создание систем сбыта; распределение и сбыт созданной продукции; реклама. Производственный менеджмент предполагает, что руководители определенного уровня и соответствующие функциональные службы процессом переработки сырья, материалов и других полуфабрикатов в готовую продукцию. Инновационный менеджмент состоит в управлении исследованиями и развитием фирмы, управляет такими действиями: развитием собственной научной, научно-технической, и экспериментальной базы; проведением исследований самостоятельно и в кооперации с другими организациями; оформлением заказов на проведение научных исследований или экспериментальных работ сторонней организацией; приобретение лицензий на право производства товаров или услуг; управление новыми проектами, программами. Таможенный менеджмент в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение таможенного дела как социально-экономического явления. Второе определение. Таможенный менеджмент в более узком и специальном смысле - форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в таможенных институтах, организациях (органах), процессах (процедурах, технологии) и услугах. По выполняемым функциям управления Планирование- это процесс определение целей деятельности организации и путей ее достижения Организация- определение ресурсов и действий, которые необходимо осуществить для выполнения принятых планов. Руководство- это процесс непосредственного воздействия менеджера на подчиненных с целью сообщения им того, что необходимо выполнить, и последующего обеспечения выполнения поставленных задач. Контроль как функция менеджмента включает направляющую, наблюдательную и регулирующую деятельность, позволяющая предупреждать, выявлять и исправлять отклонения достигнутых результатов от запланированных. Мотивирование- деятельность менеджера по созданию у подчиненных работников внутреннего побуждения к добросовестному выполнению своих обязанностей. Координация- достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними. Регулирование в системе менеджмента призвано детерминировать всякое отклонение от нормы и достигать такой деятельности системы, при которой все отклонения состояния системы менеджмента от заданного значения, нормы, выравниваются. Коммуникация- - процесс межличностного и организационного общения при передаче информации внутри системы и во внешнюю среду. Менеджмент- как наука и искусство управления. Менеджмент - самостоятельная область знаний с начала 20 века. Объектом менеджмента как науки является сложная социально – техническая система (предприятия, фирма, организация) независимо от сферы деятельности и формы собственности. Предметом изучения научного менеджмента - наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управление ею. В основе менеджмента как науки тысячелетняя практика управления. Умение, опираясь на теоретические знания, успешно управлять организацией в целом или какой либо ее частью и обеспечивать достижение поставленных целей и можно рассматривать как искусство управления. Менеджмент как аппарат управления Менеджмент – специфический орган (аппарат) управления современной организацией. Без него организация как целостное образование не может существовать и эффективно функционировать. Главная задача аппарата управления - координация и рациональное использование ресурсов организации для достижения ее целей. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители). Руководители — лица, выполняющие главную функцию (ГФ) и осуществляющие общее руководство предприятием, его службами и подразделениями. Специалисты — лица, выполняющие основную функцию (ОФ) и занятые анализом информации и подготовкой решений по экономике, финансам, научно-техническим и инженерным проблемам и т.д. Исполнители — лица, выполняющие вспомогательную функцию (ВФ), например, работу по подготовке и оформлению документации, хозяйственную деятельность. Менеджмент - определенная категория людей (социальный слой) осуществляющий управление. Менеджер- это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, действующих в рыночных условиях. В зависимости от уровня управления различают высших, средних и низших менеджеров, в зависимости от характера деятельности - линейных и функциональных. Менеджеры низового звена — это младшие начальники, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). К ним относятся мастера, заведующие отделами в магазинах, заведующие кафедрами, менеджеры по продажам, у которых в подчинении находятся торговые представители (агенты) и т.д. Вообще, большая часть руководителей — это менеджеры низшего звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Менеджеры низшего звена могут иметь любой уровень образования. Менеджеры среднего звена — это начальники над менеджерами низшего звена. В зависимости от величины организации может быть несколько уровней таких менеджеров. Менеджерами среднего звена являются начальник цеха, директор филиала, декан факультета, начальник отдела продаж и т.д. Чаще всего такие управленцы имеют дипломы об окончании высших учебных заведений. Менеджеры высшего звена — самая малочисленная группа управленцев. Даже в самых крупных организациях их всего несколько человек. Типичными должностями здесь будут генеральный директор завода, директор магазина, ректор университета, председатель совета директоров. Этот уровень управления требует наличия высшего образования, иногда и не одного. Линейные менеджеры (line managers), руководители, уполномоченные направлять работу подчиненных; всегда чьи-то боссы. ЛМ отвечают за выполнение основных задач компании (фирмы). Обязанности ЛМ по управлению персоналом: • размещение необходимых людей на соответствующих рабочих местах; • привлечение в организацию новых работников; • обучение работников новой для них работе; • улучшение качества работы каждого работника; • создание обстановки творческого сотрудничества и развитие добрых взаимоотношений между работниками; • интерпретирование политики и последовательности действий компании; • контроль трудовых затрат; • развитие способностей каждого человека; • создание и поддержание морального климата отдела; • забота о здоровье и физическом состоянии работников. К функциональным менеджерам относятся специалисты, самостоятельно руководящие инженерно-техническими, планово-экономическими, социальными и другими функциональными службами (главные специалисты, начальники отделов, бюро, руководители секторов, групп и т.п.). Функциональный руководитель действует в условиях жесткой нормативно регулируемой деятельности. В качестве регуляторов могут служить должностные лица и технологические нормативы деятельности, а также специальные знания, необходимые для их реализации. Уровень управления - где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше и нижестоящими звеньями. В мировой практики определены три основных уровня управления в организациях: низший, средний и высший. Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей. Соотношение затрат времени на выполнение основных функций менеджмента различается по уровням управления. На этом уровне функции планирования и организации реализуются в действиях управляющего, стимулирующего и направляющего деятельность работников. Типичные наименования должностей, занимаемых управляющими этого уровня: мастер, бригадир, начальник группы, агент по закупкам, экспедитор. Часто говорят, что такой управляющий нижнего звена находится «в середине», поскольку он располагается между непосредственными исполнителями и руководителями верхнего и среднего уровней. Управляющие нижнего уровня играют в фирме очень важную роль. Но обычно вышестоящее руководство не уделяет должного внимания серьезным проблемам управляющих нижнего уровня. К числу таких проблем относится низкая заработная плата, перегруженность, отсутствие полномочий, слабая профессиональная подготовка рядовых работников, а также то, что они могут не соответствовать предъявляемым к ним требованиям. Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов. Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |