Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие об управлении финансами




 

 

Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению социальных проблем.

Управление финансами в переходной экономике имеет ряд особенностей, которые характеризуются следующими основными моментами:

· распад Советского Союза поставил управление российской финансовой системой в кардинально новые условия – разорваны экономические и финансовые связи между республиками, входившими в бывший СССР;

· прежняя планово-централизованная система управления финансами не была приспособлена к новым рыночным условиям. Поэтому в России была создана новая система управления финансами и кредитно-денежной сферой, получившая относительно автономное функционирование;

· вместо закрепления финансовых ресурсов в общественной собственности – государственной и колхозно-кооперативной – в результате приватизации и разгосударствления в экономике образовалось множество самостоятельных институциональных структур, наделенных финансовыми ресурсами и в силу этого имеющих возможность вырабатывать и определять собственные финансовую стратегию и тактику;

· сложились некоторые характерные финансово-экономические институциональные сферы, которые имеют свою специфику управления финансами. В связи с этим возникла необходимость учета особенностей управления финансами в различных сферах экономической деятельности (контроль за деятельностью финансовых и кредитных организаций, управление финансами органов государственной и муниципальной власти, контроль за деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций и т.д.)

· переход к рыночному ценообразованию для большинства предприятий бывшего СССР оказался неожиданным. Никто не был готов работать в принципиально новых условиях рынка и рыночного ценообразования.

Государственное регулирование финансов в наиболее обобщенном виде включает следующие направления и формы.

А. Макроэкономическое регулирование финансовой сферы (косвенные методы):

· выработка принципов и концепции, программы экономической политики и методов, мер в регулировании финансовой системы. Эта часть включает ежегодное послание Президента РФ, в котором формулируются основные принципы социально-экономической, в том числе финансовой политики; подготовку Правительством РФ, правительствами субъектов Федерации, а также местными администрациями проектов бюджетов соответствующего уровня и прогнозов социально-экономического развития, необходимых для этого обоснований и расчетов. Кроме того, Правительством и Центральным банком России совместно разрабатываются основные принципы денежно-кредитной и валютной политики на предстоящий период;

· законодательное и нормативно-правовое обеспечение финансовой политики и мер по ее регулированию. Управление финансами на территории России регулируется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ и т.д.

Б. Микроэкономические косвенные методы регулирования финансов:

· формирование и поддержание конкурентной, стимулирующей экономическое развитие среды в экономике и ограничение монополизации рынка;

· регулирование финансовой деятельности, включая государственное регулирование цен, естественных монополий;

· регулирование внешнеэкономической финансовой деятельности государства и коммерческих фирм, банков, проведение эффективной таможенной политики и т.д.

В. Микроэкономические методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов:

· регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности, установление цен, в ряде случаев предельных, на ограниченную номенклатуру товаров и услуг;

· управление унитарными предприятиями государственной собственности и контроль за их финансовой деятельностью;

· установление льгот по налогам и другим платежам в бюджет для конкретных налогоплательщиков и субъектов хозяйствования;

· применение финансовых и других санкций в отношении нарушителей финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и т.д.

Г. Прогнозирование экономического и социального развития, важнейших финансовых показателей:

· долгосрочное прогнозирование финансовой системы в соответствии с прогнозами экономического и социального развития страны;

· разработка прогноза социально-экономического развития страны и ее регионов на стратегический (среднесрочный – от 3 до5 лет) период и определение основных индикаторов макроэкономического развития, играющих решающую роль в формировании финансовых ресурсов и их распределении;

· разработка конкретных прогнозов и программ по решению наиболее острых социальных и экономических проблем и их финансовому обеспечению и т.д.

В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы организаций, финансы домашних хозяйств, государственные (муниципальные) финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) организаций, граждане, органы государственного и муниципального финансового контроля. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование занимает важное место в системе управления финансами. В ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая должна быть полной и достоверной.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

Различают стратегическое, или общее управление финансами, и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и др. Оно осуществляется Федеральным Собранием РФ, аппаратом Президента, Министерством финансов РФ и т.д. Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов РФ, финансовыми комитетами субъектов РФ, финансовыми отделами местного самоуправления, финансовых служб организаций и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.