Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация наличного денежного обращения на территории РФ




Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Денежная система РФ состоит из следующих элементов: денежной единицы, эмиссии денежных знаков и организации денежного обращения.

Денежная система РФ

( ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ)

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории РФ осуществляется исключительно Банком России.

Банкноты и монеты Банка России являются единственным законным средством платежа на территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуется по закону.

Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия их из обращения не может быть менее одного года, но не превышать пять лет.

Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков, описание которых публикуется в средствах массовой информации.

Решение по этим вопросам предварительно направляется в Правительство РФ.

В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возлагаются следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожение;
  • определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

 

 

(Письмо ЦБ от 14 ноября 2001г. №1050-У)

 

Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятия, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы на предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи РФ) для перевода на соответствующие счета в учреждениях банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководством. При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денег:

· для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России – ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятия;

· для предприятий, в которых в силу своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи – на следующий день;

· для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи – 1 раз в несколько дней.

В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителем предприятия. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно по всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Лимит остатка кассы определяется исходя из объема налично-денежного оборота предприятия с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денег в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.

Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней (для предприятий Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 5 дней). По истечении этого срока не использованные по назначению суммы сдаются в учреждения банков.

Предприятия не имеют право накапливать в своих кассах наличные деньги на осуществление предстоящих расходов (в т.ч. на заработную плату, выплаты социального характера, стипендии) до установленного срока их выплаты.

Предприятия могут получать наличные денежные средства в учреждениях банков, в которых открыты соответствующие счета на цели, установленные федеральным законодательством, иными правовыми актами РФ, нормативными актами Банка России.

В целях равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств в учреждениях банков ежегодно составляют календарь выдачи наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты.

Территориальные Учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют соответствующий календарь выплат по республике, краю, области (по месяцам) и высылают Банку России для свода в целом по РФ.

Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций.

Для обеспечения своевременности выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры (РКЦ) устанавливают для каждой кредитной организации сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня.

Учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже 1 раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательством РФ.

Территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В случае невыполнения кредитными организациями федерального законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России по данным вопросам, применяются финансовые санкции.

 

 

Банковские операции

 

Операции классического коммерческого банка (КБ) в условиях рыночной экономики делятся на три основные группы (в научной литературе – достаточно дискуссионный вопрос).

Пассивные (привлечение средств):

· привлечение средств клиента с оказанием услуг;

· привлечение средств клиента без оказания услуг;

· привлечение средств из других источников.

Активные (размещение средств):

· операции, проводимые банком за свой счет и в свою пользу;

· операции, проводимые банком по поручению клиентов и за их счет.

Доверительные (комиссионно-посреднические) – проводятся по поручению клиентов на комиссионных началах.

 

Среди банковских операций различают:

Депозитные операции – операции по привлечению денежных средств во вклады и их размещение. Пассивные депозитные операции – привлечение средств юридических и физических лиц во вклады. Активные депозитные операции – размещение временно свободных средств одних банков в других кредитных учреждениях.

Под депозитом понимаются записи в банковских книгах, свидетельствующие о наличии определенных требований клиентов к банку или же средства клиентов в банках в форме вкладов по депозитным соглашениям и договорам. В качестве депозитов выступают деньги или ценные бумаги, поступающие в банк и подлежащие возврату внесшему их лицу или кому-либо по его указанию при наступлении определенных условий. Депозиты делятся на:

· депозиты до востребования или текущие счета (выдаются наличные деньги при помощи чеков, аккредитивов, осуществляются наличные расчеты). Текущие счета могут быть процентными и беспроцентными.

· срочные и сберегательные депозиты – не могут быть изъяты до определенного срока без потери депозитного процента. Депозитный процент выше, чем по текущим счетам.

Кредитные операции – предоставление банками денежных ссуд. Заключается кредитный договор.

Расчетные операции – осуществление расчетов, переводов по поручению клиента.

Кассовые операции – совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег. Кассовое обслуживание коммерческими банками осуществляется в соответствии с правилами, установленными ЦБР. Они регламентируют порядок ведения кассовых операций, правила перевозки и хранения денежных знаков, порядок замены и уничтожения поврежденных банкнот и монеты.(Положение ЦБР от 9 октября 2002г. №199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ»)

Валютные операции – сделки с валютными ценностями и операции, связанные с:

- переходом права собственности на валютные ценности;

- использованием в качестве средства платежа иностранной валюты при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- ввозом и пересылкой из-за границы и вывозом и пересылкой за границу валютных ценностей.

Валютные операции подразделяются на текущие и операции, связанные с движением капитала.

К текущим операциям относятся:

· операции по купле-продаже валютных ценностей, товаров, услуг;

· переводы средств за границу и из-за границы, процентов, дивидендов и иных доходов от банковских вкладов, кредитов, инвестиций и пр. операций;

· перевод средств неторгового характера, включая переводы заработной платы, пенсий, алиментов и других аналогичных операций.

Валютные операции, связанные с движением капитала:

· инвестиции, в т.ч. приобретение и продажу ценных бумаг;

· предоставление и получение кредитов;

· привлечение и размещение средств на счета и во вклады;

· финансовые операции, исполнение которых через определенный срок предусматривает платеж или переход права собственности на валютные ценности.

Коммерческие банки могут осуществлять вышеназванные операции только при наличии соответствующей лицензии Банка России.

Банки, получившие лицензию на валютные операции, называются уполномоченными банками. Лицензии делятся на внутренние, расширенные и генеральные.

Внутренняя лицензия дает право на совершение ограниченного круга операций на территории РФ: ведение расчетных счетов клиентов; торговые и неторговые операции; покупка, продажа наличной и безналичной валюты на внутреннем валютном рынке; установление корреспондентских отношений (договорные отношения между банками по осуществлению платежей и расчетов по поручению друг друга) с российскими банками, имеющими генеральную лицензию.

Расширенная лицензия позволяет: вести текущие балансовые валютные счета своих клиентов; осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным и нетоварным операциям через корреспондентские счета в уполномоченных банках; устанавливать корреспондентские отношения с уполномоченными банками СНГ; не более, чем с шестью иностранными банками и некоторые другие операции.

При наличии генеральной лицензии банк имеет право открывать счета во всех банках мира, производить операции по чекам и пластиковым карточкам, производить валютное кредитование. Генеральная лицензия дает право коммерческому банку осуществлять операции в иностранной валюте как на территории РФ, так и за границей.

Фондовые операции – операции с ценными бумагами. К ним относятся:

· покупка ценных бумаг для собственного портфеля;

· первичное (вторичное) размещение вновь выпущенных ценных бумаг среди держателей;

· покупка, продажа, распоряжение ценными бумагами по поручению клиента;

· выдача ссуд под ценные бумаги;

· функции депозитария.

Трастовые (доверительные) операции - операции по управлению имуществом и выполнение иных услуг по поручению и в интересах клиента на правах его доверительного лица. Доверительные операции банков могут быть для физических и юридических лиц.

Основную долю трастовых операций для физических лиц составляют агентские (посреднические услуги). К ним относятся:

- прием ценных бумаг на хранение;

- обмен ценных бумаг;

- погашение ценных бумаг с истекшим сроком;

- осуществление инвестиций по поручению клиента в ценные бумаги;

- наблюдение за курсом ценных бумаг и т.д.

Трастовые операции для юридических лиц:

- банк может давать гарантии и поручительства по платежу;

- выступать агентом по распространению на рынке ценных бумаг;

- принимать на хранение ценности;

- временно управлять делами предприятия при их реорганизации и др.

За выполнение трастовых операций банки получают с клиентов комиссионное вознаграждение за каждый вид операции.

Факторинговые операции – это операции по приобретению и уступке денежных требований, передаче права на взыскание долгов. Например, банк приобретает у поставщиков право на получение платежа с плательщиков за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и услуги на основании договора с поставщиками и плательщиками. Поставщику при этом гарантирована немедленная оплата счетов за счет банковского кредита. Плательщику создаются более благоприятные условия в расчетах. За услуги банка поставщики и покупатели оплачивают комиссионное вознаграждение.

Трансфертные операции – операции по переводу иностранной валюты или золота из одной страны в другую, передача права владения именными ценными бумагами другому лицу.

Межбанковские операции – коммерческие банки на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме депозитов, кредитов и совершать другие взаимные операции, предусмотренные их уставами и разрешенные законодательством.

 

 

Виды банков

 

По функциональному назначению банки можно подразделить на эмиссионные, депозитные и коммерческие.

Банк эмиссионный (центральный банк) – наделен монопольным правом выпуска банковских билетов (денежных знаков, банкнот). Основной его задачей является проведение государственной политики в области денежного обращения, кредита и расчетов, регулирования деятельности всей банковской системы. Этот банк обычно национализирован, поэтому его принято называть государственным (центральным) банком.

Депозитные банки специализируются на аккумуляции сбережений населения.

Коммерческие банки (КБ) совершают все операции, дозволенные банковским законодательством..

Основными функциями КБ являются:

· мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;

· кредитование предприятий, населения, государства;

· выпуск кредитных денег;

· осуществление расчетов и платежей;

· консультирование, представление экономической и финансовой информации и др.

Организационная и управленческая структура КБ регламентируется Уставом, в котором содержатся сведения об органах управления банка, их структуре, функциях.

Высшим органом акционерного КБ является общее собрание акционеров, созываемое ежегодно для решения следующих вопросов: изменения Устава и уставного капитала, избрание Совета банка, утверждение годовых результатов деятельности, распределение доходов банка, создание и ликвидация филиалов и представительств банка.

Из числа Совета банка общее собрание назначает Президента банка, на которого возлагается руководство исполнительным органом банка – Советом директоров (или Правлением банка). Совет директоров осуществляет руководство деятельностью банка, выполняет поручения собрания акционеров.

В организационной структуре банка реализуются его функции, непосредственно связанные с выполнением поставленных перед банком задач: кредитование, инвестирование, доверительные операции и т.д. Количество банковских отделов зависит от величины и характера деятельности КБ, объемов и сложности банковских операций и разнообразия предоставляемых клиентам услуг.

По форме собственности выделяют государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные банки. Государственная форма собственности чаще всего относится к центральным банкам.

По правовой форме организации банки можно разделить на общества открытого и закрытого типов с ограниченной ответственностью.

По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь набор банковских услуг. Специализированные осуществляют определенные виды операций.

Инвестиционные банки – специальные кредитные институты, осуществляющие финансирование и кредитование инвестиций. Эти банки являются неидентичными банковскими учреждениями, что связано с особенностями их деятельности. Инвестиционные банки занимают основное место в торговле акциями, облигациями, и др. видами ценных бумаг. Их главная функция состоит в размещении собственных и привлеченных средств в ценные бумаги, а также «реальные» инвестиции в промышленность, с/х, строительство и т.д.

Ипотечные банки – банки, специализирующиеся на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости и строений. К ним относятся земельные банки, выдающие долгосрочные ссуды в основном под залог земли. Ресурсами ипотечных банков являются собственные средства и ипотечные облигации (долгосрочные ценные бумаги, выпускаемые под обеспечение недвижимым имуществом и приносящие твердый процент). Ипотечные банки, как правило, производят и обычные банковские операции, что позволяет им увеличивать свои доходы.

Инновационные банки – осуществляют кредитование на всех этапах и стадиях инновационного процесса создания и внедрения различных нововведений и научно-технических разработок.

По числу филиалов банки делятся на безфилиальные и многофилиальные.

По сфере обслуживания банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные. К региональным банкам, обслуживающим главным образом какой-либо местный регион, относятся и муниципальные банки.

По масштабам деятельности можно выделить малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения.

В ряде стран функционируют учреждения мелкого кредита. К ним относятся ссудно-сберегательные банки, строительно-сберегательные кассы, кредитная кооперация и др.

 

В Великобритании функции центрального банка выполняет Банк Англии, созданный в 1694 г. Помимо эмиссионной деятельности Банк Англии с 1998 г. Выполняет самостоятельно операции по регулированию процентных ставок. Регулирование банковского сектора передано им Органу финансовых услуг.

Сектор коммерческих кредитных учреждений представлен розничными банками. Это универсальные банки с широкой сетью филиалов и набором банковских услуг. На их долю приходится подавляющая часть депозитно-ссудных операций внутри страны. Эти банки имеют свои концепцию развития, определенный круг клиентов и территориальную и отраслевую направленность операций.

Помимо розничных банков в Великобритании функционируют оптовые банки. Эти банки выполняют наиболее крупные кредитные и заемные операции, превышающие 50 тыс. ф.ст. и чаще всего – более 1 млн. ф.ст. Данные банки обслуживают преимущественно внешнюю торговлю, выполняют международные финансово-кредитные операции.

Кроме розничных и оптовых банков в банковской системе Великобритании действуют Национальный сберегательный банк, трастовый сберегательный банк, семь крупных британских заграничных банков – Банки Содружества, около 450 иностранных банков, а также кредитные учреждения небанковского типа, включая страховые компании, судо-сберегательные ассоциации, взаимные сберегательные банки, финансовые компании, кредитные, строительные кооперативы, пенсионные фонды и др.

В Германии в роли центрального банка действует Дойче Бундесбанк, имеющий 9 земельных центральных банков и около 200 главных отделений и филиалов. Через учреждения Дойче Бундесбанка проходит основная часть безналичных расчетов с использованием внутри страны чеков и векселей.

В стране широко представлены частные кредитные институты, в т.ч. коммерческие (универсальные) банки, сберегательные банки, ипотечные банки, почтовые, коммунальные банки. Кроме того, в стране работает около 3 тыс. кооперативных банков с их центральными банками, а также банки специального назначения, в т.ч. Банк экспортного кредитования, Акцептный банк, Национальный банк развития Германии, Немецкий рентный банк и др.

Банковская система Японии включает центральный банк – Банк Японии, осуществляющий денежно-кредитную политику. В отличие от некоторых европейских банков он проводит контроль и надзор за всеми денежно-кредитными учреждениями страны.

Среди банков второго уровня выделяются несколько кредитных учреждений: банки государственного и частного типа. Наиболее крупным банком является Банк Токио, имеющий корреспондентские отношения с 2 тыс. банков других стран. На него возложена задача вести валютные операции. К банкам государственного типа относят специализированные кредитные учреждения – Импортный банк Японии, Японский банк развития и др.

Частные коммерческие банки являются универсальными и обслуживают клиентов городов и регионов страны. Помимо этого существуют почтово-сберегательные кассы, которые аккумулируют мелкие свободные денежные средства граждан, предоставляя им гораздо больший объем услуг, чем частные коммерческие банки.

В банковской системе США роль центрального банка выполняет Федеральная резервная система (ФРС). Она включает в себя: Совет управляющих ФРС, федеральные резервные банки и банки-члены ФРС.

Федеральные резервные банки (их 12) являются центральными по характеру своей деятельности для округов. Помимо них в этих округах функционируют коммерческие банки – члены ФРС.

В стране достаточно развиты специализированные кредитные институты, обслуживающие определенных клиентов и представляющие кредиты определенным отраслям экономики. Особенностью США является наличие значительного количества инвестиционных банков, аккумулирующих долгосрочные ресурсы и размещающих их посредством выпуска и размещения облигаций и других заемных обязательств.

В банковскую систему США входят страховые компании, вкладывающие свои ресурсы в долгосрочные вложения на рынке ценных бумаг, финансовые компании, предоставляющие кредиты в виде потребительских, инвестиционных ссуд, мелких ссуд индивидуальным заемщикам, кредитные строительные кооперативы, взаимосберегательные банки, пенсионные фонды и др.

 

 

Центральный банк России

(ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002г. №86-ФЗ)

 

 

Банк России (ЦБР) является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием. Банк России не регистрируется в налоговых органах, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Государство не отвечает по обязательствам ЦБР, а ЦБР – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено законодательством.

Основными целями деятельности ЦБР являются:

· защита и обеспечение устойчивости рубля, в т.ч. его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

· развитие и укрепление банковской системы РФ;

· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Получение прибыли не является целью деятельности ЦБР.

ЦБР выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег;

- устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

- устанавливает правила проведения банковских операций, бух. учета и отчетности для банковской системы;

- осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты.

ЦБР подотчетен Государственной Думе. ЦБР в пределах полномочий, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБР по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий. В случае вмешательства в его деятельность ЦБР информирует об этом Гос. Думу и Президента РФ.

Высшим органом ЦБР является Совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности банка и осуществляющий руководство и управление. В Совет директоров входят Председатель ЦБР и 12 членов Совета директоров, которые на постоянной основе работают в ЦБР.

Председатель ЦБР назначается на должность Гос. Думой сроком на 4 года большинством голосов от общего числа депутатов. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя ЦБР более 3-х сроков подряд. Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на 4 года Гос. Думой по представлению Председателя ЦБР, согласованному с Президентом РФ.

ЦБР образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят:

· центральный аппарат;

· территориальные учреждения (не имеют статус юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и др. обязательства без разрешения Совета директоров);

· расчетно-кассовые центры (РКЦ);

· вычислительные центры;

· полевые учреждения (для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ);

· учебные заведения и др. предприятия, учреждения, в т.ч. подразделения безопасности).

 

Денежно-кредитная политика

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики ЦБР являются:

- процентные ставки по операциям ЦБР (представляют собой минимальные ставки, по которым банк осуществляет свои операции);

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБР (размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров; при нарушении нормативов обязательных резервов ЦБР имеет право взыскивать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования);

- операции на открытом рынке предполагают куплю-продажу ЦБР казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг;

- рефинансирование банков – кредитование ЦБР коммерческих банков, в т.ч. учет и переучет векселей;

- прямые количественные ограничения – установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций (только после консультации с Правительством РФ);

- валютное регулирование;

- установление ориентиров роста денежной массы (исходя из основных направлений денежно-кредитной политики).

 

Порядок лицензирования коммерческих банков ( для общего развития)

 

 

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России. Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

За регистрацию кредитных организаций взимается сбор в размере, определяемом Банком России. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.

Кредитные организации получают право осуществления банковских операций с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России. Лицензии учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций, который подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России (“Вестнике Банка России”) не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а так же валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а так же взыскания штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет.

Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций представляются следующие документы:

заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

учредительный договор, если его подписание предусмотрено федеральным законом;

устав;

протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения на должность руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

свидетельство об уплате государственной пошлины;

копии свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а так же подтверждения Министерства РФ по налогам и сборам выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года;

декларации о доходах учредителей – физических лиц, зарегистрированные органами Министерства РФ по налогам и сборам, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;

анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими и содержащие сведения:

-о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с предоставлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования – опыта руководства таким

подразделением не менее двух лет;

- о наличии (отсутствии) судимости.

При предъявлении документов Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.

Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных документов.

После принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций Банк России в трехдневный срок уведомляет об этом учредителей кредитной организации с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов ее объявленного уставного капитала и выдает учредителям свидетельство о государственной регистрации кредитной организации.

Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для аннулирования решения о государственной регистрации кредитной организации.

При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

Кредитная организация обязана сообщать Банку России обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера в двухнедельный срок со дня принятия такого решения.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям:

несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера;

неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года;

несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.

Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

установления фактов недостоверности отчетных данных;

осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;

неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а так же нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”;

неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, кроме предусмотренных законодательством, не допускается.

Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России (“Вестнике Банка России”) в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

Банк России после отзыва лицензии у кредитной организации вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ее ликвидации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.19 сек.